Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики диагностики исполнительности




 

Информация для исследователя. Понятие «исполнительность» в психологических и педагогических словарях практически отсутствует, не смотря на то, что об исполнительности ребенка и взрослого, о необходимости выполнения заданий говорится в различных разделах возрастной и педагогической психологии. Более того, в педагогике, по сути дела, на исполнительности, а не ответственности до сих пор (к сожалению) строится весь процесс обучения и воспитания. Качество исполнительность необходимо отличать от рассматриваемого в психологии труда исполнительного действия, которое связывается с умением решать трудовую задачу. Как компонент структуры деятельности исполнительное действие может быть и целью и средством достижения цели. Для его осуществления необходимо выработка двигательных навыков. Исполнительность не надо также путать с подчиненностью – зависимостью от другого лица, которая, тем не менее, влияет на процесс исполнения задач, распоряжений.

Исполнитель лишен права выбора и решения о начале исполнительского действия. В этом смысле оно изначально экстернально по своей природе. Вместе с тем, исполнитель может нести ответственность в виде наказания за качество его выполнения и за конечный результат перед лицом, давшим это задание, то есть нести наказание за узкий промежуток работы, а не за целостный акт деятельности. В этом смысле, с юридической точки зрения, ответственность несет лицо, отдавшее распоряжение на реализацию действия.

Под исполнительностью мы понимаем подчинение требованиям и командам других лиц, процесс реализации поставленных ими задач и целей. Исполнительность может проявляться при удовлетворении потребностей других лиц (сфера обслуживания), при обучении и усвоении навыков в различных видах деятельности, при выполнении приказов и требований со стороны отдельных лиц и общества в целом. Отношение к исполнительской деятельности может быть разнообразным в зависимости от инстанции ставящей цели, личности руководителя (пола, возраста, опыта, авторитета и т. д. ), направленности поставленных целей и мотивации исполнителя.

Для исследования исполнительности мы считаем необходимым, как минимум, применять многомерно-функциональный подход разработанный профессором А. И. Крупновым (Москва, РУДН) для диагностики отдельных свойств и качеств личности. В соответствии с этим подходом необходимо рассматривать исполнительность с позиции в большей мере обусловленных врожденных компонентов психики (динамики – активности и пассивности исполнительности; эмоциональности – стенических и астенических эмоций сопровождающих исполнительность; регуляции – интернальной и экстернальной составляющей исполнительности) и в большей мере прижизненно сформированных образований (мотивации – социоцентрической и эгоцентрической составляющих; когниции – осмысленности и осведомленности о самом качестве и о процессе исполнительности; результате – предметном, направленном на общественные цели, и субъектном – в большей мере отражающем личные, эгоцентрические интересы). Опросник можно проводить как индивидуально, так и с группой.

В бланке для ответов рядом с № выставляете свой номер протокола (по алфавитному списку, с учетом пола и т. п. ). В «возрасте» испытуемый указывает не только количество полных лет, но точную дату рождения (в скобках).

 

Многомерно-функциональная диагностика исполнительности» (ИСП-1К)

 

 

Инструкция для испытуемого: в протоколе после каждого из 98 высказываний надо отразить свою точку зрения выраженную в баллах. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Ориентируйтесь на первую мысль, которая придет вам в голову.

Шкала оценок:

7 баллов – безусловно да, полностью согласен;

6 – да, согласен;

5 – возможно да, более согласен, чем не согласен;

4 – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу не чаше одного раза на семь утверждений, а по возможности и вообще не использовать);

3 – возможно нет, более не согласен, чем согласен;

2 – нет, не согласен;

1 – безусловно нет, полностью не согласен.

Текст опросника

1. Мне нравится выполнять трудные поручения.

2. При удачном выполнении задания мною овладевает чувство глубокого удовлетворения.

3. Берясь за выполнение поручения, я рассчитываю только на собственные силы.

4. Исполнительность – это беспрекословное выполнение приказов начальника.

5. Я охотно берусь за исполнение задания из-за желания оказать помощь коллективу (бригаде).

6. Меня воодушевляет то, что своими действиями я вношу существенную лепту в конечный совместный результат.

7. Я вполне ответственный человек и не хочу, чтобы меня контролировали.

8. Окружающие знают, что задание будет выполнено, если за него берусь я.

9. Я счастлив, когда при исполнении заданий удается сделать все, даже отдельные мелочи.

10. Если в процессе выполнения распоряжения происходит сбой, то обвиняю в этом я только сам себя.

11. Исполнительность – это умение держать свое слово.

