Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технический университет, 2012




Е.Л. МОСКВИЧЕВА

Технология разработки стандартов

и нормативных документов

Учебное пособие

Самара

Самарский государственный технический университет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

К а ф е д р а «Сертификация энергонасыщенных производств»

 

 

В.Е. ГОДЛЕВСКИЙ

Е.Л. МОСКВИЧЕВА

 

 

Технология разработки стандартов

и нормативных документов

 

Учебное пособие

 

 

Самара

Самарский государственный технический университет

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ

УДК 658.562

ББК 65.290

Г59

Годлевский В.Е.

Г59 Технология разработки стандартов и нормативных документов: учебн. пособие / В.Е. Годлевский, Е.Л. Москвичева – Самара: Самарс. гос. техн. ун-т, 2012. – 160 c.

ISBN 978-5-7964-1523-8

 

Представлено краткое описание Государственной системы технического регулирования и стандартизации. Описаны основные виды нормативных документов: технический регламент, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, классификаторы технико-экономической и социальной информации, национальные стандарты, а также внутренние нормативные документы организации.

Представлены основные понятия о системе сертификации, об обязательной и добровольной сертификации продукции, сертификации систем менеджмента качества.

Приведены технологии разработки технического регламента, национального стандарта, внутренних нормативных документов организации: Руководства по качеству, стандарта организации, паспорта процесса, технических условий.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 200503, 220501, 080507» Стандартизация и сертификация», «Управление качеством», «Менеджмент организации» по очной, заочной и вечерней форме обучения, а также для бакалавров по профилю «Стандартизация и сертификация». Разработано на кафедре «Сертификация энергонасыщенных производств».

 

Рецензент директор Поволжского регионального отделения Академии проблем качества к.т.н. И.В.Безбородова

 

УДК 658.562

ББК 65.290

Г59

ISBN 978-5-7964-1523-8 © Годлевский В.Е., Москвичева Е.Л., 2012

© Самарский государственный

технический университет, 2012


ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 200503, 220501, 080507 – «Стандартизация и сертификация в машиностроении», «Управление качеством», «Менеджмент организации» по очной, заочной и вечерним формам обучения, а также бакалавров по профилю «Стандартизация и сертификация». По заочной форме обучения ­– для информационной поддержки курсов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по учебным дисциплинам: технология разработки стандартов и системы качества. Эти курсы составляют основу для выполнения дипломного проекта.

В первой главе пособия приведены определения технического регулирования, стандартизации и сертификации. Описаны виды основных нормативных документов: технический регламент, национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций, своды правил. Представлены основные понятия об оценке соответствия, системе сертификации, о формах обязательной и добровольной сертификации, о сертификации продукции, услуг, систем менеджмента качества.

Во второй главе рассматривается технология разработки технического регламента: порядок и стадии разработки, требования, включаемые в технический регламент, структура технического регламента, порядок изменения и отмены технического регламента.

В третьей главе рассматривается технология разработки национального стандарта: порядок и стадии разработки, порядок обновления и отмены стандарта, требования к построению, построение разделов с основными нормативными положениями стандартов различных видов, требования к изложению стандарта.

В четвертой главе рассматриваются структура внутренних нормативных документов организации, технология разработки Руководства по качеству, стандарта организации, паспорта процесса, технических условий.

В пятой главе приведены вопросы для шести практических занятий, на которых студенты самостоятельно изучают содержание основных национальных стандартов РФ из комплекса «Стандартизация в Российской Федерации».

В приложениях приведен перечень классификаторов технико-экономической и социальной информации, примеры оформления Руководства по качеству и стандарта организации.

В результате изучения курсов студенты должны получить понятие о законе «О техническом регулировании», освоить технологию разработки нормативных документов различного уровня: от технического регламента до внутренних нормативных документов организации.

Глава 1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Деятельность любой организации регулируется документами широкого диапазона значимости: от самого высокого уровня – технического регламента, имеющего статус федерального закона, и до самого низкого – стандарта организации.

