Уезды, волости, население Енисейской губернии
После отмены крепостного права в России в 1861 г. в Енисейскую губернию до 1890 г. переселилось 54 366 человек. Основная часть их разместилась в старожильческих селениях, но одновременно старожилами и переселенцами было основано 27 новых селений. С 1892 г. процесс переселения приобрел устойчивый возрастающий характер. С 1892 по 1905 гг. переселенцами было основано 358 селений, но из них только одно селение — в северной части Енисейской губернии. Переселенцев этого периода насчитывалось уже 190 тыс. человек. В 1906 – 1916 гг. в связи с реформами П.А. Столыпина переселение приобрело массовый целенаправленный характер. За это десятилетие в Енисейской губернии возникло 671 новое селение и сюда переселилось 274 516 человек. Подавляющее число «столыпинских» деревень было основано в зоне тайги. Население губернии быстро росло и за счет естественного прироста старожильческого населения: всего прирост старожилов с 1897 по 1917 гг. составил 367 тыс. человек. К 1917 г. сельское население Енисейской губернии составляло 931 814 душ мужского и женского пола. Образованная по Указу Императора Александра I Енисейская губерния была одновременно разделена на 5 округов: Енисейский, Красноярский, Ачинский, Минусинский, Канский. Позднее из Енисейского округа был выделен Туруханский край, а на юге был образован новый Усинский пограничный округ. С 1898 г. округа стали называться уездами. Селения и население распределялись по округам к 1863 г. следующим образом (табл. 4): Таблица 4
Таким обратом, наиболее заселенным в середине XIX в. стал Минусинский округ. Первоначально большая часть переселенцев второй половины XIX в. селилась в Минусинском, Ачинском, Красноярском округах, но в начале XX в. наиболее быстро осваивается Канский уезд. Уездные центры XIX – начала XX вв. именовавшиеся городами, быстро превращались в центры торговли, ремесла, но одновременно большая часть жителей занималась землепашеством, обслуживанием трактов, промыслами. Быстро развивалась в городах и крупных селах губернии ярмарочная торговля. В каждом округе было по 3 – 4 волости. Так, в 1831 г. в Минусинский округ входило 4 волости: Шушенская, Курагинская, Абаканская и Новоселовская. Образование новых селений и освоение новых земель потребовало выделения новых волостей. Состав волостей Енисейской губернии к 1917г. (без Туруханского края) был следующим: Енисейский уезд: Анциферовская, Бельская, Казачинская, Кежемская, Маклаковская, Пинчугская, Яланская волости. Красноярский уезд: Александровская, Больше-Муртинская, Вознесенская, Еловская, Есаульская, Заледеевская, Кияйская, Межевская, Нахвальская, Петропавловская, Погорельская, Покровская, Сухобузимская, Тертежская, Частоостровская, Шалинская и Шилинская волости. Ачинский уезд: Балахтинская, Балахтонская, Березовская, Бирилюсская, Больше-Улуйская, Даурская, Козульская, Кольцовская, Корниловская, Кизыльская инородческая, Мало-Имышенская, Назаровская, Никольская, Николаевская, Ново-Еловская (Зачулымская), Петровская, Подсосенская, Покровская, Солгонская, Тюльковская, Ужурская, Шарыповская волости. Минусинский уезд: Абаканская, Аскизская инородческая, Бейская, Балыкская, Белоярская, Восточенская, Ермаковская, Знаменская, Идринская, Имисская, Иудинская, Каптыревская, Комская, Кнышинская, Кочергинская, Курагинская, Луговская, Моторская, Мало-Минусинская, Никольская, Новоселовская, Паначевская, Сагайская, Салбинская, Таштыпская, Тесинская, Тигрицкая, Усть-Абаканская инородческая, Шалаболинская, Шушенская волости.
