Стихотворное подкрепление к теме «ПЕСНЯ».
И. Мальцев Когда я, плача в колыбели, гнал тишину ночную вон, мне мать про Русь ту песню пела, приходил желанный сон. Когда не мог унять я слёзы на тризне матери моей, мне ветры пели про берёзы и ширь нехоженых полей. Когда от вражеской шрапнели вздымалась смерть над головой, про Дон родной мне бури пели и звал напев в кровавый бой. И чтоб в напутствие потомкам дать мудрость отчую мою, под задушевную гармоньку я песню русскую спою.
Комикс – игра (игровое представление)
«Комикс, -а, м.Небольшая, наполненная иллюстрациями книжка легкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями…» (С.И. Ожегов) «Комикс, -а, м. Морск ., курс. Шутл. Порог…. 2. мн. комиксы, -ов. Курс. Шутл. Каникулы в военном училище…» (В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина «Большой словарь русского жаргона». Спб., «Норинт», 2001)
«Комикс-игра» – терминология Театра Охочих комедиантов. Можно сказать и по-другому: «Игровое представление». Суть все равно одна: если зрители, гости праздника, которых вы выманили на сцену, стали вашими актерами – это и есть то, что стоит в названии данного игрового принципа. На сцене выманенные вами люди не играют в игры, а участвуют в импровизационном представлении. То есть они на сцене (эстраде) действуют – с вашей помощью – как актеры. «Комикс-игра» (игровое представление) так же, как любой игровой принцип, имеет свое сценическое разнообразие. Это могут быть: - зримый анекдот; - рассказ пересказ (сценическое повторение текста за ведущим); - пантомима (пластическая иллюстрация текста ведущего); - сказка-подсказка (самый популярный пример – сказка «Репка»,
где участникам представления раздаются карточки с фразой его персонажа, которые надо произнести, когда персонаж упоминается ведущим по ходу рассказа; - ролевые игры и т.п.
«Анка, Петька и Чапай» (зримый анекдот из репертуара Т. Хафизова): Ведущий выманивает из зала четырех человек: трех мужчин и женщину и распределяет роли. Один мужчина – это Чапаев. Он все время кричит фразы: «Огонь, Анка!» и «Гранату, Петька!» Другой мужчина – Петька. Его фраза: «Василий Иванович, танк белогвардейский!» Женщина играет Анку. Фраза Анки: «Василий Иванович, белые наступают!» Третий мужчина (желательно, чтобы это был самый популярный человек в коллективе) играет белогвардейский танк. Ему дается стул, который он с тарахтеньем двигает в сторону Чапаева. Чапаев, Анка и Петька становятся вместе. Ведущий руководит ими. Анка. Василий Иванович, белые наступают!
По жесту ведущего зрители начинают топать ногами.
Чапаев. Огонь, Анка! Анка (строчит как из пулемета). Тра-та-та!
Зрители перестают топать. Но начинает надвигаться белогвардейский танк.
Танк (двигает стул). Тух-тух-ту-тух! Петька. Василий Иванович, танк белогвардейский! Чапаев. Гранату, Петька! Петька кидает воображаемую гранату. По сигналу ведущего зрители кричат: «Ба-бах!» Танк отползает. И так повторяется еще два раза. Когда идет повтор в третий раз, Чапаев – а об этом с ним заранее договорился ведущий – на фразу Петька: «Василий Иванович, танк белогвардейский!» говорит другу фразу. Чапаев. Да какой же это танк, Петька! Это … Называет фамилию и имя человека играющего танк.
со стулом забавляется! «Побег царевны» (рассказ-пантомима из репертуара Веры Исаенко): Ведущий набирает нужное количество людей для участия в представлении и объясняет им, что они без слов повторяют все, что он говорит. Зрителям ведущий сообщает, что они – массовка, которая будет временами подключаться к действию.
