Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национально-региональный компонент основного и среднего образования




СИБИРСКОЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ

 

Хозяйство, быт, традиции, культура

старожилов Енисейской губернии

XIX – начала XX вв.

 

Учебное пособие для учащихся и студентов

3-е издание, исправленное

Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 050401 (032600) – История
(ДПП.Р.00 – национально-региональный (вузовский) компонент)

 

Красноярск
2006

 
 


ББК 63.5

А 66

 

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор КГПУ
Быконя Г.Ф.

старший научный сотрудник Красноярской лаборатории
археологии и палеогеографии Института археологии
и этнографии СО РАН, доктор исторических наук
Кривоногов В.П.

 

А 66 Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX — начала XX вв.: учебное пособие для учащихся и студентов / Б.Е. Андюсев; Краснояр. гос. пед. ун-т. — 3-е изд., испр. — Красноярск, 2006. — 336 с.

ISBN 5-85981-049-0

Всесторонне раскрыты цивилизационные достижения и ценности старожильческой Сибири и Приенисейского края XIX – начала XX вв. Представлены комплексные характеристики субэтноса русских старожилов Сибири, сибирской общины, семьи, хозяйственной жизни, быта, особенностей материальной и духовной культуры крестьян.

Содержатся приметы сибирского народного календаря, образцы народного фольклора и краткий словарь говора приенисейских старожилов.

ББК 63.5

 

ISBN 5-85981-049-0  
© Красноярский
государственный
педагогический
университет
им. В.П. Астафьева, 2006

© Андюсев Б.Е., 2006

© ООО Изд-во
«Красноярский
писатель», 2006

 


ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЧАСОМ БРАТАН
ИЛИ СЕСТРЕНИЦА!

Не удивляйтесь, что именно так я обращаюсь к вам. Представьте на минуту, что вы на фантастической машине времени перенеслись в далекий XIX век, лет на 170 назад, в Енисейскую губернию огромного сибирского края Российской империи. Именно так обратился бы к вам сибирский старожил, как и вы, считавший наш край своей Родиной.

В этом году вы будете изучать КРАЕВЕДЕНИЕ. «Краеведение» образовано из двух слов: «край» и «ведать» (знать, изучать). Земля, на которой мы живем, — МАТУШКА-СИБИРЬ. С детства вы ощущаете ее суровый нрав, малую обустроенность и неуютность, ее морозное дыхание и нешуточные расстояния. Но, заглянув в свое сердце, вы почувствуете привязанность к своей округе, району, городу, любовь к удивительной красоте и уникальности сибирской природы.

Настанет миг, когда однажды вы замрете на месте, открыв для себя ширь тайги под горою у ваших ног или ландшафт речной долины, безбрежную холмистость южносибирской степи или горную гряду за полями-лесами со сверкающими даже летом снежными «белками» саянских пиков на горизонте. К вам придет осознание ценностей старинных сибирских обрядов и верований, вы заметите, что часто употребляете в разговоре слова и выражения старинного сибирского говора.

Оглянувшись, вы увидите вокруг себя искусно срубленные и украшенные деревянные дома, непохожие друг на друга. Это не те дома, что строятся ныне горе-плотниками и быстро приходят в ветхость. Старинные дома прочны и многое могут рассказать об их хозяевах: трудолюбивы ли они были и рачительны, аккуратны и основательны, или, наоборот, лень надолго поселилась в этих хозяйствах.

С детства мы знаем, что мы сибиряки. Но только попав в далекие российские края, мы с гордостью осознаем, что о сибиряках везде и всегда говорили с особым почтением. Жители далеких городов глядят на нас с удивлением и любопытством — мол, как вы живете в вашем суровом краю? Не секрет, что до сих пор многие верят — по улицам сибирских городов бродят по ночам медведи.

Вдали от родного дома, общаясь с иркутянами и новосибирцами, забайкальцами и томичами, алтайцами и омичами, особенно остро начинаем чувствовать, что мы все земляки. Однако, будучи сибиряками, мы ощущаем себя россиянами, гражданами Великой страны с уникальным историческим прошлым. В наших краях переплелись Запад и Восток, их цивилизационные ценности и идеалы, героические и трагические страницы извечного стремления к воле в условиях вековой деспотии. Все мы разные в этой огромной стране, неповторимые и особенные, и принимать друг друга должны таковыми, какие есть. Наша сибирская неповторимость идет от сурового экстремального климата и природы, от взаимосогласования и обостренной честности, от твердости и стойкости в преодолении испытаний.

Итак, на уроках краеведения вы будете изучать историю нашей губернии, уезда, села или города. Вы познакомитесь с важнейшими политическими событиями в течение нескольких столетий, с особенностями социальных отношений, достижениями в культурной жизни сибиряков-енисейцев. Но истинное краеведение глубже — оно в постижении духа сибирской жизни в прошлом и настоящем, традиций, обычаев, мировоззрения предков — сибирских старожилов.

Мало знать перечень дат, событий, имена выдающихся земляков. Вы должны понять, что за этим стоит, каковы были мысли, чаяния и мечты сибиряков в прошлом. Краеведение должно помочь понять, что человека на сибирской земле оценивали по двум критериям: каков ты по совести и каков ты в труде? Нравственность и трудолюбие всегда являлись основами сибирского самостояния.

Желаю вам быть неравнодушными и любознательными людьми, почитающими своих предков, знающими об их проблемах и тревогах, радостях и мечтах, праздниках и буднях. Гордитесь преображенным их трудом краем и способствуйте этому — в этом суть сибирского патриотизма.

В добрый путь!

Борис Ермолаевич

 


Глава I.
ВВЕДЕНИЕ В СИБИРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Закон об образовании Красноярского края» выделили и закрепили основные компоненты учебных программ. Федеральный компонент образованияобеспечивает единство образовательного пространства в стране. Он включает учебные предметы общенационального и общекультурного значения.

Национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации призван отразить национально-регио­нальный компонент учебных программ. Согласно положениям Закона учащиеся и студенты образовательных учреждений должны изучать историю, культуру, традиции своего региона.

Национально-региональный компонент в содержании образования призван способствовать:

– формированию личности достойного гражданина, знатока, поль­зователя и создателя культурных ценностей и традиций России, Сибири и Красноярского края;

– социализации молодого поколения по месту рождения и про­жи­вания;

– становлению самосознания, формированию духовных и нравственных основ личности;

– развитию устойчивого понимания социокультурного вклада Сибири и Приенисейского края в историю Российской циви­лизации;

– углублению навыков научно-исследовательской деятельности по изучению прошлого своего края, современных проблем, офор­млению результатов собственных изысканий.

Наиболее важной частью, ядром регионального компонента, является краеведение.

КРАЕВЕДЕНИЕ — это совокупность географических, исторических, естественнонаучных знаний об отдельных местностях страны.

КРАЕВЕДЕНИЕ — это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного и природного района, населенных пунктов силами местного населения.

КРАЕВЕДЕНИЕ — это комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю, культуру своего родного края. Комплексное краеведение изучает эти вопросы во взаимосвязи разделов: историческое, географическое, этнографическое, топонимическое краеведение, краеведение, связанное с задачами охраны природы, памятников культуры.

Поскольку Сибирь является громадным суперрегионом, составляющим более половины территории России, и характеризуется целостным образованием, обладающим общими чертами в истории, географии, экономике, укладе жизни ее населения, то введение предмета «Сибирское краеведение» вполне обоснованно. Особо зримо данное общесибирское единство проявлялось в XVIII – начале XX вв. Но Приенисейский край и сибирский регион в целом — это продукт взаимодействия различных цивилизаций во времени и в пространстве. Для нашего региона характерно наличие множества национальностей, религий, культур. Поэтому так важны для нас открытость, способность к диалогу культур, веротерпимость.

Изучаемый учебный материал общесибирского характера неизбежно конкретизируется и углубляется материалом о Восточной Сибири, куда входит и наш Красноярский край. Наглядно и интересно познается прошлое на основе изучения истории губернии, уезда, волости, своего селения или города. Но прошлое — это и история своего рода, своих предков в истории страны, в истории сибирского края.

Изучение своего края идет различными способами. Особо значима исследовательская работа ученых-историков. Их труды раскрывают наиболее сложные, глубинные вопросы политических, социальных, экономических процессов в истории края во взаимосвязи с общероссийской историей. Работы историков-краеведов пишутся на строго документальной основе источников государственных архивов. Сейчас становится все более очевидным, что из всех гуманитарных дисциплин только краеведение совмещает в себе все направления исследований, от географии и ботаники до религиоведения и литературы. Только в комплексе возможно истинное «ведение» своего края.

Для изучения малой родины не менее, чем научные исследования, важна увлеченная работа сотен тысяч краеведов-любителей. Они записывают местные песни, сказания, сказки, воспоминания старожилов, ветеранов войн и труда, слова и выражения старинного говора. Краеведы собирают фотографии и открытки, марки и старин­ные книги, коллекционируют картины местных художников, пишут дневники и летописи. Так само общество пытается отразить и увековечить себя, обращаясь к прошлому и настоящему. Не затухает поисково-краеведческая работа, связанная с событиями гражданской и Великой Отечественной войн. Сотни школьных и студенческих поисковых групп работают над восстановлением имен воинов, без вести пропавших на полях сражений, переза­хоронением их останков.

Введение учебного предмета «Краеведение» в образовательные программы будет способствовать соединению научного и любительского краеведения в единое целое.

СИБИРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Первым и основным компонентом краеведческой работы является учебное краеведение. Изучение истории Приенисейского края с древнейших времен до наших дней позволяет получить систематические знания об уникальных цивилизациях древности и раннего средневековья на берегах Енисея, о жизни местного населения до прихода в Сибирь русских, об освоении края в течение трех с половиной столетий. История Енисейской губернии рассказывает нам о пребывании в наших краях декабристов и их роли в развитии культуры и просвещения. Немаловажную роль в данных процессах играли представители всех течений политической ссылки XIX – начала XX веков.

Второй компонент курса «Сибирское краеведение» дает знания об основах хозяйствования, общественных отношений, о взаимоотношениях старожилов и переселенцев, о быте и культуре сибиряков. На обширном материале вы познакомитесь с мировоззрением, традициями, обрядами и верованиями старожильческого населения края, с фольклором и говором русских сибиряков. Материал курса поможет глубже осознать свои корни на сибирской земле, принадлежность к «народу сибирскому», постичь особенности местного сибирского патриотизма. Краеведение помогает осознать себя сибиряком.

Третьим компонентом краеведения является дискуссионно-диалоговый. Совместное обсуждение наиболее значимых и интересных вопросов по отдельным темам курсов поможет выявить свои мнения и суждения, свои взгляды, поделиться с товарищами знаниями о своих предках, об истории своего рода, семьи, своего села или города. Только диалог позволит осознать важность своей жизненной позиции, своего «Я», поможет сформировать активную роль в жизни края, определить свое место в современной Сибири.

Наряду с уроками краеведения немаловажная роль принадлежит исследованиям по истории и этнографии края. Здесь идет комплексная совместная работа учителя, учащихся, краеведов-любителей города, селения. Это четвертое направление краеведческой работы. На данном уровне происходит сбор материалов — источников для изучения прошлого края, письменных и вещественных. Собираются предметы быта, орудия труда, одежда, изделия прикладного искусства. Записываются воспоминания старожилов, перенимаются секреты мастерства местных умельцев, исследуются традиционные верования предков, обряды и ритуалы, бытовавшие в прошлом и сохраняющиеся ныне. Исследования включают также изучение местных праздников, увеселений, игр, форм совместного времяпрепровождения, песен и частушек, быличек и преданий. Особенно важно составлять своеобразную летопись селения, поселка, улицы или района своего города.

На основе индивидуальной и коллективной работы по направлениям исследований, сбора вещественных и письменных памятников, фотографий и личных документов создается школьный краеведческий музей. Это не только компонент учебного краеведения, итог работы школьного коллектива, но и учебно-познавательный центр. Музей не должен застыть в своем развитии: хороший музей ежедневно пополняется экспонатами, постоянно реконструируется. Музеем нельзя назвать хранилище пожелтевших документов и запыленных экспонатов — он должен стать центром коллективной памяти династий, родов и отдельных семей, возвеличивания созидательной деятельности людей на сибирской земле.

