Схемы сертификации продукции.
Результатом обязательной сертификации продукции является выдача сертификата соответствия – документа, выданного по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям, – и нанесения знака обращения на рынке на продукцию. Для успешной работы на зарубежном рынке недостаточно иметь сертификат соответствия, выданный каким-либо российским органом по сертификации. Для получения международного сертификата на выпускаемую продукцию необходимо, в частности, сертифицировать систему менеджмента качества предприятия, причем воспользоваться услугами такого органа по сертификации, который имеет полномочия выдавать официальные сертификаты, признаваемые в большинстве стран. Одним из первых объектов обязательной сертификации стали, как уже говорилось, транспортные средства. Перечень требований по безопасности автомобилей включает такие параметры, как токсичность выхлопных газов, прочностные характеристики, уровень шума (внешнего и внутри салона), степень надежности ремней безопасности и т.д. Обязательная сертификация транспортных средств в Европе (единое Европейское отипование) проводится на соответствие требованиям региональных директив ЕЭС (аналоги технических регламентов). О количестве директив, регламентирующих характеристики транспортных средств, можно судить по рисунку 2 [11]. Обязательное подтверждение соответствия продукции, осуществляемое потребителем (вторая сторона), применяется достаточно редко. В этом случае поставщик представляет потребителю декларацию о соответствии с прилагаемыми документами и образцами, а потребитель сам проводит требуемые испытания. При этом учитывается состояние производства поставщика и его системы менеджмента качества.
Декларация о соответствии (первая сторона) в практике обязательного подтверждения соответствия только начинает распространяться, что обусловлено двумя причинами: 1) обязательная сертификация стала разрастаться, что потребовало «освободить» сертификацию от продукции, формально попадающей под обязательную сертификацию, но не представляющей существенной опасности для потребителя;
Рис. 2. Примерный перечень директив для единого Европейского отипования транспортных средств
2) необходимость гармонизации механизма подтверждения соответствия с действующими в других странах правилами, основанными на международных документах. Декларация о соответствии является доказательством осознанной ответственности поставщика. Причем за декларацией, как правило, стоит сертификация системы менеджмента качества поставщика. Декларацию о соответствии принимает первая сторона и такая декларация, зарегистрированная в органе по сертификации, имеет ту же юридическую силу, что и сертификат. 1.4.3. Добровольное подтверждение соответствия Добровольное подтверждение соответствия проводится по инициативе заявителя в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Систему добровольной сертификации может организовать любое юридическое лицо, зарегистрировавшее данную систему и знак соответствия в Национальном органе по стандартизации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации. Добровольная сертификация касается видов продукции, процессов или услуг, не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях).
Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции. Особенностью российской системы сертификации явилось то, что она не выросла снизу из систем сертификации различного функционального назначения, как это было, например, в Европе, а была построена сверху. Добровольная сертификация продукции (работ, услуг) на соответствие требованиям государственных стандартов, проводимая в системе сертификации ГОСТ Р, направлена на достижение следующих целей: 1) реклама продукции (работ и услуг), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции; 2) содействие потребителям в выборе продукции (работ, услуг) высокого качества; 3) повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг); 4) повышение доверия потребителей к реализуемой на рынке продукции (оказываемой услуги, выполняемой работе) конкретного производителя; 5) поддержание репутации производителя по обеспечению качества реализуемой продукции (оказываемой услуги, выполняемой работы); 6) подтверждение соответствия продукции (работ, услуг) показателям качества, установленным в государственных стандартах. Зарегистрированная декларация о соответствии является основанием для маркирования продукции знаком соответствия, который отличается от сертификационного знака отсутствием кода органа по сертификации. Наиболее широко распространены в настоящее время как международная, так и национальная системы добровольной сертификации системы менеджмента качества организации. Причины, побуждающие предприятие внедрять и сертифицировать систему менеджмента качества, делятся на внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся необходимость улучшения качества работы и продукции и стремление уменьшить издержки производства. Внешние причины – это требования заказчиков и необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Проведение проверки (аудита) системы менеджмента качества и формирование заключения описано в ГОСТ Р 51814.7-2005 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Оценка систем менеджмента качества. Основа этого стандарта – процедура QSA (Quality Systems Analysis) – приложение к стандарту «QS-9000. Требования к системам качества».
