Специальные и благотворительные фонды.
Специальные целевые фонды - особая форма организации финансов, которая характеризуется добровольным объединением денежных средств различных субъектов хозяйствования и населения для реализации конкретных целей и программ. Они создаются по инициативе общественности. Могут выступать как физические и юридические лица. Источники средств: поступления от предприятий, организаций, учреждений, а также населения в виде спонсорской помощи. Эти фонды не преследуют цели извлечения прибыли, хотя могут и получать прибыль. Они не имеют финансовых обязательств перед бюджетом. Благотворительные фонды - особая форма организации финансовых отношений, которая характеризуется добровольным характером поступления денежных средств для образования фондов и использования имеющихся средств на благотворительные цели. В основе деятельности фондов лежит устав, в котором определяются: - цель создания фонда; - основные принципы его функционирования; - источники получения денежных средств. Благотворительные фонды - это юридические лица. Оперативное управление осуществляется платным аппаратом. (пример: Международный фонд милосердия и здоровья, Красного Креста и т.д.).
Лекция №10. Тема: "Страхование". Сущность страхования, его роль и функции. Классификация страхования. Отрасли и под отрасли страхования. Добровольное и обязательное страхование. Медицинское страхование. Перестрахование и социальное страхование. Страховой рынок. =1= Сущность страхования всегда связана с функциями. В Англии в 1760 г. первое страховое общество - Регистр судоходства "Ллойд" занималось страхованием кораблей.
В России первое общество взаимного "страхования от огня" было в Риге в 1765 г. Основные аспекты, обуславливающие необходимость страховой деятельности: - естественный; - экономический; - социальный; - международный. Естественный аспект - отражение естественных интересов. Он возник как результат интересов общества и отдельных граждан. Сохранить материальное благосостояние при наступлении случайных, непредвиденных, а также предвиденных (но не желательных) случаев. Экономический аспект заключается в создании страховой защиты, которая основывается на аккумуляции финансовых ресурсов с целью возмещения убытков, причиненных наступлением вредных для здоровья событий (для юридических лиц). В социальном плане страхование является формой участия государства, работодателей и граждан в целях защиты личных интересов граждан и создания условий для обеспечения социальной и политической стабильности. В юридическом аспекте страхование является разновидностью гражданско - правовых отношений по защите имущественных интересов граждан и юридических лиц в случае наступления страховых событий. Международный аспект сводится к устранению национальных особенностей в законодательстве разных стран унификации способов защиты интересов хозяйствующих субъектов (с одной стороны), с другой стороны - разработка таких норм, которые обеспечивали бы страховщикам наличие достаточных финансовых гарантий. Страхование - это экономическая категория, которая является составной частью категории финансов. Это совокупность экономических замкнутых, перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования или выравнивания потерь в семейных доходах.
Признаки экономической категории "страхование": 1. При страховании возникают денежные перераспределительные отношения. Их появление обусловлено наличием вероятности наступления внезапных непредвиденных и непреодолимых событий. 2. Характерна замкнутость в перераспределительных отношениях между участниками. В этом случае участники связаны солидарной раскладкой суммы ущерба, которая обусловлена случайным характером нанесения ущерба. 3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба, как между территориальными единицами, так и во времени. 4. Замкнутая раскладка ущерба обуславливает возвратность средств. Основные участники страхового процесса: - страховщики; - страхователи. Страховщики - это юридические лица организационно - правовой формы, имеющие государственное разрешение (лицензию) на проведение операций страхования. Они ведуют созданием и расходованием средств страхового фонда. Страховщики бывают: - государственные страховые организации; - акционерные общества; - общества взаимного страхования и перестрахования. Страхователи - юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона либо на основе двухстороннего соглашения в форме "договора страхования". Функции страхования. Экономической сущности страхования соответствуют его функции. Так как страхование является частью финансов и категория финансов выражает свою сущность через распределительную функцию (прежде всего), то эта функция находит конкретное проявление в функциях, присущих страхованию. А именно: - рисковой; - предупредительной; - сберегательной. Контрольная функция страхования заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Рисковая функция (главная) является основной, так как страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования (оказание денежной помощи). И именно в рамках этой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхования вследствие несчастных случаев. Предупредительная функция направлена на финансирование за счет части средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска.
Сберегательная функция связана с категорией кредита, это защита достигнутого семейного достатка.
=2= Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, под отрасли и виды, звенья которых располагаются так, что каждое последующее звено является частью предыдущего. Критерии классификации: 1. Различия в объектах страхования. 2. Различия в объеме страховой ответственности. Согласно этим критериям существуют две системы классификации: - по объектам страхования; - по роду опасности. По форме собственности страховые организации: - государственные; - негосударственные. По форме вовлечения: - обязательное страхование; - добровольное страхование. Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство (специально уполномоченные организации). Государство выполняет и обязательное и добровольное страхование. Кроме этого, имеется монополия на проведение отдельных видов страхования. Акционерное страхование (негосударственная акционерная форма) - в качестве страховщика выступает частный капитал. Взаимное страхование - негосударственная организационная форма, которая выражает договоренность между группой физических и юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях, согласно принятым условиям.
