Эротико-эмоциональная основа любви 3 глава
- такой мир гораздо удобней познавать; - такой мир гораздо более предсказуем; - в таком мире удобнее действовать и взаимодействовать с социальным окружением; - его удобней перестраивать, делая более комфортным для проживания, и т.п. Следует сказать, что, возможно, это стремление к большей упорядоченности мира является врожденной чертой человеческой психологии и генетически заимствовано человеком от его животных предков. Только практические возможности животных, разумеется, гораздо скромнее: они ограничены в основном упорядочением социальных отношений в популяции и очень незначительным упорядочивающим воздействием на среду (защита территории и создание искусственных жилищ). В остальном животным приходится приспосабливаться к тем условиям, какие даны им природой. Но хотя бы событийный ряд обстоятельств их жизни в существенной мере предсказуем (за исключением природных катаклизмов), ибо диктуется тем более или менее устойчивым состоянием среды, в которой живет та или иная популяция. Человек в процессе своей биологической эволюции и последующей истории создал гораздо более эффективный инструментарий и набор способов по упорядочению мира (разумеется, в технически посильных масштабах; расположение звезд на небе еще никто не пытался менять даже из высоких эстетических соображений). Этот комплекс средств получил название «культура». Обратите внимание, что главное, чего добивается культура, – это: - упорядочивание территорий проживания и их технического использования (градостроительство и сельскохозяйственная деятельность); - познание мира и упорядочивание представлений о нем (наука, философия, религия, мифология);
- упорядочивание способов деятельности и взаимодействия, процессов создания необходимых вещей (технологии деятельности и взаимодействия); - упорядочивание коллективных отношений между группами людей, их культурная локализация (социальная, этническая и политическая организация); - упорядочивание межличностных бытовых и коммунальных отношений между людьми (этикет, нравы, обычаи); - упорядочивание процессов и способов коммуницирования и форм хранения информации (языки, искусство, культурные институты, СМИ); - упорядочивание процессов и способов накопления и межпоколенной передачи социального опыта (традиции, воспитание, образование и другие формы социализации и инкультурации личности); - прогрессивное развитие в социальной, интеллектуальной, научно-технической, образовательной, нравственной и прочих областях жизни и т.п. (преимущественно путем более дробной дифференциации и углубления специализированности различных сфер деятельности). Нельзя не отметить и то, что более упорядоченный мир одновременно становится и более комфортным для проживания, более дифференцированным в социальном плане, более специализированным и систематизированным в плане форм деятельности и образования, более организованным социально, этнически, политически и т.п. Объем личных энергозатрат и преодолеваемых бытовых трудностей на проживание в таком мире уменьшается соразмерно росту его упорядоченности и соответственно продлевается средняя длительность человеческой жизни (от 30 лет в первобытном обществе до 70 в постиндустриальном). В результате культура, как способ упорядочивания жизни и ее составляющих, ведет к понижению энтропии в окружающем нас мире и, напротив, увеличивает негэнтропийный потенциал человечества[26], что выражается в увеличении его культурного многообразия. А это, в свою очередь, ведет к возрастанию устойчивости биологической жизни на Земле, вопреки прогнозам «катастрофистов», утверждающих, что научно-технический прогресс неминуемо ведет к исчезновению жизни на планете[27].
