Работа с научным руководителем обычно начинается с решения несколько пробных задачек и/или чтения нескольких статей по теме будущей работы, возможно. Затем вам будет дана основная задача, которая в перспективе должна перерасти в тему исследовательской работы.
Получив очередное задание, не стесняйтесь обратиться за дополнительными разъяснениями. Гораздо хуже, если вы, закопавшись, надолго пропадёте, так ничего и не сделав.
Другая распространённая ошибка — откладывать работу на потом. Обычно руководитель рассчитывает, что ваша работа вольётся в общее исследование и ожидает определённых результатов к определённым срокам. Если вы справляетесь с первой задачкой быстро, то получаете усложнение, потом следующее, и к концу учёбы набегают ощутимые результаты. Если же студент вспоминает про работу в конце семестра и начинает решать поставленную изначально простую задачу, то и работа получается слишком простая и никому не нужная. Практически невозможно за пару недель сделать нечто стоящее. Не бойтесь ошибаться. Вы учитесь сложному делу, поэтому никто Вас не осудит, если будет получаться не всё и не сразу. Помните, что ценится ваше творчество, трудолюбие и тяга к знаниям. Резюмируем:
· Работайте постоянно.
· Руководитель не обязан направлять каждый ваш шаг.
· Инициатива не наказуема.
· Вы имеете право на ошибку.
· Составьте полный список вопросов, что вам не понятно, чтобы дойти до цели.
· Напишите три варианта ваших ответов на каждый вопрос. Обсудите их с научным руководителем. Разговор «какой из трёх вариантов лучше» всегда конструктивнее разговора «придумайте за меня сами, как всё это сделать».
· Выберите для каждого вопроса из трёх вариантов самый простой с точки зрения реализации.
· Выполните всё задание от начала до конца, чтобы заработало хоть что-то. Если это задача анализа данных, то надо обязательно дойти до оценивания качества решений. Обсудите первые результаты с руководителем.
· Постепенно, по одной, заменяйте заплатки на более разумные варианты и смотрите, что улучшается.
Это универсальная блок-схема для тех, кто любит полную ясность до начала работы, а иначе будет сомневаться до бесконечности (распечатать крупно и повесить на стенку). Возможно, вы не такой, и лично вам будет нужен другой алгоритм успеха. Универсальных рецептов для всех не существует.
Он состоит в том, чтобы повторять определённые виды работ из следующего перечня:
· вывод теории (даже если работа экспериментальная, это помогает понять метод и приспособить его под свою задачу);
· проведение экспериментов (даже если работа теоретическая, это помогает открывать новые эффекты);
· анализ простых частных случаев и крайних случаев, даже если они кажутся вырожденными;
· письменное изложение постановки задачи, обзора статей или уже найденных частичных решений;
· обсуждение с руководителем и наставниками, участие в научных семинарах и конференциях.
Порядок этих работ не важен и выбирается по ситуации, но ни одна из них не должна систематически пропускаться — в этом суть алгоритма, и только в этом случае он гарантирует успешное продвижение.
Наиболее распространенные «клише» сведены ниже в таблицу. При написании своей работы Вы можете использовать эту таблицу, находя в ней те словосочетания и обороты, которые более всего подходят к Вашему общему стилю изложения материала [5].
Раздел
|
Лексические средства
|
Тема
| Данная (Настоящая) работа (исследование) посвящена(о) такому актуальному вопросу, как...
|
Работа посвящена рассмотрению вопроса…
|
В данной (представляемой) работе рассматривается (что? ), говорится (о чем? ), дается оценка, анализ (чего? ), обобщается (что? )
|
Проблема
| В центре внимания работы находятся…
|
В данной (настоящей, представляемой) работе ставятся, затрагиваются, освещаются (следующие проблемы)…
|
В этой (данной, предлагаемой, рассматриваемой) работе (статье) ставится (поднимается, выдвигается, рассматривается) ряд (несколько... ) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных... ) вопросов (проблем... ).
|
Предметом настоящего рассмотрения (исследования) является...
|
Актуальность
темы
(проблемы)
| как показывает обзор литературы (анализ литературных данных, результаты ранее проведенных исследований) задача... (проблема... )
|
Данная (рассматриваемая в работе) проблема (тема) представляет особую актуальность, так как
|
Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков)
|
в последнее время актуальной является задача... . Это объясняется
|
Поэтому экспериментальные исследования... представляют большой интерес
|
исследование... представляет большое научное и практическое значение для решения... проблем.... Оно необходимо при решении таких задач, как.... Поэтому необходимость создания... является актуальной задачей
|
Теоретическое (экспериментальное) исследование... сопряжено с большими трудностями, связанными с..., поэтому важное значение имеют экспериментальные (теоретические) исследования.
