Традиционная культура и народное искусство
Стр 1 из 37Следующая ⇒ Федотова Т. Л. Культурология. Традиционная культура И народное искусство
Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»
Санкт-Петербург Издательство СПбГПУ
Содержание Анкета............................................................................………………………...3 Часть 1 Методические материалы…………………………………………..…4 1.1. Формальные параметры оценки деятельности студентов....................….4 Программа курса "Традиционная культура и народное искусство".....….....5 1.3. Литература к курсу....................................................……………………..6 1.4. Темы практических занятий и первоисточники для конспектирования..9 1.5. Занятия в музее................................................................…………………12 1.6. Темы и варианты домашних работ...........................………………….…14 1.7. Темы для исследования этимологии слов. Пословицы и поговорки для письменного анализа.........………………………………………………..38 1.8. Темы докладов…………………………………………………………….41 1.9. Список монографий для самостоятельного изучения………………….48 1.10. Список поэтов для выбора стихов, выучиваемых наизусть………......49 Часть 2. Антология тематических текстов…………………………………...50 Введение………………………………………………………………………..51 Славянский мир.............................................................………………….........59 Специфика славянского этноса………………………………………..…59 Религиозные традиции славян…………………………………………....82 Эстетические аспекты быта славян………………………………………89 Восточные славяне………………………………………………………...97 Западные и южные славяне……………………………………………...104 Неславянские народы России и ближнего зарубежья…..………………....127
Народы Кавказа и Закавказья.......................................……………….…127 Народы прибалтийского региона................................….……………..…142 Восточная и азиатская культура......................................………………..158 Городская культура.................................................................………………171 Основание Петербурга……………………………………………………171 Российское высшее образование и традиции студенчества....................180 Заключение. Будущее национальных культур..............................................193 Краткий словарь терминов и имен…………………………………………..207
Анкета Здравствуйте! 1. Как еще можно приветствовать человека на русском языке? 2. Вас зовут.............................. Свое имя вы получили в честь кого-то или просто так? Вас крестили? Если да, то в какую веру? Считаете ли вы себя религиозным? 3. Вы родились и до поступления в институт жили......(город, деревня и т. д.) Ваши родители родом из..... Помнят ли они традиции и обряды своих родных мест? Рассказывали вам о них? Какие обряды сохраняются в вашем семейном быту по сей день? 4. Ваши бабушки и дедушки родились и жили...... (город, село) Они по национальности.... по социальному происхождению.....по роду занятий..... Что вы знаете о своих прабабушках и прадедушках? Кто вам рассказывал о них? 5. Что вам известно о более далеких предках? Откуда они родом, какой национальности, чем занимались в жизни? Как у вас в семье сохраняется память о родне? Знаете ли вы где могилы ваших предков, как часто их посещаете? 6. Ваш родной язык...... и по национальности вы...... Чем, по-вашему, определяется принадлежность к нации? Каковы наиболее характерные черты вашего национального характера? 7. Какие национальные святыни и памятники культуры расположены в крае, где вы живете? В чем особенности вашей родной национальной культуры? 8. Какое значение вы придаете своей национальности и национальности других в повседневной жизни в семье, в быту? в деловых отношениях? в политической жизни? при выборе супруга или друга?
9. Что значат, по-вашему, такие понятия как национальная гордость и национализм? Как для вас соотносятся понятия национальное, патриотическое? 10. Какие национальные культуры вас особенно интересуют? О каких обрядах вы хотели бы узнать подробнее? 11. Что вас больше всего интересует в народном искусстве?(Народные песни, особенности жилища, одежды, традиции ремесел народов и т. п.) 12. На чем следует остановиться подробнее при рассмотрении вопросов о возникновении религиозных верований у разных народов, сложении язычества, возникновения христианства? Какие проблемы из истории религии нас особенно интересуют? Спасибо! 13. А как еще можно выразить на русском языке благодарность?
