Технический университет, 2012
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Е.Л. МОСКВИЧЕВА Технология разработки стандартов и нормативных документов Учебное пособие Самара Самарский государственный технический университет
К а ф е д р а «Сертификация энергонасыщенных производств»
В.Е. ГОДЛЕВСКИЙ Е.Л. МОСКВИЧЕВА
Технология разработки стандартов и нормативных документов
Учебное пособие
Самара Самарский государственный технический университет
Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ УДК 658.562 ББК 65.290 Г59 Годлевский В.Е. Г59 Технология разработки стандартов и нормативных документов: учебн. пособие / В.Е. Годлевский, Е.Л. Москвичева – Самара: Самарс. гос. техн. ун-т, 2012. – 160 c. ISBN 978-5-7964-1523-8
Представлено краткое описание Государственной системы технического регулирования и стандартизации. Описаны основные виды нормативных документов: технический регламент, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, классификаторы технико-экономической и социальной информации, национальные стандарты, а также внутренние нормативные документы организации. Представлены основные понятия о системе сертификации, об обязательной и добровольной сертификации продукции, сертификации систем менеджмента качества. Приведены технологии разработки технического регламента, национального стандарта, внутренних нормативных документов организации: Руководства по качеству, стандарта организации, паспорта процесса, технических условий.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 200503, 220501, 080507» Стандартизация и сертификация», «Управление качеством», «Менеджмент организации» по очной, заочной и вечерней форме обучения, а также для бакалавров по профилю «Стандартизация и сертификация». Разработано на кафедре «Сертификация энергонасыщенных производств».
Рецензент директор Поволжского регионального отделения Академии проблем качества к.т.н. И.В.Безбородова
УДК 658.562 ББК 65.290 Г59 ISBN 978-5-7964-1523-8 © Годлевский В.Е., Москвичева Е.Л., 2012 © Самарский государственный технический университет, 2012 ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 200503, 220501, 080507 – «Стандартизация и сертификация в машиностроении», «Управление качеством», «Менеджмент организации» по очной, заочной и вечерним формам обучения, а также бакалавров по профилю «Стандартизация и сертификация». По заочной форме обучения – для информационной поддержки курсов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по учебным дисциплинам: технология разработки стандартов и системы качества. Эти курсы составляют основу для выполнения дипломного проекта. В первой главе пособия приведены определения технического регулирования, стандартизации и сертификации. Описаны виды основных нормативных документов: технический регламент, национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций, своды правил. Представлены основные понятия об оценке соответствия, системе сертификации, о формах обязательной и добровольной сертификации, о сертификации продукции, услуг, систем менеджмента качества.
Во второй главе рассматривается технология разработки технического регламента: порядок и стадии разработки, требования, включаемые в технический регламент, структура технического регламента, порядок изменения и отмены технического регламента. В третьей главе рассматривается технология разработки национального стандарта: порядок и стадии разработки, порядок обновления и отмены стандарта, требования к построению, построение разделов с основными нормативными положениями стандартов различных видов, требования к изложению стандарта. В четвертой главе рассматриваются структура внутренних нормативных документов организации, технология разработки Руководства по качеству, стандарта организации, паспорта процесса, технических условий. В пятой главе приведены вопросы для шести практических занятий, на которых студенты самостоятельно изучают содержание основных национальных стандартов РФ из комплекса «Стандартизация в Российской Федерации». В приложениях приведен перечень классификаторов технико-экономической и социальной информации, примеры оформления Руководства по качеству и стандарта организации. В результате изучения курсов студенты должны получить понятие о законе «О техническом регулировании», освоить технологию разработки нормативных документов различного уровня: от технического регламента до внутренних нормативных документов организации. Глава 1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Деятельность любой организации регулируется документами широкого диапазона значимости: от самого высокого уровня – технического регламента, имеющего статус федерального закона, и до самого низкого – стандарта организации. Государственная система технического регулирования базируется на Федеральном законе (ФЗ) №184-ФЗ «О техническом регулировании», который принят Государственной Думой 15 декабря 2002 г., одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 г. и подписан Президентом РФ 27 декабря 2002 г. Закон вступил в действие 1 июля 2003 года с переходным периодом в 7 лет. Национальным органом по техническому регулированию и стандартизации в РФ на основании этого закона является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), положение о котором утверждено постановлением правительства РФ от 17 июня 2004 г. №294.
Федеральный закон «О техническом регулировании» содержит 48 статей, объединенных в 10 глав: 1. Общие положения. 2. Технические регламенты. 3. Стандартизация. 4. Подтверждение соответствия. 5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). 6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. 7. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции. 8. Информация о технических регламентах и документах по стандартизации. 9. Финансирование в области технического регулирования. 10. Заключительные и переходные положения. 1.1. Основные понятия и определения Федеральный закон [1] регулирует отношения, возникающие при: а) разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции и к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; б) разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; в) оценке соответствия. В соответствии с Федеральным законом [1] к продукции и к процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации предъявляются как обязательные требования, так и добровольные, к остальным процессам, а также к оказанию услуги предъявляются только добровольные требования. Основные определения, используемые в Федеральном законе [1]: Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В Федеральном законе [1] известному термину стандартизация дана непривычная для российских специалистов трактовка. В приведенном определении совмещены два важных принципа, которым должна соответствовать эффективная система стандартизации: - многократность использования. Это позволяет сэкономить на таком виде трансакционных издержек, как издержки измерения. Сюда относятся издержки оценки качества товара соответствующими группами экономических агентов, в чьи обязанности и/или чьим интересам соответствует получение достоверной информации о параметрах приобретаемых товаров; - добровольность использования. Даже государственные стандарты перестают быть обязательными для хозяйствующих субъектов. Это чрезвычайно важный шаг, поскольку, с одной стороны, приближает российское понимание стандартов к принятым в международной практике, а с другой – разрушает запутанную систему, при которой ряд требований государственных стандартов является обязательным для соблюдения, а ряд – добровольным. Стандартизация может рассматриваться как деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее – требования) в целях обеспечения: 1) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 2) технической (конструктивной, электромагнитной и т.д.) и информационной (программной) совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; 3) качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; 4) единства измерений; 5) экономии всех видов ресурсов; 6) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; 7) обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Стандартизацию следует рассматривать как один из сервисных видов деятельности по отношению к экономике. Государственная система стандартизации (ГСС) описана ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения [2]. Безопасность – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. Нормативный документ – документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Все нормативные документы системы технического регулирования, кроме технического регламента (ТР), в настоящее время являются рекомендуемыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании». Технический регламент – нормативный документ в области установления, применения и исполнения обязательныхтребований в системе технического регулирования. Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также принятие мер по результатам проверки. Стандарт – нормативный документ, содержащий характеристики продукции, процессов, услуг, разработанный на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный полномочным должностным лицом или органом. Стандарт предназначен для добровольного многократного использования и также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке, этикеткам и т.д. Техническое регулирование – правовое регулирование отношений: а) в области установления, применения и исполнения обязательных требований к: - продукции; - процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; б) в области установления и применения на добровольной основе требований к: - продукции; - процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; - выполнению работ или оказанию услуг; в) в области оценки соответствия. 1.2. Технические регламенты Технические регламенты принимаются органами власти. Технический регламент предусмотрен п.1. ст.9 Федерального закона «О техническом регулировании», обязателен для исполнения и может быть принят: 1) международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ; 2) федеральным законом; 3) указом Президента РФ; 4) постановлением Правительства РФ. Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Цели принятия технического регламента: 1) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; 2) охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; 3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей; 4) обеспечение энергетической эффективности (абзац дополнительно включен с 27 ноября 2009 года). В Российской Федерации действуют: 1) общие технические регламенты; 2) специальные технические регламенты. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: 1) безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; 2) безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; 3) пожарной безопасности; 4) биологической безопасности; 5) электромагнитной совместимости; 6) экологической безопасности; 7) ядерной и радиационной безопасности. Требованиям специального технического регламента учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации – степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. Основой для разработки технических регламентов служат международные и национальные стандарты. 1.3. Нормативные документы в области стандартизации Нормативные документы в области стандартизации – в области установления и применения на добровольной основе требований к: 1) продукции; 2) процессам; 3) услугам. Нормативные документы, регулирующие отношения в области стандартизации на территории Российской Федерации, предусмотрены ст.13 ФЗ «О техническом регулировании» [1]. К этим документам относятся: 1) национальные стандарты РФ; 2) правила и рекомендации в области стандартизации; 3) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ); 4) стандарты организаций.