Канский уезд: Абанская, Агинская, Александровская, Аманашенская, Анцирская, Вершино-Рыбинская, Выдриская, Долго-Мостовская, Ирбейская, Конторская, Кучеровская, Мало-Камалинская, Перовская, Переясловская, Рождественская, Рыбинская, Сретенская, Семеновская, Тальская, Тасеевская, Уярская, Фаначетская и Шелоевская волости. Усинский пограничный округ: Усинская волость. КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА I. Примерная тематика занятий 1. Освоение русскими территории Приенисейского края. 2. Сибирские поселения: типы, застройка. 3. Наш поселок (село, город) в прошлом и настоящем. Экскурсия по памятным местам. 4. Практикум. Выполнение плана-рисунка селения, поселка, городского района. II. Термины и понятия Деревня, село, поселок, елань, заимка, займище, починок, тракт, деревня «однопородная» и «разнопородная», застройка свободная, рядовая, уличная, квартальная, поскотина (околица). III. Диалог Разработайте логические цепочки возникновения и развития сибирских селений или схему-таблицу данных процессов. Сколько вариантов подобных процессов вы можете выделить? Как влияют на сельские поселения географические особенности и ландшафты? Какие особенности учли первооснователи вашего города, селения при основании и планировке вашего населенного пункта? Попробуйте начертить план в перспективе, через 50 – 100 лет. Обоснуйте ваш замысел. IV. Исследования 1. Описать принцип формирования и развития улиц вашего населенного пункта. Какие обособленные участки («края», «кутки») имеются у вас? 2. Определите на местности место начала застройки вашего селения и обозначьте это место специально изготовленным памятным знаком. 3. Составить список первых жителей вашего селения. Кто из потомков первопоселенцев проживает сейчас? 4. Найти и сфотографировать (в целом и подетально) все самые старые здания вашего населенного пункта. Описать их.
V. Творчество Сочинения «День на заимке», «Мой край» («куток» и т.д.). Макет селения (города, острога) в период его возникновения. VI. Музей План-схема развития селения. Памятные места и здания. Фотографии улиц. Фотопанорама селения. Общественные здания, торговые лавки старого села, школа, «волость». Топонимика улиц, селения, окрестностей. СИБИРСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА ОБЩЕСТВО» На первоначальном этапе сельскохозяйственного освоения сибирского края, при подъеме пашни, обустройстве на новом месте возникали трудовые земельные сообщества, объединяющие в большинстве своем семейно-родственные коллективы или товарищества. По мере развития семейно-родственные коллективы оформились в общины. Тысячелетний опыт общинной жизни возродился здесь не только как традиция, но и как необходимость при регулировании отношений между индивидуальными ячейками-домохозяйствами. Одновременно шло возрождение черт общины докрепостнического периода. Сибирская община имела ряд специфических функций. Сибирская община представляла собой замкнутый мир полноправных граждан «своего» сообщества — старожилов. Община коллективно противостояла внешнему миру государства и переселенцам. Община защищала интересы своих членов, но в то же время, как и «в России», отвечала на условиях круговой поруки за исполнение повинностей перед государством. Членам общины были присущи многие черты «полисного сознания». Община выступала коллективным пользователем государственной земли, определяла порядок и наделяла землей крестьян-общинников, защищала границы земельных владений в споре с соседними общинами. Но в Сибири не было передела общинных земель, «мир» не вмешивался в индивидуальную хозяйственную деятельность домохозяев. Высочайший статус личного труда, индивидуализма, чувство собственности и свободы породили в Сибири возможность продажи, аренды, наследования пашенных земель в общине. Община осуществляла совместное пользование угодьями: пастбищами, покосами, лесом, кедровниками, рыболовными «местами».
«Благоразумные крестьяне, вырубая постепенно на свои нужды все древесные породы, оставляют кедр как плодовое дерево… Кедровые рощи в течение лета берегутся не только от пожаров, но от того, чтобы кто-нибудь из своих или чужих не испортил дерева… и существует сбор кедровых орехов на общинных началах»[4]. В общине были тесно увязаны права и обязанности крестьян: права порождали обязанности, и наоборот. Община здесь не только не препятствовала росту зажиточности на трудовой основе, новым «заимочным» запашкам, но и поддерживала немощных, убогих, сирот, помогала при пожарах, стихийных бедствиях, неурожаях. Сибирская община стала ячейкой с характерными укладами отношений гражданского общества в условиях жесткой бюрократической системы Российской империи. Полноправие старожилов, самоуправление, верховенство норм обычного права в рамках своего «общества», высочайшая требовательность общины к человеку, а человека к себе, высокий статус женщины, высокая активность в делах сообщества, коллегиальное утверждение решений при высоком уровне самостоятельности индивида были и условием, и следствием особенностей крестьянского мира Сибири. В русской общине, несмотря на внешнее единомыслие, постоянно тлел конфликт между личностью и коллективом. «У подавляющей массы населения всегда были живучи традиции коллективизма и взаимопомощи, хотя у любого крестьянина одновременно никогда не исчезала и естественная тяга к личному, частному способу ведения хозяйства», — справедливо отмечает современный российский историк А.В. Милов. Община в Европейской России подавляла «бунт личного» и всячески закрепляла образ «Мы» через развитую «мирскую» систему социальной поддержки, самоуправления, пользования землей. При этом отдельные члены данного сообщества с ярко выраженным «образом Я», вступая в конфликт с «Мы», пытались обрести экономическую, духовную, правовую и политическую независимость. Отток крестьянского населения на восток стал основой формирующегося сибирского крестьянства. Практически не отмечались случаи массового коллективного переселения всей общиной или селением. История освоения территории за Уралом доказывает, что подавляющей была индивидуально-семейная форма переселения в Сибирь. В 1886 г. в с. Комском Балахтинской волости из 178 мужчин, имевших право голоса на сходе, было: Ананьиных — 60, Кирилловых — 40, Ростовцевых — 28, Черновых — 12, Сиротининых — 11, Спириных — 11, Юшковых — 9 человек; только 7 мужчин не входили в данные семейные «микрокорпорации». Нельзя забывать, что большинство семейств за многие десятилетия породнились на основе брачных связей.
