III. Этап организации мероприятия
III. Этап организации мероприятия
Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе.
Алгоритм организации мероприятия
1. Выяснить какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.
2. Определить основные требования к организационной деятельности (распределить роли и место в организации мероприятия, отведенные педагогу, учащимся, другим участникам процесса; продумать насколько это оправдано и обосновано).
3. Установить степень и значимость участия в организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и творчества (подбор организаторов и исполнителей)
4. Организовать вводный инструктаж, определяющий уровень разделения труда между организаторами мероприятия.
5. Организовать текущий инструктаж с организаторами и исполнителями и выяснить процесс подготовки и организации, оказать помощь в решении проблем.
6. Установить, степень реализации плана подготовки мероприятия.
7. Проанализировать качество осуществления данного этапа и определить, как это может повлиять в дальнейшем на ход мероприятия.
8. Внести поправки в ход мероприятия в связи со степенью подготовки.
IV. Этап проведения мероприятия
Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией.
Алгоритм проведения мероприятия
1. Важно помнить, что любое мероприятие имеет:
- организационную часть;
- основную часть;
- заключительную часть.
2. Обратить внимание на следующие моменты:
а) подготовка помещения, оборудования и оформления к проведению мероприятия;
б) эмоциональный настрой всех участников мероприятия;
в) убедительность, четкость, естественность выполнения учащимися заданий и упражнений для достижения цели проводимого мероприятия;
г) осознанность цели учащимися;
д) содействие (участие) в достижении цели мероприятия всех участников процесса.
V. Этап подведения итогов
1. Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.
2. Причины недостатков (достоинств) мероприятия могут заключаться в таких моментах, как:
· соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;
· соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;
· организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;
· педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность.
3. Сделать вывод и заключение на основе анкетирования (опроса) о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.
Приложение 5
Психологический анализ посещенного урока педагога образовательной организации (места прохождения практики).
Схема анализа системно-деятельностного урока
Авторы: Почевалова Р. В. (г. Москва) Аксенова И. Р. (г. Иркутск).
Общие сведения об уроке:
Предмет___________________________ Дата
Учитель _________________________________________________________ Класс____________________________
Тема: ______________________________________________________________
Учащихся в классе: ______ чел. Присутствуют ______ чел.
№
| Что оценивается
| Баллы
|
1. Проблематизация (оценивается, если этап присутствует)
|
1. 1
| Формы постановки проблемы: (наличие формы – 1)
|
|
| Разрыв в знаниях
|
|
| Отсутствие способа решения предложенной задачи
|
|
| Отсутствие аргументов в защиту своего мнения
|
|
| Практическая задача, требующая применения теоретических знаний
|
|
| Другое:
|
|
1. 2
| Из данной проблемы вытекает цель урока (да – 1, нет – 0)
|
|
2. Актуализация (оценивается, если этап присутствует, баллы по критериям не суммируются)
|
2. 1
| Проводится до постановки проблемы, задания четко выводят учащихся на проблему –(2)
|
|
2. 2
| Проводится после проблематизации, задания помогают вспомнить все, чтобы решить данную проблему – (1)
|
|
3. Целеполагание (оценивается, если этап присутствует)
|
3. 1
| Формулирование цели:
|
|
| Цель формулирует учитель (1) Цель формулируют учащиеся (2)
|
|
3. 2
| Цель сформулирована:
|
|
| Через действие (1)В виде проблемного вопроса (2)
|
|
3. 3
| Формы целеполагания (баллы по критериям суммируются):
|
|
| Тема-вопрос, опорные глаголы, подводящий диалог, закончи предложение – (1);
работа над понятием, проблемная ситуация, группировка и установление закономерностей, решение практической задачи, решение фантастической задачи, обнаружение ошибок – (2),
другое:
|
|
3. 4
| Диагностичность цели: (цель диагностична, измеряема – 1, нельзя измерить – 0)
|
|
3. 5
| Фиксация цели: (цель зафиксирована учителем – 1, не зафиксирована – 0)
|
|
4. Описание предполагаемого результата (оценивается, если этап присутствует)
|
| Без критериев – (1)С критериями – (2)
|
|
5. Планирование (оценивается, если этап присутствует)
|
5. 1
| План составляет учитель – (1) План составляют учащиеся – (2)
|
|
6. Содержание урока (оценивается, если этап присутствует)
|
6. 1
| Формирование УУД
|
|
6. 1. 1
| Запланированные личностные и метапредметные результаты (подчеркнуть)
|
|
| Регулятивные:
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция; способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
|
|
| Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической формами речи.
