Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности исчисления и уплаты НДС иностранными организациями




 

Иностранные организации также являются плательщиками НДС. При этом все иностранные налогоплательщики делятся на две группы:

- иностранные организации, состоящие на налоговом учете по НДС;

-  иностранные организации, не состоящие на налоговом учете по НДС.

Иностранные организации, относящиеся к первой группе, исчисляют и уплачивают НДС в общем режиме, предусмотренном для российских организаций.

Иностранные организации, относящиеся ко второй группе, можно назвать налогоплательщиками условно, поскольку никаких обязанностей на них не возложено. Суммы НДС за указанных налогоплательщиков исчисляются, удерживаются и перечисляются в бюджет налоговыми агентами. Вместе с тем, необходимо отметить, что указанные иностранные организации также имеют право на вычет (возврат) уплаченных сумм НДС за тот период, в котором они не состояли на налоговом учете.

Порядок вычета НДС у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете по НДС, установлен п. 4 ст. 171 Налогового кодекса РФ. Согласно данной норме предусмотрен следующий порядок вычета НДС.

Вычету подлежат следующие суммы:

- суммы НДС, предъявленные продавцами при приобретении налогоплательщиком - иностранным лицом товаров (работ, услуг), имущественных прав;

-  суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком - иностранным лицом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Суммы НДС, предъявленные продавцами, подлежат вычету при соблюдении следующих условий:

- указанные суммы налога подлежат вычету или возмещению налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика;

-  товары (работы, услуги), по которым предъявлен НДС, использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту.

Иными словами, приобретенные товары (работы, услуги), по которым предъявлен НДС, должны быть использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, или реализованы на территории Российской Федерации. При этом суммы НДС, удержанные налоговым агентом при покупке указанных выше товаров (работ, услуг), должны быть уплачены в бюджет.

Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком - иностранным лицом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычету при соблюдении следующих условий:

суммы НДС должны быть фактически уплачены при ввозе товаров;

указанные суммы налога подлежат вычету налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика;

товары, по которым уплачен НДС при ввозе, использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту.

Указанные суммы налога подлежат возврату только в случае постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.

Таким образом, если иностранная организация, не состоящая на налоговом учете по НДС в период осуществления своей деятельности на территории Российской Федерации, пожелает возвратить уплаченный поставщикам или на таможне НДС, то она должна встать на налоговый учет.

В зависимости от особенностей постановки на учет плательщиков НДС можно разделить на две группы: 1) российские организации и индивидуальные предприниматели; 2) иностранные организации.

Российские организации и индивидуальные предприниматели, подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах. При этом такая постановка на учет осуществляется в общем порядке. Никакой специальной постановки на учет по НДС не предусмотрено.

Согласно ст. 83 НК РФ организации подлежат постановке на налоговый учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) - по месту жительства.

Для крупнейших налогоплательщиков предусмотрен особый порядок постановки на налоговый учет.

Таким образом, организации подлежат учету в качестве плательщиков НДС по месту своего нахождения либо в специализированной налоговой инспекции. Предприниматели подлежат постановке на учет по месту жительства.

Постановка на учет иностранных организаций в качестве плательщиков НДС осуществляется только по их желанию налоговыми органами РФ на основании поданного ими письменного заявления. Указанные организации встают на учет по НДС в налоговых органах по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Форма заявления, а также форма документа, подтверждающего постановку иностранной организации на учет в качестве плательщика НДС, не установлена.

В связи с этим иностранные организации могут использовать заявление произвольной формы, в котором необходимо указать просьбу о постановке на учет в качестве плательщика НДС своего постоянного представительства в порядке ст. 144 Налогового кодекса РФ. При этом от налогового органа также необходимо попросить подтверждение в произвольной форме о том, что данное постоянное представительство иностранной организации состоит на налоговом учете по НДС в порядке ст. 144 Налогового кодекса РФ. Данное подтверждение может быть передано российскому поставщику для разрешения вопроса о неудержании НДС с иностранной организации.

Начиная с 1 января 2006 года согласно п. 3 ст. 144 Налогового органа иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений иностранной организации.

Исходя из системного толкования п.п. 2-3 ст. 144 Налогового кодекса РФ, по нашему мнению, следует, что налог должен уплачиваться по операциям только тех подразделений иностранной организации, которые состоят на налоговом учете по НДС в порядке п. 2 ст. 144 Налогового кодекса РФ. По операциям иных обособленных подразделений НДС должен удерживаться налоговыми агентами.

Следовательно, в случае наличия нескольких зарегистрированных в порядке п. 2 ст. 144 Налогового кодекса РФ подразделений иностранной организации, данный налогоплательщик должен выбрать подразделение, по месту регистрации которого будет сдаваться общая налоговая декларация, и уплачиваться НДС. Для этого иностранная организация должна направить уведомление в налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

От добровольной постановки иностранных организаций на налоговый учет по НДС в порядке ст. 144 Налогового кодекса РФ необходимо отличать обязательную постановку в порядке ст. 83 Налогового кодекса РФ.

