Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Управление группой. 8. 1. Виды и структура групп




8. УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ

8. 1. Виды и структура групп

Человек живет среди людей, общается с ними, совместно трудится, учится, проводит досуг. Учебный класс, спортивная команда, участники демонстрации, учащиеся техникума – любые подобные объединения людей являются группой.

Группа, объединяя то или иное число людей, не представляет собой простую их сумму. В группе всегда возникают качественно особые явления, которые называются «групповыми эффектами». В них группа выступает как целое. Такими эффектами, например, является групповое настроение, психологический климат в группе, коллективная воля, групповые нормы поведения и др.

Группа – это совокупность людей, выступающая не как сумма входящих в нее лиц, а как целостное объединение, отражающее социальную природу общества, частью которого является

Выделяют большие и малые объединения людей. Это деление основывается на особенностях контактов между их членами. В больших группах (нация, демонстрация, члены определенного спортивного общества) контакт между всеми людьми, их составляющими, отсутствует. В малых группах (спортивная команда, школьный класс, семья) каждый член группы лично знает всех других ее членов по именам, фамилиям, каким-то личностным особенностям, деловым качествам; между всеми членами группы существует непосредственное общение. В больших и малых группах выделяют организованные (официальные, формальные) и неорганизованные (неформальные) группы. Они различаются способами возникновения. Организованные группы (группа техникума, спортивная команда, рабочие завода) создаются специально на основе официальных документов, штатного расписания. Они образуются для осуществления определенных общественных целей. Неорганизованные группы (дружеские компании, товарищи по играм, толпа, очередь) возникают стихийно , как бы сами собой. Их никто специально не создает, никто не руководит ими. Причиной их появления служат общие потребности, интересы, взгляды, симпатии, а нередко и просто случайно возникшие условия встречи.

Малая организованная группа – ближайшее социальное окружение, первичная микросреда, оказывающая влияние на человека.

Социально-психологическими особенностями малой организованной группы являются: цель, совместная деятельность, организационное строение, общение, групповые нормы, деловые и личностные отношения.

Цель – это тот желаемый результат, к которому стремятся члены группы в процессе деятельности. Достижение спортивной командой победы, подготовка к какому-либо мероприятию – все это иллюстрация общих целей. Цели различаются по социальному смыслу (общественнозначимые, групповые, личные) и по отношению к перспективе (перспективные, ближайшие, конкретные). Общественнозначимые цели — те, достижение которых полезно всему обществу; групповые и личные цели связаны с интересами одной группы людей или одного человека. Между общественно незначимыми целями, с одной стороны, и групповыми или личными, с другой, возможна двоякая связь: личные или групповые цели соответствуют общественным интересам (например, победа в лично-командных соревнованиях); групповые или личные цели противоречат интересам общества, асоциальны. Перспективные цели связаны с будущим, конкретные – строятся на месяц, неделю, день, урок. Наличие в группе перспективных, общественнозначимых целей, принятых ее членами и воспринимаемых ими как свои личные, благоприятно для развития группы.

Совместная деятельность – важнейшая особенность малой организованной группы, главная причина ее развития и эффективного функционирования. Направлена на достижение целей. Совместная деятельность – это общий труд, учение, игры, в которых имеют место взаимные действия и взаимная зависимость участвующих лиц. Например, футболисты коллективно действуют на поле, стремясь выиграть матч.

Совместная деятельность может быть взаимосвязанной и взаимонесвязанной. При взаимосвязанной деятельности действия одного участника невозможны без одновременных или предшествующих действий других членов группы. Такова деятельность экипажа самолета, хирурга и его ассистентов во время операции, певцов в хоре, членов команды в спортивной гребле, спортсменов в парном фигурном катании на коньках. При взаимонесвязанной деятельности каждый член группы вносит свой вклад в достижение общей цели, действуя индивидуально. Это характерно, например, в учебной группе, в трудовом коллективе. Совместная деятельность приучает членов группы считаться с индивидуальными особенностями других участников труда, оказывать им помощь, подчиняться общим требованиям.

Организационное строение группы. Малая организованная группа характеризуется определенной структурой. Структура группы – это устойчивая совокупность связей и отношений между ее членами. В структуре выделяются внешняя (формальная) и внутренняя (неформальная) подструктуры.