Как в ходе исследовательской работы, так и при создании музея краеведам необходимо постоянно связываться с местными архивами, тщательно работать и перепроверять факты по нескольким источникам. Это позволит корректировать субъективные воспоминания старожилов, находить нити для дальнейшего поиска.

Таким образом, курс «Сибирское краеведение» позволяет связать воедино знания о Сибири в целом, об истории своего края, района, своего населенного пункта, своего города с историей семьи, рода, с историей дедов и родителей на земле Сибири. Только осознание внутреннего родства и единения с малой родиной, познание духа и традиций старожильческого населения позволит проникнуться истинным патриотизмом, осознать себя сибиряками.

 

 
 

 


Глава II.
СИБИРСКИЙ СУБЭТНОС

ФАКТОРЫ «МЕСТОРАЗВИТИЯ»

В основе освоения Сибири и формирования самосознания сибиряков находился непрерывный процесс адаптации русского населения к ее суровым условиям. Под адаптацией понимается процесс взаимного приспособления между культурой народа и окружающей средой. Русская культура приобрела значение «технологии» освоения естественных ресурсов. Степень изменения сознания и традиций русских людей в значительной степени зависела в сибирских условиях от конкретного набора воздействующих факторов.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Первая группа включает как факторы, изначально формировавшиеся в европейской части России, до начала колонизации Сибири, так и новые факторы общественно-политической жизни страны, оказывавшие влияние на эволюцию русского старожильческого населения и его сознание. Первая группа факторов на начальном этапе освоения Сибири выступает в качестве адаптивной культуры, помогая осваиваться в «неизведанной» Сибири.

К созидательным факторам мы отнесем, прежде всего, деятельность государства по формированию политических и социально-экономических условий вхождения края в состав России. Отдаленность от центральных органов власти, с одной стороны, и выраженная бесконтрольность местной администрации — с другой, послужили факторами становления территориально-политического самосознания сибирского населения.

Православно-духовные факторы успешно воспроизводили в сибирском обществе православную веру. Но одновременно на сознание сибиряков оказывала влияние протестная по своему духу старообрядческая идеология. Немаловажным фактором психологической адаптации стала традиционная этническая культура русского двоеверия. Здесь вторично проигрывался сценарий освоения славянами ландшафтов Европейской России в VIII – XII вв., поэтому на вооружение были взяты древние языческие верования, сохранявшиеся в мировоззрении, обычаях, обрядах, магии. Они во многом помогали бороться с представителями окружающих человека «темных сил» и обретать психологическую защищенность и комфортность.

В течение первой половины XVII в. российские факторы являлись составной частью культуры русского населения Сибири. Постепенно многие элементы прежней культуры, не соответствующие новым факторам, заменялись новыми. Так складывалась адаптированная материальная и духовная культура потомственных старожилов. В самосознании менялся и образ Родины. Со второй половины XVII и в течение всего XVIII вв. с формированием адаптированной культуры в сознании потомственных старожилов родиной становится суровая «матушка-Сибирь».

Российский ученый Г.В. Вернадский систематизировал комплекс факторов влияния на историю и культуру народа в понятие «месторазвитие». Месторазвитие понимается им «как совокупность социально-исторических и географических признаков определенной среды обитания», которая влияет на общество. Вначале был период эмпирического изучения Сибири, пушного промысла и хищнического истребления соболя. На данном этапе, видимо, первые переселенцы еще осознавали Сибирь враждебным краем, а своей родиной считали «Рассею».

К концу ХVII в. в Сибири сложились первые пять земледельческих районов, включая Енисейский. Одновременно оформилась сибирская семейная община. На территории Приенисейского края с 1703 по 1760-е гг. завершился процесс земледельческого освоения южных и притрактовых районов. Русское население Енисейского и Красноярского уездов в ходе внутренней миграции освоило лесостепные и степные ландшафты. Для русского сознания данные пространства в культурном отношении были наиболее близки. Близкими, «своими» стали для русских и представители местных народов.