Все, о чем говорилось выше, образует так называемое нормативное поле культуры, которое и есть та самая зона упорядоченной жизни людей и мира, упорядоченного их усилиями. Культурные нормы не одинаковы по своему характеру и их можно дифференцировать на: - императивные, навязанные распоряжениями «сверху» (это, как правило, законы, указы, религиозные каноны и т.п.); - конвенциональные, рожденные в процессе добровольного согласия большинства членов общества поступать именно так, а не иначе (такие нормы обычно называют традициями); - статистические, которые просто количественно стихийно преобладают над иными способами решения той или иной проблемы, может быть, потому, что являются наиболее простыми технологически, наиболее экономными с точки зрения энергозатрат и наиболее приемлемыми социально (они обычно составляют корпус нравов и обычаев данного общества); - эталонные, т.е. наиболее рекомендуемые к исполнению с ориентацией на образцы (в основном – художественные или религиозные). Как правило, все четыре типа норм сосуществуют в жизни общества параллельно и своим функционированием никак не мешают друг другу. Но, разумеется, нарушение разных типов норм ведет к различным последствиям: - нарушение императивных норм – к каким-то организованным санкциям со стороны властей, наказанию; - нарушение конвенциональных норм – к публичному общественному осуждению; - нарушение статистических и эталонных норм, обычно, не ведет ни к каким формальным последствиям, ибо их исполнение или неисполнение является якобы добровольным для каждого человека; но фактически такое нарушение создает вокруг человека незримую ауру неодобрения, портит отношение к нему со стороны окружающих. Следует сказать, что по числу предписаний и запретов, содержащихся в нормативном пласте культуры, она не имеет аналогов в Бытии. Культура – это одно из наиболее тоталитарных явлений в социально-исторической жизни людей. В отличие от законов природы, которые просто не дают нам иного выбора, кроме безоговорочного им подчинения, в культуре дело поставлено так, что человек вроде бы свободен в своем выборе, но пусть он только попробует поступить вопреки культурным предписаниям. Мало не покажется.
Ни у одного народа нет такого свода законов, который бы запрещал и предписывал столько, сколько запрещает и предписывает его культура. Я бы даже назвал ее «тюрьмой народов», поскольку каждый народ по определению заключен в тюрьму (систему нормативов и предписаний) собственной национальной культуры, а каждый из нас персонально «сидит» по причине личной принадлежности к какой-то культуре. Можно поменять культуру (страну проживания), но это станет только сменой тюрем. Почему, здороваясь, следует протягивать только правую руку? Почему корова пишется только через «о»? Почему стул называется стулом, а стол – столом? И еще тысячи подобных «почему» я мог бы задать, но не хочу утомлять читателя. Так сложилось исторически. «А почему исторически сложилось именно так?» – спрошу я, как маленький ребенок. То, что дважды два равняется четырем тоже не вызывает восторга, но это, по крайней мере, доказуемо. А вот почему так сложилось исторически, как правило, не имеет объяснений. Я возьму на себя смелость дать объяснение этому. Потому что так захотелось (или показалось) чиновнику, который описывал или истолковывал это, а нам потом преподносили его частное суждение, как объективный закон истории. Я никоим образом не являюсь поклонником господина Фоменко и его новой хронологии, но не могу не признать то, что его глупости столь же бездоказательны, как и очень умные суждения глубоко уважаемого мной В.О. Ключевского. А главное, и тот и другой базируются на одних и тех же средневековых источниках. Просто по-разному их интерпретируют. А кто доказал, что средневековые летописи сообщают нам чистую правду? Ведь у каждого летописца был свой начальник, который и диктовал, что писать, а что нет и т.п. Летописец ведь тоже хочет жить, тем более, что знает, что за каждое написанное слово – отвечать лично ему.
