Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические основы страхового дела.

В условиях рынка деятельность страховых организаций подразделяется на два вида:

- собственно страховая;

- коммерческая.

Цель страховой деятельности: предоставление страховой защиты нуждающимся в ней юридическим и физическим лицам.

Цель коммерческой деятельности: получение прибыли.

Распределение прибыли используется на нужды страхования:

1) погашение убытков, полученных в неблагоприятные годы;

2) дотации общественно - необходимым, но убыточным видам страхования;

3) улучшение организации страховых услуг;

4) финансирование научных и социологических исследований в области страхования;

5) переподготовка кадров.

Прибыль от коммерческой деятельности используется как на любых коммерческих предприятиях.

Основой страховой деятельности является финансово - хозяйственная деятельность предприятия, расходы, доходы, финансовые показатели.

Доходы представляют собой поступление страховых платежей и взносов по различным видам страхования.

Страховые платежи образуют фонд текущих поступлений.

К доходам  относятся также доходы от нестраховой (некоммерческой) деятельности.

Валовый доход = текущие поступления + доходы от коммерческой деятельности.

Расходы:

Состав и структура определяют два взаимосвязанных экономических процесса:

1) погашение обязательств перед страхователями;

2) финансирование деятельности страховых организаций.

Структура расходов:

1) расходы на выплату страхового возмещения и страховых сумм;

2) отчисления в запасные фонды (резервные фонды);

3) отчисления на предупредительные мероприятия;

4) расходы на ведение дела.

На предупредительные мероприятия - денежные фонды, которые финансируют мероприятия по предупреждению стихийных бедствий и несчастных случаев.

На ведение дела - на заработную плату, хозяйственные и канцелярские расходы, командировки и т.д.

Финансовый результат страховой операции - стоимостная оценка итогов хозяйственной деятельности страховой организации.

Два основных показателя: прибыль и рентабельность (в целом по организации и по каждому виду страховой услуги).


Тема II: “Функции финансов и финансовая политика”.

Функции финансов.

Финансовая политика.

=1=

Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимают экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, которые аккумулируются в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Децентрализованные фонды - денежные отношения, которые формируют денежный оборот предприятия.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та “работа”, которую выполняют финансы.

Функции финансов (2+1):

1. Распределительная.

2. Контрольная.

3. Функция формирования денежных доходов.

Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, как например финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функцию, но и функцию формирования денежных доходов.

Распределительная и контрольная функции осуществляются финансами одновременно, но контрольная функция выступает и сама по себе. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода. В этот момент происходит создание первичных или основных доходов.

Национальный доход - часть валового общественного продукта без материальных затрат на его производство, то есть вновь созданная стоимость за год.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

Первая группа – зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

Вторая группа – доходы предприятий сферы нематериального производства.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов - это прежде всего финансовый контроль в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль. Контроль через форму стоимости. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то финансовый контроль как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Финансовый контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствие этих затрат доходам, формированием и использованием основных доходов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции являются показатели деятельности предприятий, учреждений, организаций.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: 

- общегосударственный (вневедомственный);

- ведомственный;

- внутрихозяйственный;

- общественный;

- независимый (аудиторский).

Общегосударственный контроль - осуществляют органы государства и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности, то есть государство может проконтролировать любую организацию, независимо от формы собственности.

Ведомственный контроль - проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово - хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, организаций.

Внутриведомственный контроль - производится финансовыми службами предприятий, организаций (бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, финансовый отдел, планово - производственный отдел). В функции этих отделов входит проверка производственной и финансовой деятельности самого  предприятия, а также его структурных подразделений (цех, склад, строительное управление).

Общественный контроль выполняют отдельные физические лица и общественные организации на добровольных началах (общество защиты прав потребителей, экология).

Аудиторский контроль (до рыночной экономики его не было) выполняется аудиторскими фирмами и службами. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. В зависимости от целей и задач, выделяют два вида аудита: 

           а) внешний;

           б) внутренний.

Основные цели внешнего аудита: 

1) проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) экспертиза финансово - хозяйственного состояния;

3)  оценка платежеспособности;

4) разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.д.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля предприятий, филиалов, дочерних компаний и т.д. по поручению руководителя. Внутренний аудит выполняется непрерывно и охватывает все участки хозяйственной деятельности, носит предметный, строго направленный характер.

По стадиям финансовый контроль (по срокам проведения) подразделяется на:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

Предварительный финансовый контроль производится в процессе составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетных организаций, проектов бюджета и т.д. Его задача не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственных операций. Его задача - своевременный контроль правильности и законности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом (уплата налогов).

