Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика субтестов.




Порядок и правила анализа результатов тестирования едины для взрослого (WAIS) и детского (WISC) вариантов методики исследования интеллекта. Исключение составляет лишь субтест 12 «Лабиринты», отсутствующий во взрослом варианте.

Общий показатель IQ методики является индикатором общего интеллекта (фактор «g»), т.е. сложноинтегрированного качества психики, обеспечивающего индивиду успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности.

За оценкой вербального показателя стоит вербальный интеллект как интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование которой осуществляется в вербально-логической форме с преимущественной опорой на знания. Уровень и структура вербального интеллекта теснейшим образом связаны с полученным образованием, многообразием индивидуального жизненного опыта, всей совокупностью условий социализации человека. В структуре вербального интеллекта Д. Векслер полагает важным выявить и измерить следующие характеристики:

1) уровень интеллектуальных функций в настоящем, обеспечивающих нормальное протекание интеллектуальной деятельности;

2) состояние этих функций в прошлом, в процессе созревания и становления индивидуального интеллекта.

Вербальные субтесты в целом наиболее тесно коррелируют с критериями общей культуры и академической успеваемостью. Их результаты очень чувствительны к национальным различиям в языковой культуре испытуемого, в связи с чем тестирование лиц иной национальности представляется не полностью корректным.

Невербальный показатель методики WISC отражает состояние невербального интеллекта, т.е. интегрального образования и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого связана не столько со знаниями, сколько со сформировавшимися на их основе умениями индивида и особенностями его психофизических, сенсомоторных, перцептивных характеристик.

· Субтест № 1 «Осведомленность». Включает в себя вопросы на общую информированность человека, измеряет его кругозор, и наличие разнообразных знаний о мире Направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательных процессов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления). Успешность выполнения субтеста напрямую зависит от образования испытуемого, его общей культуры. Оценка за «Осведомленность» характеризует испытуемого с точки зрения его образованности и является особенно прогностичной в отношении вербального и общего IQ.

Субтест начинать с задания №1 для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении и прекратить при 5 отрицательных ответах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении начинать с задания №4. Если одно из заданий №4, №5 или №6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям №№ 1,2,3. Если все три задания - №№ 4,5,6 выполнены, то дать аванс за №№ 1,2,3 и переходить к заданию №7. Прекратить при 5 неудачах подряд.

Оценки: 1-0.

· Субтест № 2 «Понятливость». Направлен на оценку так называемого «здравого смысла» при решении практических задач и измерение социального интеллекта. Некоторые задания требуют толкования пословиц. Ответы оцениваются в зависимости от полноты и степени обобщения. Включает в себя ряд вопросов из различных областей социального поведения человека и направлен на выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, в котором, по мнению Д. Векслера, взаимодействуют и интеллектуальные и эмоциональные факторы. В отличие от субтеста № 1 в «Понятливости» находит свое выражение актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений.

Особенность инструкции для 2 субтеста: перед заданием № 6 испытуемому необходимо сказать: «До сих пор ты отвечал все правильно, очень хорошо. Теперь я тебя попрошу, говори мне как можно больше. Говори до тех пор, пока сам все не скажешь, или я тебя не остановлю».

Начинать надо с задания № 1. Прекращать при трех неудачах подряд. Оценки 2-1-0.

Общие критерии оценок для заданий 1-5:

2 балла, если испытуемый проявляет собственную активность, т.е. сам принимает решение или пытается сам исправить предложенную ситуацию;

1 балл, если испытуемый предлагает исправить положение кому-нибудь другому или обращается за помощью к кому-либо.

На задания 1-5 обязательно нужно добиться позитивного ответа, ответа «не знаю» не должно быть.

Общие критерии для оценок для заданий 6-14:

2 балла – если указывается не меньше двух причин,

1 балл – если указывается 1 причина.

 

· Субтест № 3 «Арифметический». Включает в себя арифметические задачи, требующие устного решения. Оценивает сообразительность, внимательность и кратковременную память Требует от испытуемого продемонстрировать высокую концентрированность произвольного внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом. Задачи такого типа имеются во всех интеллектуальных тестах.

Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении начинать с задания №1, прекратить при 3 неудачах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении начинать с задания №4. Если задания №4 и №5 оба не выполнены, нужно вернуться к заданиям №№ 1,2,3. Если выполнены оба или одно из заданий №№ 4,5, то дается аванс за №№ 1,2,3 и переходят к №6. Прекращать при трех неудачах подряд.

Оценки: 1-0.

Выполнение задания ограниченно временем. Отсчет времени начинать по окончании чтения задачи.

· Субтест № 4 «Сходство». Состоит из заданий, в которых требуется найти сходство между двумя понятиями. Этот субтест направлен на измерение способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированию. При оценке учитывается, сумел ли человек найти адекватный, общий существенный признак – родовой по отношению к двум видовым понятиям. Направлен на выявление и измерение способностей к логическому обобщению и степени развития этих способностей. Фактически «Сходство» является упрощенным вариантом методики сравнения понятий, в котором задача испытуемого ограничивается лишь установлением сходства. Отыскание общих существенных признаков понятий требует высокой степени абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию развитого понятийного мышления. Оценки по «Сходству» информативны в отношении вербального и невербального интеллекта.