Национальные стандарты Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом государства (для нас – Российской Федерации) по стандартизации. Среди национальных стандартов, утвержденных и введенных в действие после принятия ФЗ «О техническом регулировании», следует особо отметить такие, как: 1) ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения [2]; 2) ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены [3]; 3) ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения [4]; 4) ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения [5]; 5) ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения [6]. ГОСТ Р 1.0-2004 устанавливает следующие виды национальных стандартов РФ (рис. 1): 1) стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические); 2) стандарты на продукцию; 3) стандарты на услуги; 4) стандарты на процессы; 5) стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа. Все стандарты не должны нарушать обязательных требований технических регламентов. Требования, установленные в стандартах, должны основываться на: 1) современных достижениях науки, техники, технологии; 2) международных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации; 3) прогрессивных национальных стандартах других государств; 4) условиях использования продукции, выполнения процессов и оказания услуг, а так же условиях режимов труда и техники безопасности.
Рис. 1. Виды национальных стандартов РФ Основополагающие стандарты могут быть двух видов: - организационно-методические стандарты; - общетехнические стандарты. Организационно-методические стандарты устанавливают: 1) цели и задачи; классификацию объектов стандартизации; общие организационно-технические положения по определению работ в определенной области; 2) порядок утверждения, разработки и внедрения нормативной документации (НД), конструкторской документации (КД), технологической документации (ТД). Общетехнические стандарты устанавливают: 1) научно-технические термины и их определения, которые используются в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, культуре, здравоохранении и т.д.; 2) требования к построению, изложению, оформлению и содержанию НД, КД, ТД; 3) условные обозначения (цифровые, буквенные и т.д.) для различных объектов стандартизации; 4) общетехнические величины. Требования и нормы, необходимые для технического и метрологического обеспечения промышленных процессов. В частности эти стандарты устанавливают: 1) нормы точности измерений (инструментальных) и точности статистических методов; 2) требования к свойствам и составу материалов; 3) предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды; 4) ряды номинальных частот и напряжений электрического тока; 5) допуски и посадки; 6) требования к шероховатости поверхности; 7) нормы точности передач (зубчатых, ременных, цепных и т.д.); 8) требования к различным видам соединений деталей и сборочных единиц (резьбовых, сварных, точечных и др.); 9) классы точности оборудования; 10) требования к различным видам технической совместимости продукции (электрическая, магнитная, информационная, конструктивная и т.д.) 11) значения предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ; 12) значения предельно допустимого уровня (ПДУ) шума, вибрации, радиационного излучения, радиополей и т.д.; 13) требования в части внешних воздействующих факторов; 14) требования технической эстетики и эргономики; 15) другие единые технические требования и нормы общего производственно-технического назначения. Стандарты на продукцию и услуги могут быть двух видов: 1) стандарты общих технических условий – содержат общие требования к группам однородной продукции, услуг; 2) стандарты технических условий – содержат требования к конкретной продукции, услуге. Стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции: 1) классификацию, основные параметры и размеры; 2) общие технические требования; 3) требования безопасности; 4) требования охраны окружающей среды; 5) правила приемки; 6) методы контроля; 7) транспортирование и хранение; 8) указания по эксплуатации (ремонту, утилизации). Стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги по её составу, содержанию и деятельности для принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги. Стандарты на процессы устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к способам выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований на различных этапах жизненного цикла продукции. Эти стандарты особое внимание уделяют охране окружающей среды и безопасности и включают: 1) предельно-допустимые нормы химических, физических, биологических и механических воздействий опасных в экологическом отношении технологических процессов на окружающую природную среду; 2) требования к уменьшению или предотвращению вредного воздействия на окружающую среду технологических процессов и материалов, опасных в экологическом отношении, их применению, хранению, транспортированию, захоронению отходов и т.д.; 3) характеристики эффективности работы водоочистного или газоочистного оборудования; 4) требования по предотвращению аварийных сбросов или выбросов и ликвидация их последствий. Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала. Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) обеспечивают объективную проверку всех обязательных (технический регламент) и добровольных (стандарт) требований к качеству продукции. Стандарты на методы контроля устанавливают: 1) средства контроля и вспомогательные устройства; 2) порядок подготовки к проведению контроля; 3) порядок проведения; 4) правила обработки результатов измерений; 5) правила оформления результатов контроля; 6) допустимую погрешность контроля. Эти стандарты обычно приводят несколько методик контроля применительно к одному показателю качества для того, чтобы одна из методик была выбрана в качестве арбитражной. Стандартные методы контроля должны базироваться на международном опыте и передовых достижениях науки и техники. 1.3.2. Правила и рекомендации в области стандартизации Правила (ПР) и рекомендации (Р) в области стандартизации по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания, в которых установлены обязательные для применения организационно-методические положения, дополняющие или конкретизирующие отдельные положения основополагающего национального стандарта. На сегодняшний день утвержден ряд правил по стандартизации, в которых освещаются вопросы, затрагивающие регулируемую сферу деятельности, в том числе: ПР 50.1.019-2000 Правила по стандартизации. Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации. Эти правила являются основным нормативным документом в сфере классификации и кодирования информации и определяют основные положения, порядок, последовательность и содержание работ по разработке, принятию, введению в действие, ведению и применению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, а также при предоставлении общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений для официального опубликования и получения пользователями текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений. Р 50.1.028 Руководящий документ по стандартизации. Методология функционального моделирования IDEF0. Этот руководящий документ описывает построение SADT -моделей процессов различного уровня в виде многоуровневой древовидной структуры диаграмм, каждая из которых является детализацией одной из функций диаграммы более высокого уровня. SADT-модели позволяют описать систему с любой необходимой степенью детализации. SADT (Structured Analysis and Design Technique) разработана в середине 70-х годов прошлого века. Позже на базе этого подхода была разработана методология функционального моделирования IDEF0. 1.3.3. Классификаторы технико-экономической Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов в межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации устанавливается правительством РФ. В правилах стандартизации ПР 50.1.019-2000 используются следующие основные термины и понятия: Классификация – разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами классификации. Объект классификации – элемент классифицируемого множества. Признак классификации – свойство или характеристика объекта классификации, по которому проводится классификация. Классификационная группировка – подмножества объектов, полученное в результате классификации. Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок. Глубина классификации – число ступеней классификации. Кодирование – присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации. Алфавит кода – система знаков (символов), принятых для образования кода. Иерархический метод классификации – метод классификации, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества. Последовательный метод кодирования – метод кодирования, при котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях. Общероссийский классификатор (ОК) – классификатор, принятый Федеральным органом по стандартизации и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией. Классификатор организации – классификатор, принятый организацией, предприятием или группами, занимающимися аналогичными видами экономической деятельности, применяемый только этими хозяйствующими субъектами. Международная классификация – классификация, принятая международной организацией. Для общероссийского классификатора установлены следующие стадии разработки и ведения: - 1-я стадия – организация разработки общероссийского классификатора; - 2-я стадия – разработка первой редакции общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации; - 3-я стадия – разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, ее обязательное согласование и представление для принятия; - 4-я стадия – принятие и государственная регистрация общероссийского классификатора; - 5-я стадия – официальное издание общероссийского классификатора; - 6-я стадия – ведение общероссийского классификатора. Наиболее распространенные общероссийские классификаторы: 1) общероссийский классификатор стандартов (ОКС); 2) общероссийский классификатор продукции (ОКП); 3) общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД); 4) общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО); 5) общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). На стадии разработки первой редакции проекта общероссийского классификатора должны быть проведены следующие работы: 1) подготовка исходного множества объектов классификации; 2) классификация данного множества объектов классификации; 3) унификация построения и подписания наименований объектов; 4) кодирование заданного множества объектов. Классификация заданного