Общественное сознание: понятие, структура
В обществе всегда существуют разные воззрения на те или иные события, на те или иные факты и явления. Все эти воззрения в обще-ствознании обозначаются термином «общественное сознание». Поэтому можно сказать, что под общественным сознанием подразумевается совокупность философских, этических, эстетических, правовых, научных, экономических, религиозных и иных воззрений, взглядов, традиций, обычаев, нравов, так или иначе отражающих жизнь человеческого общества. В структуре общественного сознания можно выделить два элемента: обыденное сознание и идеологию. Обыденное сознание есть совокупность представлений, чувств, эмоций, настроений, отражающих повседневную жизнь людей. Жизнь очень сложна и многообразна. Люди реагируют на те или иные жизненные обстоятельства. Они выражают свое отношение к тем или иным событиям, к тем или иным процессам и явлениям общества. Все это происходит на уровне обыденного сознания. Оно отражает на эмпирическом уровне то, что происходит ежедневно и ежечасно в обществе. Оно может быть эмоциональным или равнодушным, но всегда имеет чисто обыденный характер. Что касается идеологии, то она представляет уже высший уровень общественного сознания. Она непосредственно не связана с повседневной жизнью людей. Она теоретически оформляет философские, религиозные, эстетические, этические, научные и иные представления людей об обществе. Иначе говоря, в идеологии общественное сознание получает теоретическое оформление с помощью определенных инструментов познания. Философия, например, на протяжении веков разрабатывалась как теоретическое знание посредством философских категорий (материя и сознание, количество и качество, сущность и явление, содержание и форма, возможность и действительность и др.) и методов (диалектический метод, принцип развития, принцип историзма и др.).
Каковы формы общественного сознания? Общественное сознание проявляется в разных формах. Существуют такие формы общественного сознания: философское сознание, правовое сознание, политическое сознание, моральное сознание, эстетическое сознание и религиозное сознание. Философия как любовь к мудрости возникла в VI в. до н. э. Платон считал, что философия начинается с изумления. Но он философом называл каждого человека, стремящегося узнать что-то новое. Подлинными философами, по убеждению Платона, являются те, кто любит искать истину. Философ познает не какие-либо мнения, а бытие и истину. Изумление свидетельствует о том, что общество достигло такого уровня в своем развитии, когда стало абсолютно необходимым выработка общих понятий (категорий), с помощью которых можно было бы вести рас- 14 Обществознание 401 суждения о собственном бытии человека и бытии окружающего объективного мира. Философия изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Она раскрывает имманентную логику природной и социальной действительности, выявляет внутренние механизмы и пружины общественного прогресса. Философия — это размышления человека о себе, о природе, об обществе. Именно человек как существо разумное хочет понять смысл своей жизни и вообще смысл всего исторического процесса. Философия — высокая абстракция, но это такая абстракция, которая глубже отражает сущностные черты объективного мира. Вместе с тем философия - это мировоззрение. Знание философии помогает человеку легче ориентироваться в общественной жизни. Философия учит культуре мышления. Философски образованному человеку легче осваивать научные дисциплины, поскольку философия повышает не только культуру мышления, но и кругозор.
Право представляет совокупность определенных норм, регулирующих отношения людей в процессе их деятельности по производству материальных и духовных ценностей. Право возникает вместе с государством, когда моральных норм и принципов становится недостаточно для регулирования общественных отношений. Характерной чертой права является то, что оно уравнивает людей, делает их, так сказать, одинаковыми, хотя они в реальной жизни таковыми не являются и не могут быть. Право тесно связано с такими понятиями, как демократия, свобода, ответственность и др. Так, человек в рамках правовых отношений должен иметь определенную свободу действий, иначе право лишается всякого смысла. Но вместе с тем свободно действующий индивид должен чувствовать свою ответственность за свои действия и поступки. Очень важно формировать у людей правовое сознание. Можно издавать огромное количество законов, но если у граждан отсутствует правовое сознание, то эти законы трудно будет исполнять. Поэтому государство должно придавать исключительно важное значение правовому воспитанию граждан. Для этого оно должно использовать не только образовательные учреждения (школы, высшие учебные заведения и т. д.), но и средства массовой информации, и прежде всего телевидение. От уровня правовой культуры во многом зависит стабильность общества. Политическое сознание Оно возникает вместе политикой, представляющей одну из форм регулирования общественных отношений. Политика - эта такая сфера общественной жизни, которая пронизывает все другие сферы — экономическую, социальную и духовную. Поэтому политическое сознание занимает особое место среди других форм общественного сознания. Чем выше уровень политического сознания, тем выше уровень демократии и тем больше возможностей у людей влиять на политические решения, от которых в конце концов зависит их благополучие. В политическом сознании можно выделить два уровня: обыденный и теоретический. На обыденном уровне политическое сознание проявляется в повседневной жизни, в повседневном отношении людей к тем или иным политическим событиям, действиям и решениям, а также к политическим лидерам. Люди выражают свое отношение на митингах, в интервью для журналистов, на работе, словом, везде, где это возможно. При этом следует иметь в виду, что они не всегда правильно оценивают те или иные события. В основном они исходят из личных интересов, руководствуются сугубо эмоциями и чувствами.
