Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Танцевальный час на солнце.




Освещен розоватым жаром

танцевального зала круг:

места много летящим парам

для кружащихся ног и рук.

 

Балерины в цветном убранстве

развевают вуалей газ,

это танец

протуберанцев –

C*est la dance des protuberances!

 

Пляшет никель, железо, кальций

С ускорением в тысячу раз:

- Schneller tanzen?

Protuberanzen! –

Все планеты глядят на вас.

 

Белым пленникам некуда деться,

пляшет солнце на их костях.

Это огненный пляс индейцев

в перьях спектра вокруг костра.

Это с факелом, это с лентой

и с гитарою для канцон,

и спиральный,

и турбулентный

в хромосфере встает танцор.

 

Из-под гранул оркестр как бацнет!

Взрыв за взрывом,

за свистом свист:

- These is protuberances dancing! –

Длинноногих танцоров твист.

 

- Questo danza dei protuberanze! –

Это пляшут под звездных хор

арлекины и оборванцы

с трио газовых Терпсихор.

 

И затмения диск – с короной,

в граммофонном антракте дня,

где летим в пустоту с наклона –

мы с тобой –

два клочка огня!

 

Песня и игро-песня

 

И вновь рядом два игровых принципа. И вновь мы определяем доминанту по тому, что стоит первым.

 

Песня

«Песня …стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами… Звуки птичьего пения…»

(С.И. Ожегов).

 

 

Любопытно, что у В.И. Даля нет отдельного определения – что такое «песня»… В.И. Даль соединил вместе два понятия:

«песня» и «песнь»: «…стихи, назначенные для пенья, слова песни; голос, наголоска, голосяница, напев для пенья известных стихов, голос песни…».

«Песня» – сама по себе мощный игровой принцип. Раньше песни не пели, а играли.

Посмотрите на что – по В.И. Далю – раскладывается игровой принцип «песня»: «… русские песни… бывают: божественные, стихи, стихеры; былевые, былины; богатырские; молодецкие и разбойные; протяжные или проголосные, заунывные, веселые, круговые или хороводные, плясовые, балагурные, бурлацкие, скоморошьи; затем, обрядные: свадебные, веснянки, семичные, игровые, святочные; плачи, заплачки, подблюдные, игровые, гулевые, бабьи, посиделковые и пр.»…

Вся Жизнь, как на ладони…

Жизнь – как Песня… И какая Жизнь без Песни?

Да что говорить, если совсем недавно Жизнь каждого человека начиналась с колыбельной песни, а в армии были и боевые (не путать со строевыми) песни, и походные, и привальные…

Песни были прямыми участниками войн. Во время гражданской войны в России красноармейцы шли в бой с песней «Смело мы в бой пойдем за власть Советов», а белогвардейцы – «Смело мы в бой пойдем за Русь святую»…

И вообще: что поем – так и живем! Как живем – то поем!

«… Такой чувствительностью обладали девушки перед первой мировой войной. Собираясь на улице, они особенно часто затягивали песню «Последний нынешний денечек». Доходило до того, что ото всюдузвенела эта песня! Едешь по железной дороге, вдруг из третьего класса доносятся звуки гармони и – «Последний нынешний денечек»! Идешь в поле, видно как работают на сенокосе девчата, и вдруг звенит песня: «Последний нынешний денечек». Наша мать, слушая эту ото всюду льющуюся песню, качала головой и говорила: «Ох, не нравится мне эта песня! Как бы не напели и вправду чего страшного!» Даже мужики сердиться и кричать на молодежь: «Да что ж вы ничего другого не знаете? Ну, пели бы что-либо другое!» Молодежь стала петь… «Прощай садик, садик зелененький!» (Юрий Миролюбов «Сакральное Руси» (стр. 370 – 371).

Песня всегда оказывала на жизнь русских людей прямое воздействие.

Хочу привести еще один пример - из сказки Василия Шукшина «До третьих петухов».

