Эротико-эмоциональная основа любви 6 глава
Разумеется, человечество нуждается и в такой форме рефлексии. Но в глазах ученого эта форма рефлексии, с одной стороны, касается самых высоких и сложных материй бытия, а, с другой – по уровню своей фактологической обоснованности мало чем отличается от обычной публицистики. Это тот случай, когда очень высокая сложность языка и формы построения рассуждений камуфлируют их полную бездоказательность. А в соответствии с логикой нашего исследования, принятой в начале очерка: бездоказательная информация – есть обычный нарратив, т.е. по преимуществу ложная, искаженная или субъективно проинтерпретированная информация. 5. Интерпретация. Каждый человек как личность формируется неисчислимой суммой обстоятельств. Он принадлежит к какой-то этнической и какой-то социальной культуре, его воспитывали определенные родители, учили определенные учителя, его личная биография была насыщена самыми разнообразными событиями, он читал те или иные книги, смотрел те или иные спектакли и фильмы, слушал ту или иную музыку. Его вкусы, оценки, пристрастия, ценностно-нормативные установки представляют из себя более или менее уникальную композицию. Соответственно уникальным является и его суммативный взгляд на мир, то важное и значимое, что он в нем выделяет, на чем он делает акценты при рассказе о чем-либо, а что считает несущественным. Из этого следует, что, когда человек рассказывает нам что-то, его рассказ является уникальной интерпретацией того, о чем он рассказывает, соответствующей особенностям его личности, психического склада и т.п. Иначе говоря, показания 10 свидетелей об одном и том же будут десятью разными рассказами, построенными на десяти разных взглядах на мир и столь же разных интерпретациях увиденного.
Более того. Если эти 10 человек были не свидетелями одной и той же коллизии, а, скажем, прочли одну и ту же книгу, то и в этом случае мы получим десять разных пониманий, оценок и опять-таки интерпретаций прочитанного текста, варьируемых суммой социального и личного жизненного опыта, которым владеет каждый из участников эксперимента. Да плюс ко всему кто-то из рассказчиков захочет произвести на вас хорошее впечатление воспитанного и интеллигентного человека, а кто-то, напротив, захочет эпатировать вас страшными деталями и т.п. Так какой же из рассказов будет наиболее точным, соответствующим тому, что наблюдалось и было прочитано? Никакой и одновременно все десять. Мы опять возвращаемся к теории нарратива, в соответствии с которым любой рассказ о чем угодно – всегда субъективен. По нему вы скорее составите впечатление о личности рассказчика, нежели о том, о чем он рассказывает. Следовательно, всякий индивидуальный рассказ всегда более или менее недостоверен, в нем смещены акценты, детали, ракурсы и пр. в соответствии с особенностями личности рассказчика. О чем бы вам ни рассказывал человек (даже, когда он пишет учебник по сопротивлению материалов), он рассказывает прежде всего о себе (пусть даже на примере сопротивления материалов). Таким образом, составить верное и полное представление о чем-либо на основании чьего-либо рассказа практически невозможно. Нужно выслушать десятки рассказов, систематизировать их и выделить нечто общее, что присутствовало во всех рассказах; это общее и будет неким «словесным портретом» правды. Следовательно, любое изложение любого текста любым человеком всегда будет содержать в себе только часть правды о предмете рассказа, со значительными искажениями, детерминированными особенностями личности самого рассказчика. Это и есть нарратив. Выше я уже говорил о том, что качество художественного исполнения оценивается по степени оригинальности исполнительской интерпретации (т.е. по степени нарушения авторского замысла при одновременном соблюдении корректности по отношению к авторскому тексту).