Действующие лица: Царь с Царицей, Царевна, Царевич Елисей, Постель, Кузькина Мать, Раки, Царедворцы, Надежда, Замысел, Вдохновение, Государство, Гора, Окно, Конь. ВЕДУЩИЙ. В некотором царстве, в некотором государстве жили- были ЦАРЬ с ЦАРИЦЕЙ, любили они друг друга. Одна беда у них была – не было у них детей. Сколько не уговаривал ЦАРЬ ЦАРИЦУ лечь с ним в ПОСТЕЛЬ, ЦАРИЦА наотрез отказывалась и только показывала ему КУЗЬКИНУ МАТЬ. Разгневался ЦАРЬ и показал ЦАРИЦЕ вместе с КУЗЬКИНОЙ МАТЕРЬЮ, где РАКИ зимуют. Стала после этого ЦАРИЦА словно шелковая, ручная (пошла по рукам) и ЦАРЯ не забывала. К исходу декабря по дворцу пошло великое ликование У лыбки и аплодисменты массовки.
так как родилась прекрасная ЦАРЕВНА. Росла она не по дням, а по часам. Вместе с ней росло и крепло ГОСУДАРСТВО. И жених сыскался ей – раскрасавец ЕЛИСЕЙ. Увидел он ЦАРЕВНУ и упал, сраженный ее красотой. ЦАРЕДВОРЦЫ оказали срочную помощь, окропили живой водой. Очухался ЕЛИСЕЙ и стал просить руки ЦАРЕВНЫ. Но ЦАРЬ с ЦАРИЦЕЙ отказали. Заплакала ЦАРЕВНА, а ЕЛИСЕЮ была подарена нянькой НАДЕЖДА: «Стой на своем». И ЕЛИСЕЙ, не теряя НАДЕЖДЫ, стал вынашивать ЗАМЫСЕЛ. На подмогу ему пришло ВДОХНОВЕНИЕ. ЕЛИСЕЙ решился на похищение. Он залез на ГОРУ и оглядел окрестности.
Подключается массовка, изображая и озвучивая грозу.
Была темная ночь, взошла луна, подул ветер, закачались деревья, ударил гром, пошел сильный дождь. ЦАРЕВИЧ подвел КОНЯ к ОКНУ ЦАРЕВНЫ. Она выпала из ОКНА в его объятья. Он громко поцеловал ее и с ВДОХНОВЕНИЕМ усадил на КОНЯ.
Массовка.
Веселится и ликует весь народ! Вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец. А кто слушал до конца – тому рюмочку винца.
Занятие «Занятие … 2. То, чем кто-нибудь занят, дело, труд, работа, а также вообще заполнение чем-нибудьсвоего времени». (С.И. Ожегов.)
На сегодняшний день – это последний игровой принцип. Возможно, что «день грядущий» еще внесет свои дополнения, но пока будем считать, что «занятие» – это последний игровой принцип. «Занятие» – очень важный игровой принцип: он имеет собирательный характер. Что происходит сегодня на празднике? Микрофоны работают… Музыка звучит… Нет главного… Нет зрителя! Что, в таком случае, делают устроители праздника? Приказывают ведущим, скоморохам, клоунам зазывать народ… В лучшем случае – это достаточно действенный ход – посылают ряженых и «ростовых кукол» по дворам и улицам с заданием «привести людей».