Государственная система технического регулирования базируется на Федеральном законе (ФЗ) №184-ФЗ «О техническом регулировании», который принят Государственной Думой 15 декабря 2002 г., одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 г. и подписан Президентом РФ 27 декабря 2002 г. Закон вступил в действие 1 июля 2003 года с переходным периодом в 7 лет. Национальным органом по техническому регулированию и стандартизации в РФ на основании этого закона является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), положение о котором утверждено постановлением правительства РФ от 17 июня 2004 г. №294.

Федеральный закон «О техническом регулировании» содержит 48 статей, объединенных в 10 глав:

1. Общие положения.

2. Технические регламенты.

3. Стандартизация.

4. Подтверждение соответствия.

5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

7. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции.

8. Информация о технических регламентах и документах по стандартизации.

9. Финансирование в области технического регулирования.

10. Заключительные и переходные положения.

1.1. Основные понятия и определения

Федеральный закон [1] регулирует отношения, возникающие при:

а) разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции и к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

б) разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

в) оценке соответствия.

В соответствии с Федеральным законом [1] к продукции и к процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации предъявляются как обязательные требования, так и добровольные, к остальным процессам, а также к оказанию услуги предъявляются только добровольные требования.

Основные определения, используемые в Федеральном законе [1]:

Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

В Федеральном законе [1] известному термину стандартизация дана непривычная для российских специалистов трактовка. В приведенном определении совмещены два важных принципа, которым должна соответствовать эффективная система стандартизации:

- многократность использования. Это позволяет сэкономить на таком виде трансакционных издержек, как издержки измерения. Сюда относятся издержки оценки качества товара соответствующими группами экономических агентов, в чьи обязанности и/или чьим интересам соответствует получение достоверной информации о параметрах приобретаемых товаров;

- добровольность использования. Даже государственные стандарты перестают быть обязательными для хозяйствующих субъектов. Это чрезвычайно важный шаг, поскольку, с одной стороны, приближает российское понимание стандартов к принятым в международной практике, а с другой – разрушает запутанную систему, при которой ряд требований государственных стандартов является обязательным для соблюдения, а ряд – добровольным.

Стандартизация может рассматриваться как деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее – требования) в целях обеспечения:

1) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2) технической (конструктивной, электромагнитной и т.д.) и информационной (программной) совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

3) качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

4) единства измерений;

5) экономии всех видов ресурсов;

6) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

7) обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизацию следует рассматривать как один из сервисных видов деятельности по отношению к экономике.

Государственная система стандартизации (ГСС) описана ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения [2].

Безопасность – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Нормативный документ – документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Все нормативные документы системы технического регулирования, кроме технического регламента (ТР), в настоящее время являются рекомендуемыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании».

Технический регламент – нормативный документ в области установления, применения и исполнения обязательныхтребований в системе технического регулирования.

Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также принятие мер по результатам проверки.

Стандарт – нормативный документ, содержащий характеристики продукции, процессов, услуг, разработанный на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный полномочным должностным лицом или органом.

Стандарт предназначен для добровольного многократного использования и также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке, этикеткам и т.д.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений:

а) в области установления, применения и исполнения обязательных требований к:

- продукции;

- процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

б) в области установления и применения на добровольной основе требований к:

- продукции;

- процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- выполнению работ или оказанию услуг;

в) в области оценки соответствия.

1.2. Технические регламенты

Технические регламенты принимаются органами власти. Технический регламент предусмотрен п.1. ст.9 Федерального закона «О техническом регулировании», обязателен для исполнения и может быть принят:

1) международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ;

2) федеральным законом;

3) указом Президента РФ;

4) постановлением Правительства РФ.

Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Цели принятия технического регламента:

1) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

4) обеспечение энергетической эффективности (абзац дополнительно включен с 27 ноября 2009 года).

В Российской Федерации действуют:

1) общие технические регламенты;

2) специальные технические регламенты.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам:

1) безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

2) безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

3) пожарной безопасности;

4) биологической безопасности;

5) электромагнитной совместимости;

6) экологической безопасности;

7) ядерной и радиационной безопасности.

Требованиям специального технического регламента учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации – степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Основой для разработки технических регламентов служат международные и национальные стандарты.

1.3. Нормативные документы в области стандартизации

Нормативные документы в области стандартизации – в области установления и применения на добровольной основе требований к:

1) продукции;

2) процессам;

3) услугам.