Ну да Бог с ними с летописцами. Они тут совсем не причем, поскольку общеизвестно, что практически вся известная широкой публике история придумана писателями XIX века. Мы не знаем ни слова правды о королеве Марго, а только субъективную точку зрения Александра Дюма (совершенно противоречащую собственноручным запискам королевы). Впрочем, насколько правдивы и ее записки? Мы не знаем ни слова правды о Пугачеве, а лишь весьма сомнительное описание его Александром Пушкиным в «Капитанской дочке» (сделанное в лучших традициях романтической прозы – рассказа о благородном разбойнике – русском Робин Гуде). Так или иначе, но подавляющая часть того, что якобы сложилось исторически (и является базовым основанием нашей культуры), ведет свое происхождение из литературы XIX века. А писатели того времени отнюдь не были дотошными исследователями, а преимущественно фантазерами-романтиками. Так что то, что корова пишется через «о», отнюдь не сложилось исторически, а, скорее всего, в какой-то момент было приказано каким-то начальником, которому так захотелось (начальству ведь все время чего-то хочется) или показалось, что так будет правильно. Получается, что культура, в объятьях которой мы существуем и которая суммирует, систематизирует и обучает нас социальному опыту, накопленному в истории, одновременно является и суммой бесконечных предписаний, имеющих совершенно субъективные (или случайные) основания. Я думаю, что такого рода ориентированность культуры на различные ограничения и предписания в разных проявлениях социальной практики сложилась стихийно на основе двух причин. Во-первых, социального опыта, в котором сосуществуют и объективные установления, сложившиеся на основании статистики жизненных коллизий, но есть и немало установок, имеющих случайное и статистически необоснованное происхождение. Не будем забывать, что социальный опыт складывается преимущественно посредством мифологизации коллизий из жизни какого-то авторитета и придания им сакрального статуса (чем на протяжении веков поддерживались традиции и нравы). Недаром древнейшей формой культурной регуляции было табу – запрет на что-либо, как правило, не разъяснявший своих причин, а опиравшийся на авторитет лица, это табу объявившего. Во-вторых, в основе многих культурных ограничений лежит принцип экономии усилий. Запретить и отследить соблюдение запрета технически проще, чем разрешить что-либо на определенных условиях, а затем постоянно проверять то, насколько эти условия соблюдаются. Я понимаю, что совсем без запретов и предписаний нельзя – наступит социальный хаос. Но полагаю, что непосредственно социально обоснованных запретов и императивов в этом списке очень немного. Например, не убий или не укради, т.е. то, что определенно нарушает правила социального общежития. Остальные сложились исторически совершенно случайно, и нет никакой социальной или политической необходимости в том, что бы корова писалась именно через «о».
Культура – это поддержание порядка ради самого факта порядка, и в большинстве случаев никаких социальных и антропологических оснований за тем, чтобы этот порядок был именно таким, а не каким-то иным, не стоит. Подтверждением тому служит многообразие культур на Земле и столь же необъятное многообразие предписаний и запретов, которые они содержат. И, тем не менее, сотни народов живут, соблюдая совершенно разные порядки, и все они (порядки) оказываются вполне приемлемыми для поддержания жизни. Доля универсальных предписаний, распространенных в культурах большинства народов, совершенно незначительна. Впрочем, есть одно основание, которое можно выделить как некую целеустановку культуры. (Естественно, культура не является живым существом и никаких целей преследовать не может; цели преследует общество, а культура – лишь один из инструментов по реализации этих целей.) Так вот, общество на протяжении всей своей истории стремилась избавить человека от дуалистичности его природы; от того, что человек – это еще и животное. И вот эту задачу на протяжении тысячелетий и решает культура. Вспомним, с чего началась социокультурная регуляция в первобытных родовых коллективах? С ограничений на свободу промискуитета. Т.е. с укрощения естественной сексуальности гоминид. А именно это, по мнению З.