Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

61. Механизмы и эффекты социального восприятия. Эффект первичности, эффект ореола, эффект новизны. Теория атрибуции.




61. Механизмы и эффекты социального восприятия. Эффект первичности, эффект ореола, эффект новизны. Теория атрибуции.

Механизмы социального восприятия

Социальное восприятие — понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований межличностного восприятия посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению межличностного восприятия. Важнейшие из таких механизмов:

· идентификация — понимание другого человека путем отождествления себя с ним;

· социально-психологическая рефлексия — понимание другого путем размышления за него;

· эмпатия — понимание других путем эмоционального чувствования в его переживаниях;

· стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др.

Эффекты восприятия.

Эффект ореола — это распространение первичной общей оценки человека на восприятие его поступков и личностных качеств. Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоценивать в положительную сторону. Таким образом, получаемая информация о каком-либо человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее и возникает эффект положительного или отрицательного ореола. В основе эффекта ореола лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о человеке, необходимой для успеха какой-либо деятельности, ее упрощение и отбор. Часто первое впечатление друг о друге оказывается неправильным. Тем не менее первичное восприятие иногда оказывается правильным. Это помогает быстрому и эффективному настрою людей в общении друг с другом, правильному и эффективному взаимодействию в различных ситуациях.

Эффект первичности — это более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. Этот эффект заключается в том, что при встрече с новым человеком в течение первых 3—5 минут формируется наше впечатление о нем, определяется образ и наше отношение к этому человеку. Таким образом, информация, полученная ранее, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке, а вся последующая информация о нем уже не оказывает на нас особого влияния и практически не меняет наших взглядов. Эффект первичности настолько силен, что, если человеку захочется изменить отношение к себе, ему придется приложить очень много усилий.

Эффект новизны заключается в том, что на отношение к хорошо знакомому человеку оказывает влияние самая свежая, последняя информация о нем, а по отношению к новому человеку более важна первая информация.

Эффект стереотипности. Эффект стереотипности выражается в упрошенном и схематичном, но устойчивом представлении о чем-либо. Стереотипы стихийно складываются в условиях дефицита информации либо неспособности индивида интерпретировать ее адекватно. Стереотип никогда не бывает истинным, он всегда содержит тенденциозные, заранее заданные характеристики явления, поэтому всегда неадекватен ему.

Эффект проекции проявляется, когда мы приписываем человеку, приятному для нас, свои собственные достоинства, а неприятному, наоборот, недостатки, т. е. выявляем у других именно те черты, которые представлены у нас.

Так же выделяют эффект влияния авторитетов, заключающийся в том, что авторитетное мнение и высказывание о ком-либо не подвергается сомнению, принимается «на веру.

И последний эффект — эффект красоты. Внешняя привлекательность оказывает особое влияние на формирование первого впечатления о человеке. Человеческая психика воспринимает красоту как важный элемент установления и развития межличностных отношений.

Теория атрибуции – интерпретация поведения. Выделяют диспозиционные и ситуационные причины атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что мы переоцениваем влияние ситуации в случае собственного поведения и переоцениваем диспозиционные причины (содержательные), интерпретируем поведение другого.

62. Механизмы формирования аттракции. Технологии формирования аттракции в управленческом общении.

Аттракция – притяжение, привлечение.

Технология аттракции – то, с помощью чего вы заставляете человека влюбиться, привлекать себя. Формирование аттракции заключается в формировании расположения в процессе общения.

Прием «Имя собственное»

Он основан на произнесении вслух имени (имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. В деловых и общественных контактах способность запоминать имена всегда приводит к успеху в карьере. Имя — это символ личности, и, называя его, мы показываем внимание к данной личности. Внимание к личности — это и утверждение данной личности. Каждый человек претендует на то, что он — личность. Если человек получает подтверждение, что он — личность, то это вызывает у него чувство удовлетворения. (Уточняйте ударение и написание).

Прием «Золотые слова»

Комплименты — один из приемов формирования аттракции в деловых отношениях. (не путать с лестью!!! Лесть - сильное преувеличение достоинств человека).

Комплимент + вопрос. Комплименты любят все, но в деловой сфере комплимент чаще всего воспринимается либо как подхалимаж, либо как попытка чего-то добиться. Есть хороший способ делать комплименты так, чтобы собеседник этого не замечал, но хорошее ощущение оставалось. Его особенность состоит в эффективном использовании комплимента, который непременно должен быть искренним и личностно значимым для того, к кому вы обращаетесь. Последовавший за комплиментом вопрос призван обеспечить вам возможность завязывания разговора.

Например: " Николай Петрович! Меня восхищает ваша проницательность в оценке сложившейся ситуации. Каковы ваши прогнозы ее развития в будущем? "

Прием" Зеркало отношений". В народе говорят: лицо - зеркало души. В психологии: лицо - зеркало отношений. Вывод: люди очень редко контролируют и регулируют " изображение" на своем " зеркале отношений". Следовательно, то, что отражается на их лице, чаще соответствует действительному их отношению к вам, чем не соответствует.

Психологический механизм приема.

1. Большинство людей по-доброму улыбаются своим друзьям.

2. Улыбка - это сигнал: " Я ваш друг".

4. Одной из потребностей человека является потребность в безопасности, защищенности.

5. Когда потребность удовлетворяется, это сопровождается положительными эмоциями.

6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.

7. Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...