Теория государственных финансов.
Лекция №1. Тема: “Исторические концепции возникновения и развития понятия финансы” Возникновение финансов и их связь с государством. Теория государственных финансов. =1= Термин “ finansia ” возник в 13 - 15 веке в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж, то есть обозначал действие. Предпосылки возникновения финансов: 1. Произошло отторжение главы государства от казны. Власть монархов значительно урезана. Возник общегосударственный фонд денежных средств, которым глава государства не мог единолично пользоваться. 2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер (возникли системы государственных расходов и доходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением). Основные статьи расходов: · на военные цели; · на управление (и на содержание двора); · на экономику; · на социальные нужды (то есть содержание непроизводственных отраслей. Формирование доходов: · поступления от государственного имущества; · сборы с физических лиц (налоги); · военная добыча; · налоги с юридических лиц. 3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер. И только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном отношении. Распределительные отношения - это часть экономических отношений в обществе. И финансы, являясь выражением этой сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Финансы - это экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Два этапа развития финансов: 1. Неразвитая форма финансов:
а) этот этап характеризуется быстрым ростом затрат на военные цели (2/3 бюджета). б) узость финансовой системы (финансовая система состояла из одного звена - бюджета) и количество финансовых отношений было ограничено. В дальнейшем этот термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Термин “финансы” означал: 1) денежные отношения между двумя субъектами (деньги выступали материальной основой функционирования финансов); 2) субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений (один из них - государство - обладал особыми полномочиями); 3) в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств, бюджет, то есть эти отношения носили фондовый характер; 4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства и создания соответствующего фискального аппарата.
2. Развитая форма финансов - второй этап: · появился тогда, когда уменьшается удельный вес затрат на военные цели; · увеличивается удельный вес затрат на социальные цели; · значительные расходы направляются на вмешательство государства в экономику; · резко увеличивается государственный сектор экономики, возросли государственные капиталовложения в электроэнергетику, угольные и газовые отрасли; · создана атомная промышленность; · большое внимание уделяется сельскому хозяйству; · государство оказывает активную помощь монополиям своей страны в конкурентной борьбе. Экспортные фирмы - экспортные премии. · вмешательство в процесс производства и сферу социальных отношений осуществлялся не только на национальном уровне, но и на международном. Страны Европейского сообщества создали межгосударственные фонды денежных средств, которые использовались для финансировании сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, переподготовки и дислокации рабочей силы, для преодоления существенных диспропорций;
· позже - появление новых государственных расходов на охрану окружающей среды, затраты на преодоление экономической отсталости, по оказанию субсидий и кредитов развивающимся странам. Для формирования доходной части в XX веке возросло значение прямых налогов и главного из них - подоходного налога с физических лиц. Впервые этот налог был введен в Великобритании в 1842 году, позднее - в Западной Европе. Второй прямой налог - налог на прибыль корпораций. В 70 - 90-е году наряду с прямыми резко возросли косвенные налоги (акцизы, НДС и т.д.) Несмотря на то, что происходит увеличение доходной части, ее постоянно не хватает на покрытие государственных расходов.
=2= Основателем финансовой науки является Адам Смит в 1876 году издал книгу: “Исследование о природе и причинах богатства народов”. В ней он впервые разработал отдельные положения о сущности финансов государства, которая опиралась на его учения о производительном и непроизводительном труде. По Смиту: производительный труд - это труд, который обменивается непосредственно на капитал; непроизводительный труд - это труд, который обменивается на доход, заработную плату, прибыль. В этом труде он дал характеристику основным финансовым категориям: расходам и доходам государства. Сделал заключение, что почти весь государственный доход расходуется непроизводительно (получен доход за счет налогов). Смит отрицательно относился к налогам и предлагал уменьшить затраты государства. Государству необходимо создавать благоприятные условия для накопления капиталов. Смит сформировал 4 основных принципа налогообложения: 1. Налоги уплачиваются в соответствии со способностями и силами подданных. 2. Размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены. 3. Время взимания налогов устанавливаются удобным для плательщика. 4. Обеспечиваются минимальные издержки при сборе налогов.
Лекция №2.
