Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Большая Россия (РФ плюс «постсоветское пространство»)




 

В Российской Федерации 2010 год ознаменовался глубоким и системным кризисом существующего политического режима, а также государственной системы в целом. Этот кризис выразился в самых разнообразных, хотя и системно взаимосвязанных явлениях.

В течение всего года нарастало число и ожесточённость столкновений между организованными по этническому принципу бандами мигрантов и коренным русским населением. 10 июля произошло убийство чеченцами футбольного болельщика Юрия Волкова, 25 июля – события в детском оздоровительном комплексе «Дон», 28 августа – события в станице Троицкая, 26 октября – нападение таджиков на местных жителей в городе Хотьково Московской области, также в октябре произошли столкновения «любителей лезгинки» и «ночных стрелков» в Ставрополе, в ночь с 26 на 27 ноября – столкновение в Зеленокумске, 27 ноября – убийство ингушом студента Ростовского государственного строительного университета Максима Сычёва в Ростове-на-Дону, 6 декабря 2010 года – нападение выходцев с Кавказа на компанию русских футбольных болельщиков и убийство Егора Свиридова в Москве. Во всех этих конфликтах силовые структуры режима не вмешивались в дело во время нападения этнических банд, отсиживаясь подобру-поздорову в своих опорных пунктах, но потом участвовали в подавлении самообороны русского населения. Такая ситуация привела к осознанию не только активом русского сопротивления, но и широкими массами населения того простого факта, что фундаментальным врагом Русского народа являются не столько этнические банды, сколько антинародное, антинациональное компрадорское государство, стоящее за их спиной.

Отражением этого понимания стали и Русский марш 4 ноября, гораздо более массовый, чем во все предыдущие годы и охвативший не только Москву, но и многие города по всей России; и мощные народные выступления, начавшиеся 10 декабря на Люблинском кладбище и 11 декабря на Манежной площади и продолжавшиеся по всей стране в течение всего декабря. Однако наиболее тревожным звонком для режима стала героическая интифада отряда приморских партизан. Начав с силового, хотя и пока довольно осторожного, противодействия смычке наркомафии и милиции, группа из шести молодых ребят столкнулась с беззаконием, пытками и террором государственно-мафиозных структур, в результате чего перешла к полномасштабной партизанской войне. С февраля по середину мая проходил подготовительный этап, во время которого группа повстанцев совершала единичные нападения на участников государственных силовых структур, приобретая необходимые для дальнейшей борьбы оружие, транспорт и навыки. С середины мая по 11 июля отряд вёл собственно официально объявленные им боевые действия против милиции и иных силовых структур режима, успешно уничтожая живую силу и технику противника. 10-11 июля партизанский отряд был блокирован и разгромлен. Важнейшим итогом восстания стала наглядная демонстрация слабости и недееспособности режима: шестеро юношей, не имевших не только специальной диверсионной, но и вообще никакой военной подготовки, на три недели парализовали государственные силовые службы целого края. Для ликвидации отряда потребовалась переброска сил не только из Владивостока, но и из Москвы, были задействованы более тысячи сотрудников МВД и ФСБ, а также тяжёлая бронетехника и вертолеты с тепловизорами. Вторым важным итогом восстания стала реакция общественного мнения. Согласно телефонному опросу радиостанции «Эхо Москвы», и голосованию на сайте этой радиостанции, проведённым 9 и 10 июня 2010 года, около 60—75 % проголосовавших не только морально одобрили действия партизан, но и выразили свою готовность оказывать им посильную помощь. 16 июня стены во Владивостоке покрылись надписями: «Слава партизанам», «Партизаны, ваш подвиг не забыт». Восстание приморского отряда вдохновило новые силы сопротивления правящему режиму. Единичные успешные нападения повстанческих групп на силовиков произошли 12 июня на автодороге Пермь-Екатеринбург неподалеку от поселка Суксун и в этот же день в Маревском районе Новгородской области.