В ходе освоения русскими данной территории политическая борьба, расстановка сил и отдельные этапы ее во многом определялись соперничеством с киргизами, Джунгарией, Северо-монголь­ским государством, Цинским Китаем. Только в ходе вооруженного противостояния и насильственных мер Южная Сибирь, бассейн Верхнего и, частично, Среднего Енисея в первом десятилетии XVIII в. стали неотъемлемой частью России. О многих сибирских народах во второй половине XVIII в. писали, что «они усвоили образ жизни чисто русский, говорят всегда по-русски… живут с крестьянами смешанно по образу своей жизни и быту…».

С течением времени сибирский край приобретает определенную самостоятельность. Так, в 1685 г. были прекращены хлебные поставки в Сибирь. По данным историка О.Н. Вилкова, к 1695 г. из привозимых 386 наименований товаров Сибирь отказалась от 216, а по 46 сократила ввоз. К началу ХIХ в. окончательно завершилось признание центральной властью административного положения Сибири в составе Российской империи. Реформатору М.М. Сперанскому велено было «сообразитьнаместе полезнейшее устройство и управление сего отдаленного края». В 1822 г. он сделал вывод о необходимости учредить новую губернию в центре Сибири — Енисейскую.

Цели русской колонизации Сибири были во многом идентичны стимулам европейских колонистов в Америке: поиску лучшей жизни, обретению свободы и самостоятельности, желанию разбогатеть за счет добычи пушнины, затем золота, уйти от крепостничества и наказаний, приобрести значительные земельные владения. Схожи были взгляды и на систему ценностей: личность надеется на себя, а не на власть, умеет противостоять произволу; благополучие достигается предприимчивостью, трудолюбием, бережливостью. Чувство собственного достоинства, ценность свободы, самоуважение, защита своих прав стали основными устоями сибирского характера. Во многом на формирование данных черт оказал влияние фактор отсутствия в Сибири крепостного права. Все попытки помещиков распространить за Урал власть на землю и крестьян оказались тщетными.

Важнейшей проблемой Сибири стало преодоление последствий фактора ссылки и каторги. Сюда отправляли за вольнодумство и участие в многочисленных выступлениях против государства, за приверженность к «старой вере» и «сочинительство», за неповиновение офицерам или господам. Через Сибирь прошли «опальные» в ходе дворцовых переворотов. С 1760 г. по Именному Указу помещикам разрешалось ссылать в Сибирь крестьян «за воровство, пьянство, прочия непристойныя дерзостныя поступки». В качестве необходимости этого шага приводился и такой аргумент: «Понеже в Сибирской губернии состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные земли, которых к заселению государственный интерес требует». Всем известна история высылки декабристов в Сибирь на каторжные работы с последующим поселением.

Всего за первую половину XIX в. только в Енисейскую губернию было сослано более 50 тыс. человек. Сибирская ссылка способствовала стабильности и устойчивости Российской империи: яростные разрушительные процессы заглушались благодаря добровольному и принудительному оттоку на восток «бродильного элемента» из центральных областей страны. Дети и внуки ссыльнопоселенцев становились сибиряками и воспринимали традиции и нравственные нормы старожилов.

Таким образом, под воздействием ряда исторических факторов произошло перемещение образа Сибири в компонент «своего» края через ее «о- свое -ние». В середине ХIХ в. современники уверенно констатировали: «Сибиряк на всем Востоке России чувствует себя как дома».

 

КЛИМАТ СИБИРИ

Еще в середине XIX в. К. Веселовский в книге «Климат России» писал, что «главный фактор, обусловливающий физиономию страны, — климат. Он определяет флору страны и ея пейзаж, фауну и, наконец, культуру человека». Климат оказывает воздействие на хозяйственную деятельность населения, приспособительную изменчивость населения и, соответственно, на сознание человека. Для Сибири характерны выраженные характеристики экстремальности многих компонентов природных факторов.

