Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13 Динамика конфликта и методы его разрешения.




13 Динамика конфликта и методы его разрешения.

Структура конфликта состоит из нескольких составляющих:

· конфликтная ситуация, под которой подразумевается объективное содержание конфликта, которое фиксирует начало реального противоречия в интересах сторон;

· объект конфликта, который является реальным или идеальным предметом, являющимся причиной спора;

· стороны конфликта или участники.

Каждая сторона, участвующая в конфликте, имеет ряд нюансов:

· внешняя позиция в конфликте, которая предстает в качестве открыто предъявляемой мотивировки;

· внутренняя позиция, которая скрывается не только от оппонентов, но в большинстве случаев о ней не знают и сами участники конфликта.

Выделяется ряд этапов динамики конфликта:

1) Этап, на котором возникает конфликтная ситуация (противоречие). Появление противоречий считается закономерным процессом, который невозможно избежать. Противоречию свойственно возникать постепенно, поэтому, отмечается, что конфликт формируется еще задолго до того, как конфликт проявится ярко.

2) Этап, на котором происходит осознание конфликта. Важно отметить, что конфликт не всегда может осознаваться теми, кто в нем принимает участие. Причина в большинстве случаев кроется в том, что включаются психологические защитные механизмы. Но поведение участников определяется именно представлением участников о конфликте, а не самой реальной ситуацией.

Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т. п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

14 Признаки манипулятивного воздействия. Оформление, виды и основные техники манипуляции.

Под манипулированием обычно понимают систему способов идеологического и социально–психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам.

Манипулирование осуществляется в трех основных сферах: идеологической (пропаганда), экономической (реклама), социальной (воспитание, образование и т. д. ).

Так как манипулирование осуществляется через трансформацию модели мира человека или социальной группы, было бы справедливым определиться, что в данной работе имеется в виду под этим понятием.

Модель мира – перцептуальная репрезентация нашего опыта мира. Являясь личной моделью " реальности", она разная у каждого человека, в зависимости от неврологической конституции, а также от социального и индивидуального опыта. Это определение выработано в рамках современной психологии.

В психологической литературе термин «манипуляция» имеет три значения. Постепенно — уже практически без доработки — слово «манипуляция» начало использоваться и в контексте межличностных отношений. Таким образом, процесс расширения сферы его применения дошел до той области, которая находится в фокусе рассмотрения данной работы. А именно, как по объекту (межсубъектное взаимодействие), так и по предмету (механизмы влияния) феномен манипуляции оказался в кругу проблем, волнующих непосредственно психологию.

Итак, термин «манипуляция» в интересующем нас значении был дважды перенесен из одного семантического контекста в другой. Термин же, употребленный в переносном значении, есть метафора. Поэтому прежде чем приступать к определению манипуляции как понятия, необходимо прояснить его фактическое содержание как метафоры.

15 Приемы и способы защиты от манипулятивного воздействия.

Для того чтобы не попадаться на манипулятивные приемы и уловки, прежде всего их необходимо уметь распознавать. Поэтому необходимо рассмотреть некоторые общие положения, которые в определенной мере помогают выявить и снизить эффект действия манипулятивных приемов.

1. Сократить контакты: меньше бывать в зоне контакта с манипулятором или потенциальным манипулятором.

2. Уход от захвата. Как известно важным этапом в манипуляции является захват внимания индивида, его присоединение. В период, когда манипулятор еще не осуществил захват, ему необходимо оказывать сопротивление. Достаточно эффективным является прием прерывания контакта, уход на время. Если существует такая возможность, необходимо прервать речь манипулятора, вопросом, нарушающим его сценарий.

3. Изменить темп. В рамках программы манипуляции темп играет важную роль, поскольку успех манипуляции возможен только в случае опережения процесса мобилизации психологической защиты у собеседника. Именно в связи с этой особенностью важна срочность и сенсационность сообщения манипулятора. Чтобы защититься от манипуляций, необходимо снизить темп общения с манипулятора. В данном случае полезно будет прервать контакт, поскольку те новые масли, чувства и впечатления, которые получил собеседник нужно «переработать». Зачастую манипулятор ложно и искусственно создает нагнетаемую обстановку срочности, собеседнику же необходимо ее срочно отвергать и навязать ходу манипуляции рваный, вязкий ритм.

4. Отсеять шум. Манипулятор использует «шум» для того, чтобы собеседник не смог сосредоточить свое внимание на проблеме, которая требует решения, поскольку именно в такой ситуации можно говорить об успехе манипуляции. «Шум» - это поток. В данном случае, чтобы противостоять манипулятору, при получении важного сообщения необходимо отфильтровать шумы, служащие помехами.

5. Необходимо быть непредсказуемым, поскольку известно, что легче манипулировать людьми, мышление которых отвечает строгому и четкому алгоритму. В ситуации, когда индивид имеет необычную логику, очень тяжело подобрать к нему «ключ». Эффективный способ от захвата и воздействий манипулятора - создать искусственную непредсказуемость реакции. Таким образом, действует принцип - когда нельзя предсказать реакцию индивида, он не уязвим.

6. Отключить эмоции. Очень часто манипулятор оказывает давление на определенные чувства собеседника. В данном случае полезно будет на какое-то время сознательно притупить это чувство, воспринять сообщение бесстрастно, а потом на холодную голову обдумать его.

7. Создать контексты. Поскольку одним из главных приемов манипуляции является встраивание проблемы в искусственно построенный контекст, для защиты необходимо не принимать предложенную постановку вопроса.

8. Создать альтернативы. Манипулятор в процессе общения пресекает диалог и предоставляет выгодное ему решение, в качестве единственного, не имеющего альтернативы. Собеседнику необходимо в данной ситуации сразу отвергнуть такое условие.

9. Включить здравый смысл. Манипулятор любит пускать пыль в глаза. Когда он произносит страстные речи, лучше пропустить мимо ушей красивые фразы и ухватить главный смысл. Потом допустить вероятность того, что он верен, и подумать о нем в соответствии со здравым смыслом.

10. Искать корень проблемы. Любая манипуляция сводится к такой трактовке проблемы, которая уводит от сути. В этом случае надо сразу отвергать предложенную трактовку и начинать ставить вопросы самому, шаг за шагом углубляясь в суть дела.

11. Включить память и спроецировать будущее. Память и предвидение являются основой психологической защиты от манипуляции. Манипуляторами применяется целый ряд технологий, направленные на навязывание особого замкнутого времени, то есть задача манипулятора - отнять у собеседника чувство исторического времени. Поэтому каждый раз надо делать усилие и восстанавливать память о той проблеме, которую ставит перед тобой манипулятор.

12. Сменить язык. Необходимо отказаться от языка, на котором манипулятор излагает проблему. Не принимать его язык, его терминологию и понятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...