Нормативные документы, регулирующие отношения в области стандартизации на территории Российской Федерации, предусмотрены ст.13 ФЗ «О техническом регулировании» [1]. К этим документам относятся:

1) национальные стандарты РФ;

2) правила и рекомендации в области стандартизации;

3) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ);

4) стандарты организаций.

 

Национальные стандарты

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом государства (для нас – Российской Федерации) по стандартизации.

Среди национальных стандартов, утвержденных и введенных в действие после принятия ФЗ «О техническом регулировании», следует особо отметить такие, как:

1) ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения [2];

2) ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены [3];

3) ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения [4];

4) ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения [5];

5) ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения [6].

ГОСТ Р 1.0-2004 устанавливает следующие виды национальных стандартов РФ (рис. 1):

1) стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

2) стандарты на продукцию;

3) стандарты на услуги;

4) стандарты на процессы;

5) стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа.

Все стандарты не должны нарушать обязательных требований технических регламентов. Требования, установленные в стандартах, должны основываться на:

1) современных достижениях науки, техники, технологии;

2) международных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации;

3) прогрессивных национальных стандартах других государств;

4) условиях использования продукции, выполнения процессов и оказания услуг, а так же условиях режимов труда и техники безопасности.

 

 
Основополагающие стандарты

Рис. 1. Виды национальных стандартов РФ

Основополагающие стандарты могут быть двух видов:

- организационно-методические стандарты;

- общетехнические стандарты.

Организационно-методические стандарты устанавливают:

1) цели и задачи; классификацию объектов стандартизации; общие организационно-технические положения по определению работ в определенной области;

2) порядок утверждения, разработки и внедрения нормативной документации (НД), конструкторской документации (КД), технологической документации (ТД).

Общетехнические стандарты устанавливают:

1) научно-технические термины и их определения, которые используются в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, культуре, здравоохранении и т.д.;

2) требования к построению, изложению, оформлению и содержанию НД, КД, ТД;

3) условные обозначения (цифровые, буквенные и т.д.) для различных объектов стандартизации;

4) общетехнические величины. Требования и нормы, необходимые для технического и метрологического обеспечения промышленных процессов.

В частности эти стандарты устанавливают:

1) нормы точности измерений (инструментальных) и точности статистических методов;

2) требования к свойствам и составу материалов;

3) предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды;

4) ряды номинальных частот и напряжений электрического тока;

5) допуски и посадки;

6) требования к шероховатости поверхности;

7) нормы точности передач (зубчатых, ременных, цепных и т.д.);

8) требования к различным видам соединений деталей и сборочных единиц (резьбовых, сварных, точечных и др.);

9) классы точности оборудования;

10) требования к различным видам технической совместимости продукции (электрическая, магнитная, информационная, конструктивная и т.д.)

11) значения предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ;

12) значения предельно допустимого уровня (ПДУ) шума, вибрации, радиационного излучения, радиополей и т.д.;

13) требования в части внешних воздействующих факторов;

14) требования технической эстетики и эргономики;

15) другие единые технические требования и нормы общего производственно-технического назначения.

Стандарты на продукцию и услуги могут быть двух видов:

1) стандарты общих технических условий – содержат общие требования к группам однородной продукции, услуг;

2) стандарты технических условий – содержат требования к конкретной продукции, услуге.

Стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции:

1) классификацию, основные параметры и размеры;

2) общие технические требования;

3) требования безопасности;

4) требования охраны окружающей среды;

5) правила приемки;

6) методы контроля;

7) транспортирование и хранение;

8) указания по эксплуатации (ремонту, утилизации).

Стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги по её составу, содержанию и деятельности для принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Стандарты на процессы устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к способам выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований на различных этапах жизненного цикла продукции.

Эти стандарты особое внимание уделяют охране окружающей среды и безопасности и включают:

1) предельно-допустимые нормы химических, физических, биологических и механических воздействий опасных в экологическом отношении технологических процессов на окружающую природную среду;

2) требования к уменьшению или предотвращению вредного воздействия на окружающую среду технологических процессов и материалов, опасных в экологическом отношении, их применению, хранению, транспортированию, захоронению отходов и т.д.;

3) характеристики эффективности работы водоочистного или газоочистного оборудования;

4) требования по предотвращению аварийных сбросов или выбросов и ликвидация их последствий.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) обеспечивают объективную проверку всех обязательных (технический регламент) и добровольных (стандарт) требований к качеству продукции.

