Мировоззрение. Типы и формы
Мировоззрение есть совокупность философских, религиозных, научных, этических, эстетических и иных воззрений людей на окружающую природную и социальную действительность. Каждый человек имеет определенный взгляд на мир, в котором он живет. Он по-своему оценивает те или иные природные и социальные явления. Поэтому нет человека без мировоззрения. В формировании мировоззрения решающую роль играет социальная среда: семья, социальный класс, общество, государство. В зависимости от этой среды формируется мировоззрение человека: его взгляды на жизнь, на те или иные общественно значимые события, исторические факты, на страну и на общество. Очень важную роль играют средства массовой информации, особенно телевидение. Телепередачи могут сформировать разное отношение к жизни, к моральным и эстетическим ценностям, к гуманизму. Если, скажем, телевизионные программы носят сугубо развлекательный характер, то и у человека, особенно молодого, складывается легкое отношение к жизни. Он хочет брать от жизни все, но ничего не хочет отдавать. Мировоззрение — сложный социальный феномен. Оно многообразно и проявляется в разных типах и формах. Можно выделить такие типы мировоззрения: философское, религиозное и научное. Философское мировоззрение возникает вместе с философией. Уже первые философы задумывались над смыслом жизни, над социальными и природными процессами. Их волновали вопросы свободы человека, справедливости и несправедливости, бедности и богатства, происхождения космоса и др. Во все времена разные философы по-разному отвечали и отвечают на эти вопросы, но они остаются актуальными философскими вопросами. Если взять, например, вопрос смысла жизни, то он имеет важный мировоззренческий аспект. Человек — единственное существо, осознающее конец своего бытия. Поэтому перед ним встает вопрос: как прожить свою жизнь? Некоторые предпочитают жить в свое удовольствие. Они себя не слишком сильно утруждают, предпочитают меньше работать, но больше развлекаться. Эти люди смысл жизни видят в гедонизме, т. е. в наслаждении. Но другие считают, что смысл жизни заключается не в наслаждении, а в проявлении своих физических и духовных возможностей. Человек должен жить не для того, чтобы только наслаждаться, а для того, чтобы добиваться поставленных высоких целей. Действительно, человек как существо разумное ставит перед собой определенные цели. Чем выше эти цели, тем больше надо трудиться над их реализацией и, следовательно, тем меньше времени остается для наслаждения. Но зато человек может обессмертить свое имя и быть вечно живым. Пушкин прожил менее тридцати восьми лет, но он для всех поколений остается вечно живым. Физическая жизнь человека ограничена природой, но его «историческая жизнь» ничем не ограничена.
Другой философско-мировоззренческой проблемой является проблема быть или иметь. Эта проблема, как и проблема смысла жизни, находилась в центре внимания многих философов. Что значит иметь? Иметь — это значит владеть вещами, домами, машинами, знаниями и т. д. Но можно потерять то, что имел, и тогда уже ничего не будешь иметь. Это касается и знаний. Студент, например, после сдачи экзамена может забыть, т. е. потерять, все, что знал. А что значит быть? Быть значит существовать. Если, например, студент учился не для сдачи экзаменов, а для того, чтобы глубоко овладеть знаниями, сделать их частью своего бытия, то эти знания исчезнут лишь с концом бытия студента, т. е. с его смертью. Приведенные два примера показывают, насколько сложно и противоречиво философское мировоззрение. Для того чтобы иметь такое мировоззрение, надо прежде всего овладеть философией, ее сложным методологическим аппаратом, ее категориями и понятиями.