Историк В.О. Ключевский при описании факторов формирования психологии русских людей обратил внимание на «разность температур между зимой и летом… не менее 23 градусов, но местами… до 35 градусов». На территории Приенисейского края температура января — от –15…–22 градусов до –30…–35 градусов; средняя температура июля от +20 до +30 градусов. Таким образом перепад температур составляет от 35 – 38 до 65 градусов. Перепад экстремальных температур (от +38 до –55 – 62 градусов) достигает 95 – 100 градусов. Однако наиболее пагубные последствия для человека имеют суточные перепады температур. Так в марте-апреле и октябре-ноябре естественны колебания от –15 градусов ночью до +5... +10 днем и, наоборот, от +20 днем до –10 градусов ночью.

В источниках XVII – XIX вв. зафиксированы и экстраординарные проявления сибирского климата:

1782 г. «Весна стояла вельми мразна и студена». Во время страды шли непрерывные проливные дожди.

1799 г. Стояло необычно засушливое лето.

1810 – 1811 гг. Зимы стояли необычно холодные и продолжительные.

1813 г. «В Иркутской и Томской губерниях первоначально была засуха, а 13 июля ударил ужасный мороз, истребивший хлеб на пространстве 1500 верст» (по новому стилю 25 июля).

1815 г. «Жестокие морозы стояли в Тобольске и Иркутске.

1842 г. «Местные власти уведомляют, что еще 2 июня (по новому стилю — это 14 июня)[1] по Сибирскому тракту ездили на санях».

В XVII в. отмечены 32 необычно холодные зимы; в XVIII в. отмечено 42 засушливых и 20 крайне дождливых лета. XIX в. принес 51 более морозную зиму, 32 случая морозов в конце лета и 45 возвратов морозов в начале лета. Постоянно отмечались повторяющиеся таежные пожары: «В 1887 г. в Сибири стояла необычная жара. Более месяца не было ни одного дождя. В июле температура воздуха достигла 37 градусов в тени. Лес походил на осенний: деревья были почти без листьев или с желто-коричневыми листьями. В тайге полыхали многочисленные и обширные пожары…».

Суровость сибирского климата дополняется продолжительной зимой, коротким летом, длительными морозами и глубоким снежным покровом в таежной зоне, а в степных районах — малоснежьем. В северных районах экстремальность климата усугубляется продолжительной Полярной ночью (до 65 суток). Исследователи отмечали также преобладание в Сибири ярких солнечных дней в году и повышенную солнечную радиацию.

Климат требовал от человека сверхнапряженного труда, выносливости, наличия закалки и крепкого «сибирского» здоровья. Климат определил во многом особенности быта, обустройства жилищ, характер питания, одежды сибиряков. Отмечалось и определенное влияние климата на физиологию организма, внешний вид старожилов. Особое влияние климат оказал на формирование психологической устойчивости к превратностям судьбы и погоды, невиданного упорства и выдержки в повседневной жизни. Так, сибиряки в прошлом более адекватно воспринимали суровые реалии края. Наиболее благоприятным и ожидаемым считался период от осени до весны — т. н. «веселый сезон», а лето воспринимали как «проклятущее», когда необходимо было работать по 18 часов в сутки. Да еще жара, гнус…

Полная адаптация старожилов к воздействующим природно-климатическим факторам отразилась в формировании комплекса сибирской одежды, в своеобразии подворья и жилища, укладе быта и хозяйственной жизни, в праздниках сибирского народного календаря. Конкретные условия природных зон и областей, рельеф местности, осадки и климат, речная сеть, продолжительность благоприятного для земледелия периода, характер почв — все это накладывало отпечаток на специфику адаптации русского населения в Сибири.

СИБИРСКИЕ ПРОСТОРЫ

Отличие ландшафтов сибирского края от центрально-россий­ских очевидно. Здесь представлены практически все природные зоны за исключением приэкваториальных: арктические пустыни и тундра, тайга и лесостепь, степь и горные ландшафты. На сравнительно ограниченных пространствах здесь порой сочетаются несколько природных зон. На хозяйственную и психологическую ситуацию в ходе адаптации русского человека, кроме климата, влиял фактор территории.

