Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Приемы сжатия текста. Как правило, достаточно использование трех основных способов. . Рекомендации по оформлению исследовательских проектов




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Приемы сжатия текста

На начальном этапе создания научного текста (статьи, реферата и т. п. ) не задумывайтесь об объеме, который требуется для реферата, статьи или тезисов. Все сокращения Вы сделаете позже. Кажется, что лучше сразу написать текст нужного объема и это сократит время работы. Тем ни менее, это не так. Даже умудренные опытом ученые испытывают затруднения при создании текста. Чтобы упростить Вашу задачу и облегчить труд, ниже приведены некоторые рекомендации.

Для начала, напишите текст так, как Вы считаете нужным и включите в него то, что Вы считаете необходимым. Сразу используйте приведенные в таблице клише. Отложите написанный текст на день-два и отвлекитесь от него. Затем, через пару дней перечитайте. То, что Вам не понравится, исправьте. Повторите эти действия. Текст должен нравиться Вам! Теперь, когда Вы написали текст, не вызывающий у Вас отрицательных эмоций, приступайте к сжатию его до нужных объемов. Для этого используйте изложенные ниже способы сжатия текста.

Как правило, достаточно использование трех основных способов.

I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т. п. Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись. Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на известном явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Например, в предложении Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Уберем их. Смысл предложения не изменится, и оно только выиграет от сжатия. Возможно также исключение последнего слова стиле, позволяющее избежать повтора близлежащих словоформ. В результате, предложение примет вид: Слова-термины могут употребляться в любом стиле, но, конечно, чаще всего их используют в научном. Таким образом, мы сократили текст на 69 знаков без потери смысла.

II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае необходимо сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

III. Сочетание исключения и обобщения.

Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рекомендации по оформлению исследовательских проектов

Паспорт проекта должен содержать

1. Название образовательного учреждения

2. Название проекта.

3. Автор(ы).

4. Руководитель.

5. Сроки реализации проекта (начало – окончание).

6. Целевая аудитория.

7. Деятельность по разработке и реализации проекта:

· анализ ситуации,

· идея проекта,

· цели и задачи,

· анализ ресурсов и рисков реализации проекта,

· план действий по реализации проекта,

· мероприятия (действия) по реализации проекта,

· получение результата,

· оценка эффективности,

· перспективы проекта.

Последовательности в изложении результатов исследований может быть такой:

· титульный лист;

· оглавление;

· цель работы, рабочая гипотеза;

· теоретическое обоснование актуальности исследования (при необходимости);

· использованные методы;

· этапы работы, описание результатов;

· объяснение результатов;

· выводы, возможности использования результатов исследования и перспективы дальнейшей работы по данной теме;

· источники информации.

 

       Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, на базе которого осуществляется исследование. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество исполнителя, группа, ОУ, и далее фиксируется фамилия, имя, отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность, место работы. В нижнем поле указываются местонахождение учебного заведения и год написания работы. Образец титульного листа приведен в приложении 2.

       Оглавление должно быть на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются по правому краю печатного поля.

       Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все составляющие введения должны быть взаимосвязаны.

       Работа начинается с постановки проблемы, которая определяет направление в организации исследования, и представляет собой обзор состояния знания в исследуемой области. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено? » Важное значение в процессе формулирования проблемы имеет постановка вопросов и определение противоречий.

       Выдвижение проблемы предполагает обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

       После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.

       Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца. Как правило, цель исследовательской работы бывает одна, в то время как задач – несколько. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы. Первое представляет собой все то, что делалось при проведении исследования.

       Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

       Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

· не включает в себя слишком много положений;

· не содержит неоднозначных понятий;

· выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;

· проверяема и приложима к широкому кругу явлений;

· не включает в себя ценностных суждений;

· имеет правильное стилистическое оформление.

       Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы.

       Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. В проекте необходимо дать краткую характеристику того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении оно ранее изучалось. Такая характеристика дается в обзоре литературы по проблеме, который делается на основе анализа нескольких работ.

       В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

· определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

· изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;

· обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;

· перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления изучаемого явления.

       В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

       Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида научной работы учащегося.

       В последующих главах работы, имеющих опытно-экспериментальный характер, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах. При описании методик обязательными данными являются: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.

       Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их написании необходимо учитывать следующие правила:

· выводы должны соответствовать поставленным задачам;

· выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных измерений;

· выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;

· выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.

       Описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы, представляет собой методику исследования. Она также должна быть описана в тексте работы. Далее представляются собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и данными из источников, содержащимися в обзоре литературы по проблеме. После этого следует сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных, например, текстов), которые представлять не нужно. В тексте числа или конкретные примеры служат для иллюстрации полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Однако нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, самый интересный первичный материал может выноситься в приложения. Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста.

       Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Выводы в заключении могут тезисно, по порядку выполнения задач, излагать результаты исследования. Выводы – это в своем роде краткие ответы на вопросы – как решены поставленные исследовательские задачи. Совокупность выводов является доказательством полноты достижения цели. Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

       Нужно хорошо понимать различие текста работы и доклада по ней. Главная задача докладчика – точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством ярко, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, перегрузка его “лишними” данными. Для освещения сути исследования 5-10 минут вполне достаточно. Все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы.

       В конце, после заключения, принято помещать список литературы, куда заносятся только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения исследовательской работы. В приложении даются материалы большого объема. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, практические результаты экспериментальной деятельности и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...