Другой стороной кризиса 2010 года стал наметившийся раскол в правящей элите РФ (скандальная отставка мэра Москвы Лужкова, предварительно «разогретая» конфликтами вокруг Химкинского леса и посёлка «Речник»), а также нарастающий конфликт в связи с сердюковскими реформами между правительством и армией, приведший к угрозе 10-тысячного митинга десантников и к настоящей эпидемии «случайных» смертей представителей высшего генералитета. В августе 2010 года при невыясненных обстоятельствах погиб генерал-майор, заместитель начальника Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба Юрий Иванов. 4 октября 2010 года около 10 утра погиб генерал-майор, бывший начальник разведуправления главкомата внутренних войск МВД России 47-летний Виктор Чевризов. В ночь с 11 на 12 октября 2010 года во Владивостоке погиб от выстрела из карабина (по официальной версии – самоубийство) начальник Главного управления МЧС РФ по Приморскому краю генерал-майор Николай Тимошенко. 28 октября при неустановленных обстоятельствах «упал под прибывающий электропоезд и погиб на месте» председатель Высшего Офицерского Совета России генерал-лейтенант в отставке Григорий Дубров. В тот же день в центре Москвы на улице было обнаружено тело умершего при невыясненных обстоятельствах генерал-лейтенанта Минобороны РФ в отставке Бориса Дебашвили. На следующий день 29 октября в поселке Сосновая поляна под Сыктывкаром в результате пожара сгорел частный жилой дом, в котором проживал бывший заместитель главы республики, курировавший вопросы безопасности, экс-начальник управления ФСБ РФ по Коми генерал-майор Николай Пиюков. 30 октября 2010 в Зареченском районе г. Тулы на первом километре Московского шоссе в легковой автомобиль, в котором ехал командующий ВДВ России генерал-лейтенант Владимир Шаманов, врезался грузовик МАЗ с угнавшим его таджиком за рулём. Генерал остался жив, но попал в больницу с тяжёлыми травмами, как и ехавшие вместе с ним временно исполняющий обязанности командира 106-й дивизии ВДВ полковник Алексей Наумец и офицер по поручениям полковник Олег Черноус; водитель прапорщик Олег Змеев погиб на месте. Примечательно, что эта волна случайных «самоубийств» и «аварий», произошедшая непосредственно накануне заявленного антиправительственного выступления десантников и ставшая причиной его срыва, была полностью проигнорирована СМИ, в том числе «оппозиционными».

Помимо этого, 2010 год ознаменовался для России раскрытием Кущевки, наглядно показавшей глубину сращения государственных структур и криминальных бандформирований; полным развалом противопожарных служб, проявившимся в ходе летних лесных пожаров; наглыми спекуляциями, приведшими к резкому росту цен на ряд продуктов питания под предлогом засухи; продолжением террористических актов (двойной взрыв в московском метро 29 марта); аварией на шахте «Распадская», в которой только по официальным данным погибло 91 человек и рядом других происшествий и событий того же плана. Подробнее кризис 2010 года в РФ рассмотрен нами в отдельной статье «Системный кризис режима в 2010 году».

Что касается, событий в пределах «большой России» за пределами собственно РФ, то в этой связи стоит отметить три ключевые точки: Белоруссию, Украину и Киргизию.

В Республике Беларусь 19 декабря 2010 года состоялись очередные президентские выборы. Как и следовало ожидать, Президент А.Г. Лукашенко одержал убедительную победу, набрав 5 130 557 голосов, то есть 79,65% проголосовавших при явке90,65%. Попытка спецслужб Польши и Германии организовать 19 декабря в Минске аналог «оранжевой революции» не имела успеха как в силу численной ничтожности прозападной либеральной оппозиции, так и в силу эффективности белорусских спецслужб и внутренних войск. Проигравшая с разгромным счётом оппозиция, попытавшаяся при моральной поддержке своих зарубежных хозяев организовать массовые беспорядки и взять штурмом дом правительства, не сумела достичь успеха. «Массовые акции» на деле оказались вовсе не массовыми в силу симпатий к Президенту подавляющего большинства населения, противоправные провокационные действия «оппозиционеров» были профессионально и умело пресечены милицией и внутренними войсками, а осуждение западными странами, «правозащитниками» и межправительственными организациями – оставлено без внимания. Таким образом, очередной позорный провал т.н. «васильковой» или «джинсовой» революции наглядно показал, что опирающаяся на народную поддержку государственность даже сравнительно небольшой страны при наличии воли к борьбе у лидеров и эффективных некоррумпированных силовых служб может вполне успешно противостоять давлению т.н. «международного сообщества» и технологиям «оранжевых революций».

С другой стороны, стоит упомянуть конфликт между РФ и Белоруссией в июне 2010 года в связи с взаимными долгами, возникшими вследствие транзита российского природного газа по территории Белоруссии с одной стороны и его потребления самой Белоруссией – с другой. Примечательно при этом, что, хотя задолженность РФ перед Белоруссией, возникшая вследствие неуплаты за транзит, была больше, чем встречная задолженность Белоруссии перед РФ, тем не менее, именно президент Медведев выступил инициатором конфликта и стал откровенно шантажировать президента Лукашенко снижением поставок газа. Отсутствие рациональной мотивации действий руководства РФ, упорно отталкивающего единственного надёжного политического и военного союзника на постсоветском пространстве, наводит на мысль, что его действия в данном случае были инспирированы Западом и направлены исключительно на дестабилизацию белорусской государственности и на разрушение проекта государственного воссоединения Белоруссии с Великороссией.

На Украине 2010 год ознаменовался бесславным концом оранжада в связи с победой на очередных президентских выборах (17 января и 7 февраля) Виктора Януковича. Характерно при этом, что если шесть лет назад противостояние между «оранжевыми» и «синими» воспринималось как «судьбоносное» и готово было в буквальном смысле разорвать страну, то «победа оранжевой революции» наглядно показала, что кроме националистической риторики никаких принципиальных отличий между прежней властью и отпочковавшейся от неё новой нет. Всё осталось в прежнем состоянии, мессианские ожидания рядовых участников оранжада не оправдались, равно как и апокалипсические предсказания их противников. Вожди пришедшей к власти оранжевой коалиции вскоре рассорились и стали заключать союзы с вчерашним «непримиримым врагом». В итоге к 2010 году оранжад выдохся и тихо слился. Победа Януковича стала не эпическим контрпереворотом, сравнимым по накалу с событиями шестилетней давности, а достаточно рутинным и малозаметным событием, просто подведшем черту под развеявшимся миражом. Соответственно, прекратились истерические судорожные демонстрации, служившие политической вывеской прежнему режиму. Так, в апреле было принято, а в июне вступило в законную силу решение Донецкого окружного административного суда, признающее незаконным и отменяющее решение прежнего президента Ющенко о присвоении звания Героя Украины Степану Бандере.

21 апреля было подписано, а 28 апреля синхронно ратифицировано соглашение между РФ и Украиной о продлении ещё на 25 лет после 2017 года аренды Россией у Украины военно-морской базы в Севастополе с возможностью дальнейшего продления договора на пятилетние сроки в обмен на 30-процентную скидку на газ в том случае, если цена тысячи кубометров будет менее 300 долларов или скидку в 100 долларов за каждую тысячу кубометров в случае, если цена будет выше 300 долларов. Данное соглашение по формуле «флот в обмен на газ» сразу же после прихода нового президента Украины было воспринято как резкий поворот политической линии и переориентация Украины с Запада на РФ. Делаются оптимистические прогнозы относительно вступления Украины в Таможенный союз ЕврАзЭС, слияния «Нефтегаза» с «Газпромом», а в перспективе – о введении единой валюты и о вступлении Украины в союзное государство. На наш взгляд, эти радужные прогнозы не имеют под собой серьёзных оснований, так как прозападная линия и колониально-компрадорская природа режима самой РФ исключает возможность её превращения в альтернативный по отношению к Западному миру центр притяжения для малых государств. Стремление РФ к интеграции в западоцентрический мир делает её более чем ненадёжным патроном для режимов, которые хотели бы вырваться из-под влияния Запада, что наглядно показывает опыт поведения РФ по отношению к Белоруссии, Приднестровью, Средней Азии, а также Кубе, Северной Корее, Сербии, Ираку, Ливии и другим. Правящий в РФ режим сумел в итоге оттолкнуть от себя даже исключительно русофильский и ориентированный на интеграцию с Россией режим А.Г. Лукашенко, поэтому ждать последовательных шагов по восстановлению единства с Украиной не следует. В конце концов, учитывая вассальность режима РФ по отношению к Западу, вполне естественно выглядит предпочтение малых стран быть скорее прямыми вассалами Запада, нежели вассалами вассала. Вероятнее всего, новое правительство Украины продолжит в итоге курс на интеграцию с Европой, а в отношениях с РФ лишь ограничится трезвым прагматизмом и отказом от демонстративной русофобской оголтелости, свойственной оранжаду.