Главное, к чему мы пришли, это то, что любая речь любого человека (устная или письменная) есть либо симулякр (ложь, пустышка, фальсификация), либо нарратив (фактический рассказ о себе, о собственных взглядах на основе формального повествования о чем-либо). Конечно, есть и исключения: военные приказы, служебные распоряжения, техническая документация и пр., хотя и здесь могут встречаться элементы нарратива. Например, предвыборные речи кандидатов в президенты США специально выстраиваются так, чтобы под видом изложения своей политической программы кандидат в основном рассказывал о своих личных достоинствах. Очевидно, за всем этим стоит такая закономерность: чем бы человек не занимался, его все равно больше интересует собственная значимость в этом деле, чем дело само по себе. Отсюда и карьеризм, и служебные фальсификации. Таким образом, мы приходим к неутешительному выводу. Практически любая информация (может быть, за исключением служебной технической), которая доходит до нас, есть обман – намеренный или ненамеренный, фантазия, гипотеза или нарратив. Соответственно и вся культура (в корпус которой не принято включать служебную техническую информацию) это набор симулякров или нарративов. Парадоксально другое: для существования и функционирования культуры все это не имеет никакого значения. Например, что меняет в нашей жизни тот факт, что мы знаем, каким был Наполеон на самом деле, или верим эмоциональной фальсификации Толстого? Существенно ли то, похожа ли Венера Милосская на свой прототип или нет? Точны ли в своем повествовании евангелисты (постоянно противоречащие друг другу) или у Михаила Булгакова история Страстей Господних изложена более достоверно? Если говорить о прошлом, то мы знаем преимущественно нарративы о нем (т.е. субъективные и идеологически ангажированные рассказы), а если о настоящем – то симулякры (т.е. сфальсифицированные сообщения СМИ). И, тем не менее, ничего страшного не происходит.
Наверное, в социальной жизни справедливо утверждение о том, что правда рано или поздно восторжествует или, по крайней мере, станет известна. В культуре – это совершенно необязательно, тем более, что никакой правды в культуре нет. Истина важна для науки и связанного с ней технического прогресса, а для культуры она никакого значения не имеет. Истина, это то, что стало предметом массового сознания. Хоть бы и НЛО. Культура этой мифологемы, если хотите – тотальная «ложь во спасение», выполняющая по отношению к человеку очень важную психико-компенсаторную функцию; и одновременно это набор «социальных конвенций», регулирующих: а) процедуру обмана, б) порядок его восприятия, усвоения и интерпретации, в) порядок поведения в соответствии с этими ложными установками. Рассказы о пришельцах с НЛО не более достоверны, чем мифология И.В.Сталина или А.Гитлера, или короля Артура. Но и что это меняет в массовом сознании? Массовому сознанию нужны уникальные объекты. Недаром уже поставлен вопрос о канонизации Г.Распутина. Теперь следует определить, к какому жанру обмана относится эта статья. Я думаю, что к «спекулятивной философии». В заключение осталось лишь восславить симулякр и нарратив – легендарное прошлое и светлое будущее всего человечества!
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ЛЮБВИ Любовь как тема искусства и философии, психологической и социологической, медицинской и сексологической литературы, гендерных исследований, публицистики, бытовых коммуникаций между людьми и т.п. является одним наиболее распространенных предметов интеллектуальных и эмоциональных рефлексий разного жанра[62]. Однако собственно культурологических исследований, где бы любовь анализировалась как одно из значимых явлений человеческой культуры, как ни странно, очень мало. Культурологи предпочитают изучать не любовь как таковую, а именно те или иные виды рефлексий на нее (чаще всего художественных и философских)[63]. Более того, как мне кажется, этот необъятный вал рефлексий фактически заслоняет собой саму любовь как явление человеческой жизни и уводит интерес ученых от самой любви к тому, что про любовь написали Шекспир, Кант, Пушкин, Соловьев, Толстой и т.п. Видимо, нет нужды доказывать, что сама любовь отнюдь не сводится к тому, что о ней сказали Шекспир или Кант, тем более, что далеко не все авторы высказываний на эту тему относятся к корифеям мировой культуры. Не будем забывать и про то, что основная масса нецензурных и циничных высказываний, тоже сосредоточена в основном вокруг любовно-эротической темы. Но это как раз стало объектом достаточно интересных и серьезных исследований в области мифологии и социальной жаргонистики[64].
