Понятие, ошибки и предмет психологического диагноза
Специфика психологического диагноза. Диагностика является важным аспектом понимания клиента, позволяет более адекватно использовать методы и средства для оказания ему психологической помощи, планировать стратегию работы с ним. Какое содержание вкладывается в понятие диагностики и диагноза, определяя их качественные особенности. Наиболее дифференцированно к проблеме диагностики и психологического диагноза подошел Л. С. Выготский. Он выделил три ступени психологического диагноза в зависимости от его сложности. Первая ступень – симптоматический (эмпирический) диагноз. Может ограничиваться только констатацией определенных психических особенностей или симптомов, по которым затем делается практический вывод. Такой диагноз не считается чисто научным, так как симптомы не всегда выявляются профессионалами. Один из основных методов постановки симптоматического диагноза – наблюдение и самонаблюдение, высокий субъективизм которых хорошо известен. Вторая ступень – этиологический диагноз. Такой диагноз учитывает не только наличие определенных психических особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Выяснение возможных причин особенностей переживаний, поведения, отношений человека – важный элемент психологического диагноза. Однако, надо понимать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Психолог-диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин той или иной психологической особенности. Третья ступень – типологический диагноз (высший уровень). Заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности. Необходимо выделять также процессуальный диагноз. Т. е. характера взаимодействия психолог-клиент. Применение процессуального диагноза предполагает постоянную рефлексию психолога, как на процесс взаимодействия, так и на особенности реакций клиента и свои собственные реакции. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, определяющим качество психотерапевтического контакта и помогающим консультанту (терапевту) концептуализировать проблемы клиента и продолжающимся столько же, сколько и консультирование (терапия).
13. Уровни психологического диагноза. В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:1) симптоматический, построенный на основе математической обработки данных исследования (что может выполнять компьютер); 2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения; 3) типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого. Психологический диагноз в психодиагностике качественного анализа устанавливается на основании материалов, полученных в результате экспериментального исследования психического явления, анализа специальных сведений о нем с учетом физического и психического развития испытуемого. Психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Областью психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия как в норме, так и при патологии. Выделяют четыре основных направления в работе психодиагноста. 1. Осуществление диагноза деятельности, поведения, т. е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого. 2. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность. 3. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание - диагностика систем нервных связей. 4. Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.
5. Деятельность понимается как направленный на определенный результат процесс. Цель диагноза личности - не только определение источников патологии, но и зон эффективного функционирования 14 психологический прогноз. Как необходимые качества психологического прогноза Выготский выделял его развернутый, дифференцированный характер, имеющий такую же полноту содержания, как и в диагнозе, и разбивку на отдельные периоды, последовательные возрастные этапы. Он считал возможным предсказать на основе всестороннего динамического исследования ребенка путь и характер детского развития, но только в том случае, если все условия развития ребенка сохраняются. Другими словами, в прогнозе дальнейшего развития ребенка речь идет не о предсказании однозначного исхода этого развития, а о диапазоне его возможных вариантов. Опираясь на условно-вариантный прогноз, психолог получает возможность четко сориентировать родителей ребенка по ряду вопросов: 1) какова будет наиболее вероятная картина его развития в случае непринятия мер психологической помощи; 2) что и как можно сделать в целях снятия либо смягчения проблемы; 3) какого рода условия способны усугубить имеющиеся трудности, а значит, чего следует избегать. Видно, что третий компонент прогноза, несет в себе профилактическую функцию. В целом же условно-вариантный прогноз обладает не только информационным, но и значительным мотивирующим потенциалом в работе психолога с родителями ребенка. Конечно, дальнейшее развитие ребенка касается главным образом его ближайших возрастных этапов и должна строиться с учетом всех возрастных и индивидуально-психологических факторов развития конкретного ребенка. Однако психология еще далеко не всегда располагает достаточно четким и конкретным знанием вариантов детского развития. Однако для многих актуальных в практике консультирования проблем построение содержательного условно-вариантного прогноза вполне реально. Результаты многочисленных исследований в отечественной психологии подтверждают этот вывод. Раскрытие психологического содержания и структуры развития (формирования) познавательных способностей в дошкольном периоде детства создает подлинную основу для анализа индивидуальных различий в способностях и определения эффективных способов их формирования и коррекции. Поэтому можно говорить о прямом выходе многих экспериментальных исследований на консультативную практику
15 Понятие теста и методики. Под тестом (англ. test — проба, испытание, проверка) понимается набор стандартизированного, стимулирующего материала, имеющего определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово “тест” происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова “чашка” (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов. В русском языке слово “тест” долгое время имело два значения: 1 испытательная присяга, религиозная английская клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик; 2 плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделения олова из золота или серебра. Методика — это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика. В Психодиагностике Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика — на решение частных задач. Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик.
16 виды тестов и сфера их использования. В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности. Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрическим характеристикам. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики 17 Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов. В этом вопросе существуют определенные строгие правила. Наиболее важные из них: 1. Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов. 2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту. 3. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга. 4. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Чем сложнее уровень интерпретации, на котором работает психодиагност, тем более общим и менее надежными становятся его данные. Это особенно важно и ответственно при передаче проинтерпретированной психологической информации клиенту. Методики, которые применяет психодиагност, дают возможность их интерпретации, предложенной автором методик. Умение, психодиагноста сопоставлять разные теоретические подходы для решения конкретной задачи придают его работе эвристический характер. Таким образом, получение психологической информации в работе психодиагностика, - это организация взаимодействия с клиентом, в ходе которого могут быть получены данные, отражающие его психическую реальность в результатах наблюдения, клинической беседы, в данных работы с батареей методик, проинтерпретированных психологом
18. Основные требования к диагностическим тестам Выделяют пять общих требований к тестам контроля знаний:1)Валидность – это адекватность. Различают содержательную и критериальную (функциональную) валидность: первая – это соответствие теста содержанию контролируемого учебного материала, вторая – соответствие теста оцениваемому уровню деятельности. 2) определенность (общепонятность) - Выполнение требования определенности (общедоступности) теста необходимо не только для понимания каждым учеником того, что он должен выполнить, но и для исключения правильных ответов, отличающихся от эталона. 3) Простота - ребование простоты теста означает, что тест должен иметь все задания примерно одного уровня сложности, т. е. он не должен быть комплексным и состоять из заданий разного уровня сложности. 4) Однозначность - определяют как одинаковость оценки качества теста разными экспертами. Для выполнения этого требования тест должен иметь эталон. 5) надежность - требование надежности заключается в обеспечении устойчивости результатов многократного тестирования одного и того же испытуемого. При реализации систем компьютерного тестирования необходимо придерживаться именно этих пяти требований к создаваемым тестам. Однако реализация описанных выше условий к тестам еще не означает того, что созданный комплекс будет отвечать всем требованиям, предъявляемым к системам тестирования 19 Валидность методики и способы ее оценки. Все тесты, используемые для оценки индивидуальных различий, следует оценивать на валидность, т. е. с помощью исследований устанавливать, действительно ли тест оценивает именно то, что призван оценивать, или прогнозирует то, что должен прогнозировать. В процессе подобного исследования его можно стандартизировать т. е. установить границу его успешного прохождения кандидатом, чтобы при получении результатов ниже этой границы кандидат мог быть отвергнут. Существует четыре типа валидности. а) Содержательная валидность - проверка заданий теста для определения того, насколько он соответствует оцениваемому качеству. б) Конструктивная валидность - результаты тестирования сопоставляются с результатами, показанными той же самой группой кандидатов при прохождении другого теста, валидность которого уже установлена. в) Прогностическая валидность - тест предлагается группе кандидатов. Все они в дальнейшем принимаются на должности, и качество их последующей работы сопоставляется с результатами тестирования. Если полученные результаты соответствуют реальному уровню, тест считается валидным и может быть стандартизирован У этого метода есть возможные недостатки:• кажущаяся сложность объективной оценки эффективности выполнения работы; • продолжительный процесс установления валидности; получение адекватной оценки эффективности работы для установления состоятельности теста может быть возможным только по прошествии длительного периода времени или после накопления большого количества результатов; • практическая невозможность привлечь всех кандидатов к процессу оценки, тест не может считаться полностью валидным. Наиболее распространенным методом оценки валидности теста является комбинирование методов. Прежде всего, может быть установлена начальная валидность теста и приблизительно установлены стандарты. Таким образом можно подтвердить валидность теста и уточнить стандарты. 20. Надёжность и точность методики – это критерии, которые говорят о точности психологических измерений, то есть позволяют судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Это согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий. Надежность характеризует тесты свойств, но не состояний. Свойства:1.Воспроизводимость рез-тов исследования.2Точность измерения.3Устойчивость результатов. Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются следующие:1нестабильность диагностируемого свойства;2несовершенство диагностических методик 3меняющаяся ситуация обследования Одним из важнейших средств повышения точности методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми и так далее. Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов 21. Стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Рассматривается она в двух планах:- как выработка единых требований к процедуре эксперимента;- как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. Стандартизация методик является унификацией инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования. К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении методики, можно, например, отнести такие:1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;3) в процессе проведения методики не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;4) методику с разными группами следует проводить в одинаковое, по возможности, время дня, в сходных условиях; 5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т. д. Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики, так как только строгое их соблюдение дает возможность сравнить между собой показатели, полученные разными испытуемыми. Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Стандартизация методики осуществляется путем ее проведения на большой репрезентативной выборке такого типа, для которого методика предназначена. Относительно этой группы испытуемых вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и относительную вариативность выше и ниже среднего уровня 22. Психодиагностические нормы - это статистические или нормативно заданные границы между диагностическими категориями сформулированные в виде диагностических признаков или точечно-интервальных значений на шкале измеряемых психических свойств. Виды психодиагностических норм:1Школьные нормы - разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.2Профессиональные нормы - устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп,3.Локальные нормы - устанавливаются и применяются для узкой категории людей отличающихся наличием общего признака, например возраста или пола, географического района, национальности, экономического статуса. Соответствие нормам тестирования - это свойство выборочной совокупности людей, т. е. группы или ряда групп, на основе анализе качеств которых разработан тест. Репрезентативность позволяет классифицировать результаты тестирования (например, выделять высокий, средний и низкий уровень тревожности). Если тест нерепрезентативен, то предлагаемые им оценки выраженности свойств будут неприменимы за пределами выборки. Репрезентативность отражается в норме теста, норма теста - это средний уровень распределения выявляемых с его помощью характеристик в большой группе людей, на применимость в которой претендует тест 23. Методы статистической обработки результатов психодиагностического исследования. Методами статистической обработки результатов исследования называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых показатели, получаемые в ходе исследования, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности. В зависимости от применяемых методов можно охарактеризовать выборочное распределение данных исследования, можем судить о динамики изменения отдельных показателей, о статистических связях существующих между исследуемыми переменными величинами. Главная цель статистических методов - представить количественные данные в сжатой форме, с тем, чтобы облегчить их понимание. Все методы статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные. Первичными называются методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты проводимых в эксперименте измерений. Под первичными статистическими показателями имеются в виду показатели, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов диагностики. К первичным методам статистической обработки относят: определение среднего арифметического, дисперсии, моды и медианы. Вторичными называют методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности. К вторичным методам статистической обработки относят: корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ, методы сравнения первичных данных двух или нескольких выборок 24-Методики необходимые для работы со школьниками. 1.Методы диагностики внимания а)тест «Корректурная проба б)Тест «Таблицы Шульте в)Тест «Таблица Горбова-Шульте г)Методика «Расстановка чисел» д).Методика Мюнстерберг е)Методика «Перепутанные линии 2.Методы диагностики ПАМЯТИ2.а. Тест «Объем кратковременной памяти» б).Методика «Память на числа в)Методика «Смысловая память» г)Тест «Долговременная память» д)Методика «Заучивание десяти слов» е).Пиктограмма 3.Методы изучения мышления а)Тест «Классификация предметов» б)Методика «Исключение слов» в)Тест «Существенные признаки» г)Тест «Простые аналогии» д)Тест «Сложные аналогии е)Методика «Сравнение понятий ж)Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз з)Тест Эббингауза (Заполнение пропущенных в тексте слов) и)Методика «Установление последовательности событий» к)Исследование ассоциаций л)Тест «Название 60 слов» м)Методика «Ответные ассоциации н)Методика «Противоположности» 25. Профессионально–этические нормы работы педагога–психолога -Принцип ненанесения ущерба. Специалист должен организовать свою работу так, чтобы она не наносила вреда здоровью, состоянию или социальному положению клиента.-Правило взаимного уважения. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав, свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.-Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого.-Принцип компетентности. Специалист обязан адекватно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетенции. - Правило сотрудничества. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределе своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.-Правило профессионального общения. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом-Принцип конфиденциальности.означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному - Правило кодирования сведений психологического характера. - Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.-Правило корректного использования сведений психологического характера, передаваемых участникам учебно-воспитательного процесса.