Внешняя подструктура определяется приказами, инструкциями, установками, положениями, штатным расписанием и другими официальными документами. Она включает официальных руководителей группы. В приказном порядке, например, занимают руководящие должности в спортивных командах тренер и его заместители. С этой подструктурой связано осуществление официального управления группой.

Внутренняя подструктура возникает в недрах самой группы. Она рождается как бы сама собой, стихийно и проявляется в лидерстве. Лидер – это член группы, который не предусмотрен штатным расписанием, его не назначают. Он неофициально ведет за собой других членов группы ведомых. Так, наряду с официальным руководителем в учебной группе может быть очень авторитетный ученик, влияние которого на поведение одноклассников больше, чем влияние преподавателя. Вокруг лидера обычно возникают объединения членов группы (группировки). В группе может быть несколько лидеров и несколько группировок.

Внешняя и внутренняя подструктуры могут дополнять друг друга. Тогда возникает единство группы, весьма необходимое для всей ее плодотворной жизни и деятельности. Возможны и расхождения подструктур. Это влечет за собой возникновение разногласий, даже конфликтов и, естественно, неблагоприятно отражается на групповой жизни в целом.

Общение. В малой организованной группе всегда имеет место непосредственное общение между членами, прямое обращение людей друг к другу чаще всего с помощью речи. Вопросы, просьбы, разговоры, беседы, диспуты – все это различные формы общения. Общение – непременное условие существования и развития малой группы. Именно в общении передается различная информация, осуществляется договоренность между членами группы.

Общение может быть деловым и личностным. В профессиональной деятельности общение обычно носит деловой, заранее продуманный и организованный характер. Оно зависит от сложности решаемых задач и правил деятельности, количества участвующих в ней лиц, степени их подготовленности. Личностное общение – это свободные контакты между людьми, позволяющие удовлетворять потребности человека в общении. Это может быть приятельское общение, контакты между незнакомыми зрителями в театре, на стадионе и др.. Наблюдая за общением, например, между учениками класса (как часто и по каким поводам они обращаются друг к другу, насколько корректны и вежливы), можно выяснить взаимоотношения в группе, существующие групповые нормы.

Групповые нормы. Нормы – это правила, которые устанавливаются, одобряются и принимаются как эталон поведения в группе. Групповые нормы определяются нормами общества, его нравственными принципами. В каждой конкретной группе наблюдаются свои дополнения к общим правилам, обусловленные особенностями жизни и деятельности этой общности. Так, в одной учебной группе опоздания на занятия, их пропуски, шпаргалки считаются недопустимыми, а в другой к этим нарушениям относятся снисходительно.

Совокупность норм данной группы характеризует ее ценностные ориентации и уровень моральной воспитанности. Групповые моральные нормы не записаны в законах в отличие от правовых норм, а поддерживаются единообразием суждений, оценок, мнений. Процессы выработки норм протекают путем сближения суждений, оценок, мнений членов группы по поводу основной системы ценностей группы. Этому способствует, прежде всего, их совместная деятельность. Совпадение, единство суждений и мнений по основным вопросам жизни группы (по основной системе ценностей) называется ценностно-ориентационным единством. По уровню этого единства можно судить об уровне развития группы

Деловые и личностные отношения, формальные и неформальные подструктуры следует рассматривать не только с позиции руководства группой, но и в плане деловых и личностных отношений в ней, составляющих межличностные отношения.

Деловые отношения – проявление формальной подструктуры. Они складываются на основе распределения и выполнения служебных обязанностей и возникают в процессе дел. Это «отношения ответственной зависимости», как называл выдающийся педагог А. С. Макаренко. К деловым отношениям относятся не только отношения руководства и подчинения, но и деловые связи между равными по положению членами группы. Деловые отношения существуют и между членами группы, выполняющими более или менее равные по значимости и непересекающиеся обязанности. Личностные отношения неформальной подструктуры группы основываются на симпатиях, антипатиях или безразличии между членами группы, на потребностях людей в эмоциональных контактах. Эти отношения обнаруживаются в дружбе, привязанности, товарищеских контактах между одними членами группы и во враждебности, неприязни между другими. Деловые и личностные отношения возникают и складываются в одной и той же группе, между одними и теми же людьми. Ведущими, как правило, являются деловые отношения. Однако влияние их зависит от уровня развития группы.

Рассмотренные социально-психологические особенности малой организованной группы характеризуют ее как целостное образование, в котором главным системообразующим признаком является совместная деятельность людей, направленная на достижение общей цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...