множества объектов включает: 1) выделение признаков классификации; 2) определение методов классификации для заданного множества объектов; 3) определение необходимой и достаточной глубины классификации; 4) упорядоченное расположение объектов классификации и их группировок. Кодирование заданного множества объектов предусматривает: 1) выбор метода кодирования; 2) выбор алфавита и длины кода; 3) построение структуры кода; 4) кодирование объектов классификации и их группировок; 5) расчет при необходимости контрольного числа для защиты кодов общероссийского классификатора; 6) обеспечение резервной емкости кодов общероссийского классификатора. Общероссийский классификатор состоит из следующих структурных элементов: 1) обложки; 2) титульного листа; 3) предисловия; 4) содержания; 5) наименования общероссийского классификатора; 6) даты введения; 7) введения; 8) перечня позиций; 9) приложений. В приложениях 1 и 2 приведены перечни общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и общесоюзных классификаторов технико-экономической информации, подлежащих замене на общероссийские, соответственно. 1.3.4. Стандарты организаций Организация может разрабатывать и утверждать стандарты самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для целей стандартизации, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. Целью их разработки является распространение и использование результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в разных областях знаний, а также профессионального опыта. Организация разрабатывает стандарты на изготавливаемую в данной организации продукцию, применяемые в ней процессы, методы испытаний, а также на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею услуги. Объектами стандартизации внутри организации являются: 1) составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции; 2) номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации; 3) технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества; 4) технологическая оснастка и инструмент; 5) методы и методики проектирования, проведения испытаний, измерений и/или анализа; 6) процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции; 7) процессы менеджмента; 8) услуги, оказываемые внутри организации, в том числе социальные. Организации могут разрабатывать стандарты для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации российских национальных, международных и региональных стандартов (включая межгосударственные), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций. Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов и национальных стандартов. На современном этапе большое значение приобретают стандарты этого вида при внедрении систем менеджмента качества. В частности, стандарт ИСО 9001 на СМК [7] требует наличия как минимум шести документированных процедур: 1) управление документацией (п. 4.2.3); 2) управление записями (п. 4.2.4); 3) внутренние аудиты (п. 8.2); 4) управление несоответствующей продукцией (п. 8.3); 5) корректирующие действия (п. 8.5.2); 6) предупреждающие действия (п. 8.5.3). Эти процедуры документируют, как правило, в виде стандартов организации. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены своих стандартов организация устанавливает самостоятельно. Утвержденный стандарт организации получает обозначение, состоящее из аббревиатуры СТО (стандарт организации), кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ОК 007-93, позволяющего идентифицировать организацию, кода комплекса стандартов (если имеется), регистрационного номера, присвоенного организацией, и года утверждения стандарта. Стандарт организации может использовать другая организация в своих интересах только по договору с разработавшей и утвердившей стандарт организацией. Организация, разработавшая и утвердившая стандарт на продукцию, поставляемую внешнему потребителю, может готовить предложения о разработке национального стандарта на основе стандарта организации. Стандарт организации является объектом авторского права. 1.3.5. Действующие документы в системе стандартизации В настоящее время в системе стандартизации различают, кроме рассмотренных ранее национальных стандартов (ГОСТ Р), следующие виды стандартов [9]: 1) международные стандарты – принятые международной организацией, например, международной организацией по стандартизации (The International Organization for Standardization – ISO) или международной электротехнической комиссией (МЭК – IEC); 2) региональные стандарты – принятые региональным органом, например, Евронормы (EN); В этом случае необходимо учитывать разницу в понятиях: - вне страны – регион – это несколько государств, например, страны Европейского сообщества, ЕврАзЭС, страны Тихоокеанского бассейна; - внутри страны – регион – это несколько областей, например, Поволжье, Дальний восток, Урал и т.д. 3) межгосударственные стандартыстран СНГ (ГОСТ) – появились после 1992 г. и принимаются по настоящее время; 4) государственные стандарты РФ (ГОСТ Р) – приняты в 1992-2003 гг. до вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» [1], например, ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений; 5) стандарты СССР (ГОСТ) – приняты в СССР (до 1992 года) – применяются, если они не противоречат действующему з
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|