Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты (участники) международных отношений





Международные отношения находят реальное воплощение в дея­тельности их субъектов. К субъектам или акторам (лат. actor – деятель) международных отношений можно отнести любое социальное сообщество, любой институт, любую организацию, любую группу и даже любого индивида, включившегося в международный политический процесс. Но важнейшую роль в международной политической жизни играют 3 основные группы субъектов:

- национальные суверенные государства;

- межгосударственные объединения;

- международные организации (правительственные и неправительственные).

 

Главное значение в международной жизни имеет государство. Это связано с тем, что оно обладает полнотой и универсальностью политической власти, а также материальными возможностями. В руках государства сосредоточен экономический и научно-технический потенциал, военная сила и другие ресурсы. Поэтому от позиции государств в значительной мере зависит и деятельность других участников международной жизни – межгосударственных объединений, международных организаций и т. д.

В настоящее время практически все человечество объединено в государства. Причем процесс образования новых государств продолжается: если в 1945 г. членами ООН являлись 60 государств, в 1965 г. в ней состояло 100, в 1990 г. - 160, то в 2006 г. – уже 191 государство. По мнению экспертов, в ближайшие десятилетия общее число государств на планете оно может возрасти до 300.

Существенной чертой государства как субъекта междуна­родных отношений является такое его свойство, как суверенитет. Это понятие введено в употребление французским юристом Жаном Боденом (1530 – 1596). Первоначально термин «суверенитет» означал неограниченную власть монарха осуществлять свою волю внутри страны и представлять государство за его пределами. Затем в связи с формированием наций и национальных государств стали говорить о "национально-государственном суверенитете".Ныне это понятие включает два аспекта - внутренний и внешний. С одной стороны, государственный суверенитет означает полную свободу государства определять сво­ю внутреннюю и внешнюю политику, а с другой - невмеша­тельство государств во внутренние дела друг друга, их ра­венство и независимость во взаимоотношениях.



Однако формально-юридическое равенство государств не означает их реального равенства как субъектов международ­ных отношений. Ведь государства различаются по своей территории, населению, природным ре­сурсам, экономическому потенциалу, военной мощи, поли­тическому авторитету и даже по возрасту. Поэтому они обладают разным весом на международной арене и не имеют одинаковых возможностей для защиты своего суверенитета.

Фактически в мире существует своеобразная иерархия государств:

- сверхдержавы (США и бывший Советский Союз);

- великие державы (Англия, Германия, Франция, Россия, Китай);

- средние государства (Украина, Польша, Беларусь, Индия, Иран, Ирак, и т. д.);

- малые государства (в основном островные – Мальта - остров в Средиземном море, Барбадос – остров в Атлантическом океане, Тонга – остров в Океании и др.);

- микрогосударства (Ватикан – площадь 40 га, Монако – пл. 200 га, Сан-Марино – пл. 6 000 га и др.).

Другие субъекты международных отношений менее значимы в международной политике. По сравнению с государствами их роль в международных отношениях – вторична. Но в определенных ситуациях их влияние также может оказаться достаточно весомым.

 

Важным субъектом международных отношений являются межгосударственные объединения.Они могут создаваться с целью военно-политического или экономического сотрудничества.

После Второй ми­ровой войны возник целый ряд различных военно-полити­ческих союзов государств. Среди них:

- НАТО = North Atlantic TreatyOrganization (Организация Североатлантического договора; 1949 г.);

- АНЗЮС = Australia, New Zealand, United States (1951 - ).

- СЕАТО = США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины; 1954 - );

- Организация Варшавского договора (1955 - 1991 гг.);

- АСЕАН = Association of South East Asian Nations Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (1967 - ); и др.

К межгосударственным объединениям, созданным в целях экономического сотрудничества, следует отнести:

- Совет экономической взаимопомощи (СЭВ; 1949 – 1991 гг. );

- Европейское объединение угля и стали (ЕОУС; 1951 – 1967 гг.);

- Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, «Общий рынок»; 1957 – 1992 гг.);

- Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, 1957 – 1992 гг.).

В ходе «холодной войны» (1946 – конец 1980-х гг.) и в результате распада СССР и всей социалистической системы часть этих объединений была упразднена.

Но если военно-политический блок социалистических стран – Организация Варшавского договора – распался, ранее противостоящая ему Организация Североатлантического договора (НАТО) продолжает активно функционировать, причем число ее участников растет (за счет большинства бывших европейских соцстран, бывших советских республик Прибалтики – Литвы, Латвии, Эстонии; стремятся в НАТО также Украина и Грузия).

С распадом социалистической системы прекратила существование организация их экономического сотрудничества - Совет экономической взаимопомощи. Зато страны Европейского экономического сообщества («Общего рынка») подписали в 1992 г. в нидерландском городе Маахстрит Договор об учреждении Европейского союза (вступил в силу в 1993 г.). Сегодня Евросоюз - самое сильное в мире межгосударственное объединение, являющееся воплощением экономической и политической интеграции Европы. В него сейчас входят 27 государств, в т. ч. ФРГ, Франция, Ве­ликобритания, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия и др. Штаб-квартира организации расположена в г. Брюссель (Бельгия).