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении.

Инструкция: «Я сейчас что-нибудь говорить, а ты продолжи, хорошо? Ну, давай попробуем: «Лимоны кислые, а сахар…». При неудаче дать правильное окончание фразы и перейти к заданию № 2. При неудаче снова оказать помощь. Больше не помогать! Если их первых четырех заданий выполнено не менее двух, перейти к заданиям №№ 5-16. В противном случае – прекратить.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении.

Инструкция: «Я тебе назову какие-нибудь два предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они одинаковы. Только старайся говорить как можно больше, до тех пор, пока сам все не скажешь, или пока я тебя не остановлю. Ну, давай попробуем…» предложить задание № 5. При неудаче оказать помощь: «У них есть косточки, это фрукты, они растут на деревьях». Перейти к заданию №6. При неудаче – также оказать помощь. Больше не помогать! Прекратить при трех неудачах подряд. Если при прекращении теста, т.е. при трех неудачах подряд испытуемый имеет не менее 3-х баллов за задания №№ 5-16, дать аванс за задания 1-4: 4 балла, если менее 3-х баллов, возвратиться к этим заданиям.

Оценки за задания №№ 1-4: 1-0 балл,

за задания №№ 5-16: 2-1-0.

Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.

Общие критерии оценок за задания №№ 5-16: 2 балла – если дается обобщающее слово (проводится классификация); 1 балл – если перечисляются отдельные признаки.

· Субтест № 5 «Словарный». Измеряет понимание и умение определять смысловое содержание слов. Включает в себя работу со словами разной степени трудности и частоты употребления. Определяет размер словарного запаса, культурный уровень, чувство меры и умение адекватно раскрывать значение слов. Предполагает свободное оперирование словами родного языка. Успешность ответов зависит от образования и культуры мышления испытуемого и предполагает достаточно большой словесный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного при раскрытии смысла слова. По характеру актуализируемых интеллектуальных процессов этот субтест наиболее близок к «Осведомленности».

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении н ачинать с задания №1, прекратить при 5 неудачах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении н ачинать с задания №10. Если за задания №№ 10-14 испытуемый имеет 10 баллов, то авансировать задания №№ 1-9 (18 баллов) и перейти к заданию № 15. В противном случае вернуться к заданию №9 и следовать в обратном порядке, пока 5 заданий подряд не будут оценены в 2 балла. В этом случае авансировать оставшиеся задания по (2 балла) и перейти к заданию № 15. Прекратить при 5 неудачах подряд.

Оценки за задания №№ 1-5: 2-0

за задания №№ 6-40: 2-1-0.

Оценку ответов рекомендуется проводить по следующим этапам:

1 этап. Выяснить, возможно ли оценить ответ испытуемого как (+), т.е. слово-задание ему знакомо, или как (-), т.е. слово-задание ему не знакомо. Если из ответа это не очевидно, испытуемому задается дополнительный вопрос, с тем, чтобы можно было оценить ответ или как (+), или как (-).

2 этап. Если ответ испытуемого оценивается как (-), он получает 0 баллов. Если ответ оценивается как (+), то для задания №№ 1-5 выводится по 2 балла, за задания 6-40 по 2 или по 1 баллу. При этом в 2 балла оцениваются ответы, в которых дается точное, развернутое определение («припев» – часть песни, повторяющаяся после каждого куплета), либо дается близкий синоним («храбрый» – «смелый»). Ответы оцениваются в 1 балл, если они содержат либо неполное, но правильное определение («припев» – слова в песне, повторяемые несколько раз), либо описание отдельных признаков («азартная игра» – в которой трудно остановиться), либо испытуемый показывает понимание на примере («храбрый» - который не побоялся броситься в холодную воду, чтобы спасти другого).

Оценивая качество ответа, следует отличать изящество, которым можно пренебречь, от полноты ответа, от которой во многих случаях зависит уровень оценки.

 

· Субтест № 6 «Повторение цифр». Служит показателем объема кратковременной памяти. Необходимо воспроизвести ряд цифр в прямом и обратном порядке. Задание требует большой концентрации внимания и устойчивости к помехам. Обнаруживает качество оперативной памяти и активного внимания. Субтест является классическим тестом на определение объема памяти. По сравнению с другими субтестами «Повторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим IQ. По мнению Д. Векслера, неспособность воспроизвести в прямом порядке 4 цифры однозначно свидетельствует о слабоумии.

 

Общие правила.

1. Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 секунду (в ритме стартового отсчета времени).

2. В период от окончания счета экспериментатором и до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков, команду к воспроизведению подавать жестом.

3. Один и тот же ряд дважды не повторять.

4. Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.

5. Предложить 1 ряд 1 серии. При удаче дать следующий ряд этой серии. При неудачном воспроизведении какого-либо ряда 1 серии дать аналогичный по длине ряд 2 серии. В случае правильного его воспроизведения предложить следующий ряд первой серии. При неправильном воспроизведении 2-х одинаковых по величине рядов 1 и 2 серий при прямом счете – перейти к обратному, при обратном – прекратить.