Наконец, в числе важных событий 2010 года в пределах «Большой России», стоит отметить события в Киргизии, включая свержение режима Курманбека Бакиева в ходе «Народной Революции» в апреле, а также массовые межэтнические столкновения между узбеками и киргизами в Оше и Джалал-Абаде 10-13 июня (т.н. «ошские события»). Массовые выступления оппозиции, сопровождающиеся захватом административных зданий, начались 6 апреля в Таласе, а на следующий день перекинулись на Нарын и Бишкек. Утром 7 апреля многотысячная толпа сторонников оппозиции штурмом взяла здание парламента и попыталась захватить Дом Правительства, возникла перестрелка между восставшими и силами режима. Сопротивление милиции и отрядов Национальной гвардии было сломлено, здание телецентра захвачено, восставшие вышли в прямой эфир и обратились к населению страны. Правительство было вынуждено в тот же день подать в отставку, Бакиев бежал из Бишкека в Ош, оппозиция сформировала временное «правительство народного доверия» во главе с бывшим министром иностранных дел Розой Отунбаевой. На следующий день под контроль нового правительства перешла армия, пограничные войска и милиция. В ночь с 7 на 8 апреля по столице прокатилась массовая волна грабежей крупных магазинов и торговых центров, а также были разгромлены и сожжены принадлежавшие Максиму Бакиеву дом и АЗС. 15 апреля Курманбек Бакиев бежал в Казахстан, 16 апреля – подписал заявление о своей отставке с поста президента, затем 20 апреля получил убежище в Белоруссии и оттуда на следующий день 21 апреля отрёкся от своей отставки, объявив новую власть преступной, а себя – сохраняющим полномочия действующим президентом.

Начиная с 19 апреля ситуация вновь начала обостряться в связи с новыми выступлениями, переделом собственности и межэтническими столкновениями (в том числе нападениями киргизов на русских и турок-месхетинцев). 13 мая в Оше, Джалал-Абаде и Баткене вспыхнул мятеж сторонников свергнутого президента, начались бои между ними и силами Временного правительства Розы Отунбаевой. На следующий день мятеж был подавлен, контроль Временного правительства над территорией – восстановлен. Однако уже 19 мая начались выступления киргизов против лидера узбекской диаспоры Кадыржана Батырова, которого обвинили в сожжении домов семьи Бакиева и в применении оружия в ходе столкновений 14 мая. К 10 июня межэтнический конфликт резко накалился и в ночь с 10 на 11 июня произошли массовые нападения киргизов на узбеков с применением автоматического оружия и БТР, сопровождавшиеся массовыми грабежами, изнасилованиями, захватом заложников и убийствами, которые продолжались до 14 июня и только после этого утратили массовый характер. Общее число погибших разными источниками оценивается в пределах от 442 человек до 2000, около 74 % убитых составляли этнические узбеки и около 25% – киргизы (характерно при этом, что по итогам июньских событий до декабря 2010 года было заведено 5162 уголовных дел, при этом состав обвиняемых следующий: 79% узбеков, 18% киргизов и 3% – лица других национальностей).

27 июня в Киргизии прошёл референдум, результатом которого стало принятие новой конституции. Киргизия стала парламентской республикой, в ней был ликвидирован Конституционный суд, а глава временного правительства Роза Отунбаева стала президентом переходного периода до 31 декабря 2011 года, 14 июля было сформировано Переходное техническое правительство. Новая победившая власть начала борьбу за демократизацию страны, как водится, с введения политической цензуры. В редакции всех телеканалов страны были направлены представители новой власти, которые предварительно просматривали подготовленные сюжеты и диктовали выпускающим редакторам телеканалов, что можно пускать в эфир, а что – нет. Имели место случаи захвата силовыми службами новой власти помещений неугодных информационных агентств и отключения электричества телекомпаниям, поддерживающим Бакиева.

Российские власти в целом заявили о нейтралитете и невмешательстве в дела Киргизии ни на одной из сторон, однако выразили критическое отношение к свергнутому Бакиеву и определённую моральную поддержку новому режиму, предоставив последнему грант в 20 миллионов долларов и льготный кредит в 30 миллионов долларов по линии Россельхозбанка. В мае президенты России и Казахстана назначили специальных представителей по ситуации в Киргизии, что породило слухи о попытке установления над Киргизией протектората под предлогом чрезвычайной ситуации. Новый режим признали и США, причём уже 16 апреля было распространено заявление о продлении договора между Киргизией и США об аренде базы Манас ещё на год. Белоруссия, напротив, не признала переворот и предоставила убежище Бакиеву.

 

Страны Третьего мира

 

Относительно заметным политическим событием 2010 года в Латинской Америке стали парламентские выборы в Венесуэле, состоявшиеся 26 сентября. По итогам выборов правящая Единая социалистическая партия Венесуэлы получила 5 451 419 (48,3%) голосов и в общей сложности 98 мест (из 165) в Национальной ассамблее. Оппозиция Чавесу в лице Коалициии за демократическое единство получила 5 334 309 (47,2%) голосов и 65 мест. Ещё 354 677 (3,1%) голосов и 2 места в Национальной ассамблее получила партия «Отечество для всех». 155 429 (1,4%) голосов и 9 мест получили независимые кандидаты. Диспропорция между числом голосов и количеством полученных мест объясняется смешанной избирательной системой данной страны, сочетающей места по мажоритарным округам, по партийному списку, а также квоты для коренных народов. По сравнению с предыдущим составом Национальной ассамблеи сторонники Уго Чавеса получили существенно худший результат (98 мест вместо прежних 116), однако едва ли можно считать это отражением изменений в настроениях общества. Очевидное объяснение состоит в том, что предыдущие выборы оппозицией бойкотировались, а в выборах 2010 года она приняла активное участие, что косвенно это может свидетельствовать даже об укреплении легитимности режима. При этом ослабление позиций пропрезидентской партии в Национальной ассамблее не столь уж критично, поскольку она не просто составляет наибольшую парламентскую фракцию, но и сохраняет за собой большинство от общего числа депутатов. Таким образом, нет серьёзных оснований для пропагандистских заявлений ориентированных на мнение Запада СМИ о якобы начале конца режима Уго Чавеса.

В Юго-Восточной Азии 2010 год ознаменовался продолжением начавшегося в предыдущем году резкого обострения в отношениях между Северной и Южной Кореями. В 2009 году КНДР расторгла ранее достигнутые договоренности с Южной Кореей, в том числе договора о прекращении огня 1953 года, а также провела вторые в своей истории испытания ядерного оружия. В январе 2010 года Южная Корея обнародовала свой чрезвычайный план, которым предусмотрена стремительная наступательная операция против КНДР в случае «критической необходимости». В ответ Государственный комитет обороны КНДР предупредил Южную Корею о возможности объявления против неё «священной войны» и сообщил о полном прекращении диалога между двумя государствами. 17 января во время совместных учений сухопутных войск, Военно-морских и Военно-воздушных сил КНДР Ким Чен Ир заявил о необходимости укреплять Вооруженные силы государства.

26 марта 2010 года во время крупномасштабных совместных учений США и Южной Кореи в результате взрыва распался на части и затонул южнокорейский корвет «Чхонан». По версии Южной Кореи и международного следственного комитета причиной стала торпедная атака с подводной лодки ВМС КНДР; КНДР свою причастность к инциденту категорически отрицает, называя его провокацией со стороны самой Южной Кореи. Одна из наиболее правдоподобных версий указывает в качестве причины столкновение с подводной лодкой США во время совместных маневров. Как бы то ни было, в результате два государства оказались на пороге новой войны. 25 мая в ответ на систематические нарушения южнокорейцами водной границы и на враждебную пропаганду из установленных на границе громкоговорителей власти КНДР заявили о разрыве дипломатических отношений с Южной Кореей и привели свою армию в полную боевую готовность, заявив о своей решимости в случае нападения со стороны Южной Кореи, США и Японии «выполнить задачу по объединению полуострова, которая не была закончена в ходе войны».

Новое обострение произошло 24 июля. В ответ на начало совместных с США морских учений Южной Кореи, запланированных на 25 июля, КНДР заявила о готовности к «мощному ядерному возмездию» и началу «священной ядерной войны» против США и Южной Кореи.