Давид Рикардо, его труд “Начало политической экономии и налогового обложения”. В этом труде он говорил, что налоги - это величайшее зло, и налоги надо уменьшать. Он говорил, что государство не должно вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (все представители классической школы считали также). Развитие производства в XIX веке породило противоречие между трудом и капиталом. Стюарт Милль предлагает ввести необлагаемый минимум при подоходном налогообложении. Этот минимум равен доходу для нормального существования. Милль детально разработал налоговую теорию услуг, согласно которой каждый человек должен отдать государству часть своего дохода за получаемую от государства поддержку. Милль соединил налоги с государственными расходами, устанавливая при этом строгую зависимость между ними. Теорию Милля развили шведские экономисты. В середине XIX века возникла новая историческая школа. Немецкие ученные Шмоллер, Вебер, Вагнер (предложил свое решение по накоплению капитала. Вагнер сформировал в 4 раздела 9 принципов налогообложения: 1. Достаточность и подвижность. 2. Выбор надлежащего источника и объекта. 3. Всеобщность и равенство. 4. Определенность, удобство, дешевизна. В середине XIX века финансовая наука находилась под влиянием марксистского течения. Маркс и Энгельс, также как и представители классической школы исследовали налоги. Они говорили, что налоги - это бремя для народа и орудия дополнительной эксплуатации. Анализируя бюджет, они пришли к выводу, что какое сальдо, такое и благосостояние страны. Уделяя особое внимание при анализе страны, какое сальдо, и в зависимости какое сальдо бюджета (“+” или “-”), сальдо и влияет на налог. Конец XIX - начало ХХ века распространение получила теория предельной полезности. Ее представители Карл Менгер, Бен - Баверк, поставили перед собой задачу выявить предпочтения потребителей путем соизмерения и сопоставления полезности. Они пришли к выводу, что потребительский выбор зависит от степени значимости потребляемого блага для данного индивидуума. Они выступили против теории трудовой стоимости.
Чуть позже Альфред Маршалл согласовал две теории трудовой стоимости и предельной полезности (неоклассическая школа). Он исходил из того, что и Бен - Баверк и Смит сосредотачивали свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса формирования ценности. Маршалл переработал эти две теории в теорию взаимных связей спроса и предложения. До I мировой войны все ученные считали, что государство не должно вмешиваться в деятельность страны (в экономику). В 30-е (после экономического кризиса 1929 - 1933 г. в Америке) возникла новая теория Кейнса (кейнсианство). Она возникла как потребность капиталистического руководства в государственном регулировании. Кейнс и его сторонники считали, что нестабильность, инфляция, безработица характерны для капиталистической экономики и поэтому государственное регулирование необходимо. Они рекомендовали в период спада: 1) увеличивать государственные расходы для закупки товаров и услуг, чтобы компенсировать недостаточный спрос и не бояться при этом ни дефицита бюджета, ни инфляции; 2) уменьшать налоговые ставки на личный доход и на прибыль, чтобы стимулировать инвестиции; 3) государству создавать рабочие места; 4) воздействовать на норму банковского процента в целях более дешевого кредитования и расширения инвестиций. При подъеме: 1) сокращать государственные закупки, чтобы уменьшить совокупный спрос на товары; 2) увеличивать налоговые ставки, чтобы сокращать потребительские инвестиционные расходы; 3) принимать меры по удорожанию кредита. С середины ХХ века новые теории: свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования. Основной принцип: не вмешательство государства в экономику. Лаффер сказал, что чем больше ставка налога, тем меньше поступления.
Ставка поступления Лаффер пришел к выводу, что высокие ставки налога, сдерживают экономический рост, отрицательно влияют на благосостояние общества. Рекомендации этого ученного были положены в налоговую систему многих государств. Проникновение классической теории в учения Кейнса имеют место сейчас (ищут золотую середину).
Россия. Финансовая наука как самостоятельное явление начала складываться в России в начале XIX века. В 1818 году вышла в свет книга: “Опыт теории налога” И. Тургенев (декабрист). Здесь он исследовал налоги в России и их влияние на государственную деятельность. Рассвет финансовой науки пришелся на период с конца XIX - начала ХХ века. В этот период были опубликованы работы: И. Янжула, Озарова, Кулишева и других. Они были сторонниками теории удовлетворения коллективных потребностей.