«Здесь надо остановить повествование и, сколь возможно, погрузиться в мир песни. Это был прекрасный мир, сердечный и грустный. Звуки песни, негромкие, но сразу какие-то мощные, чистые, ударили в самую душу. Весь шабаш отодвинулся далеко-далеко; черти, особенно те, которые пели, сделались вдруг прекрасными существами, умными, добрыми, показалось вдруг, что смысл истинного их существования не в шабаше и безобразиях, а в ином — в любви, в сострадании.

 

Бродяга к Байкалу подходит,

Рыбачью он лодку берет,

Унылую песню заводит,

О родине что-то поет.

 

Ах, как они пели!.. Как они, собаки, пели! Стражник прислонил копье к воротам и, замерев, слушал песню. Глаза его наполнились слезами, он как-то даже ошалел. Может быть, даже перестал понимать, где он и зачем?

 

Бродяга Байкал переехал,

Навстречу родимая мать.

Ой, здравствуй, ой, здравствуй, родная,

Здоров ли отец мой и брат?

 

Стражник подошел к поющим, сел, склонил голову на руки и стал покачиваться взад-вперед.

- М-мх… — сказал он.

 

А в пустые ворота пошли черти.

А песня лилась, рвала душу, губила суету и мелочь жизни — звала на простор, на вольную волю. А черти шли и шли в пустые ворота. Стражнику поднесли огромную чару… Он, не раздумывая, выпил, трахнул чару о землю, уронил голову на руки и опять сказал;

- М-мх…

Отец твой давно уж в могиле,

Сырою землею зарыт.

А брат твой давно уж в Сибири

Давно кандалами гремит.

 

Стражник дал кулаком по колену, поднял голову — лицо в слезах».

 

Так В. Шукшин предсказал вторжение бесовщины в нашу эстрадную песню.

 

Песенный игровой принцип разнообразен в своих формах.

Это: и «песенный аукцион», и «песенный марафон», и «Два рояля», и «Угадай мелодию»… Были бы хорошие песни, а формы найдутся…

Практически, ни один игровой принцип не может обойтись без участия Песни.

Игра и Песня на Празднике – это Связь Поколений: прошлых – нынешних – и грядущих. По песням мы можем понять, что было на душе у наших предков… По сегодняшним песням можно определить – чувства, мысли, проблемы, желания нынешнего поколения… Песня, как игровой принцип, является и прекрасным ненавязчивым «манком»: стоит только запеть хорошую песню, как все ее подхватывают. А что еще нужно ведущему праздничной программы? Раз песню подхватили – значит, включились в праздник. Где песни поют, там и танцы станцуют, и в конкурсах поучаствуют. А если незнакомая песня имеет «обратную связь», то это вообще здорово.

Вот пример такой песни из репертуара Сергея Позднякова (г. Тюмень).

«Доброе утро».

Ведущий поет куплет:

Заглянуло солнышко

Утром к нам в окошко,

Прыгнул зайчик солнечный

К нам с тобой в ладошку!

Исполнение припева построено на диалоге ведущего с участниками праздника.

Ведущий. «Доброе утро»

Зрители. «Здравствуйте!»

Ведущий. «Добрый день и добрый…»

Зрител. «… вечер!»

Все остальное исполняется только ведущим.

Итак,

Припев:

«Доброе утро! Здравствуйте!

Добрый день и добрый вечер!» –

Нам с тобой совсем, совсем не лень

Говорить при каждой встрече.

Второй куплет:

Пусть погода хмурится,

Не испортит радости,

Дождь оставит лужицы,

А подарит радугу.

Припев.

 

«Песенка-чудесенка» (из репертуара О. Тимофеева).

Ведущий (поет).

Утром рано на лесной поляне

Звонко, звонко заяц барабанит.

Дети (хлопают по коленкам.)

Тра-та-та! Тра-та-та!

Тра-та-та! Тра-та-та!

Ведущий.

Из берлоги вылез медвежонок,

Топать начал он спросонок.

Дети (топают ногами).

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Ведущий.

Лягушата делают зарядку,

Пляшут, пляшут весело вприсядку.

Дети (приседают.)

Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

Ведущий.

Сразу стало пусто на полянке,

Звонко, звонко дождик барабанит.