12. Желание быть полезным коллективу повышает мою требовательность к себе при выполнении поручений.

13. Вначале я выполняю общественно важные поручения, а потом необходимые для себя.

14. Я предпочитаю принимать продуманные, взвешенные, ответственные решения, а не полагаться на мнение других людей.

15. У меня хватит энергии преодолеть препятствия, которые могут возникнуть на пути исполнения задания.

16. Мною овладевает чувство гордости, когда я исполняю приказ точно и в срок.

17. Только я несу ответственность за конечный результат выполнения задания.

18. Исполнительность – это достижение обещанного.

19. Мои желания не влияют на выполнение общественных поручений, т. к. я твердо убежден, что общественное – выше личного.

20. Я честолюбив и хочу многого достичь, однако необходимость достижения общественно полезного результата у меня стоит на первом месте.

21. Простой исполнительности я предпочитаю ответственность.

22. У меня возникает недоумение, как могут люди, исполняющие поручения, проявлять пассивность.

23. Выполнение заданий с лицами противоположного пола только поднимает мое настроение.

24. Выполняя поручения я предъявляю требования прежде всего к себе, а не к партнерам.

25. Исполнительность – это выполнение своих функциональных обязанностей на работе.

26. Стремлюсь к тому, чтобы мое убеждение о необходимости выполнения распоряжений поддержали и окружающие, потому что без этого не будет общественного прогресса, а будет анархия.

27. Меня не надо подстегивать, я прилагаю максимум усилий при выполнении поручений, связанных с достижением результата необходимого коллективу.

28. Лучше самостоятельная постановка целей и гарантирование их достижение, чем реализация целей поставленных другими людьми (начальством).

29. Если мне предлагают выполнить задание, которое я мало знаю, я все равно берусь за него, поскольку знаю, что проявив настойчивость и активность добьюсь поставленной цели.

30. Мне доставляет радость находить более эффективные пути выполнения поручений.

31. Я готов понести наказание за невыполненное поручение, если сам был недостаточно настойчив в его реализации.

32. Исполнительность – это пунктуальное выполнение своих обязательств.

33. Моя мотивация при выполнении общественных поручений исходит из желания – приносить пользу людям.

34. Я не могу остаться в стороне, если речь идет о исполнительской деятельности, результат которой будет полезен для всех.

35. Я предпочитаю сам отвечать за процесс обучения, а не подвергаться мелочному контролю со стороны педагогов, родителей.

36. Если при выполнении задания меня захватывает какая-нибудь идея, я ускоряю темп выполнения, чтобы реализовать возникшую идею.

37. Я бываю доволен собой (горжусь), когда выполняю задание одним из первых.

38. Я люблю «играть первую скрипку» при выполнении поручений и не буду искать оправданий при промахах.

39. Исполнительность – это достижение цели, поставленной другим человеком.

40. Мои интересы, желания, стремления при выполнении приказов, совпадают с теми, кто их отдал, т. к. они тоже действуют во благо общества.

41. Я думаю даже дома о наиболее эффективных путях достижения результата, если речь идет о социально-значимом результате.

42. Меня раздражают безответственные лица, которые держат слово от случая к случаю.

43. «Не хочешь – заставим» - это не про меня, я всегда проявляю активность при выполнении заданий.

44. Я не стыжусь выразить свою радость, если меня поощряют за инициативность при выполнении поручения.

45. Принимая решение о выполнении просьбы, я буду рассчитывать только на себя.

46. Исполнительность – это регулярное выполнение нормы, производственных заданий.

47. Я никогда не хотел отказаться от трудных поручений, т. к. всегда желал быть полезным обществу.

48. В исполнительской деятельности я не ощущаю насилия или принуждения, когда мой результат способствует достижению общего дела.

49. Совесть и чувство долга заставляют меня действовать более оперативно, чем при исполнении чужих приказаний.

50. Я могу забыть о выполнении порученного дела.

51. Я испытываю чувство страха, когда получаю распоряжение начальства.

52. Исполнение поручений зависит не от моих ошибок, а от неудачного стечения обстоятельств.

53. Исполнительность – это проблемы, которые навязывают человеку.

54. Я не хочу лишних осложнений – этим во многом объясняется моя исполнительность.

55. Достижение результата при выполнении заданий улучшило мое благосостояние.

56. Я предпочитаю быть простым исполнителем («работягой»), мне ни к чему лишняя ответственность.

57. В мыслях я все делаю вовремя и в срок, а на деле всегда запаздываю с исполнением заданий.