Процедура QSA [8, 11, 12] включает: описание процесса проведения аудита, рекомендации по анализу и количественному оцениванию результатов аудита, вопросник для проведения аудита. Целью аудита является проверка соответствия системы менеджмента качества предприятия предъявляемым к ней требованиям. Требования могут быть определены как применяемым стандартом на СМК, так и потребителем. Оценивание СМК предполагает определение степени соответствия в количественном выражении: в баллах, в процентах и т.д. Аудит, как правило, включает три этапа: 1) аудит адекватности – оценивается соответствие документации системы менеджмента качества требованиям применяемого стандарта на СМК, а также дополнительным требованиям, установленным потребителем. Этот этап может быть осуществлен как непосредственно на месте, так и вне проверяемого предприятия; 2) аудит соответствия – оценивается, насколько деятельность предприятия соответствует требованиям документации. Этот этап осуществляется непосредственно на проверяемом предприятии; 3) анализ и отчет. На основании результатов первых двух этапов делается вывод о соответствии СМК проверяемого предприятия установленным требованиям. При оценивании СМК по результатам аудитов применяются: «метод да/нет» или «метод баллов» (или оба метода одновременно). «Метод да/нет» – это метод определения соответствия или несоответствия объекта требованиям. При оценивании области, проверяемой согласно очередному вопросу проверочного листа, даются оценки: «значительное несоответствие», «малозначительное несоответствие», «соответствие». Принятие решения о наличии несоответствия и его классификации находится в компетенции аудитора. Заключение о соответствии СМК делается при отсутствии значительных несоответствий и наличии не более 15 малозначительных несоответствий.
«Метод баллов» – это метод количественного оценивания степени соответствия объекта требованиям. При формировании общей оценки и оценок на различных уровнях рекомендуется учитывать значимость различных элементов СМК с помощью весовых коэффициентов соответствующих вопросов. По выявленным несоответствиям поставщик планирует корректирующие действия, определяет сроки выполнения и уведомляет потребителя при их завершении. Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ Технический регламент – нормативный документ в системе технического регулирования, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Технология разработки технического регламента включает в себя: 1) порядок разработки, изменения и отмены технического регламента; 2) требования, включаемые в технический регламент; 3) требования к структуре технического регламента. 2.1. Порядок разработки, изменения и отмены технического регламента Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрен следующий порядок и стадии разработки технического регламента [1]: 1. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. 2. О разработке проекта Технического регламента Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии должно опубликовать уведомление. Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать: - информацию о виде продукции, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, относительно которых будут устанавливаться разрабатываемые требования; - краткое изложение цели этого технического регламента; - обоснование необходимости разработки технического регламента; - указание тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта этого технического регламента; - информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, - наименование или Ф.И.О. разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии – адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь. 3. С момента опубликования уведомления о разработке проекта Технического регламента этот проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким их изложением и результатов их обсуждения. Все письменные замечания заинтересованных лиц должны сохраняться разработчиком до вступления в силу технического регламента.
Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть меньше двух месяцев. 4. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента также публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или Ф.И.О. разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии – адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь. Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления. 5. После публичного обсуждения проекта технического регламента любой субъект, обладающий правом законодательной инициативы, вправе внести этот проект в виде проекта федерального закона о техническом регламенте на обсуждение Государственной Думы РФ. Согласно Конституции РФ правом законодательной инициативы по подобного рода вопросам обладают Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Вместе с проектом федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу вносят следующие документы: а) обоснование необходимости принятия закона о техническом регламенте с указанием требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта технического регламента; б) финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте; в) документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента; г) документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента; д) перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте направляется Государственной Думой в Правительство РФ. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. 6. Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Поправки к принятому в первом чтении проекту закона публикуются не позднее, чем за месяц до проведения Государственной Думой второго чтения проекта закона о техническом регламенте. Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, также направляется Государственной Думой в Правительство РФ не позднее, чем за месяц до его рассмотрения во втором чтении. На подготовленный ко второму чтению проект федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ в течение месяца дает свой отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации, не позднее, чем за тридцать дней до дня его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за тридцать дней до дня его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации. Порядок опубликования и размещения указанного проекта постановления устанавливается Правительством Российской Федерации. 7. Экспертизу проектов технических регламентов осуществляет экспертные комиссии по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми. Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования. Кроме общего порядка принятия технического регламента, Закон о техническом регулировании предусматривает и особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Это особый порядок допускает принятие технического регламента, минуя Государственную Думу, и без принятия соответствующего федерального закона. Такое возможно в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, и в случаях, когда для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В этих случаях Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения, придав ему обязательный характер своим указом. Затем технический регламент принимается Государственной Думой как федеральный закон, или, в исключительных случаях, вводится указом Президента РФ. Также технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами – участниками Содружества Независимых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае несоответствия действующего технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или его отмены. Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляются в порядке, предусмотренном ст.9 и 10 ФЗ «О техническом регулировании» в части разработки и принятия технических регламентов. 2.2. Требования, включаемые в технический регламент Технический регламент должен быть направлен на достижение следующих целей [1]: 1) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; 2) охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; 3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей; 4) обеспечения энергетической эффективности (абзац дополнительно включен с 27 ноября 2009 года). ФЗ «О техническом регулировании» содержит список показателей, которые могут включаться в технический регламент, причем этот список не может быть изменен. Он включает следующие показатели: 1) безопасность излучений; 2) биологическая безопасность; 3) взрывоопасность; 4) механическая безопасность; 5) пожарная безопасность; 6) промышленная безопасность; 7) термическая безопасность; 8) химическая безопасность; 9) электрическая безопасность; 10) ядерная и радиационная безопасность; 11) электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; 12) единство измерений. Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности. Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных целей регламента. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. Из закона о техническом регулировании [1] следует, что технический регламент не должен содержать требования к качеству и потребительским свойствам объектов технического регулирования, поскольку такие требования должны регулироваться рынком, а не административными мерами. К ним относятся показатели внешнего вида изделий, вкусовые характеристики, запах, качество отделки, характеристики совместимости с другими изделиями и т.п. Не должны содержаться в техническом регламенте требования к конструкции и исполнению объекта технического регулирования. Используют следующие способы формирования требований к объектам технического регулирования: 1) анализируют действующие нормативные требования к объекту, изложенные во всех нормативных документах (ГОСТах, СанПиНах и т.д.), а затем отбрасываются не относящиеся к безопасности и несоответствующие идеологии технического регламента. Оставшиеся нормы и требования сравнивают с международными стандартами, после чего принимается решение о включении их в регламент; 2) берут требования, установленные международными нормами, которые после предварительного анализа и сравнения с действующими российскими включаются в технический регламент. Требования и нормы, включаемые в технический регламент, должны быть указаны явно, без ссылок. Ссылки допускаются только на правила и методы измерений, правила отбора образцов для проведения измерений, необходимые для применения технических регламентов. Во всех остальных случаях требования и нормы следует записывать в виде конкретных значений показателей и параметров таким образом, чтобы они могли быть количественно измерены или оценены в процессе исследований и испытаний. Кроме требований, обеспечивающих безопасность конечного объекта регулирования с точки зрения его потребления, устанавливаются требования, обеспечивающие безопасность производственного процесса и его элементов для работников, занятых в этом процессе, и для окружающей среды. Если требования к производственному процессу и его элементам не превышают норм, установленных для соответствующих объектов общим техническим регламентом, то их не нужно помещать в специальный технический регламент. В этом случае нужно сослаться на соответствующий общий технический регламент. Таким образом, при разработке технического регламента необходимо учитывать следующее: 1) недопустимо включение в регламент требований к качеству, функциональным свойствам и т.п.; 2) требования к параметрам продукции, процессов должны быть конкретны и должна быть возможность их количественного измерения; 3) в регламент на процессы включают только требования, обеспечивающие безопасность работников, занятых в производстве, и окружающей среды; 4) недопустимо включение требований, относящихся к накапливаемым во времени свойствам, способным причинить вред не сразу, а после преодоления определенного порога накопления. 2.3. Структура технического регламента В технический регламент в общем случае рекомендуется включать структурные элементы, отражающие следующие вопросы [1]: 1) объекты технического регулирования; 2) терминология; 3) общие положения для размещения на рынке; 4) требования безопасности; 5) положение о свободном перемещении; 6) подтверждение соответствия; 7) оценка соответствия; 8) управление перечнем стандартов; 9) контроль и надзор на рынке; 10) назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента; 11) переходный период. Типовой шаблон федерального закона о техническом регламенте разработан с целью придания проектам специальных технических регламентов по возможности унифицированной формы, соответствующей общим требованиям к оформлению проектов федеральных законов РФ, а так же особенностям проектов специальных технических регламентов, предусмотренных Законом о техническом регулировании. Основу шаблона составляют ключевые стандартные и практически неизменяемые формулировки, принятые при написании проектов федеральных законов вообще и проектов федеральных законов о технических регламентах в частности. Типовой шаблон имеет следующую структуру [9]: Глава 1. Общие положения. Статья 1. Цели и сфера применения федерального закона. Статья 2. Правила идентификации продукции и процессов ее производства (эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Статья 3. Основные понятия. Глава 2. Требования по безопасности продукции. Статья 4. Требования по безопасности продукции. Статья 5. Требования к информации для приобретателя и маркировке продукции. Глава 3. Требования по безопасности производства продукции. Статья 6. Требования по безопасности эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасному использованию прилегающих территорий. Статья 7. Требования к безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования (включая требования по электромагнитной совместимости). Статья 8. Требования по пожарной безопасности производства. Статья 9. Требования биологической (санитарно-эпидемиологи-ческой) безопасности производства. Статья 10. Требования экологической безопасности производства (включая прилегающие территории). Статья 11. Требования ядерной и радиационной безопасности производства. Глава 4. Оценка соответствия продукции требованиям безопасности. Статья 12. Оценка соответствия продукции до выпуска ее в обращение. Статья 13. Оценка соответствия продукции требованиям настоящего федерального закона. Статья 14. Формы подтверждения соответствия. Статья 15. Декларирование соответствия продукции. Статья 16. Принятие заявителем декларации о соответствии на основании собственных доказательств. Статья 17. Принятие заявителем декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны. Статья 18. Сертификация. Статья 19. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего федерального закона. Статья 20. Государственный контроль (надзор) безопасности продукции на стадии обращения. Глава 5. Оценка соответствия производства продукции требованиям безопасности. Статья 21. Технический надзор. Статья 22. Пожарный надзор. Статья 23. Санитарно-эпидемиологический надзор. Статья 24. Экологический надзор. Статья 25. Метрологический надзор. Глава 6. Заключительные и переходные положения. Глава 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ Технология разработки национального стандарта включает в себя четыре группы правил: 1) правила разработки и утверждения стандарта (п. 3.1); 2) правила обновления и отмены стандарта (п. 3.2); Порядок и стадии разработки национального стандарта стандартизованы и изложены в ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. 3) правила построения стандарта. Структура стандарта (п. 3.3); 4) правила изложения и оформления стандарта (п. 3.4). Общие требования к построению, содержанию, изложению и оформлению национального стандарта также стандартизованы и изложены в ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. 3.1. Правила разработки и утверждения стандарта Инициатором разработки национального стандарта может быть орган власти, юридическое или физическое лицо. Заказчиком разработки национального стандарта может быть национальный орган РФ по стандартизации, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в разработке. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы. Как правило, разработку национальных стандартов РФ осуществляют предприятия, общественные объединения. В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки и утверждения национального стандарта: 1) организация разработки стандарта (п. 3.1.1); 2) разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение (п. 3.1.2); 3) подготовка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая – п. 3.1.3); 4) подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие (п. 3.1.4). 3.1.1. Организация разработки стандарта Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в технические комитеты по стандартизации (ТК) по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке на разработку национального стандарта приводят: 1) обоснование технической, экономической, социальной целесообразности разработки национального стандарта; 2) информацию о связи национального стандарта с техническим регламентом, международным стандартом или иным документом; 3) сведения о возможных источниках финансирования; 4) сведения об ориентировочной стоимости разработки стандарта, о заказчике, исполнителе и соисполнителях. К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем. Заявки могут представлять научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления в Российской Федерации, предприятия и предприниматели. Технические комитеты представляют заявки в национальный орган РФ по стандартизации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Программу разработки национальных стандартов разрабатывает научно-исследовательская организация по стандартизации (ВНИИС), утверждает – национальный орган РФ по стандартизации, который размещает эту программу в информационной системе общего пользования и в печатном издании. Разработку национальных стандартов РФ осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а так же предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ (ТК) и договоров на разработку стандартов или в инициативном порядке. Порядок взаимодействия разработчика и заказчика национального стандарта устанавливает техническое задание на разработку стандарта и/или соответствующий договор. Техническое задание на разработку стандарта может содержать, например: - указания на стадии разработки и сроки их выполнения; - разделы стандарта и примерную номенклатуру основных требований, устанавливаемых стандартом; - перечень документов, представляемых со стандартом; - перечень государственных органов управления и/или предприятий, которым проект стандарта должен быть разослан на рассмотрение или согласование; - дополнительные требования заказчика, в частности, необходимость предоставления заказчику проекта стандарта на любой стадии разработки. Национальный орган по стандартизации публикует в информационной системе общего пользования уведомление о разработке стандарта, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, отличающих его от положений соответствующих международных стандартов. Технический комитет организует разработку проекта стандарта: - определяет подкомитет (ПК), в котором будут разрабатывать стандарт; - определяет рабочую группу или организацию для разработки стандарта; - устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором. 3.1.2. Разработка первой редакции проекта стандарта Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к нему. При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает: - требования технических регламентов; - современные достижения науки, техники, технологии; - международные и региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; - прогрессивные национальные стандарты других государств; - условия использования продукции, выполнения процессов и оказания услуг, а так же условиях режимов труда и техники безопасности; - предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта. В заголовке пояснительной записки к первой редакции проекта стандарта разработчик приводит наименование проекта стандарта и стадию разработки стандарта. Пояснительная записка должна содержать: - шифр соответствующего задания в программе разработки национальных стандартов или информацию о разработке стандарта без включения в программу; - основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа и/или заказчика разработки стандарта; - краткую характеристику объекта стандартизации; - технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности разработки стандарта (с указанием мотивированного решения о проведении этой работы на национальном уровне и/или необходимости обеспечения содействия соблюдению требований разрабатываемого или действующего технического регламента); - описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности применения стандарта (а по возможности – результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности); - сведения о соответствии проекта стандарта федерал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|