Обработка результатов и выводы.
Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов помещенных в столбце "Мой идеал". Если результат близок к единице, вы скорее себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете.
0 0,4 0,5 0,6 1 /-----------------------/----------/---------/----------------------/ заниженн. нормальн. завышенн. Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом "Антиидеал". Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице - заниженной, к 0,5 - нормальной.
0 0,4 0,5 0,6 1 /-----------------------/----------/----------/-----------------------/ завышенн. нормальн. заниженн.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих. Такой человек считает себя хуже других, страдает комплексами неполноценности, вины. Ему свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость. Часто действуют по принципу "как бы чего не вышло". Это отражается на его внешнем виде: голова втянута в плечи, походка нерешительная, глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за очень сердитого, злого, неконтактного. Это приводит к отчуждению, изоляции от людей, одиночеству. Человек с заниженной самооценкой очень раним. Как показал психологический эксперимент, если всех таких страдальцев поставить рядом и попросить их найти друг в друге недостатки, то, как правило, будут названы не те, которые каждому из них омрачают существование.
Объективных критериев красоты или уродства, как правило, не существует. Некрасивыми или несчастливыми бывают именно те люди, которые себя таковыми считают. Уход в свои недостатки и жизненные неприятности приводит к возникновению комплексов неполноценности. Именно эти комплексы, а не сами недостатки вызывают негативную реакцию окружающих. Когда встречаешь человека со страдальческими глазами и стиснутыми губами, боящегося сказать слово и отводящего в смущении взгляд от собеседника, в сознании невольно возникает образ стены с колючей проволокой под током высокого напряжения. На эмоциональном уровне это выражается как нежелание общаться с таким человеком, на рациональном - в виде оценки его как некрасивого, неинтересного. Хотя, присмотревшись, видишь, что у него приятное лицо, он может оказаться приятным собеседником и надежным другом. Но, чтобы все это увидеть, надо приложить немало усилий по преодолению барьера, воздвигаемого теми, кто считает себя непривлекательными. Человек с заниженной самооценкой, несмотря на все трудности, легче поддается влиянию других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой. Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достигнуть, уровень их притязаний превышает реальные возможности. Эти люди относятся подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, активно не соглашаются с оценками, которые им дают другие люди. Характерные их свойства: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, часто неуважительное и даже грубое отношение к людям. Человек с завышенной самооценкой часто становится жестким, инертным, агрессивным, неуживчивым и, несмотря на свои подчас незаурядные способности, терпит в жизни крах. Адекватная самооценка личностью своих особенностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, гибкость по отношению к поставленным целям, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Исследование самооценки «Лесенка» Т.В.Дембо и С.Я.Рубинштейн Цель: Определение уровня притязаний учащихся, его адекватности, выявление детей с неустойчивой самооценкой и склонностью к крайностям оценок. Возрастная валидность: Дети от 5 лет и старше. Оборудование: Бланк ответа, стимульный материал.
Процедура обследования. Здоровые испытуемые независимо от самооценки объективной жизненной ситуации не склонны к крайностям и указывают свое место, как правило, на 4-5 ступенях, т.е.чуть выше среднего или к зоне середины. Они видят себя (или хотят показать)со средним здоровьем, умом, характером, счастьем. Получаемые с помощью методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования мышления и эмоционально-волевой сферы. Инструкция: На Ваших бланках ответов нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если, например, на первой лестнице расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся самые здоровые, а на нижней – самые больные. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц. Диагностируемые показат ели: Эта методика даёт возможность выявить детей с неустойчивой самооценкой, склонностью к крайностям и извращению оценок, что свойственно больным шизофренией. Больные с депрессией тяготеют к низким оценкам. Однако окончательные выводы по этой методике делать нельзя.
Бланк Фамилия, имя_____________________________ Пол _________ Дата рождения ____________________________ Дата обследования _________________________
Обработка результатов В процессе обследования учитывается, как ребенок выполняет задание: испытывает ли колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задают уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Неадекватно завышенная самооценка. Если не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Завышенная самооценка. Если после некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный» Адекватная самооценка. Если, обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Заниженная самооценка. Если ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. На седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей 6—7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. Вопрос 34 \ в 46
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|