В чем же собственно заключается культурологический подход к этому вопросу? Прежде всего, в том, что любовь анализируется как сложный биокультурный комплекс, выражающийся в определенных психологических состояниях, социальных отношениях, семиотических формах своего внешнего выражения, а так же в бесконечных рефлексиях (интеллектуальных, эмоциональных и пр.), о которых уже шла речь. Наверное, в человеческой жизни нет другого такого явления, о котором говорили, писали, размышляли и т.п. столько же, сколько о любви. Для того, чтобы этот необъятный по объему материал как-то проанализировать, мне придется дифференцировать его на пласты: эротико-эмоциональный, семиотический, социальный и, конечно же, рефлексивный (куда теперь от него денешься). Эротико-эмоциональная основа любви Здесь имеются в виду как физиологические и психологические, так и культурные аспекты, формирующие любовь как специфическое отношение двух людей друг к другу[65]. Наш известный социал-антрополог Э.А.Орлова как-то в приватной беседе высказала следующую версию возникновения любви. У каждого человека время от времени (естественно, в молодом возрасте намного чаще, чем в пожилом) по каким-то внутренним биологическим причинам наступает период нарушения адреналинового баланса в крови. Это состояние резко повышает половую потребность, и человек начинает внимательно изучать свое окружение (часто специально расширяя круг общения), как бы сканируя окружающих людей и стремясь найти представителя противоположного пола, в данный момент страдающего таким же нарушением адреналинового баланса. В случае, если такой потенциальный партнер обнаружен и чисто человеческое сближение с ним проходит успешно, отношения между этими людьми принимают любовный характер. В подтверждение этой теории приводилась масса примеров, когда между людьми, хорошо знакомыми на протяжении долгого времени и годами поддерживавшими сугубо дружеские отношения, эти отношения на каком-то этапе без всяких видимых причин быстро превращались в любовные и даже могли привести к браку.
Не возражая против подобного объяснения актуализации половой потребности и возникновения сексуальных отношений (которые, кстати, далеко не всегда перерождаются в эмоционально-любовные), я не нахожу здесь оснований для той высокой индивидуальной избирательности и тщательности, проявляемой в выборе партнера, которая отличает именно любовные отношения. Мне представляется, что в основе этой избирательности лежат преимущественно следующие факторы: - эротическая привлекательность партнера (в социальных слоях, которые можно назвать отстающими по своему интеллектуально-культурному и образовательному уровню, это сводится к соответствию партнера модному в настоящее время сексуальному имиджу и стилю поведения; в более развитых и образованных слоях существенную роль играют также и индивидуализирующие, оригинальные черты личности партнера); - интеллектуально-культурная близость между партнерами (общность интересов, ценностных ориентаций, общекультурной эрудиции, иногда – это общность образования или профессии и т.п.); - социальная адекватность (принадлежность партнеров к единой иди близким социальным стратам; несмотря на распространенные сейчас социальные мезальянсы между представителями разных сословий и социокультурных групп, как правило, такие дуэты оказываются неустойчивыми и весьма недолговечными; к тому же социальный мезальянс обычно означает отсутствие должной интеллектуально-культурной близости); - психологическая совместимость (это очень коварный фактор, который на ранней стадии романа может не играть большой роли, но с момента начала совместной жизни его значимость неуклонно взрастает, хотя он является обстоятельством, более или менее компенсируемым); - фактор практической осуществимости альянса (очень многие складывающиеся пары не могут выдержать некоторых чисто технических препятствий, которые возникают в лице вмешивающихся в их отношения родителей, отсутствия места для совместной жизни или хотя бы интимных встреч, дефицита свободного времени, а также финансовых сложностей, наличия соперников и т.п.)