Лекция №11. Медицинское страхование - особая организационная форма страховой деятельности, основа - закон о страховании. Это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель - гарантировать гражданам при наступлении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (медицинские осмотры, профессиональные осмотры и т.д.).
=3= Отраслевая характеристика страхования решает общие задачи оценки страховой деятельности, но не выявляет конкретные страховые интересы предприятий, организаций, граждан. И вот для детализации конкретных интересов выделяют под отрасли и виды страхования.
В рыночной экономике выделяют такие отрасли страхования: - имущественное; - личное; - страхование ответственности; - страхование экономических рисков. Социальное страхование входит в личное. Личное страхование. Объектами страхования выступают: жизнь здоровье, трудоспособность человека. Личное страхование подразделяется на: - страхование жизни; - страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование. Объектами страховых правоотношений выступают имущественные отношения различных видов. Экономическое назначение - возмещение ущерба, возникшего вследствие частичной или полной потери имущества. Страхователи: собственники имущества, а также физические и юридические лица, несущие ответственность за его сохранность. Имущественное страхование подразделяется на подотрасли, которые отличаются по форме собственности по социальным группам страхователей. Страхование ответственности. Объектом выступает ответственность перед третьим лицом (лицами) и физическими и юридическими. Этим лицам может быть причинен ущерб вследствие какого - либо действия или бездействия страхователя (обычно страхование автотранспорта). Подотрасли: 1) страхование риска прямых потерь; 2) страхование риска косвенных потерь К прямым потерям относятся: недополученные прибыли, вследствие: а) простоя оборудования; б) экономической и политической ситуации (нестабильность в экономике); в) стихийные бедствия; г) забастовки; д) предпринимательской деятельности (человек не склонен к ней). Часть личного страхования: Социальное страхование. Связано с компенсацией потерь в семейных доходах, появляющиеся в связи с нетрудоспособностью граждан (болезнь, инвалидность, возраст, лечение после получения травм). Социальное страхование организуется за счет общества.
=4= Обязательное страхование проводится государством, которое в законодательном порядке обзывает юридические и физические лица вносить средства для обеспечения общественных интересов. Инициатор - государство. Добровольное страхование - замкнутая раскладка ущерба между членами страхового сообщества в рамках установленных правовых норм. Инициаторами являются хозяйствующие субъекты, физические и юридические лица. Что лежит в основе обязательного страхования? "Закон о страховании", в котором отражают: 1) перечень объектов, подлежащих страхованию; 2) объем страховой ответственности; 3) уровень страхового обеспечения;
4) нормативы; 5) основные права и обязанности сторон; 6) порядок установления тарифных ставок. Принципы, лежащие в основе обязательного страхования: 1. Платежи, которые поступают на фонд социального страхования от фонда оплаты труда (социальное страхование - 5,5%, фонд оплаты труда -32%). Эти затраты ложатся на себестоимость продукции. От дохода организация платит в Пенсионный фонд 1 - 2%. 2. Сплошной охват. 3. Автоматичность распространения обязательного страхования на объекты, указанные в законе. 4. Бессрочность. 5. Нормирование страхового обеспечения по обязательному страхованию. Подлежат работники и недвижимость страхованию. Добровольное страхование (принципы): 1. Действует и в силу закона, и на добровольных началах. Закон определяет подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие условия страхования. Конкретные же условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком. 2. Добровольное участие в страховании в полной мере характерно только для страхователей. Страховщик не имеет права отказываться от страхования объекта (если нет противоречий в условиях страхования). 3. Выборочный охват в добровольном страховании, то есть не все страхователи желают участвовать в этом процессе. 4. Ограничено во времени: и начало, и окончание срока особо оговаривается в договоре. Непрерывность добровольного страхования можно обеспечить только путем повторного перезаключения договора на новый срок. 5. Действует только при уплате разового или периодических страховых взносов. Неуплата очередного взноса по долгосрочному страхованию влечет за собой разрыв договора. 6. Страховое обеспечение по добровольному страхованию зависит от желания страхователя.