Фрейда, и стало основой многочисленных психических расстройств. Современная антропология все чаще выражает неуверенность по поводу того, что «дезанимализация» человека, лишение его всех биологически унаследованных свойств животного – это правильный путь[28]. А ведь с этим и связано большинство запретов и ограничений, диктуемых нам культурой. Это, в свою очередь, вызывает следующий вопрос: а культура – это вообще «правильный путь»? Конечно, в числе культурных предписаний есть и некоторый процент объективно обоснованных экологическими, социальными или политическими причинами. Но это только небольшой процент. В остальном, по моему мнению, преобладает полный произвол, базирующийся на том, что однажды при каких-то конкретных обстоятельствах случилось вот так, и эта коллизия была возведена в ранг традиции (сакрализована) и исполняется независимо от обстоятельств. Очень показательно то, что мифы, лежащие в основе многих традиций, нравов и обычаев, никогда не объясняют то, почему нужно действовать или оценивать ситуацию именно так, а не как-либо иначе. Мифологические предписания строятся только на авторитете самого текста. В основании всего этого находится лишь естественное стремление всякого общества максимально унифицировать и стандартизировать культурные нормы поведения и сознания своих сограждан, ибо это существенно упрощает процедуру управления ими. А так все очень просто. Все нельзя. А то, что можно, – не просто можно, а обязательно должно. Вот вам и вся культура. Короче, тюрьма. Причем отличающаяся максимально упрощенным механизмом поддержания порядка. Все, что не запрещено, – обязательно. И никаких объяснений. Так сложилось исторически, такова национальная традиция, а она – как известно – священна. И после этого попробуйте написать корову через «а». В мире сейчас насчитывается около полутора тысяч национальных, социальных, конфессиональных культур; стало быть, и соответствующее количество тюрем. Рассуждения обществоведов о том, что мир развивается от традиционного состояния к либерально-демократическому[29] означает только, что режим культурного контроля за человеком меняется; он становится более утонченным и изощренным, но от этого не менее императивным. Например, на чем основывается императивность правил правописания русского языка? Почему бы не перейти к более либеральному варианту «как слышишь, так и пишешь»? В некоторых европейских странах о таком эксперименте уже задумываются. Конечно, унификация написания способствует и унификации понимания. Но столь ли велика опасность массового непонимания вариативно написанного текста? Ведь мы же без труда разбираем каракули малограмотного человека, который не только корову пишет через «а», но и такое, что при дамах неприлично рассказывать. Кстати, о приличиях. Как известно, русский язык – единственный в мире, где существует деление на нормативную и ненормативную лексику. Это деление было введено в свое время по настоянию Церкви, но не по причине неблагозвучия мата, а потому, что содержательно он сосредоточен на теме сексуальных отношений, а любые разговоры на эту тему (в любой лексике) считались греховными. Вместе с тем, любой филолог вам расскажет, что по числу местных диалектов русский язык является одним из самых богатых в мире. Отъезжайте на 100 километров от Москвы и поговорите с местным деревенским населением. Уверяю вас, что кроме мата, вы ничего не поймете. Т.е. мы стоим перед парадоксальным фактом того, что ненормативная лексика является главной общенациональной формой русского языка. Я отнюдь не сторонник мата, но как научить русский народ другому общенациональному языку? Таким образом, культура может рассматриваться в качестве своеобразного антипода свободы, и чем более высококультурен человек – тем более он несвободен в своих действия, суждениях и пр., тем больше он регламентирован установками культуры общества проживания. Эта несвобода не является плодом чьего-то злого умысла, а порождением социальной практики (которую не следует путать с историей; история подчиняется определенному набору закономерностей, а социальная практика – сугубо казуальна, т.е. определяется случайным стечением обстоятельств). И не стоит забывать, что до эпохи Просвещения любые, даже самые гуманитарные нововведения или акции упорядочения вводились только средствами насилия. Соответственно и культура, волей-неволей, являлась одним из стимулов применения насилия. Вспомните причины большинства войн. Конечно, случались войны и по экономическим, и по территориальным притязаниям. Но большинство войн было вызвано культурным (или религиозным) непониманием и неприятием соседа и стремлением заставить его жить по «нашим правилам», которые, естественно, лучше, чем «ихние». Собственно и вся национальная (и любая иная) идентичность строится на том, что «мы» лучше, чем «они» и «наш» образ жизни, нравы, обычаи и т.