Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
С целью выявления результатов нашей работы мы провели заключительный этап исследования - контрольный эксперимент. Детям были предложены аналогичные задания, что и на этапе констатирующего эксперимента. Экспериментальная работа на данном этапе проводилась с целью определения соотношения уровня развития словообразования у старших дошкольников с ОНР до начала коррекционно-логопедической работы и после её проведения. В результате контрольного эксперимента мы выявили следующее соотношение уровней развития словообразования у старших дошкольников с ОНР: высокий уровень у 40% детей (Даша М, Алеша С. Оля Щ. Наташа Л.) средний уровень выявлен у 60% детей (Женя К. Володя Л. Маша П. Рома Г., Таня К.; Антон С.) низкий уровень не выявлен (Приложение №2). Приведенные количественные данные эксперимента свидетельствуют о положительной динамике в формировании словообразования у старших дошкольников с ОНР посредством игровой деятельности. В процессе проведения повторного диагностирования по выявлению уровней развития словообразования после формирующего эксперимента, были получены следующие результаты, представленные в таблице 3 (Приложение 2) В таблице 4 (Приложение 2) приведены результаты констатирующего эксперимента в процентном исчислении и определены уровни выполнения заданий Таким образом, в результате проведения контрольного эксперимента нами были получены следующие результаты: дети, имеющие высокий уровень развития словообразования - 40%; средний уровень отмечается у 60% детей; низкий уровень не выявлен. Результаты представлены на гистограмме 2 (Приложение 2) Данные результаты показывают, что уровень словообразования у детей этапе контрольного эксперимента значительно повысился.
Таким образом, посредством формирующего эксперимента, основой которого были игры, была успешно проведена работа по коррекции нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи, что подтверждает рабочую гипотезу о том, что дидактическая игра является эффективным средством коррекции нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Заключение
Итак, проанализировав теоретический аспекты данной проблематики и проверив его практическим экспериментальным путем, мы пришли к следующим выводам: Словообразование - это процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов. Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Старший дошкольный возраст - период активного освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия к сознанию речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности. Дидактическая игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.
Проведенная работа в старшей группе показала, что: отдельные элементы словообразования и общий уровень словообразования в целом заметно выросли и приблизились к норме; процесс словообразования у детей стал более непринужденным и практически не вызывает у них затруднений; наиболее интенсивно происходит развитие самостоятельности, проявляющейся в умении использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях, трансформировать их, в умении вносить элементы творчества (придумывать свое, выполнять задание по-своему) успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым словесным материалом; опытно - экспериментальная работа показала, что использование специальных игр позволяет наиболее успешно решать вопросы развития словообразования. Использование игр по специальной программе позволяет развивать словообразование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что доказывает высказанную в начале работы гипотезу.
Список литературы 1. Амелина, Л.И. Истоки словообразования [Текст] / - Л.И Амелина - М., 2010. . Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст]/ А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2004 . Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2004. . Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по обучению словоизменению детей с ОНР дошкольного возраста [Текст] / Глухов В.П. - Дефектология. - 2005. - №3 . Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] /В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002.- . Грибова, О.Е. Технология организации логопедического занятия в ДОУ [Текст]/: Методическое пособие / О.Е. Грибова - М.: Айрис-пресс, 2005. . Дологова, Л.А. Психологические основы развития процесса словообразования у дошкольников [Текст] /Л.А. Дологова. - М.: Просвещение, 2002. . Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2005. . Жукова, Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/ Н.С Жукова., Е.М Мастюкова., Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004.
. Здоровьесберегающие методики в логопедической работе с детьми [Текст] / Ред. - сост. В.И. Селиверстов. - М., 2007. . Клюева, Н.В. Учим детей словообразованию [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2007. . Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова - М, 2003. . Короткова, Э.П. Учим ребенка говорить в детском саду. (Из опыта работы) [Текст] / Э.П. Короткова. - М., Просвещение, 2008 . Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста словообразованию и словоизменению [Текст] /: Пособие для воспитателя детского сада /Э.П. Короткова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2002. . Крылова, М.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей [Текст] / М.Л. Крылова/ Дефектология. - 2005. - №2. . Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М., 1997 . Леонтьев, А.А. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев М, 1974 . Логопедия [Текст]/: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2008. . Лосева, Л.И. Как провести занятие в логопедической группе у детей с ОНР [Текст] /под ред. Г.Я. Солганика - М., 2010 . Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных группах [Текст]/ : Методическое пособие для логопеда / Лалаева, Р.И. - М., Владос, 2011 . Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст]/ Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2008. . Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2008. . Мариничева, О.В. Учим детей правильной речи [Текст] / О.В Мариничева - М.: Просвещение, 2011. . Методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/: Учебное пособие для учащихся дошкол. пед. училищ по спец. №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, - 2-е изд; дораб. - М., Просвещение, 2004. . Методы обследования речи детей [Текст] /: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Чиркиной Г.В. - 4-е изд., доп. - М., АРКТИ, 2005.
. Миронова, С.А. Развитие речевой активности дошкольников занятиях по словообразованию [Текст] / С.А. Миронова. - М., 2011. . Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / [Текст] / Ред. сост. С.А. Миронова. - М., 2007 . Основы логопедии [Текст]/: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности педагогика и психология (дошк.) /Т. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. . Педагогика [Текст]/: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов и пед. Колледжей/ под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педобщество, 2006. . Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]/ М.А. Поваляева. - Ростов - на - Дону: «Феникс», 2003 . Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. . Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]/: Пособие для воспитателей детского сада / В.И. Логинова, A.M. Максаков, М.И. Попова и др.; по ред. Ф.А. Сохина. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 2003 . Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ В. 2Т. - Т.1. - М., 2009 . Сохин, Ф.А. Основные задачи развития речи [Текст]/ Ф.А. Сохин // Развитие речи детей дошкольного возраста. - 2009. - №10 . Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) /[Текст] / Под.ред. Ф.А. Сохина. - М., 1981. - 273 с. . Ушакова О.С. Развитие речи в детском саду. Воспитание и обучение [Текст]/: Учебно-методическое пособие / О.С Ушакова. - М: Гном-Пресс; 2009 . Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]/: практическое пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-ПРЕСС, 2004 . Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т.2 под ред. Л.С. Волковой /[Текст]/ М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2007. . Шаховская, С. Н Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст]/ С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. - М.: Просвещение, 2006 . Шаховская, С.Н. Развитие речи в системе работы при общем недоразвитии речи [Текст]/ С.Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия. - М.: ВЛАДОС, 2007. . Эльконин, Д.Б. Развитие речи в раннем детстве. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|