В ноябре дело дошло до вооружённого столкновения. По сообщениям КНДР утром 23 ноября южнокорейские корабли в ходе учений в Желтом море выпустили несколько десятков снарядов в сторону Северной Кореи. В тот же день 23 ноября 2010 г. артиллерия КНДР обстреляла южнокорейский остров Большой Ёнпхёндо в Жёлтом море, в результате чего по сообщениям южнокорейских и западных СМИ погибли четверо южнокорейских граждан (двое военнослужащих и двое гражданских), ещё 18 получили ранения, в том числе трое – тяжёлые. Сообщалось также, что разрушена часть домов гражданского населения. По сообщениям южнокорейских СМИ, за первые 12 минут по острову было дано около 150 залпов с территории КНДР, из них около 80 снарядов попали в цель. Южная Корея выпустила в ответ 50 снарядов, после чего обе стороны обменялись ещё 20-30 залпами с каждой стороны. Северокорейская сторона заявляет, что обстрел был ответом на агрессию Южной Кореи (утренние выстрелы). Южнокорейская сторона утверждает, что никаких выстрелов утром не производила и атака северокорейцев на Ёнпхёндо была неспровоцированным нападением. Это столкновение называют самым серьезным инцидентом такого рода с момента окончания в 1953 году Корейской войны. Тем не менее, в полномасштабную войну он не перерос и, вероятнее всего, не перерастёт в ближайшее время.

Существует версия, что резкое нагнетание ситуации понадобилось южнокорейскому режиму в связи с предстоящими местными выборами для «консолидации нации» вокруг правящей партии (ситуация, хорошо знакомая в России), а также для срыва начавшегося прямого диалога КНДР с США. Итогом, однако, для Южной Кореи стал резкий отток из страны капитала, падение курса валюты, обострение экономического кризиса и усиление зависимости от США. США же, напротив, разом достигли усиления и внешнеполитической изоляции Северной Кореи, и своего влияния как на Южную Корею, так и на Японию, в том числе автоматическое снятие вопроса о пересмотре статусе своих баз в Японии. Исходя из принципа «кому выгодно» можно сделать в целом достаточно обоснованные предположения, относительно того, кто стоял за провокациями, приведшими к резкой эскалации конфликта. Однако именно незаинтересованность США во втягивании в полномасштабный корейский конфликт с учётом нерешённых проблем в Афганистане и Ираке, а также сложных отношений с Ираном, даёт основание предположить, что данный эпизод останется в пределах «игры на нервах» и едва ли перерастёт в ближайшее время в нечто большее. Тем не менее, ряд раскрытых и опубликованных Викиликс документов, как уже было отмечено выше, свидетельствует о наличии у США планов по созданию единой Кореи после падения КНДР и о якобы готовности Китая сдать КНДР американцам и южнокорейскому режиму. Впрочем, слив этих документов также вполне мог быть сознательной дезинформацией и провокацией со стороны Белого Дома.

В конце 2010 года серьёзные волнения произошли в Тунисе. 17 декабря в городе Сиди-Бузид произошло самосожжение мелкого торговца Мохаммеда Буазизи в знак протеста против нанесённого ему представительницей местной администрации оскорбления. Оно стало толчком для перерастания давно копившегося в обществе недовольства социальными, экономическими и, отчасти, политическими условиями в массовые демонстрации и беспорядки с требованиями кардинальной смены политического режима в стране. 24 декабря в городе Мензел Бузайен прошли демонстрации протеста против коррупции и безработицы, быстро перешедшие в массовые беспорядки. Протестующие атаковали штаб-квартиру правящей конституционно-демократической партии, штаб национальной гвардии и вокзал, были сожжены три автомобиля, локомотив и штаб-квартира партии, по крайней мере, один человек был застрелен полицией, однако полиция не выдержала напора и была вынуждена отступить и укрыться в мечети. Спустя три дня 27 декабря профсоюзы (включая «Всеобщий союз труда») провели в столице манифестацию солидарности с волнениями в Сиди-Бузид. Акция собрала 1000 человек, носила мирный характер, однако была разогнана полицией с применением силы, некоторые участники были избиты силовыми структурами режима.

Что касается «чёрной Африки», то как мы и отмечали в прошлогоднем обзоре, относительная незаинтересованность в её делах Европы и США ведёт к быстрой деградации искусственно созданного «мировым сообществом» внешнего фасада цивилизованных политических форм и к «возвращению в естественное состояние». Так в прошедшем 2010 году произошёл военный путч в Нигере. 18 февраля группа военных захватила власть, объявила о создании «Высшего совета по восстановлению демократии», после чего в порядке «восстановления демократии» приостановила действие конституции страны, распустила институты власти, ввела комендантский час, закрыла границы и воздушное пространство страны, захватила прежнего президента Мамаду Танджу и членов правительства, а новым временным президентом провозгласила некоего майора Салу Джибо, которому и поручила «восстанавливать демократию». Реакция мирового сообщества, как и следовало ожидать, ограничилась тем, что комиссар Африканского союза по вопросам мира и безопасности Рамтане Ламамра заявил, что «Афросоюз осуждает использование силы для смены политической власти как в Нигере, так и в любой другой стране».

