Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззрение. Типы и формы




Мировоззрение есть совокупность философских, религиозных, науч­ных, этических, эстетических и иных воззрений людей на окружающую природную и социальную действительность. Каждый человек имеет оп­ределенный взгляд на мир, в котором он живет. Он по-своему оценивает те или иные природные и социальные явления. Поэтому нет человека без мировоззрения.

В формировании мировоззрения решающую роль играет социальная среда: семья, социальный класс, общество, государство. В зависимости от этой среды формируется мировоззрение человека: его взгляды на жизнь, на те или иные общественно значимые события, исторические факты, на страну и на общество. Очень важную роль играют средства массовой ин­формации, особенно телевидение. Телепередачи могут сформировать раз­ное отношение к жизни, к моральным и эстетическим ценностям, к гума­низму. Если, скажем, телевизионные программы носят сугубо развлека­тельный характер, то и у человека, особенно молодого, складывается лег­кое отношение к жизни. Он хочет брать от жизни все, но ничего не хочет отдавать.

Мировоззрение — сложный социальный феномен. Оно многообразно и проявляется в разных типах и формах. Можно выделить такие типы ми­ровоззрения: философское, религиозное и научное.


Философское мировоззрение возникает вместе с философией. Уже первые философы задумывались над смыслом жизни, над социальными и природными процессами. Их волновали вопросы свободы человека, справедливости и несправедливости, бедности и богатства, происхожде­ния космоса и др. Во все времена разные философы по-разному отвечали и отвечают на эти вопросы, но они остаются актуальными философски­ми вопросами. Если взять, например, вопрос смысла жизни, то он имеет важный мировоззренческий аспект. Человек — единственное существо, осознающее конец своего бытия. Поэтому перед ним встает вопрос: как прожить свою жизнь? Некоторые предпочитают жить в свое удоволь­ствие. Они себя не слишком сильно утруждают, предпочитают меньше работать, но больше развлекаться. Эти люди смысл жизни видят в гедо­низме, т. е. в наслаждении. Но другие считают, что смысл жизни заключа­ется не в наслаждении, а в проявлении своих физических и духовных воз­можностей. Человек должен жить не для того, чтобы только наслаждать­ся, а для того, чтобы добиваться поставленных высоких целей. Действи­тельно, человек как существо разумное ставит перед собой определенные цели. Чем выше эти цели, тем больше надо трудиться над их реализацией и, следовательно, тем меньше времени остается для наслаждения. Но за­то человек может обессмертить свое имя и быть вечно живым. Пушкин прожил менее тридцати восьми лет, но он для всех поколений остается вечно живым. Физическая жизнь человека ограничена природой, но его «историческая жизнь» ничем не ограничена.

Другой философско-мировоззренческой проблемой является пробле­ма быть или иметь. Эта проблема, как и проблема смысла жизни, находи­лась в центре внимания многих философов. Что значит иметь? Иметь — это значит владеть вещами, домами, машинами, знаниями и т. д. Но мож­но потерять то, что имел, и тогда уже ничего не будешь иметь. Это каса­ется и знаний. Студент, например, после сдачи экзамена может забыть, т. е. потерять, все, что знал. А что значит быть? Быть значит существо­вать. Если, например, студент учился не для сдачи экзаменов, а для того, чтобы глубоко овладеть знаниями, сделать их частью своего бытия, то эти знания исчезнут лишь с концом бытия студента, т. е. с его смертью.

Приведенные два примера показывают, насколько сложно и противо­речиво философское мировоззрение. Для того чтобы иметь такое миро­воззрение, надо прежде всего овладеть философией, ее сложным методо­логическим аппаратом, ее категориями и понятиями.

Религиозное мировоззрение связано с верой в сверхъестественные си­лы, в потусторонний мир. Оно носит иррациональный характер. Просто надо верить, что есть, например, Бог, который сотворил все, что есть не только на Земле, но и во Вселенной. Оно не считается ни с научными данными, ни с жизненной практикой. Многие ученые являются верую­щими, но когда они занимаются научными исследованиями, то личную религиозную веру исключают из своих научных изысканий, потому что главный принцип науки «все подвергай сомнению» религия категориче-406


ски отвергает. А без соблюдения этого принципа никакая наука невоз­можна.

