Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественное сознание: понятие, структура




В обществе всегда существуют разные воззрения на те или иные события, на те или иные факты и явления. Все эти воззрения в обще-ствознании обозначаются термином «общественное сознание». Поэтому можно сказать, что под общественным сознанием подразумевается сово­купность философских, этических, эстетических, правовых, научных, экономических, религиозных и иных воззрений, взглядов, традиций, обы­чаев, нравов, так или иначе отражающих жизнь человеческого общества.

В структуре общественного сознания можно выделить два элемента: обыденное сознание и идеологию. Обыденное сознание есть совокуп­ность представлений, чувств, эмоций, настроений, отражающих повсе­дневную жизнь людей. Жизнь очень сложна и многообразна. Люди реа­гируют на те или иные жизненные обстоятельства. Они выражают свое отношение к тем или иным событиям, к тем или иным процессам и явле­ниям общества. Все это происходит на уровне обыденного сознания. Оно отражает на эмпирическом уровне то, что происходит ежедневно и еже­часно в обществе. Оно может быть эмоциональным или равнодушным, но всегда имеет чисто обыденный характер.

Что касается идеологии, то она представляет уже высший уровень об­щественного сознания. Она непосредственно не связана с повседневной жизнью людей. Она теоретически оформляет философские, религиоз­ные, эстетические, этические, научные и иные представления людей об обществе. Иначе говоря, в идеологии общественное сознание получает теоретическое оформление с помощью определенных инструментов по­знания. Философия, например, на протяжении веков разрабатывалась как теоретическое знание посредством философских категорий (материя и сознание, количество и качество, сущность и явление, содержание и форма, возможность и действительность и др.) и методов (диалектиче­ский метод, принцип развития, принцип историзма и др.).

Каковы формы общественного сознания?

Общественное сознание проявляется в разных формах. Существуют такие формы общественного сознания: философское сознание, правовое сознание, политическое сознание, моральное сознание, эстетическое соз­нание и религиозное сознание.

Философия как любовь к мудрости возникла в VI в. до н. э. Платон считал, что философия начинается с изумления. Но он философом назы­вал каждого человека, стремящегося узнать что-то новое. Подлинными философами, по убеждению Платона, являются те, кто любит искать ис­тину. Философ познает не какие-либо мнения, а бытие и истину.

Изумление свидетельствует о том, что общество достигло такого уров­ня в своем развитии, когда стало абсолютно необходимым выработка об­щих понятий (категорий), с помощью которых можно было бы вести рас-

14 Обществознание 401


суждения о собственном бытии человека и бытии окружающего объек­тивного мира.

Философия изучает наиболее общие законы развития природы, об­щества и мышления. Она раскрывает имманентную логику природной и социальной действительности, выявляет внутренние механизмы и пру­жины общественного прогресса. Философия — это размышления челове­ка о себе, о природе, об обществе. Именно человек как существо разум­ное хочет понять смысл своей жизни и вообще смысл всего историческо­го процесса.

Философия — высокая абстракция, но это такая абстракция, которая глубже отражает сущностные черты объективного мира. Вместе с тем фи­лософия - это мировоззрение. Знание философии помогает человеку легче ориентироваться в общественной жизни. Философия учит культуре мышления. Философски образованному человеку легче осваивать науч­ные дисциплины, поскольку философия повышает не только культуру мышления, но и кругозор.

Право представляет совокупность определенных норм, регулирую­щих отношения людей в процессе их деятельности по производству материальных и духовных ценностей. Право возникает вместе с государ­ством, когда моральных норм и принципов становится недостаточно для регулирования общественных отношений.

Характерной чертой права является то, что оно уравнивает людей, де­лает их, так сказать, одинаковыми, хотя они в реальной жизни таковыми не являются и не могут быть. Право тесно связано с такими понятиями, как демократия, свобода, ответственность и др. Так, человек в рамках правовых отношений должен иметь определенную свободу действий, иначе право лишается всякого смысла. Но вместе с тем свободно дейст­вующий индивид должен чувствовать свою ответственность за свои дей­ствия и поступки.

Очень важно формировать у людей правовое сознание. Можно изда­вать огромное количество законов, но если у граждан отсутствует право­вое сознание, то эти законы трудно будет исполнять. Поэтому государст­во должно придавать исключительно важное значение правовому воспи­танию граждан. Для этого оно должно использовать не только образова­тельные учреждения (школы, высшие учебные заведения и т. д.), но и средства массовой информации, и прежде всего телевидение. От уров­ня правовой культуры во многом зависит стабильность общества.

Политическое сознание

Оно возникает вместе политикой, представляющей одну из форм ре­гулирования общественных отношений. Политика - эта такая сфера об­щественной жизни, которая пронизывает все другие сферы — экономиче­скую, социальную и духовную. Поэтому политическое сознание занимает


особое место среди других форм общественного сознания. Чем выше уровень политического сознания, тем выше уровень демократии и тем больше возможностей у людей влиять на политические решения, от кото­рых в конце концов зависит их благополучие.

В политическом сознании можно выделить два уровня: обыденный и теоретический. На обыденном уровне политическое сознание проявля­ется в повседневной жизни, в повседневном отношении людей к тем или иным политическим событиям, действиям и решениям, а также к полити­ческим лидерам. Люди выражают свое отношение на митингах, в интер­вью для журналистов, на работе, словом, везде, где это возможно. При этом следует иметь в виду, что они не всегда правильно оценивают те или иные события. В основном они исходят из личных интересов, руко­водствуются сугубо эмоциями и чувствами.