[66]. В связи с проблемой индивидуального выбора и его эротических оснований возникает традиционный вопрос о возможности платонической любви, вообще лишенной сексуального компонента. Я думаю, что при каких-то экстраординарных обстоятельствах отсутствие сексуального компонента может психологически замещаться какими-то другими факторами. Но в обычных обстоятельствах – это ненормальная ситуация, чреватая скорым крахом отношений. Мы живем уже в XXI веке, прошли через «сексуальную революцию» 1970-х гг., существенные достижения движения феминизма ХХ века, и современная культура любви уже существенно отличается от эпохи «тургеневских девушек», будучи гораздо более «раскованной» в вопросах интимных отношений. Другое дело, что многие молодые девушки влюбляются и даже выходят замуж, не испытывая выраженной потребности в половой близости с избранником. Как ни парадоксально, но при всей эмоциональности такой влюбленности она фактически является формой чисто дружеской привязанности. Не будем забывать, что дружба между мужчиной и женщиной (в ее эмоциональном аспекте) очень мало отличается от любви. А точнее – только отсутствием сексуального компонента. В этой связи можно сказать и так: любовь – это дружба плюс секс (а вот секс без дружбы – это уже вид спорта). Поэтому подобное замужество или любовничество «по дружбе» могут развиться в полноценную любовь лишь по мере развертывания всего комплекса интимных отношений в альянсе. Очень важной и плохо объяснимой чертой любви является необычайно высокий накал эмоций, особенно характерный для стадии ухаживания и первого периода любовных отношений. Впрочем, из литературы и социальной практики мы знаем и немало примеров того, когда такой высокий накал эмоций сохраняется длительное время и при совместной жизни. Видимо, в любовном дуэте каждой конкретной пары присутствует множество черт и деталей, сугубо индивидуальных именно для данной пары и не являющихся широко распространенными. Можно объяснить эту неординарную эмоциональность остротой страсти, силой сексуального влечения, и я думаю, что это значимый компонент подобной эмоциональности. Есть объяснение, согласно которому все сводится к психологической потребности в успехе, любовной победе, завоевании предмета своей страсти. Возможно, что в каких-то случаях дело обстоит именно так, хотя в этом проскальзывают и некоторые моменты шизоидальности (не путать с шизофренией как заболеванием). Мне представляется, что в статистическом большинстве случаев столь высокая эмоциональность любви строится на совершенно ином основании, а именно на поиске собственной востребованности и очень высокой психологической значимости этой обретенной востребованности для человека. Заявления типа: «Я люблю сам и не нуждаюсь во взаимности» – не более, чем игра. На самом деле именно взаимность, т.е. не только твоя потребность в любимом человеке, но в еще большей мере его потребность в тебе и лежит в основе столь высокой любовной эмоциональности и особенно ревности. Не просто остаться одному, но – главное – никому не нужным – это очень большой психологический стресс для человека. Я думаю, что это одна из очень показательных черт социальности человека, его потребности во взаимодействии с социальным окружением, но в данном случае выплеснутая в сферу сугубо приватной личной жизни. Кстати, в основе глубокой и верной дружбы лежит по существу тот же принцип – востребованности. Поэтому потеря близкого друга бывает не меньшим горем, чем потеря любимого. Собственно любимый – это и есть близкий друг, с которым тебя связывает еще и сексуальная близость, общие дети и т.п. Важным компонентом эротико-эмоционального пласта любовной культуры является уровень соответствия в типах сексуального поведения каждого из партнеров. Понятие «тип сексуального поведения» означает довольно сложный комплекс, как эротических намерений человека, так и его практической «раскованности» и технических умений в данном вопросе. От степени сочетаемости этих типов, свойственных каждому из партнеров (или, говоря иначе, от сочетания их эротических склонностей), в немалой мере зависит уровень сексуальной удовлетворенности каждого (как в чисто физиологическом, так и особенно в психологическом плане), а отсюда – устойчивость и длительность альянса, склонность к изменам или отсутствие этого и т.