Исключительную роль в формировании политического сознания на обыденном уровне играют средства массовой информации, и особенно телевидение. Можно сказать, что от телевидения зависит исход политических выборов. Поэтому не случайно политики стремятся использовать телеканалы. Но их могут использовать только те политики, которые имеют большие финансы. Вот почему сегодня политическое сознание на обыденном уровне не всегда адекватно отражает реалии жизни. Теоретический уровень политического сознания предполагает анализ политики с помощью определенных научных методов и средств. Этот уровень непосредственно не связан с повседневной жизнью. Теория интерпретирует политику с точки зрения ее возникновения, формирования и роли в общественной жизни. Моральное сознание Мораль в широком смысле слова есть некоторая совокупность норм, принципов и правил, которыми руководствуются люди в процессе совместной деятельности и общения. Мораль возникает вместе с возникновением человеческого общества. В первобытную эпоху именно моральные принципы и нормы были основными регуляторами отношений между людьми. Многие племенные вожди имели гораздо больше авторитета, чем некоторые официальные короли и цари. И этот авторитет они заслужили именно благодаря своим высоким моральным качествам. Но с течением времени, с возникновением классового общества моральные нормы уже не могли выступать в роли универсальных регуляторов. Появляются политические регуляторы, что в конце концов приводит к разграничению сферы политики и сферы морали. Мораль оперирует понятиями «совесть», «хорошо», «плохо», «добро», «зло», «справедливость», «несправедливость», «гуманизм» и т. д. Они отражают социальные реалии, отношения людей друг к другу и к обществу. На протяжении тысячелетий выработались такие нормы и принципы морали, без соблюдения которых общество не может нормально функцио-
14* 403 нировать, оно просто-напросто погибнет. Возьмем понятие совести. Оно очень объемно и включает в себя, по существу, все моральные принципы. Совесть, по выражению Канта, есть удивительная способность человека. Она предполагает справедливость, добро, гуманность, любовь и т. д. Совесть - это внутренний судья человека, к голосу которого он должен прислушиваться постоянно. Человек без совести способен на любое преступление. Моральные нормы связаны с ценностями. Моральные ценности, как и все в жизни, меняются в ходе общественного развития. Если, например, в прошлые времена вызванный на дуэль человек обязан был явиться на место дуэли, поскольку общественная мораль предписывала ему не проявлять малодушия и не бояться смерти, то в настоящее время сам термин «дуэль» вызывает лишь улыбку. Нельзя забывать и то, что понятия морали относительны. Скажем, добро и зло относительны: в одном случае добро может оказаться злом, в другом зло — добром. И тем не менее для всех поколений общества понятия морали имеют универсальный характер. Совесть в древнюю эпоху исполняла те же функции, что и в современную эпоху. Эстетическое сознание Эстетика — это наука о красоте. Человек — единственное существо, относящееся к социальной и природной действительности с точки зрения ее красоты. Всю эту красоту человек выражает через художественное творчество: искусство, литературу, живопись и т. д. Человек создает произведения, которые в художественно образной форме отражают объективную действительность, показывают жизнь во всей ее полноте, с проблемами и трудностями. Художественные произведения имеют огромное познавательное значение. Благодаря творчеству, например, Л. Н. Толстого мы имеем представление о жизни русского народа второй половины XIX в. Искусство играет огромную роль в формировании мировоззрения людей. Оно обогащает внутренний мир человека, делает его более образованным и гуманным. Эстетическое сознание, как и другие формы общественного сознания, изменяется и развивается вместе с изменением и развитием общественной жизни людей. Изменяются и формы и способы творения художественных произведений. В эпоху Пушкина, например, использовали гусиное перо, а в настоящее время — в основном компьютер. Но эстетическая ценность художественных произведений зависит от таланта их авторов. Чем талантливее человек, тем эстетичнее его сочинения.
Религиозное сознание Религия возникает еще в первобытную эпоху. Причины ее возникновения следует искать прежде всего в социальных и природных условиях жизни первобытных людей. В те далекие времена, когда не было ни цивилизации, ни письменности, ни высокого уровня производительных сил, когда люди вели примитивный образ жизни, человек оказывался бессильным перед природными и социальными процессами. Он был абсолютно беспомощен. Он не мог, например, объяснить те или иные природные явления (дождь, гроза, град, молния и т. д.), не мог понять те социальные условия, в которых оказался. Поэтому он думал, что есть какие-то сверхъестественные силы, которые управляют природными и социальными процессами. Главное в религии — вера в сверхъестественные силы, т. е. в силы, которые находятся за пределами природы и общества. Религиозное сознание претерпело существенные изменения на протяжении всей своей истории. Вначале оно носило языческий характер. Люди верили во множество богов. Затем появляются мировые религии: иудаизм, буддизм, ислам и христианство. Внутри этих религий существуют различные течения и секты. Религиозное сознание — культовое сознание. Рост влияния этого сознания во многом определяется состоянием общества. Если общество развивается стабильно и без конфликтов, то ослабевает влияние религии. Но если общество переживает глубокий кризис, то усиливается влияние религии, потому что люди начинают искать спасение от всяких жизненных невзгод и находят они его в Боге. Поскольку общество в целом и каждый человек в отдельности всегда будут сталкиваться с трудностями, то и религия будет сопровождать человечество, пока оно будет существовать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|