Исследование состояния словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опытно - экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ №22 г. Красногорска, Московской области. В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В основу нашего исследования были положены методики Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой и др. [24, с. 77] Цель нашего исследования - выявить уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Нами были разработаны серии заданий. Задание №1. «Кто у кого?» Цель: проверка умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Инструкция: показать детям картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка и т.д. Дети отвечают на вопросы: Кто это? (кошка) Кто у кошки? (котенок) Один котенок, а если много, как говорят? (котята). Кто это? (собака) Кто у собаки? (щенок) Один щенок, а если их много, как говорят? (щенята). Кто это? (корова) Кто у коровы? (теленок) Один теленок, а если много, как говорят? (телята). Кто это? (курица) Кто у курицы? (цыпленок) Один цыпленок, а если много, как говорят? (цыплята) Кто это? (слониха) Кто у слонихи? (слоненок) Один слоненок, а если много, как говорят? (слонята). Критерии оценки речи детей 9-12 баллов - правильно называет животных и их детенышей в ед. и мн. числе. -8 баллов - единичные ошибки при назывании животных и их детенышей в ед. и мн. числе. -5 баллов - отказ от ответов, многочисленные ошибки в ответах Задание №2. «Большой и маленький» Цель: проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Инструкция: предложить детям картинки с изображениями предметов и животных разной величины.
Дети отвечают на вопросы: Что это? (дом) Этот дом большой, а этот? (маленький). Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (домик). Кто это? (заяц) Этот заяц большой, а этот? (маленький). Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он маленький? (заинька, зайчонок). Кто это? (кошка) Эта кошка большая, а эта? (маленькая). Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (котенок, кошечка). Кто это? (утка) Эта утка большая, а эта? (маленькая) Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (утенок, уточка). Кто это? (лягушка) Эта лягушка большая, а эта? (маленькая) Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (лягушонок, лягушечка). Критерии оценки речи детей 4 балла - правильное употребление в речи ребенка существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. балла - единичные ошибки в употреблении в речи ребенка существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. -2 балла - отказ от ответов, многочисленные ошибки в ответах Задание №3. «Встреча гостей» Цель: проверка умения употреблять наименования предметов посуды. Инструкция: дети должны подумать, как накрыть стол к чаю, чтобы встретить гостей. Информировать детей, что для всего есть своя посуда, нужно использовать посуду так, чтобы все было красиво и удобно. Дети отвечают на вопросы: Что мы поставили на стол? (чашки, блюдца и т.д.) Куда положили хлеб? (в хлебницу) Где будут лежать конфеты? (в конфетнице) Во что сыплем сахар? (в сахарницу) В чем будет стоять салфетки? (в салфетнице). Критерии оценки речи детей 4 балла - правильное умение употреблять наименования предметов посуды балла - единичные ошибки при наименовании предметов посуды -2 балла - отказ от ответов, многочисленные ошибки в ответах Задание №4. «Кто он такой» Цель: проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.
Инструкция: дети должны ответить на вопросы: Как ты объяснишь, кто - такой строитель? Как ты объяснишь, кто - такой учитель? Человек может работать читателем? Можно назвать писателем человека, который умеет писать? Можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино? Критерии оценки речи детей 4 балла - правильное восприятие и понимание ребенком словообразовательных форм балла - единичные ошибки в восприятии и понимании ребенком словообразовательных форм -2 балла - отказ от ответов, многочисленные ошибки в ответах. Задание №5. «Правильно ли мы говорим?» Цель: проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования. Инструкция: послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение. Масло лежит в «масленице»? (если нет, то как нужно правильно говорить?) (масленке). Соль насыпана в «соленицу»? (солонке). Бабушка положила вкусное вишневое варенье в «вареницу»? (вазочку для варенья, розетку). На картинке нарисованы маленькие «поросенки» (поросята) На картинке нарисованы маленькие «котенки» (котята) Критерии оценки речи детей 4 балла - правильное умение находить ошибки в употреблении способов словообразования балла - единичные проявления неумения в определении ошибки в употреблении способов словообразования -2 балла - отказ от ответов, многочисленные ошибки в ответах Задание №6. «Игра со словами» Цель: проверка умения образовывать слова а) с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ) б) путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное). Инструкция: ответить на вопросы: а) У зайца короткий хвост. Какой заяц? (короткохвостый) У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий) У зайца быстрые ножки. Какой заяц? (быстроногий) У девочки черные волосы. Какая она? (черноволосая) У девочки голубые глаза. Какая она? (голубоглазая) б) Стакан сделан из стекла. Какой он? (стеклянный) Стол сделан из дерева. Какой он? (деревянный) Ложка сделана из металла. Какая она? (металлическая) Дом сделан из кирпича. Какой он? (кирпичный) Книга сделана из бумаги. Какая она? (бумажная) Критерии оценки речи детей
