Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика налога на добавленную стоимость




Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по отдельным операциям


НДС - понятие, сущность и роль в образовании доходов бюджета

Общая характеристика налога на добавленную стоимость

налог добавленный возмещение строительный

Налог на добавленную стоимость (НДС) - это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства - от сырья до предметов потребления.

Первый элемент любого налога, в том числе и НДС, - определение субъекта обложения.

Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

В связи с этим по субъектному составу налогоплательщики делятся на организации и индивидуальных предпринимателей.

Глава 21 Налогового кодекса РФ выделяет следующие группы организаций и индивидуальных предпринимателей:

- налогоплательщики НДС (ст. 143 НК РФ);

-  налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанности по уплате НДС (ст. 145 НК РФ);

-  налоговые агенты (ст. 161 НК РФ);

-  лица, которые неправомерно выставляют покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с предъявленной суммой НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ);

-  лица, на которых возложены обязанности налогоплательщика по договорам совместной деятельности или при доверительном управлении имуществом (ст. 174.1 НК РФ). Особенности уплаты НДС, указанными лицами рассмотрены в соответствующей главе Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что НДС может взиматься в качестве обычного налога и в качестве таможенного платежа, выделяют налогоплательщиков внутреннего НДС и налогоплательщиков НДС на таможне.

При определении круга налогоплательщиков также необходимо учитывать действие международных актов, а именно, Соглашение от 15 сентября 2004 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

При рассмотрении субъектов, являющихся налогоплательщиками, необходимо также выделять особую группу лиц, которая освобождается от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС в порядке ст. 145 Налогового кодекса РФ.

От налогоплательщиков следует отличать лиц, которые уплачивают НДС в силу его необоснованного предъявления, в порядке п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с Кодексом, возложена обязанность уплачивать налоги.

Статья 143 НК РФ возложила обязанность по уплате НДС на организации и индивидуальных предпринимателей. При этом определение указанных понятий должно происходить в соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса.

Так, под организациями понимаются: 1) юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; 2) иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; 3) международные организации; 4) филиалы и представительства иностранных и международных организаций, созданные на территории РФ.

Таким образом, организациями-плательщиками НДС являются российские и иностранные юридические лица, международные организации, а также филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций.

К индивидуальным предпринимателям для целей исчисления НДС относятся: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

При этом необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, также признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В отношении физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированных в установленном порядке, необходимо учитывать следующие положения.

Согласно гражданскому законодательству (п. 4 ст. 23 Гражданского кодекса РФ) данные физические лица не вправе ссылаться в отношении заключенных ими при этом сделок на то, что они не являются предпринимателями.

В налоговом законодательстве предусмотрена аналогичная норма в отношении налоговых обязательств. Так, в ст. 11 Налогового кодекса РФ установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

В связи с этим, налоговое ведомство в письме МНС РФ от 13.05.2004 г. №03-1-08/1191/15@ в отношении операций по сдаче имущества физическими лицами в аренду разъяснило следующее.

Если налоговый орган сможет доказать в суде, что деятельность физического лица содержит признаки предпринимательской деятельности, то услуги по предоставлению в аренду имущества физическим лицом, подпадающим под определение индивидуального предпринимателя, установленное ст. 11 Налогового кодекса РФ, признаются объектом налогообложения НДС независимо от количества объектов, находящихся в собственности у данного физического лица (см. также письмо МНС РФ от 23.06.2003 №03-1-08/1920/16-Ч127).

Второй элемент налога на добавленную стоимость - объект обложения и связанное с ним определение основы налога - облагаемой базы.

Объектом налогообложения выступают: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, передача на товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, определяется как процентное отношение установленной налоговой ставки от налоговой базы.

Ставки налогообложения, а также перечень операций, по которым они применяются, предусмотрены ст. 164 Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки можно поделить на три вида основных и два вида расчетных.