|
|
| Познавательные:
анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; применение методов информационного поиска.
|
|
| Личностные результаты:
самоопределение– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется, умение находить ответ на вопрос о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение»;
нравственно-этическая ориентация– действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
|
|
6. 1. 2
| Реально наблюдаемые умения (по 1 за каждое УУД, если оно реально наблюдаемо в ходе урока, суммируем):
|
|
6. 1. 3
| Развитие УУД (оценивается, если этап присутствует)
|
|
| Обсуждение способа развития УУД с учащимися – (2)
|
|
| Развития УУД без обсуждения способов с учащимися – (1)
|
|
6. 2
| Методические приемы по формированию УУД (по 1 за каждый прием, если он реально наблюдаем и целесообразен, баллы суммируем)
|
|
| Карта понятий, построение кластера (таблицы), создание семантической карты, создание спец. задания, моделирование, мозговой штурм, критериальное оценивание, работа в парах, чтение с остановками, создание авторского текста, создание творческих продуктов, групповая дискуссия, ролевая, позиционная игра, создание проблемной ситуации, другое
|
|
6. 3
| Использование ИКТ (оценивается, если этап ИКТ используется)
|
|
Оправдано – (2) Не оправдано – (0)
|
|
6. 4
| Использование приемов, методов (суммируются баллы по оправданности выбора методов/приемов и включенности учащихся)
|
|
6. 4. 1
| Не оправдано, методы/приемы – репродуктивные и продуктивные – (0)
|
|
| Выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы/приемы репродуктивные и продуктивные – (1)
|
|
6. 4. 2
| Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный – (1)
|
|
| Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный – (2)
|
|
7. Результат урока (оценивается, если этап присутствует)
|
7. 1
| Фиксация результата урока
|
|
| Учитель вернулся к планируемому результату и зафиксировал его – (1)
|
|
| Учитель не вернулся к планируемому результату и не зафиксировал его –(0)
|
|
7. 2
| Достижение результата урока
|
|
| Результат не достигнут или достигнут учителем –(0) Результат достигнут отдельными учащимися –(1)
|
|
| Большая часть класса достигла результат – (2) Результат достигнут каждым учащимся – (3)
|
|
8. Оценивание (оценивается, если были определены критерии)
|
| Критерии оценивания были определены в начале урока –(2)
|
|
| Критерии оценивания были определены в конце урока –(1)
|
|
| Критерии отсутствовали –(0)
|
|
9. Рефлексия (оценивается, если этап присутствует)
|
9. 1
| Приемы организации:
стоп-кадр урока, написание хокку, написание синквейнов, использование образов, метафор, ассоциаций – (2);
использование таблиц, схем, значков, графиков, пиктограмм, присвоение знаний – (1);
другое:
|
|
9. 2
| Предмет рефлексии
|
|
| Эмоции – (1)
|
|
| Процесс достижения результата –(2)
|
|
| Ценностное отношение учащихся к результату –(3)
|
|
10. Перспектива (оценивается, если этап присутствует)
|
10. 1
| Характер перспективы (перспектива связана):
|
|
| С данной темой урока – (1);
Со следующей темой урока – (1)
|
|
| С другими темами предмета – (2)
С другими предметами, жизнью – (3)
|
|
10. 2
| Домашнее задание (оценивается, если задано)
|
|
| Вытекает из результатов урока – (2)Не вытекает из результатов урока – (1)
|
|
| Дифференцированное – (2) Не дифференцированное – (1)
|
|
Оценка основных личностных качеств учителя на уроке (оценивается по 1 за критерий, баллы по критериям суммируются)
|
3. 1
| Предметная компетенция: знание предмета и межпредметная эрудиция учителя в целом
|
|
3. 2
| Педагогическая компетенция: уровень педагогического и методического мастерства
|
|
3. 3
| Культура речи, темп, образность, эмоциональность, общая и предметная грамотность
|
|
3. 4
| Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися, создание комфортной обстановки на уроке
|
|
| Общая сумма
|
|
Краткие выводы и предложения:
|
[1] Использованы материалы методиста ГОУ ДПО ЦПК «Нефтегорский Ресурсный центр» М. И. Польниковой
Воспользуйтесь поиском по сайту: