Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

54.  Приемы, стимулирующие общение. Я-высказывания, описание поведения, позитивные констатации.




54.     Приемы, стимулирующие общение. Я-высказывания, описание поведения, позитивные констатации.

Приемы, стимулирующие общение, призваны снять «барьеры в общении», т. е. сформировать у собеседников благоприятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы.   К основным приемам, стимулирующим общение, помогающим продолжать его, даже если позиция партнеров не совпадает, можно отнести:

· «открытость для убедительных аргументов» (при этом в деловом общении в более выигрышном положении будет тот, кто умело на практике реализует принцип «важно не быть честным и открытым, а казаться им»);

· «условное принятие доводов оппонентов» (использование фраз типа «Допустим, вы правы», «Предположим, что это так», оставляющих вам «пространство для маневра»);

· «оттягивание возражений» (позволяет не только уйти от противоборства в общении, но и побольше узнать об уязвимых местах системы доводов оппонента, чтобы при необходимости сделать их объектом для критики);

· «обращение за советом» (это льстит оппоненту и создает у него приятное ощущение, что он оказывает партнеру любезность, а тот, соответственно, должен отплатить ему встречной любезностью);

· «вовлечение оппонента в совместную выработку решения» (для многих людей процесс поиска решения не менее важен, чем сам конечный результат, только при условии участия результат воспринимается как собственное творение);

· «отступить, чтобы победить» (если хотите убедить собеседника в чем-либо, дайте ему почувствовать, что убедить можно и вас, изобразите легкое сомнение);

· «настройка на волну оппонента» (умелая подача сигналов типа «Я такой же, как вы» путем копирования жестов, тональности голоса, стиля общения собеседника);

· «использование метода Сократа» (с самого начала беседы не давать собеседнику повода сказать «нет», издалека подходить к теме основного разговора и принуждать партнера отвечать «да»; при этом следует избегать агрессивного принуждения, привносить комплиментарность в общение);

· «избежание категоричных высказываний» (высказывания типа «всегда», «никогда» провоцируют конфронтацию, порождают сомнения в сказанном; лучше использовать более мягкие варианты «очень часто», «иногда», «в большинстве случаев», «крайне редко» и т. п. );

· «использование «позитивных» вопросов» (с помощью изменения формулировки, например, используя вариант «Вас ведь не затруднит это сделать? » вместо «Не затруднит ли вас это сделать? », можно отчасти управлять ответом собеседника);

· «использование в общении «Вы-подхода», создающего состояние большего доверия, психологического комфорта, теплоты по сравнению с «Я-подходом» (например, использование фраз типа «Вас не затруднит выполнить это задание? » вместо фразы «Я хочу, чтобы вы выполнили это задание»); • «использование в общении «Мы-высказываний», порождающих ситуацию сотрудничества, взаимного согласия (например, вместо фразы «Вы действительно заинтересованы в обсуждении этого вопроса? » использовать фразу «Мы с вами, безусловно, заинтересованы в обсуждении этого вопроса»);

· «использование приема «Я-утверждение», с помощью которого передается отношение субъекта к какой-либо ситуации, описание желательного варианта ее развития без обвинений и явных требований (например, вместо фразы «Вы постоянно меня перебиваете» можно использовать вариант «Когда иногда вы меня перебиваете, я сбиваюсь с мысли, и мне бывает очень трудно сосредоточиться на главном и довести мысль до конца»).

55. Виды и функции вопросов. Вопросы для более точного сбора информации.

 Основные виды вопросов с учетом: 1) семантики, 2) функций, 3) структуры, 4) отношения к обсуждаемой теме.

1. Семантика вопросов

В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности, т. е. о вопросе не говорят как o истинном или ложном.

1) Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.

2) Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом.

2. Функции вопросов.

По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: уточняющие, или ли -вопросы, и 2) восполняющие, или что-вопросы.

1) Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Является ли Швейцария членом НАТО? ». Схема ли-вопроса в символической записи —? (р), где? — оператор вопроса, р — суждение, истинность которого выясняется.

2) Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойств исследуемых явлений. Например: «Кто открыл Америку? »; «Каким законом предусмотрено данное преступление? ».

Схема что-вопроса в символической записи: ? Q(p), где? — оператор вопроса, Q — переменная для вопросительного слова, р - исходная, нуждающаяся в дополнении информация.

3. Структура вопросов.

По своему составу ли-вопросы и что-вопросы могут быть простыми или сложными.

1) Простым называют вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.

2) Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связкам.

4. Отношение к обсуждаемой теме.

В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, производстве или деловых беседах практически важно различат два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темы. Один тип — это вопросы по существу темы, другой — не по существу темы.

1) Вопрос по существу темы — это запрос мысли, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на которые уточняет либо дополняет исходную информацию.

2) Вопрос не по существу темы — это вопрос, который имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...