Превалирование «образа Я» старожила закрепилось, прежде всего, в том, что ведущее место занял индивидуализм. Об этом писал А.П. Щапов: «Каждый живет особняком, …коллективное начало мало развито». Превалирование индивидуализма стало основой выраженного соревнования — конкуренции между домохозяевами в труде, поведении, обустройстве усадьбы, во внешнем виде домочадцев. В борьбе за выживание в условиях соревнования-соперничества в сибиряках вырабатывались «удивительная выносливость и настойчивость,… необыкновенная терпимость в трудах, мужество в опасностях». Сформировавшись как семейная, сибирская община в период ее становления четко определила приоритеты личного и «мирского» по всему кругу проблем. Сибиряки делили мир на «своих» и «российских людей», на «своих» и чиновников. Крестьянский мир замыкался под давлением властей, и община становилась для крестьян своим обществом. Не случайно в Сибири община называлась крестьянами «обществом». Сибирское население представляло собой сообщества самоуправляющихся «обществ». Общины по структуре были как простые — в границах отдельных деревень, так и сложные — из нескольких селений. Но и в сложной общине в каждой деревне было свое самоуправление, делегировавшее представителей в органы всей общины. Территориальное оформление земельных владений «обществ» относится в Приенисейском крае к концу XVIII в. Так как владения были весьма обширными, то вплоть до XX в. селения располагались в среднем не ближе чем в 5 – 15 верстах друг от друга. «Общество» полноправно распоряжалось государственной землей в границах владений. Долгое время мир лишь констатировал размеры земельных владений домохозяев, которые зависели от трудовых возможностей семьи. В конце XIX в. государство определило надельную норму в 15 десятин на мужскую душу. Наделы на душу мужского пола полагались с 17 лет. Однако крестьянский двор имел и заимочные земли, пашни, поднятые трудом предков, арендованные и купленные земли. Земля в Сибири продавалась, но только возделанная, — скорее, здесь продавался вложенный на ее освоение труд. Одновременно при продаже пашни к другому владельцу переходили обязанности по уплате повинностей, от этого не проигрывали ни государство, ни «общество». До конца XIX в. существовало беспередельное землепользование-владение. До нашего времени повсеместно поля, урочища, лесные угодья, лога так и называются по имени крестьян-общинников. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ» Сход членов общины — «общественное согласие» — был высшим органом «общества». На сходе все старожилы были равны в правах, но наибольшим авторитетом пользовались мудрые, высоконравственные, талантливые в землепашестве крестьяне. На сходах избирали должностных лиц, заслушивались отчеты «выборных» лиц, финансовые отчеты, утверждалось налоговое обложение домохозяев, разрешались споры и тяжбы между крестьянами. Здесь наказывали за нарушение нравственных норм, традиций, за мелкие преступления и т.д. Сельский сход обычно собирался 10 – 16 раз в год, чаще зимой, чем летом. Выборными лицами «общества» являлись староста, окладчики, счетчики, члены различных комиссий, рассыльные, челобитчики, сотские, десятские и др. Из «Приговора» сельского общества д. Дрокиной Заледеевской волости Красноярского округа мы узнаем, что в 1819 г. «для смотренья чистоты и опрятности дворов и улиц… из женщин выбрали Анну Иванову Быкасову, которая поведения доброго»; в д. Емельяновой выбрали «Настасью Яковлеву Орешникову, поведения добропорядочного и означенную службу нести способна»; в д. Устиновой «выбрали в смотренье чистоты крестьянскую жену Василису Тимофееву Голощапову…». Выбирая должностное лицо, сход давал характеристику, мотивирующую данный выбор, например: «...