58. После неудачи в выполнении поручения я начал бояться, что не справлюсь со следующим.

59. Я не воспринимаю критику о моих исполнительских действиях, т. к. в моих промахах чаще всего виноваты эти самые «критиканы».

60. Исполнительность – это приспособление в конфликте.

61. Я не хочу браться за исполнение тех поручений, в которых не идет речь о личной выгоде.

62. Достигая результата в том или ином задании, я не забываю и о собственной выгоде, думаю, что я имею на это моральное право.

63. Из двух дел, одно из которых требует простой исполнительности, а за другое надо нести ответственность, я бы выбрал более простое.

64. Порой я очень долго копаюсь над отдельными частями поручения и, естественно, запаздываю с его выполнением в целом.

65. Препятствия, возникающие при выполнении поручений, выбивают меня из колеи, портят настроение.

66. Если задание не удается, я начинаю искать причины, приведшие к его срыву, и, как правило, они совпадают с негативными предсказаниями гороскопа.

67. Исполнительность – это достижение результата для другого человека.

68. Я стремлюсь к реализации своих проектов в исполнительской деятельности и не беспокоюсь о чужой работе, т. к. она меня отвлекает.

69. Просыпаясь утром, я думаю о том, как лучше завершить задание с максимальной пользой для себя.

70. Я с удовольствием переложу ответственность за выполнение сложных дел на кого-нибудь другого.

71. Если не будет дополнительных распоряжений свыше, я не ускорю выполнение задания.

72. Я выхожу из себя, если при исполнении порученного не могу найти на своем месте инструменты и принадлежности.

73. Если я не был на общем собрании по обсуждению планов на будущее, то имею полное моральное право при их не выполнении обвинять других.

74. Исполнительность – это когда за выполнение задания ответственность несет другой человек.

75. Я использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной, иначе мои намерения по улучшению собственного положения, останутся не реализованными.

76. Если сам о себе не побеспокоишься – никто о тебе не побеспокоится, поэтому я вначале делаю все для себя, а потом завершаю то, что поручено.

77. Я более охотно выполню просьбу или поручение, чем буду отвечать за организацию соответствующего мероприятия.

78. Для того, чтобы изобразить активность выполнения заданий, я зачастую «переливаю из пустого в порожнее».

79. При выполнении срочного задания я нервничаю и не нахожу себе места, если приходится простаивать по чьей-то вине.

80. Если я длительное время не справляюсь с возложенными на меня обязательствами, то я точно знаю – это злой рок.

81. Исполнительность – это обращение к человеку с просьбой в любое время.

82. Выполняя чье-либо распоряжение, я открыто говорю о своих намерениях по извлечению из ситуации определенной пользы для себя.

83. Почти в каждом рабочем дне (смене) я пытаюсь найти время, чтобы подумать о собственном благе или поработать на собственный результат.

84. Думаю, что не стоит вести дневник или планировать, что предстоит сделать в ближайшие месяц – два, подойдет время и все будет выполнено.

85. Более быстрое выполнение задания это гарантия того, что тебе тут же дадут новое. Другими словами, активность при исполнительности – всегда наказуема.

86. Я начинаю ругать и отчитывать себя, если порученное дело не ладится.

87. Моя невыдержанность объясняется предвзятой оценкой моей исполнительности.

88. Исполнительность – это потенциальное вознаграждение за угодничество.

89. Я намерен поддерживать только те проекты, исполнители которых в дальнейшем поддержат и меня.

90. Если при выполнении поручений образуются «окна», я начинаю действовать только для себя.

91. Я не анализирую полученный результат и возможные недочеты при его достижении. Мой принцип простой: «сделал дело – гуляй смело».

92. Если есть такая возможность, то я стараюсь сам не выполнять поручения, а пытаюсь передать его кому-нибудь другому (т. е. стараюсь «сачкануть»).

93. Я испытываю страх, у меня появляется холодный пот, если я не успеваю исполнить приказание к намеченному сроку.

94. Мое нежелание добросовестно выполнять поручения объясняется несправедливой оценкой достигаемых мной результатов.

95. Исполнительность – это отсутствие возможности отказаться.

96. Я интересуюсь психологическими особенностями моих потенциальных конкурентов, чтобы при выполнении поручения быть первым и получить материальное вознаграждение.

97. Я никогда не увиливаю от работы при выполнении поручений, если речь идет о собственном благополучии, достижения личностно значимого результата.

98. В своей работе я больше ориентирован на советы более опытных коллег, чем на собственное мнение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...