Они исследовали государственные и местные финансы. В этот же период получила развитие социал - демократическое течение в экономической науке (В.И. Ленин). В статьях он подвергал критике финансовое состояние: до революции; во время революции; после революции - три раздела. В первый этап критиковал расходную и доходную часть бюджета, дана характеристика косвенным налогам. Второй этап - разработал экономическую платформу партии большевиков (национализация и централизация банков; отказ и внутренних и внешних долгов). В тот период уже было развито страховое дело (национализация страхового дела); введение высокого поимущественного налога; изменение налоговой системы (подоходного налога); введение высоких косвенных налогов на предметы роскоши; предложил ввести денежную реформу под свое государство. Третий этап - разработал систему финансового контроля, укрепление финансового положения государства и создание нового финансового аппарата. 20-е годы ХХ века - государство переходит к директивным методам управления экономикой и финансами. Появляется необходимость подчинения финансовой науки классовым интересам. Ярким представителем этого периода был Дьяченко (до 60-х годов). Ликвидация последствий культа личности Сталина привели к тому, что в финансовой науке появились различные взгляды на финансы. Представители: Александов, Бирмак, Вознесенский, Шершенев. В этот период появились работы по финансам предприятий. Государственный бюджет изучали: Ситорян, Бунич, Радионова. Современное состояние финансовой науки в России характеризуется отсутствием существенных публикаций и разработок как в теории, так и в практике финансов.
Украина. Основоположник финансовой терминологии - И. Франко. Его труды по анализу государственной финансово - бюджетной, финансово - кредитной политики, деятельности коммерческих банков, финансовых фондов, финансово - хозяйственных товариществ раскрывают состояние финансов в Западной Украине. Лекция №3. Тема: “Функции финансов и финансовая политика”. Функции финансов. Финансовая политика. =1= Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства. Под централизованными финансами понимают экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, которые аккумулируются в государственной бюджетной системе. Децентрализованные фонды - денежные отношения, которые формируют денежный оборот предприятия. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Функции финансов (2+1): 1. Распределительная. 2. Контрольная. 3. Функция формирования денежных доходов. Распределительная и контрольная функции осуществляются финансами одновременно, но контрольная функция выступает и сама по себе. Распределительная функия проявляется при распределении национального дохода. В этот момент происходит создание первичных или основных доходов. Национальный доход - часть валового общественного продукта без материальных затрат на его производство. Выражает весь объем чистой продукции страны. В материальном производстве кроме распределительной и контрольной функции, появляется функция формирования денежных доходов. Контрольная функция. Объектом контрольной функции являются показатели деятельности предприятий, учреждений, организаций (баланс - Ф-1; отчет о финансовой деятельности предприятий - Ф-2). В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: 1. Общегосударственные (вневедомственные). 2. Ведомственные. 3. Внутрихозяйственные. 4. Общественные. 5. Независимые (аудиторские). Общегосударственный контроль - осуществляют органы государства и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности, то есть государство может проконтролировать любую организацию, независимо от формы собственности. Ведомственный контроль - проводят контрольно - ревизионные отделы министерств и ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово - хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, организаций. Внутриведомственный контроль - производится финансовыми службами предприятий, организаций (бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, финансовый отдел, планово - производственный отдел). В функции этих отделов входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений (цех, склад, строительное управление). Общественный контроль выполняют отдельные физические лица и общественные организации на добровольных началах (общество защиты прав потребителей, экология). Аудиторский контроль (до рыночной экономики его не было) выполняется аудиторскими фирмами и службами. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. В зависимости от целей и задач, выделяют два вида аудита: а) внешний; б) внутренний. Основные цели внешнего аудита: 1) проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности; 2) экспертиза финансово - хозяйственного состояния; 3) оценка платежеспособности; 4) разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию. Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля по поручению руководителя. Внутренний аудит выполняется непрерывно и охватывает все участки хозяйственной деятельности. Стадии финансового контроля (по срокам проведения): 1. Предварительный. 2. Текущий. 3. Последующий. Предварительный финансовый контроль производится в процессе составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетных организаций, проектов бюджета. Цель: эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, смет, бюджета. Задача: своевременный контроль правильности и законности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом (уплата налогов). Последующий - организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности проведенных финансовых операций. Задача: 1) выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 2) возмещение нанесенного ущерба; 3) привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; 4) принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины. =2= Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределение и использование для выполнения государством его функций. Основная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. Основные звенья финансовой политики: 1. выработка научно обоснованных концепций развития финансов. На основании изучения требований экономических законов, анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения формируются финансы, то есть создается концепция развития финансов на определенное время; 2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период: определяют путем достижения поставленных целей, учитывают международные факторы, предполагают возможности роста финансовых ресурсов; 3. осуществление практических действий. Финансовая политика бывает: стратегическая и тактическая, то есть различают финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика). Финансовая тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества. Финансовый механизм - совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм подразделяется на: 1. финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций; 2. страховой механизм; 3. финансовый механизм государственных финансов. Сочетание элементов финансового механизма (формы, виды, методы организации финансовых отношений) образуют конструкцию финансового механизма. Лекция №4. Тема: “Финансовая система”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|