Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8 Межличностная перцепция и интеракция в процессе общения.




8 Межличностная перцепция и интеракция в процессе общения.

Межличностная перцепция — одна из сторон общения наряду с общением как обменом информацией и общением как обмен взаимодействием, которая подчеркивает особое значение активности субъекта, роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта в качестве специфичных детерминант воспринимаемой ситуации.

Это понятие является более узким по отношению к понятию социальная перцепция, которое охватывает круг проблем, связанных с процессами восприятия партнерами по общению друг друга и установления взаимопонимания между ними. Взаимопонимание является основой понимания людьми друг друга и предполагает не только понимание намерений, ожиданий, эмоций и мыслей партнера, но и их принятие, разделение всеми участниками процесса общения.

Восприятие партнера по общению раскрывается в процессах социальной перцепции разных видов, одни из которых могут быть отнесены к области межличностной перцепции, например, когда индивид воспринимает другого индивида, принадлежащего к «своей» группе или когда индивид воспринимает другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе. В этих случаях целесообразнее говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или восприятии человеком человека. Для процесса межличностного восприятия характерна определенная направленность как селективность, избирательность. В данном случае в восприятие другого человека включаются, прежде всего, не его внешние, физические характеристики, а преимущественно его личностные характеристики.

Представление, образ другого человека может существенно изменяться в зависимости от заранее известной о нем информации, например, профессии. А. А. Бодалев провел эксперимент, который выявил роль предварительного знания о человеке в формировании впечатления о нем. Суть эксперимента заключалась в том, что испытуемым предъявлялась фотография одного и того же человека, но одной группе испытуемых сообщалось, что на портрете изображен преступник, а другой группе говорилось, что на фотографии лицо крупного ученого. После показа фотографии каждого испытуемого просили словесно описать изображенного на ней человека. В случае, когда испытуемые считали, что на портрете лицо преступника, они приписывали глубоко посаженным глазам значение затаенной злобы, а выдающемуся подбородку значение решимости " идти до конца" в преступлении. Группа испытуемых, которая считала, что на портрете выдающийся ученый, тем же глубоко посаженным глазам придавали другой значение, а именно, глубины мысли, а тот же выдающийся подбородок свидетельствовал о силе воли в преодолении трудностей на пути познания. Таким образом, в образ другого человека может включаться содержание, которое не дано непосредственно, чувственно, а задано в слове. Этот эксперимент позволит выявить важную роль эффекта установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

 

 

9 Основные психологические характеристики группы.

Современное общество включает в себя огромное количество разнообразных социальных групп, различающихся по целям и содержанию деятельности, по способу объединения, характеру функционирования и т. д. В системе существующих общественных отношений каждая из них занимает свое определенное место. По числу входящих в них людей социальные психологи выделяют большие общественные группы (макрогруппы) и малые группы (микрогруппы).

Малая группа возникает, как правило, на основе совместной деятельности, общих интересов небольшого числа людей, между которыми поддерживаются непосредственные, личные контакты. Члены такой группы находятся в постоянном общении друг с другом. Это приводит к формированию групповых взглядов и норм поведения. Число лиц, входящих в малую группу, бывает различным. Нижний ее предел, естественно, не может быть меньше двух человек. Верхняя граница соответствует тому уровню, на котором сохраняются и наиболее активно поддерживаются межличностные контакты, оказывается взаимное влияние членов группы. Считается, что наиболее распространены микрогруппы, составляющие из (±) семи человек.

В свою очередь малые группы подразделяются на формальные и неформальные. В отличие от формальных групп, структура которых определена свыше, неформальные группы складываются стихийно и могут существовать внутри большей по размерам группы.

В социальной психологии встречается и другая классификация малых групп. Они подразделяются на так называемые группы членства и референтные группы. В референтной группе субъект может даже и не состоять, но на мнение, взгляды группы, к которой он сам себя относит, ориентирован настолько, что они существенно влияют на его мотивационную сферу, поступки, поведение, что мы нередко наблюдаем в современных молодежных группах.

Социально-психологический механизм воздействия подобных групп помогает понять, почему субъект поступил определенным образом, иногда даже вопреки своим личным интересам, разобраться в истинных причинах его противоправного поведения, увидеть скрытые мотивы, подтолкнувшие его на этот путь.

В социальной психологии основными характеристиками группы считаются: ее параметры (состав, структура); внутригрупповые, межличностные процессы; групповые нормы и ценностные ориентации; система санкций. В тех случаях, когда юристу приходится иметь дело с группой, с оценкой группового поведения людей, весьма важно обращать внимание на содержание функциональных обязанностей ее членов в ходе их совместной деятельности, а также на характер их межличностных, ролевых отношений в динамике групповой жизни. Именно по этим признакам и отличается каждая группа людей от другой группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...