Оценка равна количеству правильно заполненных знаков.
· Субтест № 12 «Лабиринты». От тестируемого требуется нарисовать путь от центра до выхода, не отрывая карандаш и не пересекая линий лабиринта. Предположительно выделяет аналитико-синтетические способности ребенка; его умение последовательно решать перцептивные задачи, удерживая свои действия в рамках указанных экспериментатором ограничений; меру устойчивости и произвольности внимания; эффективность работы оперативной памяти. Наличие связи выполнения «Лабиринтов» с оценками за вербальные тесты показывает, что определенную роль здесь играют также навыки словесного формулирования стратегии действий испытуемым. Психологическую характеристику субтеста «Лабиринты» можно извлечь из матриц субтестов корреляций, составленных Д. Векслером. В соответствии с изложенными там данными «Лабиринты» взаимосвязаны прежде всего с двумя вербальными («Осведомленность» и «Сходство») и двумя невербальными («Кубики Косса» и «Последовательные картинки») субтестами. Причем характерно, что в диапазоне от 7 до 13 лет обусловленность оценки за выполнение «Лабиринтов» вербальными субтестами увеличивается, а невербальными сокращается. Общие правила: 1. Задание считается не выполненным, если: А) количество ошибок превышает допустимое для данного лабиринта (независимо от времени выполнения), или Б) превышен лимит времени (независимо от количества ошибок. 2. Ошибками считаются: А) каждый отрыв карандаша, за исключением случаев, когда это необходимо для исправления предыдущей ошибки (например, пересечение линии); Б) пересечение линии, т.е. когда между линией и следом карандаша с другой стороны линии имеется промежуток. Исключением является обстоятельства, когда пересечение случайно (например, сдвинулся лист бумаги);
В) каждый заход в «тупик» лабиринта, т.е. пересечение пунктирной линии (см. приложение 6) в одном направлении. 3. При каждом отрыве карандаша делать испытуемому замечание («не отрывай карандаш») 4. При пересечении линии замечание делается только один раз.
Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: Начинать с демонстрации по образцу. Инструкция: «Вот видишь – мальчик (девочка). Он вот в таком домике. Черные линии – это стенки. А вот здесь (показать на первый выход) стенки нет, здесь можно пройти. И здесь (показать на выход из лабиринта) тоже стенки нет, здесь выход на улицу. Вот смотри, как мальчик (девочка) пойдет на улицу». Нарисовать путь от центра до выхода, не отрывая карандаш и не пересекая линий. «Вот так и ты будешь делать. Только, когда будешь рисовать – не пересекай линий, т.е. нельзя делать вот так (покажите пересечение). Старайся не заходить в тупик, а побыстрее рисуй путь на улицу. Если зайдешь в тупик, то быстро рисуй путь назад, вот так (показать заход в тупик, выход из него и весь путь до конца. Карандаш не отрывать). Только здесь есть одно правило: как только поставишь карандаш на бумагу – то до самого выхода отрывать его нельзя, т.е. нельзя делать так (показать отрыв). Понял? Ну, давай попробуем. Ставь карандаш сюда (указать на центр лабиринта «А»), рисуй быстрее». Включить секундомер. При неудаче – продемонстрировать выход из лабиринта «А» и предложить лабиринт «Б». Прекратить при двух неудачах подряд.
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственной отсталости: Начинать с лабиринта «С». Дать словесную инструкцию. При правильном выполнении (не более одной ошибки и в пределах лимита времени) дать аванс за лабиринты «А» и «B» (2 балла). При неудаче (2 и более ошибок, выход за пределы лимита времени), возвратиться к лабиринтам «А» и «B».
Прекратить при двух неудачах подряд. Оценка зависит от количества ошибок и от выполнения в пределах лимита времени. Подсчет баллов Суммы баллов, набранных испытуемым, вписываются в столбик «Исходная оценка» (еще ее называют «сырые баллы») таблицы результатов. В приведенном ниже примере 1 они сверху, в примере 2 – слева. Далее выбираются таблицы шкальных оценок для результатов вербальных и невербальных субтестов той возрастной группы, к которой принадлежит испытуемый. При отнесении к возрастной группе используется число полных лет, исполнившихся испытуемому на момент обследования. Предварительные данные (сырые баллы) соотносятся со стандартизованными шкальными таблицами (соответствующие возрастной норме испытуемого), с которых затем считываются шкальные оценки по каждому субтесту и заносятся в соответствующие места столбика "Шкал."(шкальные оценки). В нашем примере это снизу в первом примере, или справа во втором примере. Шкальные оценки по вербальным субтестам (с N 1 no N 6) суммируются, и результат вписывается в строку суммы вербальных оценок и по субтестам (с N 7 no N 12) – в столбик суммы невербальных оценок. Эти две суммарные оценки в свою очередь складываются, и результат вписывается в строку "Общая оценка". Далее полученные шкальные оценки (их должно получиться 3 итоговых суммарных) соотносятся с таблицей вычисления итоговых показателей методики исследования интеллекта П этой таблице находится:"Вербальный коэффициент интеллекта" ВКИ, "Невербальный коэффициент интеллекта" НКИ, "Общий показатель" ОКИ. Во всех этих трех случаях речь идет о показателях IQ.Полученные данные выписываются в бланк. В большинстве случаев, при стандартном тестировании, используют 5 субтестов из одной части и 6 из другой, т.е 11 субтестов вместо 12. Иногда, в редких случаях, используют даже 4 субтеста. Поэтому при проведении всех 12 субтестов (по 6 из каждой части) или при проведении 10 субтестов (6 и 4), пользуются таблицей перевода суммарных оценок в стандартную (из пяти субтестов) форму. Берут суммарную, уже шкалированную оценку по 6ти или 4ем субтестам и выводят стандартную шкалированную оценку для 5ти субтестов.
Рассмотрим 2 примера подсчета и оформления результатов исследования: Возраст испытуемого: 9 лет 11 месяцев 25 дней (на момент исследования) Возрастная группа: 9 лет 11 месяцев
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|