Научное мировоззрение формируется в основном в процессе овладе­ния науками. Человек науки имеет мировоззренческие позиции, которые базируются на определенных научных данных и результатах. Знания о природе, полученные научным путем, и знания на обыденном уровне сознания отличаются друг от друга качественным образом. На обыден­ном уровне люди созерцают явления природы и, исходя из своего жиз­ненного опыта, делают соответствующие выводы. Ученый имеет дело с сущностью природных процессов, которая не совпадает с явлением. Так, на уровне явления Солнце всходит и заходит, а на уровне сущности не Солнце движется вокруг Земли, а наоборот. В этой связи нельзя не вспомнить стихотворение Пушкина «Движение»:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый1. Другой2 смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.

Мировоззрение проявляется в политической, эстетической, правовой и других формах. Политическое мировоззрение связано с оценкой и по­ниманием политических событий и процессов, правовое мировоззре­ние - со знанием правовых норм, законов и других актов, регулирующих правовые отношения людей и государств.

В современном мире в формировании мировоззрения людей исклю­чительно важную роль играют средства массовой информации (СМИ). Особенно велика роль телевидения, так как оно прямо, в наглядной фор­ме, доносит до телезрителя ту или иную информацию, которую телезри­тель тут же без критического отношения к ней воспринимает. Телепере­дачи можно смотреть в любом положении: лежа, стоя, во время завтрака и т. д. Чтение газет, книг и журналов требует определенных умственных усилий, и поэтому большинство людей в эпоху телевидения их просто иг­норирует. Отсюда совершенно ясно, что в зависимости от содержания те­лепередач формируется соответствующее мировоззрение людей.

Духовное производство

Общественное производство состоит из двух компонентов — из материального и духовного. Под материальным производством подразу­мевается производство материальных благ, без которых люди про­сто-напросто не смогут существовать. Это, прежде всего, продукты пита-

Греческий философ Зенон. Диоген.


ния, затем одежда и жилье. Прежде чем заниматься наукой, философией или политикой, надо есть, пить, одеваться и иметь крышу над головой. Удовлетворяя свои материальные потребности, люди тем самым воспро­изводят себя как биосоциальные существа. Поэтому материальное произ­водство является главным актом жизнедеятельности людей.

Но человек становится действительным человеком лишь тогда, когда он удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности. Ведь человек — единственное существо, имеющее субъективный, духов­ный мир. А этот мир удовлетворяется лишь духовными ценностями, ко­торые производит сам же человек.

На заре человечества духовное производство непосредственно было вплетено в материальное. Низкий уровень производительных сил не по­зволял первобытным людям непосредственно заниматься духовным про­изводством: рисовать, писать, изобретать и др. Но по мере развития об­щества по восходящей линии духовное производство отделяется от материального. Оно приобретает самостоятельность. Появляются фило­софы, поэты, писатели, художники и т. д.

Уровень развития духовного производства зависит от уровня разви­тия материального производства. Чем выше уровень материального про­изводства, тем мощнее духовное производство. Богатое в экономическом отношении государство в состоянии выпускать огромное количество ки­нокартин, иметь многочисленные театры, издавать книги и газеты много­миллионными тиражами, открыть многочисленные телевизионные кана­лы... Но духовное производство обладает относительной самостоятельно­стью. Ценность духовных произведений зависит не столько от уровня ду­ховного производства, сколько от таланта их создателей. Пушкин жил в эпоху крепостного права, но создал произведения, которые по всем па­раметрам превосходят произведения современных поэтов и писателей.

Характерная черта духовных ценностей — их многоразовое потребле­ние. Материальные ценности употребляются один раз, а духовные ценно­сти употребляются каждым поколением заново. Материальные блага эпо­хи Платона давно исчезли, но мы наслаждаемся произведениями антич­ных философов и писателей, античной скульптурой и архитектурой.

В современную эпоху благодаря новейшим технологиям и технике ду­ховное производство получает невиданный размах. Миллиарды книг, журналов, статей и газет заполонили книжные лавки. Специальные мага­зины открыты для продажи духовной продукции. Но отсюда вовсе не следует, что качество, т. е. содержание и художественный аспект, совре­менных духовных творений выше, чем качество таких же творений, ска­жем, XIX в. Напротив, из современных философов, например, некого сравнить с Кантом или с Фейербахом. Такова специфика духовных цен­ностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...