Последующий - организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности проведенных финансовых операций. Основными задачами являются: 

- выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- возмещение нанесенного ущерба;

- привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц;

- принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

=2=

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Она выступает активным орудием взаимодействия на экономические интересы.

Финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы или совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития то есть сохранение в данном государстве системы общественных отношений.

Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории. Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества.

Научный подход предполагает:

1. Соответствие финансовой политики объективно закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации.

Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий. Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Необходимость соблюдения принципов обратной связи - основа правильности финансовой политики.

Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост показателя финансоотдачи свидетельствует о действенности финансовой политики. При выработке финансовой политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с учетом специфики каждого конкретного этапа развития экономики страны. Если не учитывать финансовые ресурсы, то это приведет к бюджетному дефициту. При разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать условия конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации.

2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.

3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на решение основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий.

Содержание финансовой политики определяется её основными звеньями:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов. На основании изучения требований экономических законов, анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения формируются финансы, то есть создается концепция развития финансов на определенное время;

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период: определяют путем достижения поставленных целей, учитывают международные факторы, предполагают возможности роста финансовых ресурсов;

3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направления развития, которые вырабатываются экономической политикой.

Финансовая тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни.

Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:

- валовой национальный продукт (ВВП) или национальный доход (НД) - главные источники финансовых ресурсов;

- объем инвестирования;

- темпы обновления основных фондов;

- рост производительности труда;

- жизненный уровень населения;

- дефицит государственного бюджета (должен быть не более 3%).

Финансовые стимулы - это экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования.

Группы финансовых стимулов:

1. Финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. В этой связи важно правильно разработать целевые программы и обеспечить их достаточными ресурсами (с помощью бюджета).

При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание уделяется показателям финансоёмкость и финансоотдача. Они являются критериями для выработки целевых программ.

Финансоёмкость - какое количество финансовых ресурсов требуется на выполнение той или иной программы.

Финансоотдача - количество прибыли получаемой на вложенные ресурсы. Основной задачей является снижение финансоемкости и повышение финансоотдачи в общественном производстве. При этом необходимо помнить, что важным резервом роста финансовых ресурсов выступает улучшенная воспроизводственная структура финансовых ресурсов стоимости общественного продукта.

Так как основным источником финансовых ресурсов является добавочный капитал (прибыль), то чем выше доля прибыли в стоимости общественного продукта, тем выше резервы роста финансовых ресурсов.

2. Использование специальных поощрительных фондов.

3. Финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации производства.

Проводя активную  финансовую политику, государство может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства.

Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.

4. Специальные финансовые льготы и санкции.

Для реализации финансовой политики и успешного проведения её в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации отношений, изменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы к направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль.

Финансовый механизм делится на:

- финансовый механизм организаций;

- страховой механизм;

- механизм функционирования государственных органов;

- кредитную политику.

Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику.

Можно схематически изобразить эти связи:

1. Использование финансов через познание возможностей этой категории.

2. Правовое оформление финансовой политики.

3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач.

4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений.

Финансовая политика на современном этапе. В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:

1. проведение мероприятий по переводу предприятий па рыночные отношения;

2. преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно- кредитной системы;

3. комплекс мер по социальной защите населения.

В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:

- разумная приватизация государственного сектора;

- дальнейшее развитие антимонопольной политики;

- совершенствование действующей налоговой системы;

- финансовое обеспечение конверсии;

- развитие финансового рынка;

- ликвидация бюджетного дефицита;

- сокращение внутреннего и внешнего долга.

Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков.

v систему расчетов v аренду v страхование v залоговые операции v траст v лизинг v факторинг
Блок 1. Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Включает в себя:

v планирование

v прогнозирование

v самофинансирование

v инвестиционную программу

v кредитование          

v выпуск ценных бумаг 

v налогообложение   

v трансферт


  Блок 2. Правовое обеспечение:

v правовые акты;

v законы;

v указы;

v постановления Правительства;

v приказы, распоряжения, письма Минфина и т.п.

v цена v арендная плата v дивиденды v процентная ставка  
Блок 3. Финансовые рычаги:

v прибыль

v доход

v амортизационные отчисления

v

v дисконт
финансовые санкции

 

Блок 4. Нормативное обеспечение:

v инструкции

v методические указания

Блок 5. Информационное обеспечение:

v компьютерные программы

v бухгалтерская отчетность

v статистическая отчетность

v оперативная отчетность и пр.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...