Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности




На этапе формирующего эксперимента НОД проводились с группой детей старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи. Игры по развитию словообразования включались в деятельность по развитию речи и коррекционный час.

Для развития словообразования у старших дошкольников была разработана специальная программа деятельности с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности дошкольников.

Игры для закрепления формы множественного числа:

1. Игра «Один - много».

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные

множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и

предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в

большом количестве.

Картинки: шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д.

Логопед показывает картинку и называет: шар.

А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом, предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

2. Игра «Лови и называй».

Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один

предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает

много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».

Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч,

называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед

называет от пяти до восьми слов.

3. Игра «Сделай много»

Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».

3. Игра «Измени слово».

Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

Игры для уточнения формы родительного падежа:

1. «Угадай, чьи это вещи».

Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.). 2. Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

. Игра «Чей клюв?» проводится аналогично

Игры для уточнения формы дательного падежа:

1. Игра «Кому нужны эти вещи».

Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

1. Игра «Кто кому что дает?»

Бабушка дает внучке ленту;

Папа дарит маме цветы;

Мама дает дочке куклу.

2. Игра «Гости».

На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье

для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому

приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».

Игры для уточнения формы винительного падежа:

1. Игра «Кто самый наблюдательный».

Дети должны называть, что они видят:

«Я вижу стол, стул, окно» и т.д.

Игры для уточнения формы творительного падежа:

1. Игра «Кто чем работает?»

Ответы по картинкам (парикмахер - ножницами, маляр - кистью и т.д.).

2. Игра «Слово потерялось»

Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать

ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

Игра для уточнения формы предложного падежа:

1. Игра «Помоги животным найти свой домик».

Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища [27].

Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и

пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

1. Игра «Большой - маленький».

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения. Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов. Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

Это? - показывает на маленький кружок. Ответ ребенка: кружок.

А это? - показывает логопед на большой круг. Ответ ребенка: круг.

Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки. Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом.

Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик. Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие. Ответ ребенка: елка, шар, мяч; елочка, шарик, мячик.

2. Игра «Мальчик-с-пальчик и Иван-богатырь»

Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь

Иванушка Иван

рубашечка рубашища

сапожки сапожища

. Игра «Эхо».

Образование сложных слов:

листья падают - листопад,

сам ходит - самоход,

снег падает - снегопад,

мед носит - медонос,

вода падает - водопад,

звонит попусту - пустозвон,

звезды падают - звездопад,

сено косит - сенокос,

разводит сады - садовод,

везде ходит - вездеход,

разводит леса - лесовод,

база для нефти - нефтебаза,

перевозит лес - лесовоз,

ходит на атомной энергии - атомоход,

сам летит - самолет,

пыль сосет - пылесос,

воду возит - водовоз.

. Игра «Назови сколько».

Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с

существительными в роде, числе, падеже.

Ход игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед

предлагает назвать, что на карточке.

Это… (ребенок наугад называет любой предмет).

Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки. Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках. Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри,

Логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Логопед: сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки…продолжай.

Анализируя все вышесказанное, следует отметить, что для развития и коррекции была применена методика развития словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством целого комплекса игр.

Наша деятельность по развитию словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводилась по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности (игры) и интересов дошкольников. За время проведения эксперимента был отмечен возросший интерес детей к работе по развитию словообразования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...