К основным налоговым ставкам относятся: нулевая, десятипроцентная (10%) и восемнадцатипроцентная (18%) ставки.

К расчетным налоговым ставкам относятся: ставки, определяемые по пропорции на основе общих ставок 10% и 18%, а также ставка 15,25%, предусмотренная п. 4 ст. 158 Налогового кодекса РФ в случае реализации предприятия.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки 10% и 18%.

Применение нулевой ставки налогообложения фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия.

По операциям, облагаемым по нулевой ставке, по которым при составлении счетов-фактур в графе «ставка НДС» указывается «0%», формируется налоговая база и суммы (входящего) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету.

По операциям, освобождаемым от налогообложения (при составлении счетов-фактур в графе «ставка НДС» указывается «Без налога (НДС)», налоговая база не формируется и суммы (входящего) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.

Пункт 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень операций, подлежащих налогообложению по нулевой ставке. Общим условием для ее применения является подтверждение соответствующего права на ее применение. Так, согласно ст. 165 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, указанных в п.п. 1-6 и п.п. 8-9 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в налоговые органы представляются предусмотренные документы.

Налоговая ставка 10% применяется в четырех случаях:

) при реализации продовольственных товаров, в соответствии с установленным перечнем;

) при реализации товаров для детей, также в соответствии с установленным перечнем;

) при реализации печатной и книжной продукции;

) при реализации медицинской продукции.

При этом необходимо отметить, что 10% ставка (в указанных четырех случаях), согласно п. 9 ст. 165 Налогового кодекса РФ, применяется также по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта в случае, если налогоплательщик не представил документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, а также выполнение работ (оказание услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров.

Перечень продовольственной продукции и детских товаров установлен в п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18% при реализации следующих товаров (работ, услуг):

) при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в п. 3-4 ст. 154 и п. 1-2 ст. 164 Налогового кодекса РФ;

) при реализации товаров (работ, услуг) (в обычных условиях облагаемых по ставке 18%), указанных в п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, по которым налогоплательщик не подтвердил право на применение нулевой ставки налогообложения.

В последнем случае, согласно п. 9 ст. 167 Налогового кодекса РФ, налоговая база возникает на 181 календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта (в отношении работ и услуг - с даты отметки, подтверждающей вывоз), международного таможенного транзита, перемещения припасов (а для налогоплательщиков, которые в соответствии с п. 4 ст. 165 Кодекса не представляют в налоговые органы таможенные декларации, - с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах).

По НДС существует два вида расчетных налоговых ставок.

К первому виду относятся налоговые ставки, которые определяются как процентное отношение основной налоговой ставки (10% или 18%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (10% или 18%).

Иными словами, расчетные налоговые ставки определяются как 10/110х100 и 18/118х100.

В случае реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 18% или 10%, применение расчетных ставок носит вспомогательно-технический характер.

Однако по отдельным операциям расчетные ставки применяются в качестве основных. Так, согласно п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ расчетные ставки применяются в следующих случаях.

) При получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п.п. 2-4 ст. 155 Налогового кодекса РФ;

) При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).

К таким средствам относятся:

- суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

-  суммы, полученные в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;

-  суммы полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ.

) При удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п.п. 1-3 ст. 161 Налогового кодекса РФ.

) При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым налоговая база определяется в виде разницы между ценой продажи и расходами на приобретение.

Указанное положение касается следующих случаев:

- при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ;

-  при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (кроме подакцизных товаров) в соответствии с п. 4 ст. 154 Налогового кодекса РФ;

-  при передаче имущественных прав в случаях, указанных в п.п. 2-4 ст. 155 Налогового кодекса РФ;

-  при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи (данное положение применяется с 1 апреля 2009 года).

Ко второму виду расчетных ставок относится ставка 15,25%, предусмотренная п. 4 ст. 158 Налогового кодекса РФ. Согласно указанной норме при реализации предприятия как имущественного комплекса в сводном счете-фактуре цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.