26. Методики для диагностики умственных способностей и интеллекта. Умственное развитие - это характеристика способов, форм и содержания мышления человека. В настоящее время для диагностики интеллекта в психологии наиболее часто употребляются:Тест диагностики умственного развития Д. Векслера. Он включает две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом предусматривается вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Тест предусматривает возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью. Тест умственного развития младших школьников - тест Дж. Равена, или «Прогрессивные матрицы Равена». Тест Равена - тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними. Тест диагностики умственного развития учащихся 3-6-х классов - Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) словацкого психолога Дж. Ванды. Тест диагностики умственного развития учащихся 7-9-х классов - Школьный тест умственного развития (ШТУР), разработанный коллективом К. М.Гуревича. Тест диагностики умственного развития старшеклассников (8-10-е классы) - тест структуры интеллекта Р. Амтхауэр, созданный в 1953 году и предназначенный для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. 27 Тесты способностей.Понятие способности. Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные. Критерием наличия способностей можно считать уровень успешности в какой-либо деятельности по сравнению с другими, например, меньшая затрата сил, быстрота. Если уровень успешности в какой-либо деятельности одинаков у двух людей, то более способным из них к этой деятельности будет тот, кто обладает оригинальностью приемов, своеобразием способов действий. Способность характеризуется успешностью в приобретении знаний, умений и навыков и их перенос с одного класса задач на другой. Способность по сути не есть одно единственное качество, а составляет целостный комплекс качеств. Например, изобразительную способность составляют хорошая зрительная память, острота зрительного восприятия и др. В тестировании способностей выделяют тесты специальных способностей, тесты общих способностей (тесты интеллекта), комплексные батареи способностей. Тесты специальных способностей направлены на измерение способностей к определенным видам деятельности. Используются при решении задач в области профотбора и профориентации. В зарубежной литературе принято квалифицировать специальные способности по двум основаниям: 1. по видам психических функций (моторные, сенсорные), 2. по видам деятельности (технические и профессионализированные, то есть соответствующие той или иной профессии: артистические, художественные). В соответствии с этими группами разрабатываются методы диагностики. Комплексные батареи способностей направлены на измерение относительно независимых способностей. Используются при решении задач в области образования и профориентации, особенно при консультировании по вопросам выбора специализации в образовании или профессии
Тесты достижений Если "тесты способностей служат для предсказания последующего выполнения той или иной деятельности и применяются для оценки целесообразности прохождения индивидом того или иного курса специального обучения или для предсказания уровня его достижений в новой ситуации, например, в освоении профессии, то тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени". Выделяют две группы тестов достижений: широкоориентированные тесты достижений, тесты достижений по конкретным учебным предметам. Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов). Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными). Такие тесты выполняют несколько функций: · выступают как средство оценки знаний, · выявляют недостатки обучения, · подсказывают направление последующего обучения, · обеспечивают мотивацию учащегося, · помогают приспособить обучение к потребностям индивида, дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися Критериально-ориентированные тесты (КОТ) Критериально-ориентированные тесты отличаются от традиционных тестов тем, что в традиционных оценка осуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму), а в критериально-ориентированных – оценка осуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с некоторым критерием. В качестве такого критерия выступает уровень владения навыком, умениями, знаниями. КОТ используются в образовании. Цель тестирования с помощью КОТ – оценка владения навыком. Итоговый показатель фиксирует степень владения навыком и не включает в себя индивидуальные различия, что является слабым местом КОТ. Поэтому их использование возможно для оценки элементарных навыков. Примером является Школьный Тест Умственного Развития – ШТУР (1). 29. Тесты личности В психологии выделяют следующие направления исследования личности
Следует также отметить проективный метод исследования личности, речь о котором пойдет в Теме 5. Тесты личности делятся на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действия представляют собой процедуры, ориентирующие респондента на выполнение какой-либо задачи. То есть ему дается целевая задача что-то выполнить, и его не просят описать привычный способ поведения (как, например, в опросниках). Цель этих тестов замаскирована, индивид не осознает, какой аспект его действий оценивается. Задачи, предъявляемые испытуемому, структурированы: в этом их принципиальное отличие от задач, используемых в проективных методиках. Большинство тестов воспринимается испытуемым как проверка способностей, при которой он должен стараться дать "правильный" ответ (в отличие от проективных методик, в которых любой ответ "хорош"). Существует несколько подходов в рамках тестов действия: исследование когнитивного стиля (типичных способов восприятия, решения проблемных ситуаций, мышления, запоминания), исследование эстетических вкусов, юмора, оценка пословиц, оценка интересов и установок. Ситуационные тесты предполагают помещение испытуемого в ситуацию, очень близкую к реальной жизни или имитирующую ее. Например, испытуемому предлагают ряд заданий, вызывающих тревожность, и объективно регистрируют выполнение этих заданий (в тестах на стресс). 30. проективные психодиагностические методики. Сегодня существует множество классификаций проективных методик по разным основаниям. Первым разработал классификацию проективных методик Л. Франк. Эта классификация с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику. За основу здесь берется характер ответа. Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить: - Незаконченные предложения (весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях.Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов). - Незавершенные рисунки. 2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, например, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определённым особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения. 3. Интерпретационные методы - испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений. - ТАТ - хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределённые ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. 4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) - а тем самым добиться терапевтического эффекта, - но и даёт исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. 5. Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». 6. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. 7.Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Все перечисленные методики, по Фрэнку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Современные проективные методики, c одной стороны, требуют незначительных временных затрат на проведение, с другой стороны -- ориентированы на выявление гл
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|