Стандарты на методы контроля устанавливают:

1) средства контроля и вспомогательные устройства;

2) порядок подготовки к проведению контроля;

3) порядок проведения;

4) правила обработки результатов измерений;

5) правила оформления результатов контроля;

6) допустимую погрешность контроля.

Эти стандарты обычно приводят несколько методик контроля применительно к одному показателю качества для того, чтобы одна из методик была выбрана в качестве арбитражной.

Стандартные методы контроля должны базироваться на международном опыте и передовых достижениях науки и техники.

1.3.2. Правила и рекомендации в области стандартизации

Правила (ПР) и рекомендации (Р) в области стандартизации по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания, в которых установлены обязательные для применения организационно-методические положения, дополняющие или конкретизирующие отдельные положения основополагающего национального стандарта.

На сегодняшний день утвержден ряд правил по стандартизации, в которых освещаются вопросы, затрагивающие регулируемую сферу деятельности, в том числе: ПР 50.1.019-2000 Правила по стандартизации. Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации.

Эти правила являются основным нормативным документом в сфере классификации и кодирования информации и определяют основные положения, порядок, последовательность и содержание работ по разработке, принятию, введению в действие, ведению и применению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, а также при предоставлении общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений для официального опубликования и получения пользователями текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

Р 50.1.028 Руководящий документ по стандартизации. Методология функционального моделирования IDEF0. Этот руководящий документ описывает построение SADT -моделей процессов различного уровня в виде многоуровневой древовидной структуры диаграмм, каждая из которых является детализацией одной из функций диаграммы более высокого уровня. SADT-модели позволяют описать систему с любой необходимой степенью детализации. SADT (Structured Analysis and Design Technique) разработана в середине 70-х годов прошлого века. Позже на базе этого подхода была разработана методология функционального моделирования IDEF0.

1.3.3. Классификаторы технико-экономической
и социальной информации

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов в межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации устанавливается правительством РФ.

В правилах стандартизации ПР 50.1.019-2000 используются следующие основные термины и понятия:

Классификация – разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами классификации.

Объект классификации – элемент классифицируемого множества.

Признак классификации – свойство или характеристика объекта классификации, по которому проводится классификация.

Классификационная группировка – подмножества объектов, полученное в результате классификации.

Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок.

Глубина классификации – число ступеней классификации.

Кодирование – присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.

Алфавит кода – система знаков (символов), принятых для образования кода.

Иерархический метод классификации – метод классификации, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества.

Последовательный метод кодирования – метод кодирования, при котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях.

Общероссийский классификатор (ОК) – классификатор, принятый Федеральным органом по стандартизации и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией.

Классификатор организации – классификатор, принятый организацией, предприятием или группами, занимающимися аналогичными видами экономической деятельности, применяемый только этими хозяйствующими субъектами.

Международная классификация – классификация, принятая международной организацией.

Для общероссийского классификатора установлены следующие стадии разработки и ведения:

- 1-я стадия – организация разработки общероссийского классификатора;

- 2-я стадия – разработка первой редакции общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации;

- 3-я стадия – разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, ее обязательное согласование и представление для принятия;

- 4-я стадия – принятие и государственная регистрация общероссийского классификатора;

- 5-я стадия – официальное издание общероссийского классификатора;

- 6-я стадия – ведение общероссийского классификатора.

Наиболее распространенные общероссийские классификаторы:

1) общероссийский классификатор стандартов (ОКС);

2) общероссийский классификатор продукции (ОКП);

3) общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД);

4) общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

5) общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

На стадии разработки первой редакции проекта общероссийского классификатора должны быть проведены следующие работы:

1) подготовка исходного множества объектов классификации;

2) классификация данного множества объектов классификации;

3) унификация построения и подписания наименований объектов;

4) кодирование заданного множества объектов.