Для России в целом характерны, прежде всего, обширные пространства. Исследователи русского национального характера подчеркивали «ужасающее и пугающее влияние на человека бесконечных просторов России». Вместе с тем заметим, что «огромность» Европейской России к XVII – XVIII вв. относительна: она заселена уже довольно плотно. Для сознания российского крестьянина расстояние 100 – 200 верст было довольно приличным. Соответственно, мироощущение человека было ограничено небольшими расстояниями.

Ширь и размах просторов сибирского края таковы, что здесь на территории иной волости могли бы разместиться 1 – 2 «великорусские» губернии. Енисейская губерния по территории превосходила Московскую губернию в 77 раз, Владимирскую — в 52, Петербургскую — в 48, Вологодскую — в 6 раз. А Якутская губерния была больше Московской в 115 раз, Петербургской — в 73 раза, Вологодской — в 10 раз! От Урала до Тихого океана азиатская территория Российской империи простиралась на 8 тыс. километров и на 4 тыс. километров с севера на юг. Общая площадь Сибири превосходила территорию Европы в 1,3 раза, Европейскую Россию — в 2,5 раза. Например, на территории Сибири могла бы 25 раз разместиться Германия.

Пространства Сибири для русских людей были действительно пугающими и безбрежными. Стремление подчинить их, преодолеть ужас перед морем тайги заставило первопроходцев всего за полстолетия совершить бросок от Урала до Тихого океана. «Освоенная» Сибирь изменила мироощущение русского сибиряка, сделала его поистине «космическим», глобальным. «В Сибири 100 верст не расстояние, 100 рублей не деньги…»; «В Сибири 100 верст не крюк, а все наша волость», — так отразились в поговорках представления сибиряков о пространстве…

Факторы территории, расстояний, обширности неосвоенных земель издревле формировали и особое отношение к земле и воле. В русском земледельце постоянно боролись два начала: укорененность на земле и желание ухода в поисках лучшей жизни. Протест против крепостничества, произвола властей, малоземелья и наличие неосвоенных земель вне юрисдикции государства породили легенды о сибирском Беловодье — крае подлинной свободы. Одновременно обширные, безграничные просторы воспринимались в качестве символа реальной воли, независимости, возможности самим определять правила свободной жизни.

ЧЕЛОВЕК В СИБИРИ

Комплекс природных факторов включает в себя множество других составляющих: непроходимая тайга и бескрайные степи, обширнейшие болота, многоводные и порожистые реки, полное бездорожье, леденящий ветер «хиус» и «хлящие» морозы. Сибиряк сумел преодолеть опасность со стороны дикого зверя, но медведь в сознании старожила-охотника так и остался мудрым хозяином тайги. Не меньшую опасность представлял для человека лось — сохатый. Не зря здесь появилась поговорка: «На медведя иди — постель стели; на сохатого иди — доски (на гроб) теши».

Титанические усилия и изобретательность потребовались от человека для спасения от кровососущих насекомых: комара, мошки, овода, слепня, таежного клеща. Для защиты от насекомых сибиряки по-новому, «нежели в России», проводили выпас скота, многие летние работы. Так, повсеместно применялось окуривание скота дымом костров. Приезжие чиновники брезгливо замечали, что «к сибиряку летом невозможно подойти — от него за версту разит дегтем»: березовым дегтем густо мазали скотину и себя для спасения от гнуса. В таежных селах и деревнях от рождения до смерти человек в летнюю пору носил «личину» — сетку из конского волоса.

Вместе с тем нельзя не сказать о факторах, благоприятных для человека, оказавших позитивное влияние. Сибирский воздух сух и благоприятен для здоровья, настоян на травах и целебной хвое тайги. Даже суровые 40 – 50-градусные морозы человек переносит сравнительно легко благодаря сухости воздуха, безветрию. В степи и тайге много целебных озер, водных и грязевых, изобилие промыслового зверя и птицы. Повсеместно произрастают съедобные дикорастущие травы, плоды и ягоды. Особое место занимают любимые сибиряками кедровые орехи. Сибирские реки изобиловали разнообразной рыбой. «Дары природы» обеспечивали разнообразие питания и существенно помогали спасению человека в неурожайные годы. Лес снабжал человека прекрасным строительным материалом при постройке качественных жилищ и обеспечивал топливом.

