18 Психологическое содержание и компоненты стрессоустойчивости.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 18 Психологическое содержание и компоненты стрессоустойчивости. Устойчивое поведение людей в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха профессиональной деятельности как индивидуальной, так и совместной. Таким образом, профилактика стрессов посредством развития у работников достаточно высокого уровня стрессоустойчивости является первостепенной задачей специалистов-психологов специализирующихся на психологическом обеспечении профессиональной деятельности. Устойчивость к стрессу – важный фактор сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с окружающими и внутренней гармонии человека в трудных, стрессовых условиях. При изучении стрессоустойчивости, прежде всего, необходимо определить это понятие. Следует отметить, что существует множество определений стрессоустойчивости, в которых она определяется как: эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость, устойчивость личности, психофизиологическая устойчивость, моральная устойчивость, морально-психологическая устойчивость, эмоционально-волевая устойчивость. Устойчивость, в широком смысле, необходимо рассматривать как функцию двух переменных – окружающей среды и внутренней структуры системы. В психологическом плане устойчивость отражает функциональные характеристики профессионально значимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкретных рабочих ситуаций. Стрессоустойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.
Таким образом, можно говорить о том, до настоящего времени категория стрессоустойчивости не приобрела однозначного трактования, несмотря на то, что она давно и систематически исследуется в зарубежной и отечественной психологии. 19 Ключевые коммуникативные и социальные навыки лидера. Принципы эффективного делового общения. Истинно компетентных коммуникаторов отличает этичность коммуникативных действий («Относись к другим так же, как хотел бы, чтобы они относились к тебе»). В деловых контактах поступать неэтично на самом деле означает поступать невыгодно для себя, т. е. нерационально. Неэтичность деловой коммуникации так или иначе бумерангом отзовется потерей деловой репутации, снижением эффективности деловых взаимодействий и т. д. Этичный деловой коммуникатор учитывает не только интересы непосредственных партнеров, но и внешние последствия принимаемых решений. Основой этичной деловой коммуникации является т. н. диалогическое или партнерское отношение, положительная установка по отношению к собеседнику любого социального статуса. Грамотный коммуникатор всегда увидит в партнере не только его функцию или пользу, но и неповторимую личность. Коммуникативная компетентность (КК) – это не универсальная характеристика личности, она варьируется от ситуации к ситуации, человек может быть силен в одних умениях и быть уязвим в других. КК проявляется в исполнении, в действии. То есть, пока мы не вступили в конкретное взаимодействие, мы не можем сказать, как проявится наша коммуникативная грамотность, как мы себя там поведем, как проявим. Это важно с точки зрения самоанализа: целесообразно рефлексировать, оценивать свои действия в конкретных ситуациях по алгоритму: что было сделано хорошо, а что можно было сделать лучше. Это позволяет совершенствовать свои коммуникативные качества.
Невозможно достичь КК раз и навсегда, её нужно развивать всю жизнь. Каким бы мастером общения человек ни был, всегда найдутся ситуации, в которых он чувствует себя не слишком уверенно, которые содержат в себе вызов для него, непредвиденные сложности. Это как коммуникативный горизонт.
Список использованной литературы 1. Психология социального взаимодействия: учебное пособие для вузов / О. В. Бородачева, В. А. Перегудина, Е. В. Федулова, Ю. И. Фомина. / под ред. В. А. Перегудиной. – Тула, Изд-во ТулГУ, 2015 г. – 356 с. 2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Аспект Пресс, 2012. — 364 с. — Имен. указ: с. 350-354. — Библиогр. в конце гл. и кн. — ISBN 978-5-7567-0274-3 ((в пер. )). 3. Майерс, Д. Социальная психология: учебник / Д. Майерс; пер. В. Гаврилова [и др. ]. — 6-е междунар. изд. — СПб: Питер, 2002. — 752 с.: ил. — (Мастера психологии). — Библиогр. в конце кн. — ISBN 5-318-00039-8 (в пер. ): 129. 74. — ISBN 0-07-290217-5 4. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2004. — 591с.: ил. — Библиогр. в конце кн. — ISBN 5-238-00396-Х /в пер. /: 152. 00. 5. Крысько, В. Г. Социальная психология: курс лекций: учеб. пособие для вузов / В. Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352с.: ил. — (Б-ка высшей школы). — Библиогр. в конце кн. — ISBN 5-98119-390-5 /в пер. /: 50. 56. 6. Почебут, Л. Г. Социальная психология: учеб. пособие / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. — М. [и др. ]: Питер, 2010. — 665 с.: ил. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-49807-556-3 (в пер. ) 7. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. 8. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. – 344 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|