Религиозное мировоззрение связано с верой в сверхъестественные силы, в потусторонний мир. Оно носит иррациональный характер. Просто надо верить, что есть, например, Бог, который сотворил все, что есть не только на Земле, но и во Вселенной. Оно не считается ни с научными данными, ни с жизненной практикой. Многие ученые являются верующими, но когда они занимаются научными исследованиями, то личную религиозную веру исключают из своих научных изысканий, потому что главный принцип науки «все подвергай сомнению» религия категориче-406 ски отвергает. А без соблюдения этого принципа никакая наука невозможна. Научное мировоззрение формируется в основном в процессе овладения науками. Человек науки имеет мировоззренческие позиции, которые базируются на определенных научных данных и результатах. Знания о природе, полученные научным путем, и знания на обыденном уровне сознания отличаются друг от друга качественным образом. На обыденном уровне люди созерцают явления природы и, исходя из своего жизненного опыта, делают соответствующие выводы. Ученый имеет дело с сущностью природных процессов, которая не совпадает с явлением. Так, на уровне явления Солнце всходит и заходит, а на уровне сущности не Солнце движется вокруг Земли, а наоборот. В этой связи нельзя не вспомнить стихотворение Пушкина «Движение»: Движенья нет, сказал мудрец брадатый1. Другой2 смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. Мировоззрение проявляется в политической, эстетической, правовой и других формах. Политическое мировоззрение связано с оценкой и пониманием политических событий и процессов, правовое мировоззрение - со знанием правовых норм, законов и других актов, регулирующих правовые отношения людей и государств. В современном мире в формировании мировоззрения людей исключительно важную роль играют средства массовой информации (СМИ). Особенно велика роль телевидения, так как оно прямо, в наглядной форме, доносит до телезрителя ту или иную информацию, которую телезритель тут же без критического отношения к ней воспринимает. Телепередачи можно смотреть в любом положении: лежа, стоя, во время завтрака и т. д. Чтение газет, книг и журналов требует определенных умственных усилий, и поэтому большинство людей в эпоху телевидения их просто игнорирует. Отсюда совершенно ясно, что в зависимости от содержания телепередач формируется соответствующее мировоззрение людей.
Духовное производство Общественное производство состоит из двух компонентов — из материального и духовного. Под материальным производством подразумевается производство материальных благ, без которых люди просто-напросто не смогут существовать. Это, прежде всего, продукты пита- Греческий философ Зенон. Диоген. ния, затем одежда и жилье. Прежде чем заниматься наукой, философией или политикой, надо есть, пить, одеваться и иметь крышу над головой. Удовлетворяя свои материальные потребности, люди тем самым воспроизводят себя как биосоциальные существа. Поэтому материальное производство является главным актом жизнедеятельности людей. Но человек становится действительным человеком лишь тогда, когда он удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности. Ведь человек — единственное существо, имеющее субъективный, духовный мир. А этот мир удовлетворяется лишь духовными ценностями, которые производит сам же человек. На заре человечества духовное производство непосредственно было вплетено в материальное. Низкий уровень производительных сил не позволял первобытным людям непосредственно заниматься духовным производством: рисовать, писать, изобретать и др. Но по мере развития общества по восходящей линии духовное производство отделяется от материального. Оно приобретает самостоятельность. Появляются философы, поэты, писатели, художники и т. д.
Уровень развития духовного производства зависит от уровня развития материального производства. Чем выше уровень материального производства, тем мощнее духовное производство. Богатое в экономическом отношении государство в состоянии выпускать огромное количество кинокартин, иметь многочисленные театры, издавать книги и газеты многомиллионными тиражами, открыть многочисленные телевизионные каналы... Но духовное производство обладает относительной самостоятельностью. Ценность духовных произведений зависит не столько от уровня духовного производства, сколько от таланта их создателей. Пушкин жил в эпоху крепостного права, но создал произведения, которые по всем параметрам превосходят произведения современных поэтов и писателей. Характерная черта духовных ценностей — их многоразовое потребление. Материальные ценности употребляются один раз, а духовные ценности употребляются каждым поколением заново. Материальные блага эпохи Платона давно исчезли, но мы наслаждаемся произведениями античных философов и писателей, античной скульптурой и архитектурой. В современную эпоху благодаря новейшим технологиям и технике духовное производство получает невиданный размах. Миллиарды книг, журналов, статей и газет заполонили книжные лавки. Специальные магазины открыты для продажи духовной продукции. Но отсюда вовсе не следует, что качество, т. е. содержание и художественный аспект, современных духовных творений выше, чем качество таких же творений, скажем, XIX в. Напротив, из современных философов, например, некого сравнить с Кантом или с Фейербахом. Такова специфика духовных ценностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|