|
исследование... в реальных условиях сопряжено с большими трудностями, поэтому важное значение приобретает
теоретический анализ
|
Одним из самых существенных (важных, актуальных... ) вопросов, представляется, является вопрос о...
|
В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая? )
|
Цели, задачи
| Целью (задачей) настоящего исследования (данной работы) является экспериментальное (или теоретическое) исследование
|
были поставлены следующие задачи:
|
задачей настоящей работы является
|
| В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы. Можно (попытаться) выделить несколько подходов к ее решению.
|
Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах (чьих? ), второй подход прослеживается в трудах (кого? ), третий подход лежит в основе работ (чьих? ).
|
В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).
|
Изложение сущности различных точек зрения
| Первая точка зрения принадлежит (кому? ) и заключается (в чем? ). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих? ) и сводится (к чему? ). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих? ) и состоит (в чем? ).
|
Выражение отношения к различным точкам зрения
| Можно согласиться с точкой зрения автора
|
Нельзя не согласиться с мнением (автора) о том
|
Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора
|
Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения (автора) (на что? )
|
Акцентирование внимания на проблеме (вопросе)
| Хотелось бы (можно, следует, целесообразно) остановиться на
|
Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о
|
Выводы
| выявлены закономерности
|
обосновано использование... методов для...
|
полученные данные о... показали возможность
|
получены новые результаты по (данные о)
|
показана возможность
|
на основании... выявлено, что...
|
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что... можно сделать заключение, что
|
на основе проведены исследования
|
проведено сравнение (сопоставление)... (полученных экспериментальных данных с данными, соответствующими имеющимися теоретическими моделями)
|
В заключение можно сказать, что
|
Таким образом, можно заключить (сделать вывод), что...
|
Рисунки,
таблицы
| Согласно таблице 1
|
Результаты (эксперимента, опроса. ) представлены на рисунке 1.
Из рисунка 1 видно, что.
|
Речевая
функция
|
|
Причина и следствие, условие и следствие
| как
|
поскольку
|
откуда следует
|
вследствие
|
в результате
|
в силу. в виду этого
|
в зависимости от
|
в связи с этим, согласно этому
|
в таком... в этом случае
|
в этих… при таких условиях
|
| свидетельствует
|
указывает
|
говорит
|
соответствует
|
дает возможность
|
позволяет
|
способствует
|
Временная соотнесенность и порядок изложения
| сначала, прежде всего, в первую очередь
|
первым последующим предшествующим шагом
|
одновременно, в то же время, здесь же
|
наряду с этим
|
предварительно, ранее, выше
|
еще раз, вновь, снова
|
затем, далее, потом, ниже
|
в дальнейшем, в последующем, впоследствии
|
во-первых, во-вторых и т. д.
|
в настоящее время, до настоящего времени
|
в последние годы, за последние годы
|
наконец, в заключение
|
Сопоставление и противопоставление
| однако, но, а, же
|
как.., так и..; так же, как и...
|
не только, но и...
|
по сравнению; если.., то...
|
в отличие, в противоположность, наоборот
|
аналогично, также, таким же образом
|
с одной стороны, с другой стороны
|
С другой стороны, следует подчеркнуть что
|
в то время как, между тем, вместе с тем
|
тем не менее
|
Дополнение или уточнение
| также и, причем, при этом, вместе с тем как
|
кроме... сверх... более того
|
главным образом, особенно
|
Следует отметить
|
Ссылка на
предыдущее
или
последующее
высказывание
| тем более, что...
|
в том числе, в случае, то есть, а именно
|
| сказано
|
показано
|
упомянуто
|
отмечено
|
установлено
|
получено
|
обнаружено
|
найдено
|
как говорилось. указывалось отмечалось... подчеркивалось выше
|
Согласно. сообразно соответственно этому
|
в соответствии с этим, в связи с этим
|
в связи с вышеизложенным
|
данный, названный, рассматриваемый
|
такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа
|
следующий, последующий, некоторый
|
многие из них, один из них, некоторые их них
|
большая часть, большинство
|
Обобщение,
вывод
| В результате, в итоге, в конечном счете
|
таким образом, итак, следовательно
|
Логика рассуждения приводит к следующему
|
отсюда (из этого) вытекает... следует
понятно
ясно
|
это позволяет сделать вывод сводится к следующему свидетельствует
|
наконец, в заключение
|
Иллюстрация
сказанного
| например, так, в качестве примера
|
примером может служить
|
такой как (например)
|
в случае, для случая
|
о чем можно судить, что очевидно
|
Введение новой информации
| Рассмотрим следующие случаи
|
Остановимся подробно на...
|
Приведем несколько примеров
|
Основные преимущества этого метода
|
Некоторые дополнительные замечания
|
Несколько слов о перспективах исследования
|
| | | |