Дети (хлопают в ладоши.)

Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап!

Ведущий.

Вот такая песенка,

Песенка-чудесенка!

«Сулико»:

Ведущий предлагает участнику праздника спеть грузинскую народную

песню «Сулико» на «грузинском» языке и вручает текст, где написаны буквы русского алфавита, которые он пропевает на мелодию песни «Сулико».

Выглядеть это будет так:

«А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З,

И, К, Л, М, Н, О, П, Р,

С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, твердый знак,

Ы, мягкий знак, Э, Ю, Я».

Две последние строчки повторяются.

«Дирижер»:

Ведущий предлагает спеть всем известную песню. Но ставит условие:

зрители справа следят за его правой рукой, а «левые» зрители следят за его левой рукой. Если ведущий поднимает ту или иную руку вверх, то песня поется громче, если опускает руку вниз, то чем ниже рука, тем тише поется песня. А если рука (руки) совсем опущены – то песня поется «про себя» – молча.

«Поющая фауна»:

Выбирается любая известная, мелодичная песня и ведущий предлагает ее

спеть. Но исполнить ее надо на языке какого-либо знакомого всем животного (или птицы).

 

«Докучная песня»:

Докучная песня, как докучная сказка: имеет начало, но не имеет конца.

Жила-была бабка

На краю местечка.

Захотелось бабке

Искупаться в речке.

Бабка хитрая была –

Купила мочало.

Наша песня хороша –

Начинай сначала!

И песня повторяется еще и еще раз, пока не надоест. Текст песни подходит под мелодию тустепа «Девочка Надя».

«Кузнечик»:

Берется известная песня «В траве сидел кузнечик» и поется.

Но вместо глаголов поются слова: «Ля-ля!» Припев поется нормально, то есть почти полностью: «ля» поется только вместо последнего глагола.

В траве ля - ля кузнечик,

В траве ля - ля кузнечик.

Совсем как огуречик

Зелененький он ля.

Припев:

Представьте себе,

Представьте себе –

Совсем как огуречик,

Представьте себе,

Представьте себе –

Зелененький он ля.

Дальше: он «ля» одну лишь травку,

не «ля-ля» и козявку и т.д. до финала:

Не ля-ля, не ля-ля он,

Не ля-ля, не ля-ля он.

Никак не ля-ля-ля он

Такого вот конца…

 

В завершении темы хочу привести примеры из игровых спектаклей Театра Охочих, где использованы:

песня «Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!» (из репертуара Александра Зайцева)

и народная, масленичная песня «Блиночки».

 

«Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!».

«ФОМА. Давайте посостязаемся! И заодно, узнаем, кто у нас шустрей: мы…

 

Гордо.

 

… мальчишки или они…

Пренебрежительно.

 

… девчонки!

МАРФУША. Конечно, мы! Правда, Нюша?

НЮША. Верно, Марфуша!

 

В зал.

 

Верно, девчонки?!

 

Девчонки отвечают.

 

ЯРЕМА. И все равно мы, мальчишки, дружнее.

 

Командует.

 

Мальчишки, по-мужски – басом – кричим «ха-ха-ха»!

Чтобы у девчонок лопнули пере…

 

К Нюше и Марфуше.

 

Кстати, как правильно писать: «п и р и понные барабанки» или

«п е р е понные барабанки».

НЮША. « П е р е понные барабанки»!

МАРФУША. Да нет! П и р и понные» барабанки!

ФОМА. Эх, вы, барабанки! Правильно – «барабанные перепОнки»!

Итак, мальчишки, выскажем-покажем девчонкам наше дружное –

«ха-ха!».

ЯРЁМА. По моей команде – я шапку вверх подброшу – вы все хором – «ха-

ха-ха»!

Приготовились! Начали!

 

Подбрасывает шапку.

Мальчишки кричат «ха-ха-ха!».

 

НЮША. А мы – девчонки – тоже «щи лаптем не хлебаем»!

МАРФУША. Мы не х у жее ребят! Вот я платочек подброшу – пока он

летит – мы скажем мальчишкам своё «хи-хи-хи»!