Исключительную роль в формировании политического сознания на обыденном уровне играют средства массовой информации, и особенно телевидение. Можно сказать, что от телевидения зависит исход политиче­ских выборов. Поэтому не случайно политики стремятся использовать те­леканалы. Но их могут использовать только те политики, которые имеют большие финансы. Вот почему сегодня политическое сознание на обы­денном уровне не всегда адекватно отражает реалии жизни.

Теоретический уровень политического сознания предполагает анализ политики с помощью определенных научных методов и средств. Этот уровень непосредственно не связан с повседневной жизнью. Теория ин­терпретирует политику с точки зрения ее возникновения, формирования и роли в общественной жизни.

Моральное сознание

Мораль в широком смысле слова есть некоторая совокупность норм, принципов и правил, которыми руководствуются люди в процессе совме­стной деятельности и общения. Мораль возникает вместе с возникнове­нием человеческого общества. В первобытную эпоху именно моральные принципы и нормы были основными регуляторами отношений между людьми. Многие племенные вожди имели гораздо больше авторитета, чем некоторые официальные короли и цари. И этот авторитет они заслу­жили именно благодаря своим высоким моральным качествам. Но с тече­нием времени, с возникновением классового общества моральные нормы уже не могли выступать в роли универсальных регуляторов. Появляются политические регуляторы, что в конце концов приводит к разграниче­нию сферы политики и сферы морали.

Мораль оперирует понятиями «совесть», «хорошо», «плохо», «добро», «зло», «справедливость», «несправедливость», «гуманизм» и т. д. Они отра­жают социальные реалии, отношения людей друг к другу и к обществу. На протяжении тысячелетий выработались такие нормы и принципы мо­рали, без соблюдения которых общество не может нормально функцио-

14* 403


нировать, оно просто-напросто погибнет. Возьмем понятие совести. Оно очень объемно и включает в себя, по существу, все моральные принципы. Совесть, по выражению Канта, есть удивительная способность человека. Она предполагает справедливость, добро, гуманность, любовь и т. д. Со­весть - это внутренний судья человека, к голосу которого он должен прислушиваться постоянно. Человек без совести способен на любое пре­ступление.

Моральные нормы связаны с ценностями. Моральные ценности, как и все в жизни, меняются в ходе общественного развития. Если, напри­мер, в прошлые времена вызванный на дуэль человек обязан был явиться на место дуэли, поскольку общественная мораль предписывала ему не проявлять малодушия и не бояться смерти, то в настоящее время сам тер­мин «дуэль» вызывает лишь улыбку. Нельзя забывать и то, что понятия морали относительны. Скажем, добро и зло относительны: в одном слу­чае добро может оказаться злом, в другом зло — добром. И тем не менее для всех поколений общества понятия морали имеют универсальный ха­рактер. Совесть в древнюю эпоху исполняла те же функции, что и в со­временную эпоху.

Эстетическое сознание

Эстетика — это наука о красоте. Человек — единственное существо, относящееся к социальной и природной действительности с точки зре­ния ее красоты. Всю эту красоту человек выражает через художественное творчество: искусство, литературу, живопись и т. д. Человек создает про­изведения, которые в художественно образной форме отражают объек­тивную действительность, показывают жизнь во всей ее полноте, с про­блемами и трудностями. Художественные произведения имеют огромное познавательное значение. Благодаря творчеству, например, Л. Н. Толстого мы имеем представление о жизни русского народа второй половины XIX в. Искусство играет огромную роль в формировании мировоззрения людей. Оно обогащает внутренний мир человека, делает его более обра­зованным и гуманным.

Эстетическое сознание, как и другие формы общественного созна­ния, изменяется и развивается вместе с изменением и развитием общест­венной жизни людей. Изменяются и формы и способы творения художе­ственных произведений. В эпоху Пушкина, например, использовали гуси­ное перо, а в настоящее время — в основном компьютер. Но эстетическая ценность художественных произведений зависит от таланта их авторов. Чем талантливее человек, тем эстетичнее его сочинения.

Религиозное сознание

Религия возникает еще в первобытную эпоху. Причины ее возникно­вения следует искать прежде всего в социальных и природных условиях жизни первобытных людей. В те далекие времена, когда не было ни ци­вилизации, ни письменности, ни высокого уровня производительных


сил, когда люди вели примитивный образ жизни, человек оказывался бес­сильным перед природными и социальными процессами. Он был абсо­лютно беспомощен. Он не мог, например, объяснить те или иные при­родные явления (дождь, гроза, град, молния и т. д.), не мог понять те со­циальные условия, в которых оказался. Поэтому он думал, что есть какие-то сверхъестественные силы, которые управляют природными и со­циальными процессами.

Главное в религии — вера в сверхъестественные силы, т. е. в силы, ко­торые находятся за пределами природы и общества.

Религиозное сознание претерпело существенные изменения на про­тяжении всей своей истории. Вначале оно носило языческий характер. Люди верили во множество богов. Затем появляются мировые религии: иудаизм, буддизм, ислам и христианство. Внутри этих религий существу­ют различные течения и секты.

Религиозное сознание — культовое сознание. Рост влияния этого соз­нания во многом определяется состоянием общества. Если общество раз­вивается стабильно и без конфликтов, то ослабевает влияние религии. Но если общество переживает глубокий кризис, то усиливается влияние ре­лигии, потому что люди начинают искать спасение от всяких жизненных невзгод и находят они его в Боге. Поскольку общество в целом и каждый человек в отдельности всегда будут сталкиваться с трудностями, то и ре­лигия будет сопровождать человечество, пока оно будет существовать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...