-9 баллов - правильное умение образовывать слова с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ); путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное). 5-7 баллов - единичные ошибки в образовании слов -4 балла - отказ от ответов, многочисленные ошибки в ответах Среди основных критериев экспериментального обследования мы выделили следующие: правильно название животных и их детенышей в ед. и мн. числе; правильное употребление в речи ребенка существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; правильное умение употреблять наименования предметов посуды; правильное восприятие и понимание ребенком словообразовательных форм; - правильное умение находить ошибки в употреблении способов словообразования; правильное умение образовывать слова с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ); путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное). В соответствии с диагностическими критериями мы выделили 3 уровня развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Высокий уровень (24 - 30 баллов) правильно называет животных и их детенышей в ед. и мн. числе; правильное употребление в речи ребенка существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; правильное умение употреблять наименования предметов посуды; правильное восприятие и понимание ребенком словообразовательных форм; правильное умение находить ошибки в употреблении способов словообразования; правильное умение образовывать слова с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ); путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное). Средний уровень (23-18 баллов) единичные ошибки при назывании животных и их детенышей в ед. и мн. числе; единичные ошибки в употреблении в речи ребенка существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; единичные ошибки при наименовании предметов посуды; единичные ошибки в восприятии и понимании ребенком словообразовательных форм; единичные проявления неумения в определении ошибки в употреблении способов словообразования; единичные ошибки в образовании слов.
Низкий уровень (10-16 баллов) отказ от ответов, многочисленные ошибки в ответах на все задания В таблице 1 (Приложение 1) приведены результаты развития словообразования в группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР на этапе констатирующего эксперимента. В таблице 2 (Приложение 1) приведены результаты констатирующего эксперимента в процентном исчислении и определены уровни выполнения заданий. Таким образом, в результате проведения констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты: детей, имеющих высокий уровень развития словообразования, не было выявлено; средний уровень отмечается у 30% детей; низкий уровень имеют 70% обследованных детей. Результаты представлены на гистограмме 1 (Приложение 1) Обратимся к качественному анализу результатов диагностического исследования дошкольников. Для детей, оказавшихся на среднем уровне развития словообразования характерно относительно точное выполнение инструкций экспериментатора, сосредоточение на предложенном задании. Однако многие упражнения правильно выполнялись в случае заинтересованности детей в этом задании. Нет сознательной установки на достижение результата действия. Даша М., Алеша С., Оля Щ. допускали единичные ошибки при назывании животных и их детенышей в ед. и мн. числе; единичные ошибки в употреблении в речи ребенка существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; единичные ошибки при наименовании предметов посуды; единичные ошибки в восприятии и понимании ребенком словообразовательных форм; единичные проявления неумения в определении ошибки в употреблении способов словообразования; единичные ошибки в образовании слов. Дети, оказавшиеся на низком уровне развития словообразования были мало заинтересованы в плодотворной деятельности, не могли сосредоточить своё внимание, и испытывали большие трудности при выполнении заданий, а иногда и отказывались от выполнения заданий. Женя К, Наташа Л. с трудом выполняли предложенные задания, а Володя Л., Маша П., Рома Г., Таня К., Антон С часто отказывались от предложенных заданий. Нами была определена специфика развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в соответствии с выделенными нами компонентами (называние животных и их детенышей в ед. и мн. числе; употребление в речи ребенка существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; умение употреблять наименования предметов посуды; восприятие и понимание ребенком словообразовательных форм; умение находить ошибки в употреблении способов словообразования; умение образовывать слова с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ); путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное).
Анализ результатов исследования позволяет определить недостаточный уровень развития компонентов, значимых для развития словообразования. Эти специфические особенности должны быть учтены в коррекционной работе с детьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|