Как платочек упадет – замолкаем!

НЮША. Делаем пробу!

 

Подбрасывает платок.

Девчонки хихикают.

 

ФОМА. Ребята, на это визгливое девчоночье «хи-хи» ответим нашим

мужским, мальчишичьим «Ха! Ха! Ха!»

 

Подбрасывает шапку.

Мальчишки «хахакают».

ЯРЕМА. А вот теперь и посмотрим – кто круче!?

 

Скоморохи и скоморошины проводят песню-игру «Хи-Ха».

НЮША-МАРФУША. Мы сейчас споем вам песню, сложим с музыкой стихи.

Все девчонки нам помогут, ну-ка, дружно – хи-хи-хи.

ФОМА-ЕРЁМА. А мальчишки возражают – это просто чепуха!

Вот так песня, насмешили и все вместе – ха-ха-ха!

НЮША-МАРФУША. Девочки поют и пляшут, парни хмурые, как мхи,

Мы сейчас вас расшевелим, ну-ка, дружно – хи-хи-хи!

ФОМА-ЯРЁМА. Вот пристали непоседы! Расскакались, как блоха.

Ничего у вас не выйдет, скажем прямо – ха-ха-ха

ВСЕ. Что за дело, что за право, это просто – чепуха!

Скажем мы сейчас друг другу – хи-хи-хи да ха-ха-ха!»

 

«Блиночки».

«МАСЛЕНИЦА.Давайте, все вместе будем печь блины.

Поработаем под мою любимую песню.

 

Масленица объясняет зрителям, что надо делать во время песни.

Блины пекутся так.

 

Сверху ладонью правой руки шлепает по ладони левой руки.

 

И вот так…

 

Ладонью левой руки шлепает по ладони правой.

Масленица поёт песню и на припеве «Ой, блины, блины, блины –

вы блиночки мои» показывает движения, а зрители повторяют

эти движения: показывают руками, как они переворачивают «блины» с ладони на ладонь.

 

«Как на масляной неделе

Из печи блины летели

Припев: Ой, блины, блины, блины.

Вы, блиночки мои!

 

Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели.

Припев.

 

Наша милая сестрица

Печь блины ты мастерица

Припев.

 

Растворила на дрожжах

Не удержишь на вожжах

Припев.

 

Напекла она поесть

Сотен пять, а может шесть

Припев.

 

На поднос блины кладёт

И сама гостям несёт

Припев.

 

Гости будьте же здоровы.

Вот блины мои, готовы

Припев.

 

Масленица исполняет песню вместе со зрителями».

Игро-песня

В данном игровом принципе – «песня» является подспорьем игре. «Игра» становится хозяйкой, а «песня» помогает ей в этом.

Например, известные всем игры «Бояре», «Каравай»…

 

«Антошка»:

Играющие становятся в круг, в середине которого сидит водящий и делает вид, что спит. Он и есть – Антошка. Хор движется вокруг Антошки и поет, подразнивая:

Антошка – Антошка,

Пошли копать картошку!

Антошка – пошли копать картошку! и так далее.

В любой момент песни Антошка быстро встает. Хор разбегается в разные стороны. Каждый убегающий пытается сесть на что-то, чтобы были «выше ноги от земли». Антошка старается осалить кого-нибудь из них. Осаленный – становится Антошкой. Фактически, это игра в салочки «Выше ноги от земли» на основе песни.

«Колпак мой треугольный»:

В этой песне каждое песенное словонадо заменятьразличными движениями.

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

Это не мой колпак.

А теперь на слово «колпак» показываем рукой на голову, а само слово «колпак» не произносим. Затем на слово «мой» касаемся рукой груди, а само слово не произносим. На слово «треугольник» показываем три пальца вытянутой вперед руки, а потом переводим ее на пояс. По этому принципу можно «петь» и многие другие песни.

«У оленя дом большой»:

Разучиваются слова песни и объясняется, что каждое слово обыгрывается соответствующими движениями рук. Темп постепенно нарастает.