Что в данной ситуации делает Театр Охочих комедиантов? Актеры театра – а в обязанность каждого входит иметь это – берут специальные сумки-котомки, в которых находятся цветные мелки, листы с «буриме», чистые листы бумаги, маркеры и фломастеры, авторучки и карандаши, надутые воздушные шары, надутые воздушные длинные («колбаской») шары, веселые кроссворды и т.п. и идут в народ. Они не призывают никого прийти на праздник. Они просто (обычно обращаются к ребенку) предлагают порисовать(или нарисовать лицо на воздушном шаре, или из длинного шарика сложить какую-нибудь забавную фигуру). И достают «мелки» (или фломастеры, или шары). И все… Какой нормальный ребенок откажется порисовать цветнымимелками на асфальте? Какой нормальный родитель не позволитсвоему ребенку это? Какой родитель броситсвоего ребенка? И вот – ребенок рисует, а мама или папа помогают ему, а, если не помогают, то получают в руки буриме, или веселый кроссворд, или что-то еще… Мы не знаем – куда шла эта семья… Важно то, что она нашла здесь для себя занятие. А рисующий – это «манок» для другого, проходящего мимо ребенка. 15-20 минут – и вся площадь заполнена рисующими детьми, рядом с которыми находятся их родители… И, когда ведущие заговорят в микрофон, они уже имеют дело не с пустой площадью, а с подготовленными – для начала праздника – людьми. И еще. На праздниках меня всегда волновала проблема 3-4 летних детей. Особенно, когда рядом нет детской площадки с горками, качелями, каруселями. В хороводы и массовые игры малышей не поставишь. Остаётся им только смотреть. Мой внук Ярослав, когда ему стукнуло четыре с половиной года, одним махом решил эту проблему. Он стал заставлять свою маму брать с собой большую сумку, наполненную своими (ему уже не нужными) детскими игрушками.
Придя на праздник, они выбирали неподалеку от общих гуляний уголок, раскладывали, вешали (на деревьям или заборах) эти игрушки и организовывали то, что сейчас мы называем «Киндер-уголок». Отбоя от детей, желающих поиграть нет. Счастливы и родители – ребёнок занят. Теперь «Киндер-уголок» разросся: в нём участвуют уже несколько мам (из театра) со своими детьми и игрушками. Вот так маленькие дети втягиваются в праздник – на уровне профессии. Занятие, как и общение, может быть обыденным (обычным, бытовым) и праздничным. Но в бытовом понимании слова «общение» нет смысла «занимательно, интересно» - как в слове «занятие». Бытовое занятие (если это не рутинные дела) всегда несёт оттенок праздничности, поскольку связано с досугом и хобби. Досуг – как правило – это какая-то разновидность отдыха. Можно перефразировать известное выражение: «Отдых – это смена деятельности на занятие» (школьные занятия – это деятельность, учёба). Хобби – это увлечение (увлекательное занятие). Занятие – это основа досуга: маленький праздник (мне занятно, приятно, интересно). До 1917 года занятию уделялось огромное внимание. Ниже я привожу выдержки из оглавления книги дореволюционного издания, посвящённой именно «занятию». «ОГЛАВЛЕНИЕ.
ОТДЕЛ I. Занятия естественно-исторические: Обработка земли. О формах садовых гряд. Как огораживать гряды. Разведение луга. Цветочные гряды. Как сеять семена. Средство для ускорения всхода семян. О пересаживании растений. О добывании семян. Огород. Прививание георгин. Уход за туземными растениями. Отсадки, отводки, черенки. Уход за ягодными кустами.. Уход за комнатными растениями. Установка растений. Шуточные горшки и земля. Пересадка. Поливание… и др… Осязание завядших цветов. Как вырастить в полчала некоторые растения. Сушение и собирание растений. Сушение и сохранение цветов в песке. Собирание деревьев. Приручение птиц. Ловля птиц. Приманивание птиц. Уход за комнатными птицами. Приручении птиц… и другое… Ловля рыб. Прикармливание рыб… и др… Животные и их ловля. Уход за прирученными животными… Аквариумы… Террариумы… Собирание насекомых. Воспитание гусениц.
ОТДЕЛ II. Физические и химические забавы. Забавы и занятии с помощью ветра. Танцующие змеи. Ветряные мельницы. Мыльные пузыри и воздушные шары. Комнатные фонтаны Как растить кристаллы. Сахарные кристаллы. Красные кристаллы. Жёлтые кристаллы. Маленькая гроза. Домик с громоотводом. Игры в гирлянды…» И многое-многое другое!
Повторюсь: вышеизложенное – это очень краткая выборка из оглавления к книге «Занятия». Почему я так заострил на этом внимание. Моё убеждение, что в понятие «праздничное общение» должны входить (на объединяющей основе) и интересные бытовые занятия и увлечения (хобби). То есть надо дать возможность на праздничном пространстве собираться людям по интересам. Не все же хотят петь и плясать! Для кого-то и занятия химическими опытами – развлечение! Развлечение.
