Формирование словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности
На этапе формирующего эксперимента НОД проводились с группой детей старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи. Игры по развитию словообразования включались в деятельность по развитию речи и коррекционный час. Для развития словообразования у старших дошкольников была разработана специальная программа деятельности с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности дошкольников. Игры для закрепления формы множественного числа: 1. Игра «Один - много». Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа. Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве. Картинки: шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д. Логопед показывает картинку и называет: шар. А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке? Ответ ребенка: У меня на картинке шары. Таким образом, предлагается назвать все картинки (5-6 картинок). 2. Игра «Лови и называй». Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов. Эта игра напоминает нам правила игры «Один много». Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов. 3. Игра «Сделай много» Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».
3. Игра «Измени слово». Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа. Игры для уточнения формы родительного падежа: 1. «Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.). 2. Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. . Игра «Чей клюв?» проводится аналогично Игры для уточнения формы дательного падежа: 1. Игра «Кому нужны эти вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.). 1. Игра «Кто кому что дает?» Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу. 2. Игра «Гости». На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».
Игры для уточнения формы винительного падежа: 1. Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д. Игры для уточнения формы творительного падежа: 1. Игра «Кто чем работает?» Ответы по картинкам (парикмахер - ножницами, маляр - кистью и т.д.). 2. Игра «Слово потерялось» Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом. Игра для уточнения формы предложного падежа: 1. Игра «Помоги животным найти свой домик». Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища [27]. Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы. 1. Игра «Большой - маленький». Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения. Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов. Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг. Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький». Это? - показывает на маленький кружок. Ответ ребенка: кружок. А это? - показывает логопед на большой круг. Ответ ребенка: круг. Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки. Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом. Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания. Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик. Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч. Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие. Ответ ребенка: елка, шар, мяч; елочка, шарик, мячик. 2. Игра «Мальчик-с-пальчик и Иван-богатырь» Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:
Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь Иванушка Иван рубашечка рубашища сапожки сапожища . Игра «Эхо». Образование сложных слов: листья падают - листопад, сам ходит - самоход, снег падает - снегопад, мед носит - медонос, вода падает - водопад, звонит попусту - пустозвон, звезды падают - звездопад, сено косит - сенокос, разводит сады - садовод, везде ходит - вездеход, разводит леса - лесовод, база для нефти - нефтебаза, перевозит лес - лесовоз, ходит на атомной энергии - атомоход, сам летит - самолет, пыль сосет - пылесос, воду возит - водовоз. . Игра «Назови сколько». Картинки перевернуты, ребенок их не видит. Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже. Ход игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке. Это… (ребенок наугад называет любой предмет). Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки. Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках. Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина. Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, Логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке? Ответ ребенка: Кружки. Логопед: сколько кружков? Ответ ребенка: Два. Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками. Логопед: Назови предметы, добавляя число 2. Образец: два мяча, две елочки…продолжай. Анализируя все вышесказанное, следует отметить, что для развития и коррекции была применена методика развития словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством целого комплекса игр. Наша деятельность по развитию словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводилась по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности (игры) и интересов дошкольников. За время проведения эксперимента был отмечен возросший интерес детей к работе по развитию словообразования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|