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
«... обучай только тех, кто способен, узнав один угол квадрата, додуматься до трех остальных» Конфуций «Тот, кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, попадет в беду» Конфуций «Невежество - рабство, знание – свобода» Беранже «Не ищи тогда глагол высокославных, но смиренномудрия: сим победиши все противящиеся тебе» Аввакум
Формальные параметры оценки деятельности студентов Виды деятельности с оценкой в баллах 1. Письменные ответы на вопросы по теме лекции в ее конце - от 10 до 30 2. Конспект лекций - одна лекция – 10 - 15 3. Занятие в музее - 15 4. Выступление в музее - отл. - 40, хор. - 30, уд. - 20 5. Устный анализ самостоятельно прочитанной книги по тематике курса - от 15 до 25 6. Индивидуальное задание (доклад) - отл. - 80, хор. - 50, уд. - 30 7. Домашняя работа (сочинение) - отл. - 60, хор. - 40, уд. - 20 8. Письменный анализ пословицы или письменное исследование этимологии (смысла) слов - отл. - 30, хор. - 20, уд. - 10 9. Конспект первоисточников к практическим занятиям - от 30 до 50 за занятие. По конспектам первоисточников в конце семестра должна быть написана обязательная для всех контрольная работа. Она проводится по нескольким вариантам, составленным на основе вопросов практических занятий и произведений для обязательного прочтения(один вариант включает в себя 2 вопроса из разных тем и обязательное прочтение к одному из практических занятий). От написания контрольной работы могут быть освобождены студенты регулярно и успешно отвечавшие на каждом практическом занятии.
10. Выступление на практическом занятии - от 20 до 30 11. Домашнии задания - от 30 до 60 за каждое 12. Анализ блока книг – от 20 до 60 баллов 13. Выучивание наизусть трех стихотворений о Родине, народе, национальном характере и национальной культуре – от 10 до 30 за каждое (список авторов см. далее) Примечание: все виды деятельности, кроме (6, 7, 9, 10, 11, 12 и 13) выбираются студентами по желанию. Обязательные задания оцениваются только если они представлены в установленные сроки. В противном случае они зачитываются просто как сданные долги без оценки в баллах. Для получения допуска к зачету кроме обязательных заданий необходимо предъявить преподавателю так же конспект как минимум 3-х лекций из прочитанного курса. Зачет Ставится в конце семестра или раньше автоматически, если студентом за разные виды деятельности набрано определенное преподавателем количество баллов и выполнены все обязательные задания. В случае, когда набрано не менее половины необходимых баллов, предоставляется возможность в зачетную неделю по согласованному с преподавателем расписанию представить все обязательные задания (проводиться устный опрос по всем долгам). Если количество набранных баллов менее половины, то, в связи с нормами времени, полагающимися на зачет для одного студента в зачетную неделю, при большом количестве долгов сдача зачета в течении данной сессии мало вероятна и переносится на дополнительную сессию или следующий семестр. Традиционная культура и народное искусство Восточной Европы, России, Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока.
«... humana universitas est quoddam totum ad quasdam partes et est quaedam pars ad quoddam totum. Est enim quoddam totum ad regna particularia et ad gentes... et est quaedem pars ad totum universum»(«... человечество в своей совокупности представляет собою нечто целое по отношению к некоторым частям и некоторую часть по отношению к некоторому целому»)
Данте «Кроме простого мужика, все остальное у нас – ложь и призрак» Б. Маркевич «Достаточно услышать народную песню 15 века, чтобы понять, как низко мы пали» А. де Сент-Экзюпери «Профессиональное искусство - вино для избранных, народное - чистая родниковая вода для всех» В. С. Воронов
Введение. Понятия: этнос, народность, нация, традиция, обряд. Основные особенности традиционного общества и его отличия от общества цивилизационного; перспективность традиционного общества с точки зрения выживания человечества и сохранения земной цивилизации. Непреходящее значение характерных принципов народной культуры: коллективизма, справедливости, добра и красоты как целесообразности, пользы и здоровья. Тема 1. Восточные славяне, их специфические этнические типы, своеобразие национального характера, нравственных норм общественной и частной жизни. Причины формирования данного своеобразия. Народные традиции. Народный календарь. Сезонные крестьянские праздники, их языческие истоки. Бытовые обряды. Распространение христианства у славян. Христианский образ жизни, его отличие от язычества. Православные ритуалы и праздники. Тема 2. Бытовая культура восточных славян. Поселение, жилище, хозяйственная деятельность. Культовое зодчество, его специфика у славянских народов. Народное художественное творчество. Обработка дерева, металла, изделия из глины, ткачество, изготовление одежды. Тема 3. Культура славян Восточной Европы и Балкан. Историческая судьба этих народов и ее влияние на национальное искусство. Западные, южные и восточные славяне как части единого славянского этноса. Современное положение славянских народов в мировом сообществе. Тема 3. Национальные традиции и культуры народов, проживавших на территории СССР и ныне входящих в состав Российской Федерации (прибалты, азиаты, народы Закавказья и Севера). Национальная архитектура. Дом земледельца, скотовода, охотника как жилище и как философия жизни. Наиболее распространенные народные художественные промыслы. Тема 4. Своеобразие восточных народных традиций. Культура и традиционное искусство Китая, Японии, Кореи, Индии и др. Специфика восточных религий и национальных мировоззрений народов данного региона, взаимовлияния и связи с традиционной культурой народов нашей страны. Тема 4. Особенности городской культуры и городского населения. Культура Петербурга-Ленинграда как интеллектуального центра России. История высшего образования в нашем городе. Традиции отечественной научной интеллигенции и студенчества. Заключение. Национальная гордость, национальное самосознание, их соотношение с гуманизмом и интернационализмом. Государственность, патриотизм и проблема свободного развития национальных культур в современном мире. Перспективы сохранения национального своеобразия культуры и государственности славянских народов в том числе русских, белорусов и украинцев в нынешней ситуации.