Поведения хорошего, в дoмaшнем хозяйстве рачителен, в хлебопашестве искусный, штрафах и наказаниях не бывал и возложенную на него должность исправлять может»; «Поведения хорошего, имеет домообзаводство и землепашество, женат, в штрафах и наказаниях не был». По окончании срока сход благодарил за честное и добросовестное исполнение обязанностей и выдавал аттестат: «Вел себя добропорядочно, к подчиненным ему относился благопристойно, ласково и снисходительно. В разбирательстве соблюдал долг присяги. Представлял и сдавал деньги исправно. Предобижденьев ни от кого не принимал и никому не чинил, и жалоб на него ни от кого не принесено, поэтому и заслужил себе справедливую от общества благодарность, которого впредь принимать в мирских светах за достойного в чести человека» [5]. Выбирая доверенного от мира «челобитчика», сход выдавал доверенносгь: «Доверили утруждать... от лица крестьян нижеследующей покорной просьбой..». Всем крестьянам, выезжавшим по той или иной причине за пределы волости, общество выдавало «покормежные» паспорта. ПОВИННОСТИ В период расцвета сибирской общины, во второй половине XIX в., повинности крестьян-общинников делились на государственные, земские и «мирские-общественные», а по содержанию — на натуральные и денежные. Н.М. Ядринцев насчитал в конце XIX в. у крестьян Минусинского уезда около 20 денежных и 11 натуральных повинностей. В Енисейской губернии было принято при определении величины денежных повинностей считать казенные сборы за 100%, а земские за 80,1% от их суммы. Но в общем выражении наибольшей была сумма мирских сборов и стоимость натуральных повинностей в денежном выражении. К натуральным повинностям относились ямщицкие повинности, выделение лошадей и подвод, исправление дорог, общинные работы, отопление правлений. Общество оплачивало «общественные» службы выборных лиц и за исполнение служб сторожам, караульным, смотрителям и т.д. Из мирских сборов осуществлялось содержание «немощных»; часто сход, не унижая достоинства человека в случае инвалидности, сиротства, умственной неполноценности, назначал их на посильные им службы — посыльными, пастухами, сторожами, с соответствующей оплатой. Налоговое обложение осуществлялось чаще всего по принципу учета трудовых возможностей хозяйства. Тягловые души делились на 3 – 4 разряда: «бойцы», «полубойцы», «неимущие». При этом «неимущие» по причине старости, болезни, одиночества освобождались полностью или частично от податей с перекладкой их доли на «бойцов». По подсчетам историка В.А. Степынина, на крестьянина-«бойца» Енисейской губернии в конце XIX в. приходилось в год денежных повинностей до 28 руб. 32 коп. В сибирской общине права порождали обязанности. Если домохозяин желал иметь большие наделы, дополнительные покосы, лесные деляны, то получал их с условием увеличения повинностей. По свидетельству современников, крестьянин-старожил гордился званием «бойца» — полного налогоплательщика, т. к. это было выражением его самодостаточности, зажиточности, равенства и высокого статуса при решении мирских дел. На мирские средства община строила церкви, школы, медпункты, закупала лекарства, оплачивала учителей, содержала детей крестьян в учебных заведениях. ПРИЧИСЛЕНИЕ К «ОБЩЕСТВУ» Новых членов община принимала на основании решения схода. Переселенец определенное время жил в селении, пользуясь за плату всеми общинными угодьями, «рыбными местами», ягодниками, лесными угодьями. Начиная обустраиваться и заниматься землепашеством, переселенец должен был проявить себя в труде и поведении с положительной стороны. Если «общество возжелало» причислить его в состав «своих», тo составляло приговор. Мирской приговор Мы, нижеподписавшиеся, Енисейской губернии Ачинского уезда Ужурской волости деревни Соксинской крестьяне, не бывалые под судом, будучи на мирской сходке, учинили сей приговор 1876 года марта 28 дня, о приеме Захара Васильева Власова 24 лет с женою Анной Филипповой 21 года и рожденными… Авдотьей 4 лет, Марией 1 ½ года и матерью Феедосьею Матвеевой Власовой 70 лет в среду нашего общества. Казенный крестьянин Захар Васильев Власов, проживая в нашей деревне, ведет себя прилично, под судом не был, завел себе домообзаводство… Приговорили: принять … в среду нашего общества на всегдашнее жительство». За причисление в «общество» крестьянин-переселенец платил: 1. За приемный договор 30 руб. 2. Угощение общества 7 руб. 3. Почтовые и гербовые расходы 3 руб. 4. Общественникам и старосте 3 руб. 5. Сельскому писарю за прошение 3 руб. 6. Волостному писарю 4 руб. Всего: 50 руб. В данном случае так обходилось причисление к «обществу» в деревне Иджа Шушенской волости Минусинского уезда Енисейской губернии. Община принимала новых переселенцев, прежде всего, в случае достаточного количества свободных земель. Но на рубеже XIX – XX вв. государство стало обязывать