6. Оценка за каждый вид счета (прямой или обратный) равна количеству цифр в максимальном ряду, воспроизведенном правильно. Общая оценка субтеста равняется сумме оценок за прямой и обратный счет.

Прямой счет.

Инструкция: «Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты как только я кончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай, попробуем. Внимание…»

Обратный счет.

Инструкция: «Сейчас я тебе скажу еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю «один-два» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «два-один» (опять показать рукой на эти места, но в обратном порядке). Понял? Ну, давай попробуем. Внимание…»

 

· Субтест № 7 «Недостающие детали». Необходимо найти, какая деталь пропущена на каждой из предъявляемых картинок. Измеряет зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки. Направлен на выявление и измерение перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах. Успешность выполнения заданий субтеста зависит от объема перцептивного внимания, наблюдательности и сосредоточенности испытуемого.

Общие правила:

1. Испытуемый не обязательно должен правильно назвать обнаруженную им недостающую деталь. Достаточно, если он пальцем покажет или даст понять, что видит это. Например, ответы на задание № 14 «Пальца (или ногтя) на одной ноге» (правильно показанные) являются приемлемыми так же, как и ответ «шпора».

2. При указании на другие отсутствующие детали быстро спросить: «А что еще?»

3. При ответе: «Здесь все есть» быстро сказать: «Нет, у каждого предмета чего-то не хватает».

4. Время для выполнения каждого задания – 15 секунд.

5. Оценки: 1 балл за каждый правильный ответ.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки. На них нарисованы разные предметы, но у каждого предмета чего-то не хватает, что-то не дорисовано. А ты попробуй мне сказать, чего там не хватает, или покажи пальцем. Хорошо? Ну, вот, например, что здесь нарисовано?» Показать картинку №1 и включить секундомер.

Начинать с задания №1. При неудаче помочь и перейти к заданию №2. При неудаче снова помочь и перейти к заданию №3. Больше не помогать! Прекратить при 3-х неудачах подряд.

· Субтест № 8 «Последовательные картинки». Направлен на измерение способности устанавливать правильную логическую последовательность событий в соответствии с развитием действия по времени. Картинки этого субтеста похожи на комиксы и имеют юмористическое и моралистическое –- то есть социально-значимое – содержание. Требует умения организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль играют здесь перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала и предвосхищение событий. Участие моторики в данном субтесте несущественно. Дополнительным параметром, выявленным субтестом, служит чувство юмора испытуемого, умение видеть забавные стороны событий.

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном развитии:

Начинать с картинки «А» («Собака»).

1. Разместить в порядке номеров.

2. Объясняя правильно сложить.

3. Смешать части рисунка и снова разместить в порядке номеров.

4. Предложить испытуемому сложить: «Теперь делай сам, чтобы собака снова получилась». Включить секундомер. При удаче – перейти к «B». При неудаче: а) повторить демонстрацию без объяснения; б) разместить в порядке номеров и предложить собрать. Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл. Переходить к «B» в любых обстоятельствах.

Картинка «B» («Мать»)

1. Разместить в порядке номеров.

2. Предложить собрать. При удаче переходить к «C». При неудаче показать правильное положение и переходить к «C». Оценки за порядок TOY – 2 балла, за порядок OYT – 1 балл.

Картинка «C» («Поезд»)

1. Разместить в порядке номеров.

2. Дать новую инструкцию: «Теперь мы будем складывать по-другому. Здесь уже не разрезанная картинка, а несколько картинок, на которых нарисован один маленький рассказик. Посмотри на них внимательно и скажи мне, с какой картинки начинается это рассказ?» Включить секундомер. Указанную картинку предложить отложить в сторону, назвав ее первой, затем спросить: «А что было дальше, покажи?» Указанную картинку попросить положить рядом с первой. «А что было в конце?» – поместить последнюю картинку рядом со второй. В случае правильного решения – оценка 2 балла, перейти к № 1.

Если «D» не выполнено, но выполнено «C», продемонстрировать «Бокс» и перейти к №1, предварительно сказав: «Сейчас я буду давать такие же картинки, на которых нарисован рассказик, а ты разложи по порядку – так же как мы с тобой делали». Быстро разложить в порядке номеров и включить секундомер.

Прекратить при 2-х неудачах подряд (например, «C» и «D», «D» и «I» и т.д.).

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении:

Начинать с демонстрации «Бокс» и переходить к №1.

Если два задания (№1 и №2) не выполнены, возвратиться к «A», «B», «C», «D» (см. выше) и прекратить. Если не выполнено только одно из заданий №1 или №2, или выполнены оба, то а) дать аванс за задания «A», «B», «C», «D» (8 баллов); б) продолжить до двух неудач подряд. Оценки за задания №№ 1-7 зависят от времени исполнения. Для заданий №№ 3,4,6 и 7 правильным считается любой из указанных вариантов.

Примечание: при сложении картинок в обратном порядке спросить, где начало. При правильном ответе оценивать как обычно.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...