Другим примером «демократии по-африкански» стали события в Гвинее, где, напротив, захватившая в 2008 году власть военная хунта (причём, тоже именующаяся «Национальным советом за демократию и развитие») всё-таки провела 27 июня (1-й тур) и 7 ноября 2010 года (2-й тур) неоднократно откладывавшиеся президентские выборы и в итоге 21 декабря передала власть избранному на них президенту Альфе Конде. Главным итогом проведённых «демократических выборов» стало резкое обострение межэтнических столкновений и эскалация насилия, поскольку за двумя главными кандидатами стояли две основные этнические группы страны: Селу Далейн Диалло представляет пелу (часть народа фульбе), а Альфа Конде – малинке (малинка, мандинка). За Конде проголосовал и ряд мелких народностей. Результаты выборов несколько раз пересматривались (при этом победителем получался то Диалло, то Конде), и в итоге окончательное присуждение победы Конде 15 ноября сразу же спровоцировало новый виток межэтнической борьбы. Парламента в стране нет после переворота 2008 года.

Не лучше прошли президентские выборы и в Кот-д’Ивуар, второй тур которых завершился 28 ноября. Окончательные результаты первого тура были объявлены с опозданием, итоги второго тура выборов Центризбирком страны тоже не смог подсчитать к крайнему сроку. При этом объявляемые предварительные результаты изменялись весьма существенно. В итоге Центризбирком объявил победителем оппозиционного кандидата Алассана Уаттару. После объявления результатов выборов в стране начались массовые беспорядки, были закрыты границы, вещание иностранных спутниковых телеканалов было прекращено. 4 декабря Конституционный совет Кот-д’Ивуара отменил результаты голосования и объявил победителем второго тура выборов прежнего президента Лорана Гбагбо. Уаттара не признал этого решения и укрылся среди поддерживающих его племён. Сторонник Уаттары, бывший полевой командир и бывший премьер-министр страны Гийом Соро 23 декабря заявил, что нанятые Гбагбо либерийские наёмники ведут кампанию террора по отношению к мирному населению и призвал международное сообщество свергнуть диктатора. Номинально представляя «политические партии» (Лоран Гбагбо – Ивуарийский народный фронт, Алассан Уаттара – Объединение республиканцев), фактически противники представляют этнические группы. Начавшая война, внешне выглядящая как гражданская (то есть война между политическими движениями) фактически является племенной, в лучшем случае – этнической войной между бете и дьюла (входящими в народность манде), причём с определённым компонентом религиозно-конфессионального конфликта (большинство представителей бете исповедуют Христианство, а дьюла – Ислам).

Таким образом, формы европейской демократии (президенты, парламенты, выборы, политические партии) совершенно беспочвенны, не работают и не могут работать в Африке. Фактически они лишь прикрывают банальные межплеменные конфликты и войны, а также характерные для примитивного племенного общества формы организации и власти. Внешняя цивилизованность жизни, искусственно насаждённая в чёрной Африке европейскими колонизаторами, в случае их ухода тает, как мираж.

 

Основные итоги

 

Центром событий 2010 года, несомненно, выступала Западная Европа, переживающая системный кризис прежних экономических, социальных, политических и идеологических парадигм. Как часть «мировой метрополии», она естественным образом транслировала свои новые тренды миру, определяя смену вех в общемировом процессе. Резкое обострение социальных противоречий и борьбы трудящихся против наступления на ранее достигнутые ими социальные права происходит одновременно с начавшимся пробуждением национальной идентичности и антимигрантских настроений. Нарастают проявления глобального финансово-экономического кризиса, который мировая элита не знает, как разрешить по существу и лишь постоянно переносит из настоящего в будущее. Общество фактически выносит вотум недоверия государству, превратившему высокие социальные гарантии в кормушку для пришлых и доморощенных тунеядцев. Непреложность парадигм толерантности и мультикультурализма начинает понемногу рушиться, системные партии лишаются доверия. На политическую арену постепенно выходят носители радикальных национальных и социальных идей, перехватывать которые уже пытаются ведущие европейские политики.