п. по определению, лучше, чем «ихние». Говоря иначе, режим содержания в «нашей тюрьме» лучше, чем в «ихней», поскольку для нас он более привычен. И даже, если мы и они верим в одного и того же Бога, все равно мы верим «правильнее» (православнее), чем они. Вывод? Всегда есть причина подраться и заставить их жить «по-нашему» (т.е. навязать им нормативы нашей культуры – режим нашей тюрьмы). И это вовсе не нравы глубокой древности. Вторая мировая война – самый яркий пример войны по причинам культурной несовместимости трех культурных типов – нацизма, коммунизма и либеральной демократии. А после победы над нацизмом она немедленно переросла в холодную войну между коммунизмом и демократией. Борьба США с Саддамом Хуссейном или «Аль-Кайды» с западным миром – типичная культурная несовместимость. И, судя по всему, культурный раскол между западной демократией и миром ислама будет только нарастать[30]. Разумеется, культура не исчерпывается только нормативным полем: есть еще и зона неупорядоченного поведения, преступность, и, наконец, мир творчества, которые в принципе противостоят нормативному засилью. По крайней мере, так кажется на первый взгляд, хотя на самом деле творчество в определенных вопросах тоже является высоко нормативной формой деятельности, определяемой заказом, стилем, традицией, модой, уровнем развития технологий, так же как и криминальная деятельность, которая строится на довольно жестких нормативных принципах. Можно сказать, что творчество – или, по-научному говоря, инновативная деятельность – является одним из своеобразных, но очень важных компонентов нормативного поля культуры. Творчество отвечает за развитие, адаптацию, прогресс в интеллектуальной, социальной и технической сферах. Норма – это гарантия стабильности, инноватика – гарантия адаптивных возможностей и развития, хотя и является по сути лишь вариантом проявления нормативности в особых условиях. И вот здесь мы находим ту нишу, которая позволяет, не нарушая тюремного режима, постоянно уклоняться от его буквального соблюдения, что можно условно назвать «побегом из культуры». В данном случае интересно аналитически сопоставить культурную норму, как императив, и импровизацию (или вариацию) на тему той или иной нормы, поскольку именно вариация представляется наиболее распространенной формой уклонения от буквального исполнения императивных предписаний культуры[31]. Конечно, вариативно-импровизационный тип исполнения культурных норм имеет под собой и объективные основания, поскольку сплошная культурная инноватика – это слишком расходный способ существования культуры. Гораздо экономичней варьирование уже существующих культурных образцов и их адаптация к меняющимся обстоятельствам. Хочу напомнить, что культурная инноватика – это не только процесс создания новых вещей, технологий, культурных текстов, структур социальной организации, художественных произведений, нравов, традиций, образцов поведения, образов жизни, картин мира, слов языка и т.п., еще не имевших места в данном обществе (или, по крайней мере, не сохранившихся в его исторической памяти и социальном опыте), но и процесс перерождения новых приобретений в новые нормы[32]. Если новая форма не интегрируется в культуру как новая норма, срок ее социальной жизни будет очень коротким. Одним из законов культурной динамики является то, что исторически устойчивыми являются только образцы и установки, имеющие нормативный статус[33]. Все остальное – однодневки. Причиной, вызывающей к жизни такого рода инновации, могут быть адаптация к изменившимся внешним обстоятельствам, разрешение внутреннего функционального конфликта, в каких-то случаях – чей-то заказ или личная инициатива талантливого человека. Так или иначе, но каждая инновация, которую можно назвать новой культурной формой, создается при каком-то совершенно конкретном стечении обстоятельств. Если эта новая культурная форма не является уникальным по своей сути шедевром (художественным произведением, религиозным текстом, научным открытием и т.