Производительность труда: показатели, измерители, резервы роста
Производительность труда — один из важнейших показателей деятельности предприятия, характеризующий результативность, эффективность производственной деятельности людей. Если говорить конкретнее, производительность труда, определяемая количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, характеризует, прежде всего, эффективность использования трудовых ресурсов. Производительность труда можно также охарактеризовать и обратным показателем — затратами рабочего времени на единицу произведенной продукции — трудоемкостью. Наиболее широко применяемым и универсальным показателем производительности труда является выработка, которая в зависимости от применяемых измерителей может быть рассчитана тремя методами: натуральным, стоимостным и нормированного рабочего времени (трудовым). Выработка представляет объем продукции, производимый в единицу рабочего времени. Натуральные измерители (штуки, тонны, метры) Стоимостной метод заключается в том, что выработка определяется как отношение объема произведенной продукции в стоимостном выражении к затратам рабочего времени Трудовой метод измерения производительности труда основан на оценке объема выпущенной продукции в единицах нормированного времени — нормо-часах. В зависимости от степени охвата затрат труда трудоемкость может быть полной, технологической и производственной. По полной заводской трудоемкости продукции учитываются затраты труда всего промышленно-производственного персонала, тогда как по технологической трудоемкости — затраты труда только основных производственных рабочих. Различается трудоемкость нормативная, плановая и фактическая. Нормативная трудоемкость определяется на основе технических норм времени, нормативов обслуживания, численности и т.п.; плановая — на основе нормативной трудоемкости с учетом мероприятий, направленных на повышение эффективности производства и повышение производительности труда, предусмотренных в плановом периоде. Фактическая трудоемкость свидетельствует о реальных затратах труда на единицу продукции в определенный период времени и является зеркальным отражением показателя производительности труда.
Резервы роста производительности труда многообразны и возможны на всех уровнях управления и во всех звеньях производства. Все резервы могут быть классифицированы следующим образом: 1. По источнику роста производительности труда: - улучшение использования средств производства; - улучшение использования рабочей силы. 2. По уровню выявления и использования: - заводские; - цеховые; - бригадные; - на рабочем месте. 3. По функциональной значимости: - резервы основного производства; - резервы вспомогательного производства; - резервы управления. 4. По срокам возможного использования: — текущие; - перспективные. Проблема выявления и реализации резервов повышения производительности труда наряду с техническими и организационными факторами тесно связана с социальными аспектами труда — более полным учетом социально-экономических и психофизиологических условий производственной деятельности работников, которые охватывают создание условий труда и отдыха, сокращение текучести кадров, снижение непроизводительных затрат рабочего времени, повышение уровня трудовой дисциплины, развитие инициативы и творческого потенциала работников. Повышение производительности труда и эффективности производства в целом требует более полного учета мотиваций труда. Как известно, основной формой мотивации работников предприятия является заработная плата.
28.Основы планирования деятельности предприятий Стратегическое планирование на предприятии Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей — все это составляет содержание процесса планирования. В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет — для крупного. Стратегические цели предприятия определяют направления его развития в долгосрочном периоде. Процесс целеполагания учитывает следующие аспекты жизни предприятия. 1. Какому этапу цикла развития (жизненному циклу) предприятия соответствует состояние его экономической и производственной деятельности? 2. Насколько сбалансированной является структура экономической и производственной деятельности? 3. Отвечает ли занимаемая предприятием доля рынка и прогнозируемый темп ее роста потенциальным возможностям предприятия? 4. В полной ли мере учтены обеспеченность предприятия ресурсами и риски в его деятельности? 5. Соответствуют ли современным требованиям социальные и экологические аспекты деятельности предприятия? Цели, определенные с учетом перечисленных качественных аспектов, должны быть конкретизированы — дополнены количественными показателями. Показатели долгосрочного планирования определяют цели предприятия на рассматриваемую перспективу. К этим показателям, как правило, относятся: — объем продаж; — темп роста объема продаж; — размер прибыли; — норма прибыли на совокупный капитал; — рентабельность продаж; — доля на рынке. Важнейшим этапом стратегического планирования является формулировка стратегии и выбор стратегических альтернатив.
базовые стратегий: - стратегия - стратегия стабилизации - стратегия выживания Принято различать две основные схемы составления планов и их детализации: сверху вниз и снизу вверх. Перспективные и текущие планы предприятия Ограничение горизонта планирования 1—5 годами Перспективное планирование по своей сути является технико-экономическим планированием, задачей которого на предприятии является конкретизация его стратегии. Перспективное планирование предполагает выделение следующих основных разделов: План реализации продукции (программа сбыта). 1. План производства (производственная программа). В этом разделе содержится план выпуска основных видов производимой продукции в натуральном выражении 2. План технического развития и организации производства. Этот план должен включать в себя следующие подразделы: - освоение новых видов и повышение технического уровня выпускаемой продукции; - внедрение прогрессивных технологий; - повышение уровня механизации, автоматизации производства; - совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии; В этом же разделе должны быть приведены расчеты ожидаемого эффекта от инновационной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|