Мир изменился. Это изменение ещё не проявлено в масштабных событиях, но оно уже носится в воздухе.

 


 

Итоги 2010. Экономический и социальный кризис в Европе

 

1. Развитие мирового финансово-экономического кризиса

 

Одним из основных факторов, определяющих развитие политической ситуации в мире, оставался финансово-экономический кризис. В 2010 году эпицентр кризиса переместился из США в Европу. Весной возникла реальная угроза дефолта Греции, а, вслед за ней, и ряда других стран южной (Португалия, Испания, Италия), восточной (Венгрия, Румыния, Болгария, Украина, Латвия и Литва) и даже северной (Исландия, Ирландия) Европы, накопивших в ходе кризиса колоссальные государственные долги и дефициты бюджетов. При этом, если угроза дефолта восточноевропейских стран вызвана в основном их экономической несостоятельностью, то плачевное состояния стран юго-западной Европы связано, среди прочего, с несоответствием принципов эмиссии евро их интересам. Традиционно страны северной Европы поддерживали твёрдый курс своих валют, в то время как южноевропейские страны, напротив, периодически покрывали бюджетные дефициты именно за счёт девальвации валют, что позволяло им не прибегать к резкому сокращению социальных расходов. С введением общеевропейской валюты отдельные страны лишились возможности проводить независимую эмиссионную политику, при этом проводимая Европейским центральным банком политика по крайней мере до последнего времени соответствовала интересам северных стран, лишая южан возможности решить свои проблемы испытанным способом.

Весной 2010 года перед руководством Евросоюза встала дилемма: либо финансировать суверенные долги Греции за счёт ЕС (что противоречит изначальным принципам Евросоюза), либо исключать Грецию из ЕС и зоны евро. Оба варианта решения проблемы заключали в себе серьёзные риски. Первый вариант решения проблемы чреват тем, что в условиях кризиса все члены ЕС, имеющие серьёзные дефициты в своих бюджетах, получат мощный стимул решать свои проблемы за счёт «общего котла» – то есть за счёт наиболее богатых и успешных стран, входящих в ЕС. Это приведёт к резкому повышению безответственности в финансовой политике, может подорвать экономическую состоятельность Евросоюза в целом и в итоге вызвать стремление к выходу из ЕС у стран-локомотивов, не желающих оплачивать чужие долги. Второй вариант решения проблемы чреват резким падением доверия к ЕС и общеевропейской валюте и запуском цепной реакции «сбрасывания балласта» в лице недостаточно экономически сильных стран. В итоге это может привести к резкому обострению противоречий между северными и южными странами Европы по поводу эмиссионной политики и к распаду единой валютной системы, а, возможно, и самого ЕС. А это, в свою очередь, поставит крест на всех попытках стран Европы освободиться от американского доллара, навязываемого в качестве «мировой резервной валюты» и заставит Европу вновь обеспечивать реальными товарами производимые ФРС по близкой к нулю себестоимости бумажки. Кроме того, отказ странам-должникам в помощи и неизбежный в этом случае их дефолт означает также разорение их кредиторов, что ставит под удар стабильность банковской системы уже и благополучных европейских стран. Даже одна только угроза реализации второго варианта привела к мощному обвалу и обесцениванию евро по отношению к американскому доллару с 1,5 в конце ноября 2009 года до 1,2 к концу мая 2010 года. В итоге меньшим из зол был признан первый вариант, несмотря на очевидность сопряжённых с ним и отмеченных выше рисков. Суверенный долг Греции, достигший астрономической суммы в 300 миллиардов евро, а, вслед за ней и других «слабых звеньев» ЕС, начал оплачиваться путём запуска еврового печатного станка. 2 мая страны еврозоны совместно с МВФ договорились предоставить Греции кредиты на 110 миллиардов евро (из них 80 миллиардов со стороны стран ЕС) в течение трех лет. Кроме того, 10 мая 2010 года ЕЦБ принял решение оказать Греции помощь путём покупки её государственных долговых обязательств, утративших коммерческую привлекательность для инвесторов. За две недели были куплены ценные бумаги более чем на 30 миллиардов долларов.

Поскольку Грецией проблемы Евросоюза явно не ограничиваются, в начале мая ЕС принял также решение о создании «стабилизационного» фонда размером до 750 млрд евро для экстренной помощи странам, которым не удастся самим взять новые кредиты. Из них 250 млрд готов пред

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...