п.), а предназначена для массового воспроизводства в тех или иных масштабах, то условия, при которых происходит каждый акт подобного воспроизводства, уже отличаются от условий, при которых было осуществлено первоначальное изобретение, личные вкусы исполнителя уже могут серьезно отличаться от вкусов первого автора и, кроме того, новые условия или пожелания заказчика могут потребовать и некоторого усовершенствования изначальной формы (при сохранении ее основных атрибутивных характеристик). То есть новый объект станет вариацией или импровизацией на тему исходной формы, повторяя ее по сути, но уже чем-то отличаясь от нее. Такой объект, полученный в процессе вариативного или импровизационного воспроизводства уже имеющейся в арсенале культуры формы я назвал артефактом культуры [34]. Наглядный пример артефакта: мы можем несколько десятков раз в течение дня сказать «Здравствуйте» разным людям; и каждый раз в зависимости от ситуации и нашего отношения к тому или иному человеку мы поздороваемся с ним по-разному, с разной интонацией голоса, разной мимикой лица и т.п. Практически вся известная нам культура (разумеется, за исключением художественных, интеллектуальных и иных шедевров, которые не предназначены для вариативного воспроизводства, а в лучшем случае – для механического тиражирования: печати, репродуцирования, создания технических копий и пр.) – это и есть собрание миллионов артефактов тех десятков тысяч культурных форм, которые специально создавались для массового потребления и исполнения (например, поведенческие нормы или язык и т.п.). Поскольку ни один артефакт никогда не повторяет исходную форму в точности, а является ее вариацией или импровизацией, культура в целом (за исключением упомянутых шедевров, составляющих ничтожный, хотя и невосполнимый процент культурных форм) реально существует только в виде вариаций и импровизаций той или иной нормы. Сто судебных решений по одной и той же статье закона являются сотней вариаций этой статьи применительно к обстоятельствам того или иного дела. Не следует забывать, что варьирование и импровизация присутствуют не только при практическом воспроизводстве какой-либо культурной формы, но в еще большей мере в процессе суждений о ней, ее оценки, рассуждений о ее качествах, профессиональной или бытовой критике и т.п. Здесь несовпадение вкусов и предпочтений проявляется гораздо больше и в гораздо большем диапазоне значений. То есть культурная норма идеально существует как незыблемый канон, а социально – только в виде вариативных и импровизационных артефактов, реально или рефлексивно воспроизводящих эту норму. Интересной темой является и вопрос о происхождении вариаций и импровизации как особых форм деятельности. Известно, что адаптивными возможностями обладает весь животный мир[35], причем уровень сложности изменения поведения в адаптивных целях возрастает по мере повышения биологического таксона, к которому принадлежит данное животное[36]. Примерно то же самое наблюдается и у детей человека. Чем старше ребенок, тем большим набором вариаций и импровизаций при исполнении каких-либо действий он обладает[37]. Совершенно очевидно и то, что по мере исторического развития человеческих сообществ расширялись и права человека на большую вариабельность и импровизационность в исполнении культурных установлений. В более традиционных сообществах репертуар и права людей на вариативность и импровизационность в поведении и суждениях гораздо скромнее, чем в обществах модернизированных, либерально-демократических. Разумеется, при этом наличествует и трудноразличимая грань, за пределами которой та или иная вариация или импровизация исходной формы фактически превращается в новую форму, по своим сущностным признакам уже не являющуюся вариацией прежней. Выявление этой грани и оснований, составляющих ее базу, крайне сложно. Возможно, в каждом конкретном случае требуются новые основания. На мой взгляд, единственным критерием, по которому можно различить вариацию на тему прежней культурной формы или создание новой, является ее узнаваемость населением. Т.е. всякая новая культурная форма становится новой в социальном смысле преимущественно конвенционально; если большинство членов общества атрибутирует ее как новацию. И вот здесь мы сталкиваемся еще с одной очень сложной проблемой, относящейся к социальному аспекту данного вопроса. Речь идет о признании частью общества (скажем, какими-то социальными группами) за той или иной формой статуса нормативной и исполнении ее в качестве таковой и непризнанием всего этого какими-то другими социальными группами. Очень часто случается так, что в одном и том же обществе часть населения признает какое-то новое культурное установление нормой, законом, традицией, а какая-то часть – нет. Как правило, это