Порядок постановки на учет иностранных организаций в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ установлен в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (утв. Приказом МНС РФ от 07.04.2000 г. №АП-3-06/124). Из анализа указанных документов следует, что обязательная постановка на учет иностранных организаций осуществляется не в связи с уплатой НДС, а в связи с выполнением налоговой обязанности по налогу на прибыль, налогу на имущество и других налогов.

Не исчисляется общая сумма налога иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога исчисляется отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ в соответствии с общим порядком, рассмотренным выше. Налог исчисляет и уплачивает российский налогоплательщик, на которого возложены функции налогового агента.

 


Список источников

 

2 Аврова, И.А. Прибыль и НДС / И.А. Аврова. - М.: Бератор-паблишинг, 2007. - 290 с.

3  Беднякова, Е.Г. Бухгалтерский учет: основы и практика ведения / Е.Г. Беднякова. - М.: Налог Инфо: Статус-Кво 97, 2006. - 272 с.

    Бехтерева, Е.В. Новое в налоговом законодательстве / Е.В. Бехтерева. - М.: ЗАО Юстицформ, 2007. - 288 с.

    Врублевская, О.В. Налоги и налогообложение / ред. О.В. Врублевская, М.В. Романовский. - СПб.: Питер, 2009. - 528 с.

    Евстигнеев, Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. - СПб.: Питер, 2005. - 256 с.

7  Гончаренко, Л.И. Практикум по федеральным налогам и сборам с организаций. Уч. пос./ Л.И. Гончаренко. - М.: КноРус, 2008. - 280 с.

8  Зеулин, А.И. Налоговое право: Учебник. / А.И. Зеулин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 304 с.

9  Ильичева, М.Ю. Налоги с физических лиц и частных предпринимателей: нормативные акты, комментарии и рекомендации, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Ильичева; под ред. Е.Ю. Грачевой. - М.: Право и закон, 2001. - 496 с.

    Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Части I, части II (постатейный) с практическими комментариями и разъяснениями официальных органов / авт/сост. В.В. Токмаков. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2010.

    Комментарий к Налоговому кодексу, частям первой и второй / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2010. - 1375 с.

    Косаренко Н.Н. Налоговое право: курс лекций / Н.Н. Косаренко. - М.: Волтерс Клувер, 2009.

    Крохина Ю.А. Налоговое право: учеб. для вузов / Ю.А. Крохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 429 с.

    Миляков, Н.В. Налог на добавленную стоимость: учеб.-практ. пособие / Н.В. Миляков; Моск. ин-т экономики, менеджмента и права. - М.: КНОРУС, 2006. - 208 с.

    Налоги и налоговая система в Российской Федерации: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Финансы и кредит» и «Налоги и налогообложение» / ФГОУВПО, Фин. акад. при Правительстве РФ / под науч. ред. Л.И. Гончаренко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 318 с.

    Нестеров, В.И. Налоги и сборы, уплачиваемые бюджетными учреждениями / В.И. Нестеров. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 160 с.

    Пархачева, М.А. Налог на прибыль и НДС: практическое применение нового налогового законодательства с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 6 июня 2005 г. №58-ФЗ и от 22 июля 2005 г. №118-ФЗ и №119-ФЗ / М.А. Пархачева. - М.: Эксмо, 2006. - 270 с.

    Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации: Учеб. пособие / отв. ред. Е.М. Ашмарина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 301 с.

    Стажкова, М.М. Оптимизация НДС / М.М. Стажкова. - М.: Налог Инфо: Статус-Кво 97, 2007. - 140 с.

    Феоктистов, И.А. НДС и порядок оформления счетов-фактур: практ. пособие / И.А. Феоктистов. - М.: ГроссМедиа: Российский бухгалтер, 2007. - 400 с.

    Филина Ф.Н. Как вернуть НДС. Вычеты и возмещение / Ф.Н. Филина. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 168 с.

    Филина Ф.Н. Налог на добавленную стоимость. Ответы на все спорные вопросы / Ф.Н. Филина, И.А. Толмачев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 416 с.

    Цинделиани, И.А. Налоговое право России: Учебник / И.А. Цинделиани и др. - М.: ЭКСМО, 2008. - 576 с.

    Черник, Д.Г. Налоги: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. «Экономика», спец. «Финансы и кредит» и «Бух. учет и аудит»: рек. Минобразования России / под ред. Д.Г. Черника. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 656 с.

    Чипуренко, Е.В. Уплата НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации / Е.В. Чипуренко. - М.: Налоговый вестник, 2005. - 302 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...