Межгосударственным объединением является также Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное в 1991 г. 11 бывшими республиками Советского Союза (в 1993 г. к ним присоединилась Грузия). Координирующие органы СНГ расположены в Беларуси (Минск) и России. В качестве цели создания СНГ было продекларировано стремление его участников к сотрудничеству в разных сферах внешней и внутренней политики. В рамках СНГ в 1992 г. был заключен Договор о коллективной безопасности, в 1993 г. - Договор о создании Экономического союза. Однако из-за несовпадения интересов стран-участниц СНГ не смогло стать эффективным инструментом интеграции на постсоветском пространстве. В мировой экономике страны СНГ занимают довольно скромное место: на их долю приходится только 3% мирового валового внутреннего продукта. О внутренней неустойчивости (рыхлости) СНГ свидетельствует то, что в его рамках группы государств создали отдельные объединения по интересам: Союз Беларуси и России, ЕврАзЭС (Беларусь, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), ГУАМ (Грузия, Украина, Молдова).

Наиболее активными и многочисленными субъектами международных отношений являются международные организации. В конце ХХ в. их насчитывалось более 6 тыс.

Среди них выделяют 2 основные группы:

- межправительственные;

- неправительственные.

Международные межправительственныеорганизации учреждаются правительствами путем подписания международных договоров с целью сотрудничества стран-членов по определенным вопросам. В конце ХХ в. в мире насчитывалось более 250 межправительственных организа­ций, т. е. значительно больше числа самих правительств.

Среди международных межправительственных организаций ведущей является Организация Объединенных Наций (ООН). Она была создана в 1945 г. 50 странами, одержавшими победу во Второй мировой войне. Среди стран-учредительниц ООН была и Белорусская ССР. В настоящее время ООН включает около 200 государств. Ее штаб-квартира находится в Нью-Йорке. Уставной целью ООН является поддержание международного мира, безопасности и сотрудничества между народами. Главными органами ООН являются:

- Генеральная Ассамблея;

- Совет Безопасности;

- Экономический и социальный совет;

- Совет по опеке;

- Международный суд;

- Секретариат (во главе с Генеральным секретарем ООН).

Генеральная Ассамблея состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет 1 голос. Решения принимаются большинством голосов, однако они носят только рекомендательный характер.

Органом, несущим главную ответственность по поддержанию мира, согласно уставу ООН, является Совет Безопасности. Он состоит из 15 членов, причем 5 из них являются постоянными (США, Англия, Франция, Россия и Китай), остальные 10 избираются Генеральной Ассамблеей на 2-летний срок. Для принятия в Совете Безопасности решения требуется не менее 9 голосов, включая совпадающие голоса всех 5 постоянных членов. Т. е. в Совете Безопасности ООН действует правило «единогласия великих держав» (право «вето»). Решения Совета Безопасности являются обязательными для государств-членов ООН. В случае их невыполнения в отношении нарушителя могут быть применены экономические санкции (напр., эмбарго на торговлю) или коллективные военные действия.

 

Помимо главных органов, в систему ООН входит ряд специализированных учреждений по обеспечению сотрудничества между государствами в экономической, социальной, культурной и др. областях (напр., Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, и др.)

Международные неправительственныеорганизациивоз­никают не на основе договоров между государствами, а в ре­зультате объединения физических и (или) юридических лиц. К международным неправительственным организациям относятся:

- общественно-политические организации (напр., Социалистический Интернационал – международное объединение социал-демократических и социалистических партий; Всемирная конфедерация труда – международное объединение профсоюзов; Всемирная федерация демократической молодежи; и др.);

- транснациональные корпорации (ТНК) – крупнейшие предпринимательские компании, которые действуют в международном масштабе и контролируют существенную долю мирового производства, торговли и финансов; среди них – 600 корпораций-миллиардеров: Многостороннее агенство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международная организация по страхованию кредитов (МАСК) и др.;

- религиозные организации (напр., Всемирный совет церквей);

- объединения ученых (например, Пагуошское дви­жение – международное движение ученых за мир, разоружение и безопасность, основанное в 1957 г. в мест. Пагуош в Канаде);

- спортивные (Международный олимпийский комитет, ФИФА и др.).

Численность международных неправительственных организаций стремительно растет. Если в конце 1960-х гг. их насчитывалось около 2 тыс., то в конце 1990-х – около 6 тыс. Т. е. количество неправительственных организаций во много раз превышает количество межправительственных.

В отличие от межправительственных организаций, которые опираются на силу го­сударственной власти, неправительствен­ные организации в качестве средства своего влияния ис­пользуют международное общественное мнение, а также оказание давления на межправительст­венные организации (прежде всего ООН) и непосредствен­но на те или иные государства.

Во всем этом проявляется тенденция форми­рования такой системы международных отношений, в кото­рой взаимодействие людей будет осуществляться не только через институты государства, но и непосредственно - с помощью различных форм прямого действия.

До сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы государств. Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации.Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:

— региональные организации такие как Ассоциация Государств Юго-
Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС,
Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

— организации экономического характера, охватывающие сферу
финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата
(МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк
Реконструкции и Развития (МБРР);

— организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства,
например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА),
Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация
Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

— политико-экономические организации, например: Организация
Африканского Единства (ОАЕ);

— профессиональные организации: Международная Организация
Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции
(ИНТЕРПОЛ);

 

— демографические организации: Международная Демократическая
Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

— организации в области культуры и спорта: Международный
Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по
Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора
(НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

— профсоюзные организации: Международная Конфедерация
Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

— различные организации в поддержку мира и солидарности:
Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный
Институт Мира;

— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ),
Христианская Мирная Конференция (ХМК);

— Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью
которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф
и стихийных бедствий;

— экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

— МОТ (Международная Ассоциация Труда);

— МВФ (Международный Валютный Фонд);

— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и
науки);

— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

— Международный суд.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.