При этом по каждому виду имущества, реализация которого облагается налогом, в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» указываются соответственно расчетная налоговая ставка в размере 15,25 процента и сумма налога, определенная как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25 процента процентная доля налоговой базы.

Таким образом, организациями-плательщиками НДС являются российские и иностранные юридические лица, международные организации, а также филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций.

    Место НДС в налоговой системе России Федерации

 

В структуре налоговых платежей в консолидированном бюджете РФ за основными бюджетообразующими налогами являются: налог на добавленную стоимость, который формирует 1/4 от общего объема налоговых доходов бюджета, налог на прибыль организаций - 1/5, налог на доходы физических лиц - 1/8, акцизы - 1/9. В составе бюджетоообразующих налогов наибольший вес принадлежит налогу на добавленную стоимость и акцизам. Это говорит о том, что в структуре современной налоговой системы России преобладают косвенные налоги. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет налогов и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. Более того, НДС обладает такими свойствами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики. Следовательно, этот налог всегда буде заслуженно занимать одно из центральных мест в налоговой системе государства.

Налог на добавленную стоимость(НДС)-является федеральным, косвенным одним из самых важных и в то же время самых сложных для исчисления налогов. В основу исчисления этого налога положено понятие «добавленной стоимости», которое неоднозначно трактуется в различных странах мира.

В российской концепции налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Оценка места и роли НДС неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют этот налог за излишнюю фискальность, неотработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. НДС, считают они, не адаптирован к отечественной экономике на этапе ее перехода к рынку, что объясняет существование недостатков в формировании налогооблагаемой базы и в технике исчисления НДС.

В России НДС вводился с заменой и под обеспечение упраздняемых налогов с оборота и налога с продаж. Налог с продаж в нашей стране вновь восстановлен с 1999 г. В налоговой практике промышленно развитых стран, как правило, одновременно два однотипных налога не существуют, поскольку это нарушает экономический смысл налоговых правоотношений.

Расчет ставок НДС изначально был сориентирован на обеспечение тех же сумм, которые поступали в бюджет от налога с оборота и налога с продаж (в варианте, существовавшем в 1994 г.). К сожалению, не было проведено научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей. Появившиеся значительно позже широкомасштабные научные исследования практики обложения этим налогом оборотов по реализации товаров (работ, услуг) подтвердили антирыночный характер отечественной модели НДС и необходимость ее изменения. До сих пор НДС существует как чисто фискальная норма, обеспечивающая доходные поступления в бюджет.

Первый элемент любого налога, в том числе и НДС, - определение субъекта обложения. Понятие плательщика является одним из центральных в системе налога на добавленную стоимость. Оно обозначает налогового субъекта, под контролем которого находятся все экономические объекты - товары, услуги, подлежащие обложению этим налогом. Только этот субъект несет ответственность перед налоговыми органами, ведет соответствующий бухгалтерский учет, имеет право на зачет авансового налога, обязан выставлять счета по требованию своих клиентов, выделяя сумму налога в счете отдельной строкой, имеет право на отдельные льготы по налогу, и только оборот этого субъекта подлежит обложению НДС.

Поскольку большинство государств, взимающих налог на добавленную стоимость, ввели НДС в качестве альтернативы различным налогам с продаж, можно сформулировать несколько основных причин, по которым дилемма налоги с продаж - НДС решалась именно в пользу последнего:

- Нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства.

-  Потенциально широкая база обложения НДС позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы.

-  Плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает его устойчивость.

-  Расходы конечных потребителей облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога сразу упрощается.

-  При исчислении налоговой базы для НДС в расчет принимается только часть стоимости товара, и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара, в то время как для налога с продаж - валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг).

-  Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, особенно в розничной торговле.

-  При многократном обложении фискальные органы имеют возможность получать оперативную информацию и осуществлять налоговый контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется, что повышает риск налоговых махинаций со стороны налогоплательщиков.