=5= Медицинское страхование представляет собой систему общественного здравоохранения. Экономическая основа: финансирование специальных страховых фондов. Применяют: - обязательное; - добровольное. Страхователи при обязательном медицинском страховании - органы государственного управления (для неработающих граждан); предприятия, организации, учреждения - для работающих граждан; а также лица, занятые предпринимательской деятельностью и лица свободных профессий. При добровольном медицинском страховании в качестве страхователей выступают граждане, обладающие гражданской дееспособностью. Каждый застрахованный гражданин получает страховой полис. Страховую деятельность ведут на основании лицензии. И медицинское страхование проводят страховые медицинские организации. Учредителями страховых медицинских организаций не могут быть органы управления здравоохранения. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в случае потери здоровья от любой причины. Эта форма страхования покрывает расходы, связанные с посещением врачей - специалистов и принятием необходимых процедур в амбулаторных условиях, приобретением медикаментов, пребыванием в медицинских учреждениях, получением стоматологической помощи и зубного протезирования, проведением профилактических мероприятий.
=6= Перестрахование - это система экономических отношений, при которых страховщик часть ответственности по принятым на себя рискам передает другим страховщикам с целью создания сбалансированного страхового портфеля, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых мероприятий. Договор перестрахования заключают две стороны: с одной стороны - страховое общество, которое передает риск, и с другой стороны - страховое общество, которое принимает риск. Сострахование. В этом случае страховщик, получивший предложение заключить договор страхования объекта с большей фактической стоимостью и высокой степенью риска, может разделить часть ответственности с другой страховой организацией, заключив с ней договор сострахования. Методы распределения и выравнивание рисков: 1) страхование; 2) перестрахование; 3) сострахование.
Лекция №12 =7= Страховой рынок - это особая форма денежных отношений. Объектом купли - продажи выступает специфическая услуга (страховая защита). Формируется спрос и предложение на эту услугу. Субъекты страхового рынка - страховые организации. Элементы рынка: продавец, покупатель, товар (услуга), реальная свобода покупателя в выборе услуги (товара). Страховой рынок включает следующие категории продавцов страховой услуги: 1) страховщики - это те, кто непосредственно заключают договора страхования; 2) перестраховочные организации - те, которые принимают на себя часть крупных рисков за соответствующее вознаграждение; 3) посредники между страховщиками и страхователями; 4) различные объединения страховщиков, которые создаются с какой - то конкретной целью (обмен информацией, разработка перспективных программ, координация условий страхования). Каждая категория представителей страхового рынка может быть представлена разными формами собственности. Покупатели страховой услуги - любые юридические и физические лица. Страховая услуга может быть представлена на основе договора (добровольное страхование), на основе закона (обязательное страхование). Страховая услуга имеет потребительную и меновую стоимость. Потребительной стоимостью страховой услуги является обеспечение страховой защиты, которая применительна к одному конкретному страхованию приобретает форму страхового покрытия. Страховое покрытие представляет собой страховое обеспечение конкретного объекта на случай определенных договором событий. Меновая стоимость - это цена страховой услуги, которая выражена в страховом тарифе, а затем во взносе или платеже. Цена на страховую услугу складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, хотя в основе лежат общественно необходимые затраты на оказание этой услуги. Факторы, которые определяют положение на страховом рынке: 1. Рисковая ситуация. 2. Денежные доходы страхователей. 3. Страховой тариф. 4. Предложение страховой услуги (объем, структура, качество). Условия реализации страховой услуги называются конъюнктурой страхового рынка. Ассортимент страхового рынка - это перечень видов страхования, которым может воспользоваться страхователь. Доведение страховой услуги до потребителя возможно при использовании страхового маркетинга. Основной принцип страхового маркетинга заключается в двуедином взаимодополняющем подходе к рынку. С одной стороны, тщательное и всестороннее изучение потребности и спроса, а с другой стороны, - активное воздействие на рынок и существующий спрос. Основные задачи страхового маркетинга: 1) изучение объективно существующих страховых потребностей; 2) формирование страховых услуг на основе этих потребностей; 3) определение цены на страховую услугу по каждому виду страхования и способы ее уплаты; 4) разъяснительная работа по действующим видам страхования и реклама новых услуг; 5) управление продажей услуг. Важное место в управлении продажей услуг занимает контроль за жизненным циклом страховой услуги.
Объем продаж I II III IV V
Время
I этап - этап разработки; II этап - этап внедрения на рынок; III этап - этап роста; IV этап - этап зрелости; V этап - этап упадка.
I и II. Организации, предоставляющие страховую услугу особое место уделяют рекламе. III. Уделяют внимание условиям продажи. IV. Обращают внимание на цену страховой услуги. V. Этап указывает на то, что надо модифицировать данную услугу или разрабатывать новую. Во времени маркетинговая деятельность осуществляются на трех уровнях: - стратегическом; - тактическом; - оперативном. Между страховыми организациями существует конкуренция. Она проявляется по следующим направлениям: 1) предложение новых видов страхования на основе возникновения новых потребностей; 2) разработка договоров страхования с различной комбинацией рисков (для привлечения потребителя и возможности выбора); 3) понижение страховых тарифов по сравнению с конкурентами; 4) более удобные формы оплаты страхового договора; 5) высокое качество обслуживания.
=8=
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|