Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы муниципальных налогов в Российской Федерации.

Сущность налога состоит в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (далее — ВВП) в виде обязательного платежа. ВВП является всеобщим исходным источником налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется в двух основных функциях, фи­скальной и экономической.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ):

под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж организа­ций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, необходимых для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований;

под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государст­венными органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными ли­цами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За счет налоговых платежей и сборов формируются финансовые ресурсы государства и МО, обеспечивается формирование доходов бюджетной системы, которые используются орга­нами государственной власти и МСУ для финансирования необходимых расходов. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Налоги имеют решающее значение в доходах бюджетов всех уровней, но при этом следует различать местное налогообложение и государственное. Если государственному нало­гообложению присущ упор на фискальную функцию, то местное налогообложение во главу угла ставит функцию регулирования развития местного сообщества.

Классификация налогов. Федеративная форма государственного устройства РФ предопределяет иерархическую структуру законодательно установленных групп налогов (называемую «статусной классифика­цией»):

1. федеральных;

2. региональных (субъектов РФ);

3. местных.

Исходя из степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг, на­логи классифицируются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов налогоплательщика (заработная плата, прибыль, процент и др.) или со стоимости его имущества (земля, дома, оборудование и т.п.). К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). В России на долю косвенных налогов приходится более 70% (для сравнения: в США — менее 10%, в Англии — менее 50%, в Японии — менее 30%, в ФРГ — менее 60%). При этом не лишним будет отметить, что прямое налогообложение, как правило, имеет прогрессивный характер и изымает часть достояния налогоплательщика. Кос­венное налогообложение не подразумевает прямого изъятия достояния налогоплательщика, оно затрагивает его нужды. По этой причине все косвенные налоги воспринимаются как «несправедливые». Тем не менее, косвенные налоги легче собирать, чем прямые, особенно в ус­ловиях инфляции, поэтому их доля в бюджетной системе РФ так велика. Налоги, как источники доходной части бюджетной системы, классифицируются также в соответствии с требованиями Федерального Закона «О бюджетной классификации Российской федерации».

Классификация доходов бюджетов РФ является их группировкой, которая основывается на федеральных законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бю­джетов всех уровней. Бюджетная классификация доходов подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Классификация доходов предусматривает следующие группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:

1. налоговые доходы (код 1000000);

2. неналоговые доходы (код 2000000);

3. безвозмездные перечисления (код 3000000);

4. доходы целевых бюджетных фондов (код 4000000).

По информации налоговых органов во многих городах и районах РФ (за период 1992—2000 гг.) определилась достаточно устойчивая и эффективная система местных нало­гов и сборов, вводимых органами МСУ на подведомственных им территориях (в МО). Эти налоги и сборы заняли свое место в доходной части местных бюджетов и гарантируют фи­нансовое обеспечение (поддержку) при реализации важнейших муниципальных программ (социальная защита, благоустройство территории, содержание жилищного фонда и объек­тов социально-культурной сферы, содержание муниципальной милиции и пожарной охра­ны и т. п.)

Характеристики основных источников доходов местных бюджетов. Рассмотрим основные налоги, формирующие доходную часть местных бюджетов, соот­ветственно их месту в бюджетной классификации доходов (установленной Приказом Минфина РФ от 25.05.99 № 38). Перед наименованием каждого доходного источника указан его группировочный код. При этом нужно различать два понятия:

• «налоговые полномочия» — право вводить те или иные налоги, устанавливать их ставки,

• «разделение налоговых доходов» — собственно налоговые поступления.

 Как можно заметить, в этом смысле налоговое законодательство входит в противоречие с бюджетной классификацией.

1010000 Налоги на прибыль.

1010100 Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций.

Относится к федеральным налогам. Плательщиками налога на прибыль являются пред­приятия и организации, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие предпринима­тельскую деятельность. Объектом налогообложения является валовая прибыль с учетом льгот. Ставка налога оп­ределяется федеральным законодательством. Налог на прибыль исчисляется исходя из объема прогнозируемой прибыли. Налог является регулирующим доходным источником. Суммы отчислений по нему зачис­ляются непосредственно в бюджеты субъектов РФ, и местные бюджеты определяются при ут­верждении бюджетов субъектов РФ (в пределах не менее 5% в среднем по субъек­ту РФ).

1010200 Подоходный налог с физических лиц.

Относится к федеральным налогам. Плательщиками налога являются физические лица. Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году в де­нежной и натуральной форме. Налог является регулирующим доходным источником. Суммы отчислений по нему зачисляются непосредственно в бюджеты субъектов РФ, и местные бюджеты определяются при ут­верждении бюджетов субъектов РФ (в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ).

Подоходный налог подразделяется на:

а) 1010201 Подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организа­циями.

Налог исчисляется исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда (ФОТ). Сам ФОТ уменьшается на сумму льгот и отчислений в Пенсионный фонд. При исчислении льгот приме­няется действующий минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Для бюджетных расчетов ис­пользуется средняя ставка подоходного налога.

В местный бюджет отчисляется часть подоходного налога.

б) 1010202 Подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами.

Налог исчисляется исходя из фактически начисленного налога в предыдущем году. Очень важ­но, что этот налог взимается с граждан по месту их постоянного местожительства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...