Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования




Цель: изучение адекватности самооценки личности

Материалы: бланк, ручка.

Имеется несколько модификаций данной методики (Сосновский Б.А., 1979; Марищук В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. и др., 1984). Различные модификации в основном отличаются между собой количеством предлагаемых к ранжированию качеств, а также их составом.

Процедура исследования

Инструкция: Перед Вами бланк, который содержит 20 определенных качеств личности. В левой колонке Вы должны проставить цифры от 1 до 20, которые будут указывать на то, какое качество Вам импонирует (нравится) больше (20 — высший балл, 1 – низший). Соответственно, напротив того качества, которое Вам больше всего нравится, Вы ставите цифру «20», под цифрой «19» - чуть менее понравившееся качество, наиболее Вам неприятному качеству, соответственно, присвойте число «1». Таким образом, напротив каждого качества в левой колонке бланка Вы должны проставить число, которое будет указывать на степень того, насколько Вам оно импонирует. В правой колонке Вы должны сделать то же самое, но только теперь не по принципу, того, насколько Вам нравится это качество, а по принципу того, как это качество выражено лично у Вас

Обработка результатов

Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат (d2). Далее подсчитывается сумма квадратов (Sd2) и по формуле г = 1- 0,00075Sd2 определяется коэффициент корреляции.

Чем ближе коэффициент к 1 (от 0,7 до 1,0), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке, свидетельствует ко­эффициент от 0,4 до 0,6.

Заметим, что если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то иное им количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества качеств меняться будет коэффициент при Sd2, т.е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. Полезно в связи с этим знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:

6Sd2

г = 1 – -----------

n(n2 – 1)

Здесь n – число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой формуле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых качеств. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 качествами (т.е. n = 20), то коэффициент - становится равным 0,00075, а общая формула превращается в тот упрощенный вариант, который и приведен вначале.

Форма 4

Качество личности N1 Разность Sd2
d d2
  Уступчивость        
  Смелость        
  Вспыльчивость        
  Настойчивость        
  Нервозность        
  Терпеливость        
  Увлекаемость        
  Пассивность        
  Холодность        
  Энтузиазм        
  Осторожность        
  Капризность        
  Медлительность        
  Нерешительность        
  Энергичность        
  Жизнерадостность        
  Мнительность        
  Упрямство        
  Беспечность        
  Застенчивость        

Тест "Самооценка"(Колл. M.K.Тутушкиной)

Цель: изучение самооценки личности

Материалы: бланк, ручка.

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

Процедура исследования

Инструкция: Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера):

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

1) Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом. В первый столбец - назовем его "Мой идеал" - поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй - назовем его "Антиидеал" - слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.

2) Из первого ("положительного") и второго ("отрицательного") рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе "да - нет": есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...