детерминировано разным социальным статусом и положением обеих групп. В качестве примера вспомним отношение населения к нововведениям ельцинского периода. Расхождения в их оценке до сих пор остаются крайними (впрочем, как и оценка результатов реформ Петра Великого). Но по существу позиция непризнания является одним из проявлений того самого «побега из культуры». В данном случае – уклонения от новой культуры и стремления продолжать жить по установкам прежней. То же самое можно сказать и о допустимых пределах вариации или импровизации на тему какой-то формы. Они столь же конвенциональны и социально неоднородны. Обратимся к истории религиозных ересей. Для кого-то новая трактовка священного текста являлась вполне приемлемой, а для кого-то – преступной. Например, в исламе и иудаизме понятия «ересь» просто нет. Любое истолкование священных текстов тем или иным имамом или раввином считается допустимым. То же самое можно сказать про буддизм и индуизм. В то время как вся история христианства шла под лозунгом борьбы с вариациями тех толкований Нового Завета и сочинений Отцов Церкви, которые сложились после VIII века. Все позднейшее считалась ересью (разумеется, до возникновения реформатских церквей, которые в XVI веке провозгласили, а ко второй половине XIX века реально вернулись к идейному демократизму раннего христианства). В конечном счете, и признание той или иной формы нормой, и допустимые пределы ее варьирования детерминированы различиями в социальном опыте разных людей и особенно их солидарных групп. Т.е. культурная норма и пределы ее варьирования – сугубо социальны. И в той же мере – историчны. Ведь по ходу времени статус и функция той или иной культурной формы может меняться, она может вообще выйти из употребления, забыться или может радикально измениться ее смысловое наполнение, название. Вместе с тем подобный вариативно-импровизационный подход к культурным нормам является самой распространенной формой уклонения от буквального исполнения этих норм, определенной мимикрией собственной культурности, т.е. «побегом из культуры». Конечно, существуют и другие способы «побега». Это смена культур, осуществляемая в форме эмиграции, ухода в религию (или перемены религий), в маргиналы и т.п. Но, как уже говорилось выше, это будет только сменой тюрем. Более эффективным способом представляется вариативно-импровизационый подход к культуре, позволяющий, с одной стороны, не нарушать порядка поведения и суждений, диктуемых данной культурой, но зато исполнять все это в довольно свободном режиме самостоятельных импровизаций на заданную тему. И, наконец, самоочевидна и зависимость репертуара вариаций и импровизаций от степени инкультурированности того или иного субъекта. Речь идет о масштабах общекультурной эрудированности человека во всех аспектах той культуры, к которой он принадлежит. По этому признаку интеллигент-гуманитарий, безусловно, является лидером по сравнению с представителями других социальных страт (в первобытном обществе такими лидерами, очевидно, были шаманы и старейшины – хранители социального опыта племени). Большая культурная эрудированность, естественно, существенно расширяет репертуар и изощренность форм вариационности и импровизационности в действиях человека. Таким образом, самые перспективные «беглецы» и «уклонисты» – это наиболее культурно эрудированные люди. Это естественно. Для того, что бы эффективно нарушать режим, нужно его хорошо знать. Но эти же люди являются и наиболее перспективными участниками инновационной деятельности, т.е. творчества. Маловероятно, чтобы безропотные исполнители всех императивных установок режима (в данном случае культурного) были способны на какие-либо открытия, изобретения и иные творческие акты. Следует заметить, что вариативная и импровизационная деятельность присутствует, как в нормативном, так и в инновативном пластах культуры. Но если в инновативном пласте вариации и импровизации являются лишь одной из форм творчества (причем далеко не самыми распространенными), то в нормативном пласте они являются преобладающими формами реализации культурных норм, преследующим две цели: адаптации к имеющимся условиям при исполнении предписаний и одновременно – способом уклонения от их буквального исполнения, т.е. культурной мимикрией (конечно абсолютно латентной; практически никому не приходит в голову, что, импровизируя в чем-то, он тем самым нарушает культурную норму).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|