Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушения словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности




Работа над словообразованием начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей. Дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Обогащается словарь антонимами [4, с. 73].

Главным механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл и речевые действия. При многих формах ОНР расстраивается усвоение знаковой формы языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.

В ходе работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объём словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух; обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованных от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств [4, с. 82].

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель - учительница) или (ехал - уехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи [4, с. 96].

А значит, необходимо с раннего возраста обеспечить ребёнку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.

Р.И. Лалаева рекомендовала в процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей [24, с. 27].

Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения [24, с. 65].

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений. Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Р.И. Лалаева разработала 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования:

I этап - Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап - Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. - Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей [24, с. 73].

Содержание I этапа логопедической работы

Существительные.

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: - к-, - ик-, - чик -.

Глаголы

а) Дифференциация совершенного и несовершенного вида;

б) возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные.

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом - ин- Содержание II этапа логопедической работы

Существительные.

Уменьшительно - ласкательные существительные с суффиксами - оньк; - еньк-, - ишк-, - ышк- Образование существительных с суффиксом - ниц(сахарница). Образование существительных с суффиксом - инк(пылинка), с суффиксом - ин(виноградина).

Глаголы.

Глаголы с приставками в-вы-, на - - вы-; глаголы пространственного значения с приставкой при -.

Прилагательные

а) Притяжательные прилагательные с суффиксом - и - без чередования (лисий);

б) относительные прилагательные с суффиксами - и-, - ан-, - ян-, - енн -;

в) качественные прилагательные с суффиксами - н-, - ив-, - чив-, - лив -.

Содержание III этапа логопедической работы

Существительные.

Образование названий профессий

Глаголы.

Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до -.

Прилагательные

а) Притяжательные прилагательные с суффиксом - ис чередованием (волчий);

б) относительные прилагательные с суффиксами - ан-, - ян-, - енн -;

в) качественные прилагательные с суффиксом - оват-, - енък -.

Работа над словообразовательными аффиксами осуществляется следующим образом [24, с. 93].

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.

. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.

. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, - ик - вносит значение уменьшительности, - ниц - значение вместилища).

. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).

. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом. При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делается опора на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется

графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс [24, с. 103].

Формирование словообразования существительных

Образование уменьшительно-ласкательных существительных

. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом - ик - (с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:

дом - домик, куст - кустик

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:

таз - тазик, гвоздь - гвоздик,

2.В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса - чик - (с. существительными мужского рода).

Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:

забор - заборчик, костюм - костюмчик,

б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав - рукавчик.

. Словообразование с использованием суффикса - к - проводится в следующей последовательности:

а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:

лапа - лапка, мышь - мышка,

б) словообразование существительных женского родас изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):

шуба - шубка, капля - капелька,

в) словообразование существительных среднего рода отоснов на ц (сизменением звуковой структуры основы слова):

крыльцо - крылечко, кольцо - колечко [24, с. 108].

4. Словообразование существительных с использованием суффиксов - очк-,

ечк - проводится в следующей последовательности:

а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на - а, - я:

Аня - Анечка, Таня - Танечка,

б) словообразование неодушевленных существительных женского рода: лента - ленточка, тумба - тумбочка,

. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса - ичк -:

вода - водичка, сестра - сестричка,

6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса - оньк-, - еньк - проводится в следующей последовательности:

а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на - а, - я:

Маша - Машенька, Надя - Наденька,

б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:

береза - березонька, дядя - дяденька,

в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:

рука - рученька, дорога - дороженька [24, с. 110].

7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов - ушк-, - ышк-, - иц-, - ец-, - ц -:

а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом - ушк -:

дед - дедушка, голова - головушка,

б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом - ышк-: перо - перышко, стекло - стеклышко,

в) словообразование с помощью суффиксов - иц-, - ец-, - ц -:

суффикс - иц- в существительных женского рода:

лужа - лужица, земля - землица,

- суффикс - ец- в существительных мужского и среднего рода:

мороз - морозец, хлеб - хлебец,

- суффикс - ц- в существительных женского и среднего рода:

пыль - пыльца, мыло - мыльце [24, с. 113].