п. Традиционно типы сексуального поведения делились на мужские и женские, но одной из побед движения феминизма стало устранение (в основном) подобного деления в современной культуре любви. В принципе этих типов довольно много: от инертно-пассивного до жестко агрессивного (свойственного обоим полам); они различаются прежде всего уровнем сексуальной активности, интенсивностью (по крайней мере, на уровне готовности), воспитанной с детства стеснительностью, допустимыми техническими формами интимных контактов (то, что раньше называлось степенью распущенности) и т.п. Эти типы не обязательно должны совпадать, они могут и органично дополнять друг друга. Главное, чтобы оба партнера были довольны сложившимся альянсом. Впрочем, тип сексуального поведения, как правило, является лишь продолжением в постели типа социального поведения в межличностных отношениях в целом. Так или иначе, этот аспект представляется абсолютно культурным по своему происхождению, обусловленным традициями культуры любви, свойственной тому или иному народу, результатом домашнего воспитания, социального происхождения, начитанности и другими формами художественной эрудированности и пр. Не будем забывать о том, что у каждого народа исторически складывается свой высоко специфичный комплекс компонентов культуры любви, который у одних народов является сравнительно динамичным и склонным к саморазвитию (или заимствованию чего-то из других культур), у других народов, напротив глубоко традиционным. Не менее сложной дифференцированностью культура любви обладает у разных социальных страт, сословий, профессиональных групп. Я рассмотрел в этой части только несколько вопросов эротико-эмоционального пласта культуры любви; те, которые, на мой взгляд, являются в наибольшей мере культурогенными. Разумеется, только этим проблема не исчерпывается. Семиотика любви Под этим словосочетанием имеется в виду вся совокупность языков и иных символических форм, с помощью которых любящие сообщают друг другу о возникшем чувстве и постоянно подтверждают его. Причем в данном случае меня интересует не специфика самих «языков любви», их лексика и стилистика (поэтому я и не разделяю их на вербальную и поведенческую составляющие), а динамика содержания передаваемой информации, изменяющаяся от одной стадии любовных отношений – к другой. Этот специфический «язык любви» вырабатывается с первых же шагов ухаживания, а затем эволюционирует, становясь все более интимным до развертывания собственно интимных отношений. Когда интимные отношения становятся частью повседневности в жизни данной пары, этот специфический язык в быту постепенно вытесняется языком обычных дружеских или родственных (в случае заключения брака) отношений, но сохраняется как высоко специализированный язык интима. Обращение к его стилю и символике уже сразу воспринимается как намек и призыв одной из сторон к сексуальной близости. Первые попытки говорить на «языке любви» обычно выражаются не в вербальной форме, а в повышенном внимании ухаживающей стороны, проявляемом по отношению к объекту ухаживаний, т.е. выделении данного объекта из его окружения. Формы подобного выделения могут быть самыми различными и наиболее распространенной из них является значительно большее время, уделяемое общению именно с этим человеком. Сразу следует отметить, что традиционным наследием патриархата является исключительное право мужчины выбирать и добиваться взаимности. Но в странах и социальных слоях, где социальное равноправие женщин поднялось на должную высоту, очень часто инициирующей и направляющей силой подобных отношений становится женщина, хотя ее инициатива обычно имеет скрытый характер, и внешне все выглядит так, как-будто ухажером является именно мужчина. Более того. Я думаю, что в большинстве случаев руководящей и направляющей инстанцией всегда является женщина, но в культуре разных народов это женское доминирование в любви скрывается в той степени, насколько в обществе распространены традиции патриархата. Так или иначе, в данной коллизии все начинается с проявления повышенного внимания одной стороны к другой, и если это внимание получает положительный отклик, то и другая сторона начинает вести себя и следить за своим имиджем с учетом происходящих событий. Это одна из форм знаменитой «любовной игры». Другой распространенной формой является ситуация, при которой ухаживающая сторона не уделяет внимание