Классификация заданного множества объектов включает:

1) выделение признаков классификации;

2) определение методов классификации для заданного множества объектов;

3) определение необходимой и достаточной глубины классификации;

4) упорядоченное расположение объектов классификации и их группировок.

Кодирование заданного множества объектов предусматривает:

1) выбор метода кодирования;

2) выбор алфавита и длины кода;

3) построение структуры кода;

4) кодирование объектов классификации и их группировок;

5) расчет при необходимости контрольного числа для защиты кодов общероссийского классификатора;

6) обеспечение резервной емкости кодов общероссийского классификатора.

Общероссийский классификатор состоит из следующих структурных элементов:

1) обложки;

2) титульного листа;

3) предисловия;

4) содержания;

5) наименования общероссийского классификатора;

6) даты введения;

7) введения;

8) перечня позиций;

9) приложений.

В приложениях 1 и 2 приведены перечни общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и общесоюзных классификаторов технико-экономической информации, подлежащих замене на общероссийские, соответственно.

1.3.4. Стандарты организаций

Организация может разрабатывать и утверждать стандарты самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для целей стандартизации, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. Целью их разработки является распространение и использование результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в разных областях знаний, а также профессионального опыта.

Организация разрабатывает стандарты на изготавливаемую в данной организации продукцию, применяемые в ней процессы, методы испытаний, а также на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею услуги.

Объектами стандартизации внутри организации являются:

1) составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

2) номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;

3) технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;

4) технологическая оснастка и инструмент;

5) методы и методики проектирования, проведения испытаний, измерений и/или анализа;

6) процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции;

7) процессы менеджмента;

8) услуги, оказываемые внутри организации, в том числе социальные.

Организации могут разрабатывать стандарты для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации российских национальных, международных и региональных стандартов (включая межгосударственные), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.

Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов и национальных стандартов.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты этого вида при внедрении систем менеджмента качества. В частности, стандарт ИСО 9001 на СМК [7] требует наличия как минимум шести документированных процедур:

1) управление документацией (п. 4.2.3);

2) управление записями (п. 4.2.4);

3) внутренние аудиты (п. 8.2);

4) управление несоответствующей продукцией (п. 8.3);

5) корректирующие действия (п. 8.5.2);

6) предупреждающие действия (п. 8.5.3).

Эти процедуры документируют, как правило, в виде стандартов организации.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены своих стандартов организация устанавливает самостоятельно. Утвержденный стандарт организации получает обозначение, состоящее из аббревиатуры СТО (стандарт организации), кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ОК 007-93, позволяющего идентифицировать организацию, кода комплекса стандартов (если имеется), регистрационного номера, присвоенного организацией, и года утверждения стандарта.

Стандарт организации может использовать другая организация в своих интересах только по договору с разработавшей и утвердившей стандарт организацией. Организация, разработавшая и утвердившая стандарт на продукцию, поставляемую внешнему потребителю, может готовить предложения о разработке национального стандарта на основе стандарта организации. Стандарт организации является объектом авторского права.

1.3.5. Действующие документы в системе стандартизации

В настоящее время в системе стандартизации различают, кроме рассмотренных ранее национальных стандартов (ГОСТ Р), следующие виды стандартов [9]:

1) международные стандарты – принятые международной организацией, например, международной организацией по стандартизации (The International Organization for Standardization – ISO) или международной электротехнической комиссией (МЭК – IEC);

2) региональные стандарты – принятые региональным органом, например, Евронормы (EN);

В этом случае необходимо учитывать разницу в понятиях:

- вне страны – регион – это несколько государств, например, страны Европейского сообщества, ЕврАзЭС, страны Тихоокеанского бассейна;

- внутри страны – регион – это несколько областей, например, Поволжье, Дальний восток, Урал и т.д.

3) межгосударственные стандартыстран СНГ (ГОСТ) – появились после 1992 г. и принимаются по настоящее время;

4) государственные стандарты РФ (ГОСТ Р) – приняты в 1992-2003 гг. до вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» [1], например, ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений;

5) стандарты СССР (ГОСТ) – приняты в СССР (до 1992 года) – применяются, если они не противоречат действующему з

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...