Образование существительных с помощью суффикса - ниц - со значением вместилища (посуды)

. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:

суп - супница, соус - соусница,

2.В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом - ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:

хлеб - хлебница, пепел - пепельница [24, с. 114].

Образование существительных с помощью суффикса - инк-

. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:

. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:

горох - горошинка, снег - снежинка,

Образование названий детенышей животных и птиц

В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.

. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:

Гусь - гусенок - гусята, еж - ежонок - ежата,

2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:

волк - волчонок - волчата, орел - орленок - орлята,

3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

овца - ягненок - ягнята, свинья - поросенок - поросята,

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе [24, с. 115].

Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности:

. Словообразование существительных мужского рода:

с суффиксом - щик - барабанщик, кладовщик, часовщик,

- с суффиксом - чик - летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик.

2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола с суффиксами - ниц-, - иц -:

художник - художница, учитель - учительница,

Игровые упражнения по закреплению словообразования существительных [14, с. 21].

Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.) [14, с. 22].

Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб - в хлебнице, сахар - в сахарнице, конфеты - в конфетнице, мыло - в мыльнице). После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится. Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс - ниц- Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) - ниц- В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

- Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница) [14, с. 25].

3. Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей. Вначале логопед задает детям загадку про животного.

Например:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее…

Кто это? (Это лиса)

А как называют детеныша лисы? (Лисенок)

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)

Логопед показывает картинку и задает вопрос типа:

«Кто у лисы?»

Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т.д.

Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов?

Какая общая часть в этих словах? (-онок) [22, с. 16].

Назвать животных парами».

Детям предлагается загадка:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (Белка)

А как называют детеныша белки? (Бельчонок)

На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка - бельчонок, заяц - зайчонок, волк - волчонок, медведь - медвежонок).

Логопед показывает картинку, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

- Ay каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова - теленок, лошадь - жеребенок, овца - ягненок, собака - щенок, свинья - поросенок) [7, с. 20].

5. Игра «Два брата ИК и ИЩ».

- Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. РЖ имел домик, ИЩ - большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)

У ИКА был носик, а у ИЩА?.

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов:

ротик - ротище,

лобик - лобище,

глазик - глазище,

ручки - ручищи,

ножки - ножищи.

Делается вывод, если в слове слышится - ик-, это значит, что предмет маленький, а если - ищ - значит, предмет большой.

Я сейчас буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя - ик- или - ищ- Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

Предлагается следующий речевой материал:

большой комар (комарище),

маленький куст (кустик),

большие усы (усищи),

большой куст (кустище),

маленький ковер (коврик),

большая изба (избища),

маленький винт (винтик),

большой помидор (помидорище).

6. Изменить слово по аналогии.

а) виноград - виноградина, горох - …

б) бусы - бусинка, дождь - … [7, с. 29].

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, проводится преимущественно закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов [7, с. 33].

Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности.

. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

с (играть - сыграть, петь - спеть)

на (рисовать - нарисовать, колоть - наколоть, писать - написать),

по (обедать - пообедать, сеять - посеять, ужинать - поужинать),

про (читать - прочитать);

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов - ива-, - ыва-, - ва (застегнуть - застегивать, умыть - умывать, заталкивать - затолкнуть).

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-

входит - выходит, подходит - отходит, влетает - вылетает, подлетает - отлетает [22, с. 36]

Игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, агде оно совершается:

мыла - вымыла, вешает - повесила, умывается - умылся, рисует - нарисовал

2. Игра «Чем отличаются слова?»

Логопед просит детей показать на картинках, кто умывает - умывается, обувает - обувается, купает - купает - купается, качает - качается, прячет - прячется, одевает - одевается, причесывает - причесывается, вытирает - вытирается.

Делается вывод: умывается, прячется, причесывается, обучается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в

конце этих слов? (СЯ)

С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а) В импрессивной речи.

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.

Речевой материал:

входит - выходит, подлетает - отлетает,

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.

б) В экспрессивной речи.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

4. Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:

в клетку… (влетает), из клетки… (вылетает)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...