Литература к курсу Основная: Хрестоматии: 1. Сравнительное изучение цивилизаций. Сост. Ерасов Б. М., 1999 2, В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Сост. Федоровский Н. М., 1997 3. Русское устное народное творчество. Сост. Ю.Г. Круглов и др. М., 2003 Монографии и учебные пособия: 1. Алексеев В. Историческая антропология. М., 1979 2. Андреев А., Селиванов А. Русская традиция. М., 2004 3. Арутюнов С. Народы и культуры. М., 1989 4. Бартольд В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992 5. Баронин А. Этническая психология. Киев, 2000 6. Белов В. Лад. Л. 1984 (его же Повседневная жизнь Русского Севера. М., 2000) 7. Белова О.Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М., 2005 8. Белорусы. М., 1998 9. Бенедиктов Н. Русские святыни. М., 2003 10. Бенедиктов Н. И др. Ленин: марксизм и русская идея. Н.-Новгород. 1994 11. Бестужев-Лада И. Почему вымирают русские. М., 2004 12. Бондырева С., Колесов Д. Традиции. М.-Воронеж, 2004 13. Бранский В. Социальная синергетика и теория наций. СПб., 2000 14. Бузин В. Этнография русских. СПб., 2007 15. Введение в этническую психологию. СПб., 1995 16. Вера. Этнос. Нация. М., 2007 17. Воронов В. О крестьянском искусстве. М. 1972 18. Гачев Г. Соседи России. Польша. Литва. Эстония. М., 2003 19. Громыко М., Буганов А. О воззрениях русского народа. М., 2000 20. Городской месяцеслов. СПб. 1993 21. Гумилев Л. География этноса в исторический период. Л 1990 22. Даль В. Месяцеслов. СПб. 1992 23. Даль В. Толковый словарь. 24. Даль В. Пословицы русского народа. 25. Долуханов П. Истоки этноса. СПб., 2000 26. Дьякон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. М.,1995 27. Еремина В. Ритуал и фольклор. Л. 1991 28. Здравомыслов А. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997 29. Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М. 1991 30. Искусство стран Востока М. 1986 31. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994 32. Клейн Л. Воскрешение Перуна. СПб., 2004 33. Колесов В. Русь: наследие в слове. СПб., 2000 34. Конрад Н. Запад и Восток. М. 1972 35. Круг земного бытия. М., 1997 36. Маковский М. Язык. Миф. Культура. М., 1996 37. Мединский В. О русском пьянстве, лени и жестокости. М., 2008 38. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. М. 1993 39. Мифы народов мира. М. 1980 40. Найденова Л.П. Мир русского человека 16-17 в.в. М., 2003 41. Народы России. Энциклопедический словарь. М. 1994 42. Народный месяцеслов. М. 1992 43. Народные мастера. Традиции и школы., М., 2006 44. Некрасова М. Народное искусство как часть культуры. 45. Пилявский и др. История русской архитектуры (1-3 разд.) 46. Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002 47. Пропп В. Фольклор и действительность. М. 1976 48. Религии Древнего Востока. М., 1995 49. Религиозные традиции мира. М., 1996 50. Рогов А. Мир русской души. М., 2003 51. Русские. М., 1997 52. Русская цивилизация.М.,2000 53. Русская цивилизация и соборность. М.,1994 54. Русский народ. М.,2001 55. Садохин А. Этнология. М., 2000 56. Семенова М. Мы - славяне. СПб., 1997 57. Сто народов, сто языков. М. 1992 58. Тер-Саркисянц А. Армяне. М., 1999 59. Троицкая Н. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1995 60. Традиционное жилище народов России. М., 1997 61. Украинцы. М., 2000 62. Уткин А. Россия и Запад. М., 2000 63. Чеснов Л. Лекции по исторической этнологии. М., 1998 64. Шангина И. Русский традиционный быт. СПб., 2003 65. Этнография. Учебник для исторических факультетов вузов. 66. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М., 1999 67. Яковлев Е. Искусство и мировые религии. М. 1985 Дополнительная: 1. Агеева Р. Какого мы роду-племени.М., 2000 2. Алексеев Г. Римо-католичество и экуменизм. М., 1996 3. Аль Д. Историю России рассказывает С-Петербург. С-Пб. - М.,2001 4. Бороноев А. Смирнов П. Россия и русские. С. Пб. 1992 5. Бромлей Ю. и др. Человечество – это народы. М. 1990 6. Бромлей Ю. Современные проблемы этнографии. М. 1981 7. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988 8. Григорьева Т. Дао и логос. М., 1992 9. Гореванов И. Боевые искусства мира. Йошкар-Ола, 1994 10. Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. 11. Гусев В. Эстетика фольклора М. 1967 12. Даркевич В. Народная культура средневековья. М. 1988 13. Дмитриева С. Фольклор и народное искусство русских. М., 1988 14. Жегалова С. Художественная культура русской деревни. М. 1983 15. Жидков В., Соколов К. Десять веков российской ментальности. С-Пб., 2001 16. Забелин М. Русский народ, его обряды... 17. Ивянская И. Мир жилища. М., 2000 18. Итс Р. У янтарного моря. М. 1983 19. Итс Р. Века и поколения. Л. 1986 20. Клейн Л. Археологические источники. Л. 1978 21. Ковалев Н. Рассказы о простых вещах. С-Пб. 1993 22. Лавров С. Фроянов И. Русский народ и государство. С-Пб. 1995 23. Лебон Г. Психологические законы эволюции народов. М., 1996 24. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. 1983 (или его же Первобытное мышление. М. 1994) 25. Мухин А., Здоровец Я. Диаспоры и землячество: вопросы влияния. М., 2005 26. Некрасова М. Современное народное искусство Л. 1980 27. Ополовников А. Русский Север. М. 1977 28. Поршнев Б. Социальная психология и история. 1979 29. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки Л. 1986 30. Пушкарев Л. Духовный мир русского крестьянина. М. 1994 31. Русская семейная и сексуальная культура глазами истриков, этногрфов… М., 2004 32. Русские. Этносоциологические очерки. М.,1991 33. Русские народные традиции и современность. М., 1995 34. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М. 1987 35. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М. 1981 36. Свенцицкая И. Раннее христианство. М.,1987 37. Словарь русских суеверий. Н. Новгород, 1995 38. Соколова Т. Орнамент - почерк эпохи. Л. 1972 39. Симонов П. и др. Происхождение духовности. М. 1989 40. Терещенко А. Быт русского народа. М.,1997 41. Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983 42. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М. 1980 43. Фроянов И. Погружение в бездну. С-Пб., 1999 44. Чиркович С. Сербия. Средние века. М., 1996 45. Шамаро А. Православие и русская культура. М. 1980 46. Шафаревич И. Русский народ на переломе тысячелетий. М., 2000 47. Этнознаковые функции культуры. М. 1996 Интернет: http://dnt.cultur.ru www.liturgy.ru www.Vitoslavici.ru www.villa.ru www.Kiji.ru http://www.remesla.ru/ www.pravoslavie.ru http://religion.russ.ru/ http://www.tserkov.info/ www.ethnomuseum.ru
Темы практических занятий, вопросы к ним и первоисточники для конспектирования.
Требования к конспекту. Конспект - это краткое изложение (в основном своими словами, а не цитатами из текста) главных идей конспектируемой работы. Изучая первоисточник, по заданной теме практического занятия, следует рассмотреть выбранную работу в целом, и по составленному конспекту (желательно на отведенных для этой цели полях) сделать пометки - что именно подходит для ответа на тот или иной вопрос практического занятия. До начала конспектирования следует найти и записать краткие сведения об авторе работы, времени и причинах ее создания. Из списка первоисточников к определенной теме необходимо выбрать по одному источнику из каждого пронумерованного блока. Выступление на практическом занятии строится на основе конспектов первоисточников, которые не пересказываются, а анализируются, исходя из проблем, сформулированных в вопросах практического занятия. Приветствуется сопоставление разных мнений по одной проблеме. Для этого можно использовать лекции, материалы антологии текстов из 2-й части пособия и литературу по программе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|