10 Стадии развития группы и формирование команды. Распределение ролей в группе, виды групповых ролей.
10 Стадии развития группы и формирование команды. Распределение ролей в группе, виды групповых ролей. Начальная стадия формирования. Эта стадия, как правило, характеризуется неопределенность относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы. Вторая стадия развития группы обычно характеризуется внутригруппового конфликта. Идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После того как эта стадия будет завершена, становиться ясно, кто лидер данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере). Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отношения между членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм и распределения ролей в данной группе. Стадия наивысшей работоспособности и производительности. На данной стадии группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже не на распределение ролей и борьбу за власть, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов. Заключительная стадия. Для временных групп, например групп, созданных для осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становиться заключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы над проектом или чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем большее ее члены начинают думать о том, данная группа скоро прекратит свое существование.
11 Управление группой: основные принципы эффективного руководства. Существует много оригинальных программ создания работоспособных и высокоэффективных формальных групп, поэтому не может существовать единой модели управления их формированием и функционированием. Как только сложилось твердое намерение создать коллектив, руководитель, выступающий в качестве лидера, приступает к этому процессу. Лидер коллектива должен быть в курсе потребностей своей группы и иметь достаточно четкую перспективу создания коллектива через прохождение нескольких последовательных этапов развития. Жизненно важна открытость, когда вслух говорят обо всем, действует обратная связь и на уяснение перспектив тоже отводится время. Лидер группы должен показывать высокую степень открытости – это существенная черта коллективного подхода, а также быть внимательным к членам группы, выяснять их индивидуальные потребности и создавать каждому из них возможности роста и развития сильных сторон. Важно, чтобы соблюдались следующие общие правила: – все члены группы четко представляют себе цели совместной работы; – умения каждого человека известны остальным, и функции распределены; – организационное строение группы соответствует постоянной цели и выполняемым задачам; – в группе задумываются над методами работы и пытаются их совершенствовать; – развита самодисциплина, позволяющая хорошо использовать время и ресурсы; – есть достаточно возможностей, чтобы собраться и обсудить любые вопросы; – группа поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения; – отношения в группе открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы. При создании целевой (формальной) группы руководителю целесообразно выбрать наиболее приемлемые для его стиля руководства принципы управления и в последующей работе не менять правила игры. В качестве примера, можно рассмотреть проверенную опытом модель управления, предусматривающую следующие этапы создания и методы управления группой
12 Психологическая сущность конфликта, структура и виды конфликтов. Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п. ) Конфликты бывают весьма разнообразными, и их можно классифицировать по различным признакам. В настоящее пора различают: - внутриличностные; - межличностные; - между личностью и группой (внутригрупповые); - между двумя или несколькими группами людей (межгрупповые). Внутри личностный конфликт. Может появиться, когда производственные требования находятся в противоречии с личностными потребностями или ценностями. Например, сотрудник планирует провести выходные дни дома, с семьей, а начальник просит вылезти на работу, чтобы решить сложный вопрос. Внутриличностный конфликт может быть также связан со степенью удовлетворенности работой. Межличностный конфликт. Это один из наиболее распространенных видов конфликта. Зачастую это борьба руководителей за пора использования оборудования, ограниченные ресурсы, денежки. Каждый руководитель отстаивает интересы своего участка работы, своего ведомства, своего отдела. Межгрупповой конфликт. Организации состоят не только из разных отделов и подразделений, но и из множества неформальных групп. Часто из-за различия целей могут конфликтовать функциональные группы внутри организаций. Например, сотрудники магазина могут считать, что рабочие склада плохо выполняют свои обязанности. Существуют следующие способы разрешения конфликтов: Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.
Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все. Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны. Сотрудничествосчитается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников. Несмотря на это, в реальной жизни компромисс применяется часто. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в том, чтобы: предложить прекратить конфликт; признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте, они, наверное, есть и признать их для вас почти ничего не стоит; сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых нетрудно уступить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|