«РАЗВЛЕКАТЬ, развлечь что – разволакивать, растаскивать, влечь, тащить врознь; разобрать, разнести кучу, ворох; разодрать, разнять что-либо союзное. Развлекать кого, развлечь мысли, думу – рассеять, заставить забыть на время что-либо и заняться другим; отвратить чьи-либо мысли от одного предмета на другой… Развлеченье – забава, потеха, занятие для отдыха от умственного труда или от забот». (В. И. Даль) «РАЗВЛЕЧЕНИЕ … 2. Занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие, развлекающее. Массовые развлечения». (С. И. Ожегов)
Все из вышеописанного, что начинается с понятия «Игра» (все игровые принципы) – это ИГРА. Они же относятся и к понятию - «Развлечение». Но, всё-таки, игра и развлечение – это не одно и тоже. Еще раз обращусь к Владимиру Ивановичу Далю: «Развлекать (далее курсив мой – П. В. В.) - … разволакивать, растаскивать, влечь, тащить врознь; разобрать, разнести кучу, ворох; разодрать, разнять что-либо союзное …». Мы подошли к потерянному пониманиюрусского Праздника. Сценическая площадка (эстрада) – это маленькая часть большого Праздника. Сегодня на площадях не народные гуляния, а народные стояния (превращение Праздника в политизированное зрелище – это «заслуга» большевиков, а сведение его к развлекательному, бессмысленному шоу-концерту – «старания» сегодняшних представителей «режмасса»). Гулять – это не ходить … Ходит тело, а гуляет душа … Правда - естьразница?.. Стоит и на себявнимание обратить: чем мы живем? Передвигаемся-то телом (и телу нашли замену – машины), а живем чем? Настоящий Праздник – это концентрация и выплеск ЧУВСТВ, а, значит: слияние ДУШ воедино! Именно поэтому: Праздник понятие божественное (не путать – «религиозным» пониманием этого слова). Сегодня милиция просит: «Не скапливайте людей плотно: разволакивайте их! Пусть будет между людьми небольшое расстояние: люди – сбитые как селедка в бочке – перестают быть ЛЮДЬМИ! Это – биомасса…». В толпе легче всего потерять себя КАК ЧЕЛОВЕКА. Человек пришел НА ПРАЗДНИК. Пусть у Него разбегутся глаза от ИЗОБИЛИЯ ПРАЗДНИКА! Пусть он познает себя на Празднике – как когда познала себя Золушка на королевском балу!
Вышеописанная система игровых принципов позволяет наполнить ее любой Темой! Система игровых принципов – это «скелет». Тема, как содержание – это наполнение! Посмотрите друг на друга и на себя лично: в чём отличие человека от человека? По скелетам мы - братья-близнецы. Количество мяса на костях – тоже не показатель. Мы отличаемся друг от друга – ДУШАМИ. Душа и радуется данному Ей телу, и борется с ним. В этом великий парадокс нашего Бытия (от слова «быть»!). В этом и вечный конфликт «праздничного» и «обыденного» (быта). Почему Пасха в Православии более значимый Праздник, чем у католиков (у католиков на первом плане стоит Рождество? Главный символ православной Пасхи – ЯЙЦО!.. Живое (куриное, гусиное, утиное, перепелиное и… любое другое) яйцо в котором бьётсяДУША, означает ЖИЗНЬ… Сбрось скорлупуи… Потому и нужен Праздник: чтобы сбросить с себя шелуху быта! Потому на Руси и Смертьбыла наградой заПРОЖИТУЮЖИЗНЬ. Поэтому все основыПраздника относятся, как к Жизни, так и к Смерти. И свадьба– Праздник в обрядах, и похороны – Праздник через обряды….
Повторюсь: посмотрите еще раз на выше описанную игровую систему. Это – схема (как основа, как каркас). Наполните её ТЕМОЙгрядущего « мероприятия » и «схема» превратится в Праздник!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|