принимать в общину переселенцев принудительно, особенно если обнаруживались излишки земель сверх 15-десятинного надела на душу мужского пола. ОТНОШЕНИЯ В «ОБЩЕСТВЕ» Сибирская деревня жила в условиях устойчивой гармонии отношений, сосуществования личных и общих интересов. При вынесении решений по конкретным вопросам сход руководствовался более традиционными правилами, «неписаными законами» дедов, нормами совести, морали. Государственные законы и распоряжения воспринимались с недоверием, как попытка вторжения в права их мира. Очень красноречиво об этом свидетельствует документ — Приказ Минусинского земельного исправника Жербатскому сельскому старшине № 1447 от 11 апреля 1860 года. «Мерзавец ты старшина! Если ты через сутки не доставишь ко мне предписанием моим от 8 числа генваря сего года за N 115 требуемой ведомости о постройке домов и прочем, то за истребованием ведомости послан будет нарочный за прогон на твой счет». Общество сурово осуждало и наказывало тех, кто допускал правонарушения, ему разрешалось осуществлять определенные судебные функции. Это касалось разбирательств о мелких хищениях, потравах посевов, о разделе имущества, хулиганских выходках. При проведении расследования староста и понятые обращали особое внимание на доказательства: «Поличному нет отвода», — говорили в Сибири (поличное — свидетель, вещь и прочее). Родственники обвиняемого не могли выступать свидетелями. В системе наказаний особое место занимали штрафы. Наказывали также «мирским начетом», заключением в «кутузку» («чижовку») на хлеб и воду, а в качестве крайней меры отлучали от «общества». В решениях конкретных дел находим «предрассудительные поступки»: предерзость в миру, непристойность, поношения, пьянство, буянство, распутное поведение, похабство, тяжбы, а также отрицательные характеристики — «недельный человек», «кляузник на суседа», «не уважает общество». Современники отмечали, что преступления в сибирских селениях были крайне редки. Чаще встречаются различные «тяжбы», однако сход старался примирить крестьян. Было принято примирение «запить совместно вином». Общественное мнение сурово осуждало тех, кто дебоширил в семье, слыл лентяем, неуважительно относился к старшим. Сход наказывал и за порубки леса, за нарушение противопожарных мер, за унижение достоинства личности и оскорбление сообщинника. Особо осуждалось нарушение общепринятых правил ведения хозяйства, затягивание сроков сельскохозяйственных работ и прежде всего затягивание жатвы хлебов. Порицали тех, чьи поля зарастали сорняками, тех, кто нерадиво относился к скоту, к порядку и чистоте в доме. Таких общинников ждали и порицание, и насмешки, и едкое прозвище. Традиционно не «в чести» были высокомерие, заносчивость, сквернословие, грубость и несдержанность, неряшливость в одежде. За постоянное, циничное нарушение общепринятых норм и правил поведения «общество» вынуждало человека покинуть деревню. Впрочем, люди, стремящиеся к вседозволенности и «поиску шальных денег», оторвавшиеся от семьи и дома («вы-род-ки»), сами с легкостью уходили на прииски мыть золото, на тракт или в город. Но подобное происходило крайне редко: крестьянский мир был достаточно мудр и терпелив в воспитании традиционных устоев в человеке с раннего детства. Мир коллективно учил уважать стариков, почитать их мудрость, воспринимать нормы поведения как осознанную необходимость, учил уважать другого человека и принимать его таким, каков он есть. «Общество» снисходительно относилось к «чудакам и чудачествам». Община сообща выступала на защиту «своего», если угроза или обида шли извне — от чиновника, от переселенца-лапотошника. Общину сплачивали совместные праздники — «съезжие», «храмовые», «кануны». Все религиозные и мирские праздники отмечались сообща, обильными угощениями, совместными «гулеваниями». Многолюдными и веселыми были сельские свадьбы, масленичные катания на горках-«катушках» и катания на «тройках». «Общество» всем коллективом провожало в последний путь умершего человека, поддерживало родственников в трудный час. Посещение «могилок» в Родительский день выливалось в Сибири в единение одной большой семьи... Таким образом, сибирская община являлась величайшей ценностью культуры и общественной жизни.
* * *
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|