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко,

Заяц по лесу бежит,

В дверь ему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой!

Быстрей двери открывай,

Лапу мне давай!»

Подобная манера исполнения хорошо ложится и на другие песни.

«Семья дяди Тома»:

Все поют хором слова этой веселой песенки:

«У дяди Томаса семь сыновей,

Семь сыновей у дяди Томаса.

Они не ели, они не пили

И не скучали никогда».

Ведущий: «И делали вот так! Правая рука!»

Ведущий показывает жест и играющие повторяют его: выбрасывают перед собой правую руку и в такт мелодии покачивают ею, повторяя песню.

Так поочередно после каждого куплета выбрасывается правая и левая рука, правая и левая нога притоптывает в такт мелодии, затем движения правым и левым плечом, правым и левым глазом.

Игра заканчивается следующим образом:

«У дяди Томаса семь сыновей,

Семь сыновей у дяди Томаса.

Они не ели, они не пили

И не скучали никогда.

Правая рука,

Левая рука,

Правая нога,

Левая нога,

Правое плечо,

Левое плечо,

Правый глаз,

Левый глаз

И голова».

Играющие кладут руки на голову.

«Джон Брамс Бой»:

В эту игру играют так: все поют слова песенки:

«Джон Брамс Бой смазал лыжи один раз (3 раза)

И поехал на Кавказ».

А теперь последнее слово «раз» не произносим, а делаем один хлопок. Потом – предпоследнее слово – 2 хлопка, каждый раз повторяя полностью только слова «И поехал на Кавказ». В итоге получается:

первая строчка – 7 хлопков – «И поехал на Кавказ». А потом хлопками мы заменяем слова, начиная с начала песни.

«Барыня»:

Участники игры делятся на три хоровые группы. Первая группа поет фразу «в бане веники мочены». Вторая группа поет фразу «веретена не толчены». Третья группа поет свою фразу: «а мочала не сушены». Припев поют все вместе: «Барыня, барыня, барыня-сударыня». Хоровые группы поют свою строчку на разные голоса (высокие и низкие) и в разном темпе, который задает дирижер – ведущий. Вот и все, но зато поют весело, чуть-чуть дурачась.

 

«Узнай песню»:

Весь зал делится на четыре участка. Вызываются четыре водящих. Они выходят за дверь. 1-я группа поет одну строчку какого-нибудь куплета песни, 2-я группа – вторую строчку и т.д. Водящие входят в зал. Зал поет свои строчки хором, все вместе. Надо угадать, какая песня поется. Выигрывает тот, кто первым угадал.

 

«Песенная эстафета»:

Ведущийнапеваетстрочку из какой-нибудь популярной песни. Например: «В траве сидел кузнечик, зелененький он был».

У остальных игроков есть возможность зацепиться за любое слово в этой строке и продолжить: «Травы, травы, травы не успели от росы серебряной погнуться…» - «Серебряные свадьбы…»- «А, эта свадьба пела и плясала» - и т. д.

Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее пропоет продолжение.

 

«Буквы и песни»:

Ведущийназывает какую-либо букву алфавита. Команды должны запеть песню, куплет которой или припев начинается с этой буквы.

Например:

Буква К – «Калинка, калинка, калинка моя!»;

буква И – «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?»;

буква А – «Автомобили, автомобили буквально все заполонили…».

 

«Найти предмет поможет песня»:

Водящий выходит из зала.

Остальные играющие прячут какой-либо предмет (кубик, книгу, платок) и когда приходит водящий, начинают петь какую-либо песню, и чем ближе подходит к нему, тем громче звучит песня, чем дальше – тем тише.

После того, как предмет найден, водящий выбирает себе замену из других игроков.

 

«Песенная память»:

Играющиесидятвкругу.

Ведущий ходит внутри круга и, обращаясь то к одному, то к другому участнику игры, говорит несколько слов из текста широко известных песен.

 

Тот, к кому он обратится, должен сейчас же пропеть куплет песни, из которой взяты сказанные ведущим слова.

Кто не справится с заданием, выходит из игры или отдает фант.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...