-  НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма.

-  Обычно 80% доходов собираются с 20% или менее налогоплательщиков, поскольку есть некое пороговое значения для оборота, ниже которого предприятия не облагаются НДС. Таким образом, неформальный сектор и малые предприятия освобождаются от уплаты НДС. Соответственно бремя уплаты НДС возлагается либо на импортеров, либо на крупные предприятия в современных секторах промышленности.

-  В России НДС является крупнейшим по объему доходов налогом, за счет которого обеспечивается четверть доходов консолидированного бюджета (без учета ЕСН).

-  Применение НДС позволяет создать систему, совместимую с европейскими странами, если используется принцип страны назначения, и является необходимым условием вступления в Европейский Союз (многие страны Центральной и Восточной Европы рассматривают вступление в ЕС как следующий этап своей экономической реформы).

-  Применительно к российской практике к числу преимуществ НДС можно отнести также накопленный правовой опыт налогоплательщиков и налоговых инспекторов.

В ныне действующей в России налоговой системе НДС занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, Если рассматривать структуру доходов бюджета Российской Федерации, то будет видно, что доля НДС составляет основную часть консолидированного бюджета РФ.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Весь состав налогов и сборов отечественной системы налогообложения распадается на две взаимодействующие подсистемы:

- прямого налогообложения;

-  косвенного налогообложения.

Эти подсистемы тесно взаимодействуют не только при обеспечении потребностей бюджета в доходных источниках, но и в процессах конкретного исчисления налогооблагаемой базы. Взимание одних налогов может снижать или увеличивать стоимостную базу исчисления других.

Косвенные налоги общепризнанно содержат в себе такой важнейший отличительный признак, характерный для данного типа налогообложения, как переложение первоначальным плательщиком налогового бремени на потребителя его продукции путем повышения продажных цен при ее реализации. Первоначальные или промежуточные плательщики перекладывают налог на конечного потребителя. Поэтому само понятие «косвенный» заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара.

В чисто теоретическом плане налоги на потребление исключают возможность ущемления интересов производителей и продавцов товаров, так как источником их уплаты являются доходы конечных потребителей. Однако в отдельных случаях плательщиком косвенных налогов может стать производитель или продавец, когда источником уплаты их становится прибыль и определенная часть косвенных налогов принимает черты прямого обложения. Однако от этого косвенные налоги не становятся прямыми в классическом понимании, поскольку изъятие в бюджет названной части косвенных налогов за счет прибыли осуществляется все-таки через расходы предприятий, произведенные ранее. Такие ситуации могут возникнуть в нескольких случаях: предложение товаров значительно превышает платежеспособный спрос на них в силу перенасыщения ими рынка; спрос на товар падает из-за большой доли косвенных налогов в цене, что делает товар недоступным основной массе потребителей; абсолютное или относительное снижение реальных доходов населения; неконкурентоспособность товара, трудности его реализации и т.п. В любом из названных случаев налогоплательщикам приходится либо снижать цены путем уменьшения издержек производства или прибыли, либо сокращать объемы производства и реализации. В этом проявляется регулирующая функция косвенных налогов, направленная на сдерживание деловой активности, стимулирование предприятий в повышении конкурентоспособности продукции и снижении издержек производства путем внедрения новой техники, технологий и т.д.

Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. В российскую практику хозяйствования НДС был введен Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. №1992-1 с изменениями от 2 января 2000 г., как составная часть цены с целью регулирования спроса и предложения на товарном рынке.

В России НДС вводился с заменой и под обеспечение упраздняемых налогов с оборота и налога с продаж. До сих пор НДС существует как чисто фискальная норма, обеспечивающая доходные поступления в бюджет.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим.

Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу. Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы еще раз отметить большое значение налога на добавленную стоимость как важнейшего элемента налоговой системы России и как источника доходной части бюджета государства.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...