объекту, а, напротив привлекает его внимание к себе, причем нередко – внимание негативного характера, которое потом преобразуется во влюбленность. Подобные мизансцены неоднократно описывались в литературе (вспомним начало ухаживаний Печорина за княжной Мэри). Если опыт с проявлением внимания оказался удачным и объект ухаживаний стал проявлять ответное внимание, характер взаимоотношений заметно меняется, контакты между этими людьми резко интенсифицируются, они много времени проводят вместе, больше узнают друг о друге и начинают все больше интересоваться друг другом. Это первая «переломная точка» начинающегося романа: объекту ухаживания должно стать интересно времяпрепровождение с ухаживающим субъектом, у них должны появится какие-то общие интересы, вкусы, предпочтения, предметы для дискуссий и т.п. В пошлом, когда люди еще писали письма друг другу (даже проживая в соседних домах), очень важной составляющей «языка любви» была любовная переписка. Обычно она начиналась на одном из ранних этапов романа; как правило, на стадии сближения интересов, но иногда именно с письма все и начиналось (опять-таки вспомним письмо Татьяны Онегину). С появлением телефона эпоха любовной эпистолярии практически ушла в прошлое, хотя можно выразить надежду на ее возрождение посредством компьютерной электронной почты или SMS-посланий по мобильному телефону. Впрочем, а кто ныне умеет писать любовные письма? Ведь на самом деле это очень непростое искусство. Одной из форм любовной переписки является «самодеятельная» поэзия. На какой-то стадии развития отношений многие влюбленные начинают обмениваться стихотворными посланиями соответствующего содержания (или поэтическая активность может исходить только от одной стороны), которые в принципе являются почти открытой формой признания в любви. Это традиция существует еще со времен Античности, но особенно она связана с культурой средневековых трубадуров, которым по «правилам игры» вообще запрещались какие-либо другие формы ухаживания за прекрасной дамой. Следующий этап развития «языка любви» обычно проявляется в частом преподнесении каких-либо подарков (или символических сувениров, в том числе в виде стихов), а так же организационной или технической помощи в решении каких-то проблем. Эта практика может начаться только действиями активной стороны (ухаживающего), но быстро принимает взаимный характер. На этой стадии отношения между сторонами превращаются в довольно активную дружбу, но с перспективой дальнейшего развития. Обычно именно на этом этапе ухаживающая сторона, поначалу бывшая очень осторожной в выборе лексики и тематики разговоров (еще оно традиционное «условие игры»), начинает все чаще заводить разговоры на тему о любви вообще, высказывать свои взгляды на какие-то спорные вопросы этой темы и т.п., т.е. фактически приоткрывать какие-то черты своего сексуального поведенческого типа, хотя собственно секс на этом этапе еще не становится предметом обсуждения. Как правило, этот этап завершается признанием в любви открытым текстом, и, если это признание получает положительный отклик, то стороны переходят к следующему этапу развития «языка любви» – к физическим ласкам. Язык физических ласк обычно начинается с поцелуев, объятий и нежного поглаживания отдельных участков тела. Все это, несомненно, уже является проявлением чисто эротической стороны складывающихся взаимоотношений, хотя поначалу оба партнера воздерживаются от откровенной сексуальности в подобных ласках. Однако именно на этом этапе разговоры тематически все чаще сосредотачиваются на вопросах секса, физические ласки принимают все более откровенный характер и заканчивается этот этап началом уже собственно интимных отношений (разумеется, если воспитание или практические намерения женщины этому не препятствуют). Это второй «переломный момент» в развитии отношений, на котором эти отношения становятся (или не становятся) собственно любовными. Женщина, воспитанная в традиционных рамках, обычно оттягивает момент начала интимных отношений до формального заключения брака. Очевидно, в разных обществах, находящихся на разных ступенях социально-культурного развития, это условие воспринимается мужчиной по-разному. Следует отметить, что в современных обществах с модернизированной культурой, ориентированной