Но все же на первое место сибиряки ставили наиболее благоприятный фактор — изобилие свободных целинно-залежных земель. Естественное плодородие их было важнейшим условием развитого землепашества в среде русских старожилов. Бывшему «российскому» крестьянину пришлось здесь фактически заново создавать свою технологию земледелия, с отказом вплоть до конца XIX в. от традиционного трехполья и удобрения пашни навозом. Сибиряки придумали новые орудия труда, вывели приспособленные для сурового климата породы скота.

Коренное население Сибири, занимаясь видами деятельности присваивающего характера, сумело хорошо приспособиться к суровым реалиям края. Фактически местные народы-этносы стали частью природы, слившись с нею. Но это поставило их в условия «замкнутой вневременной системы» без явного прогрессивного развития.

В конце XVI – первой половине XVII вв. еще не было полной адаптации русских к Сибири. Об этом говорят многочисленные описания голода, повсеместной нехватки хлеба, неукорененности промышленных людей, хищнического истребления пушного зверя на «чужих» землях, столкновений и нанесенных «обид».

Из челобитной 1653 г.: «Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу… бьют челом сироты твои… Красноярсково острога ссыльные людишки Федька Балакин, Олешко Косой, Иванище Старец да промышленный человек Васька Антонов. …нам, государь, жить в Красноярском остроге немочно. Милостливый государь…, пожалуй нас, своих сирот, в том деле вконец не погибнуть, вели, государь, нас… ис Красноярсково острогу выслать к Руси, к женишкам нашим…».

Первые русские земледельцы, «опираясь на привычные представления и сталкиваясь с суровой действительностью», также «терпели поражение» в Сибири. На основе выявления показателей качества земли, примет, испытания пригодности зерновых и овощных культур, посевов для «опыта» формировалось сибирское землепашество. В последней четверти XVII в. источники констатировали, что «здешние крестьяне пашут не по русскому обычаю». Земледелие укоренилось и на берегах Енисея. Русский посол в Китае Николай Спафарий писал в своих записках: «Енисейская страна вельми хороша. Дал Бог изобилие всякое, хлеба много…».

С позиций адекватного соответствия хозяйства факторам сибирского месторазвития мы должны по-иному оценивать приоритеты эффективности хозяйствования: «Плохо ведет большая часть сибирских старожилов свое хозяйство — по старинке, и все же оно приспособлено к местным условиям», — писали современники. Поэтому С.П. Капустин справедливо подчеркивал: «При обсуждении хозяйства в Сибири надобно всегда обращать внимание» на условия… страны. Те мерки, которыми мы привыкли мерить в Западной Европе или в России, здесьнеприемлемы. Из многого того, что разумно и пригодно там, будет нерационально и вредно здесь».

Человек активно приспосабливал окружающую среду, иногда в ущерб ее экологическому состоянию. Русское старожильческое население не только воссоздало здесь систему земледелия, как основу производящего типа хозяйства, промыслы и ремесла, рыночные связи, но и во многом переняло опыт аборигенного населения края. На этой интегрированной и адаптированной к Сибири основе появились сибирские жилища, новые типы усадеб, традиции и обряды, особенный уклад жизни. Воздействие природно-климатических факторов заставляло сибиряков крайне расчетливо подходить к анализу возможных вариантов в планировании очередного сельскохозяйственного года. Для старожилов стало естественным создание резервных запасов зерна, кормов для скота, просушенных строительных материалов и дров, запасного хозяйственного ин­вентаря.

Природно-климатические факторы с первых десятилетий оказывали влияние на процессы естественного отбора: выживали и приспосабливались наиболее стойкие, закаленные, физически крепкие люди. Не зря понятие «сибирское здоровье» стало расхожим. Естественное закаливание и труд с раннего детства позволяли в течение столетий закрепить иммунитет по отношению к множеству стрессовых природных факторов. Сибиряки отличались повышенной остротой слуха и зрения, силой и выносливостью, способностью выдерживать длительные переходы и продолжительные физические нагрузки, перепады температур и продолжительные холода, умели прекрасно ориентироваться в незнакомой местности.

ПАССИОНАРИИ

В большинстве своем в сибирский край по своей воле или «воле

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...