на западные социокультурные образцы поведения (демонстрируемые в фильмах, книгах), подобное откладывание момента физического сближения часто становится причиной быстрой деградации отношений в целом или их трансформации в чисто дружеские. Фактически это происходит на основе несоответствия культурно-ценностных установок сторон (в данном случае в сфере любовно-сексуальных отношений). И не будем забывать о том, что эти культурно-ценностные образцы не только прививаются нам в процессе домашнего воспитания, но в подавляющем большинстве заимствуются из произведений искусства и иных текстов, которые выступают как универсальные энциклопедии рекомендуемых форм поведения. Если в эпоху до «осевого времени» (7-5 вв. до н.э.) эту функцию выполняли в основном родовые или племенные обычаи, в период с середины I тыс. до н.э. – середины II тыс. уже н.э. такого рода энциклопедией выступали религиозные каноны и этнические традиции, в период XVII – первой половины XX вв. – художественная литература и социальные традиции среды обитания, то с середины XX в. абсолютное доминирование перешло к кинофильмам (особенно демонстрируемым по телевидению и потому имеющими более массовую аудиторию). В данном случае приводится преимущественно европейская хронология развития культуры любви. В других странах она, естественно, была иной. Особенности «правил игры» начинающегося романа, рекомендуемого современными нравами (отраженными в эталонных художественных образцах), рекомендуют не затягивать роман в его платонической стадии. Современные мужчины, как правило, настроены на сравнительно быстрый переход к интимным отношениям. Такова культура любви, сложившаяся в евро-американской традиции ко второй половине ХХ века и ставшая вполне актуальной для городского населения России (особенно его молодежной среды). Если женщина готова к интимным отношениям (а иногда даже является их инициатором) наступает заключительный этап формирования «языка любви» – становление семиотики собственно сексуальных отношений. Поскольку эти отношения практически во всех локальных культурах всегда относились к сфере, закрытой от постороннего наблюдения, и – более того – сами участники процедуры тоже в какой-то степени разыгрывают состояние эйфории и бессознательности своих действий (согласно древним социальным нормам, секс всегда относился к числу наиболее скрываемых форм поведения; отсюда и традиционная интимность всей ситуации), то и их язык соответственно отличается высокой символичностью или принимает форму иносказательных обозначений. К примеру, половые органы и различные сексуальные процедуры в этом языке очень редко называются своими обыденными названиями. Все это обозначается либо в безличной форме: «это» или «оно», либо выдумываются какие-то слова-заместители. Конечно, это не обязательная форма, но весьма распространенное «правило игры». Эта «закрытость» темы сексуальных отношений тянется еще со времен позднего палеолита. Этнографами отмечается, что и у наиболее отсталых племен Африки, Океании и индейцев Южной Америки при господстве полного промискуитета, тем не менее, его практическое осуществление всегда тщательно скрывается и даже разговоры на эту тему запрещены[67]. Такого рода табуированность несколько смягчилась в эпоху Античности, но потом снова ужесточилась с распространением монотеистических религий – христианства и ислама. Вот откуда ведет свой род вся «неприличность» этой темы. А вот, скажем, в культурах народов Дальнего Востока любые публичные разговоры о сексе и собственных сексуальных переживаниях считаются вполне приличными; есть даже средневековые китайские изображения, на которых родители занимаются сексом в присутствии детей[68]. Так или иначе, у каждой пары вырабатывается свой индивидуальный набор намеков на готовность одной из сторон к сексу, желательность этого. Если другая сторона тоже не против, то от намеков и ласковых слов, пара обычно переходит к тактильным ласкам и т.д. Далее наступает ситуация «разговора» посредством комплекса телодвижений, приносящих наибольшее наслаждение себе и партнеру, т.е. собственно сексуальных отношений (в техническом смысле). Это тоже особый язык, почти не поддающийся какой-либо вербализации[69].
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|