Ренуар, рисующий будущее. «Пир королей» как предвестие войны. Предсказание Пикассо
Ренуар, рисующий будущее Французский художник Пьер Огюст Ренуар (1841–1919), несомненно, обладал даром предвидения. Еще в юности, выполняя заказы в художественной мастерской, Ренуар вдруг начал рисовать какую-то незнакомку. Ее лицо было у Венеры Милосской, которую он изобразил на фарфоровой вазе, у Марии-Антуанетты, профилем которой он расписывал фарфоровые тарелки. Хозяин требовал, чтобы он удлинил королеве нос, а то, мол, покупатели ее не узнают… Однако художник был непреклонен и продолжал рисовать августейшую особу со слишком коротким носиком. Тридцать лет спустя он встретил портниху Алин Шариго, которая стала его женой. У нее было то самое лицо… Их сын, известный режиссер Жан Ренуар, рассказывал, что его отец часто рисовал портреты вымышленных людей, а потом он встречал их в реальной жизни. Он изображал детей, которые потом и в самом деле появлялись на свет, и их родители удивлялись, как их чада похожи на картины Ренуара. Задолго до рождения собственных детей художник изобразил их на холсте. Похоже, что он просто видел будущее, сам того не осознавая… «Пир королей» как предвестие войны Картина русского живописца Павла Филонова (1883–1941) «Пир королей» была написана в 1913 г. В кроваво-красных тонах 11 человек сидят у стола, среди них выделяются трое в верхнем левом углу, двое из них восседают на тронах, в том числе женщина, очевидно, королева. Двое находятся под столом, у ног шута свернулась собака, а на столе – маленький человечек или куколка… Большая часть персонажей обнажены. Фигуры по обе стороны от королевы, также обнаженной, скрестили на груди руки – жест, который часто используют властители. А руки самой женщины сложены в жесте, который повторяет сидящий под столом шут. На столе – рыба, которая, как считается, символизирует Христа. Чем-то эта сцена напоминает Тайную вечерю или даже жертвоприношение. Весельем тут и не пахнет.
У двоих на картине закрыты глаза, как у покойников. Впрочем, все присутствующие кажутся мертвыми. Либо они находятся в состоянии какого-то оцепенения, как будто чего-то или кого-то ждут… Может быть, нового властителя? Известно, что изначально работа была выполнена в более светлых тонах. И персонажи в этой версии не напоминали мертвецов, они явно вели между собой какую-то беседу. В окончательной версии они безмолвны. Интересно, что сам автор заявлял, что в день «страшного суда искусства» его картины решат участь человечества. Известно также высказывание художника из манифеста «Сделанные картины» (1914), что со временем люди будут приходить к его полотнам как к иконам. По мнению близкого друга Филонова, поэта Велимира Хлебникова, «Пир королей» – это предсказание Первой мировой войны, которая началась в следующем, 1914 г. «Пир трупов, пир мести», – говорил Хлебников об этом полотне. Многие называют эту работу также «антипричастием». Хотя на самом деле «пир королей» (le festin des rois) – это устойчивое название, которым во Франции именуют окончание зимних Святок, совпадающее с православным Рождеством. Считается, что именно в этот день в Вифлеем явились три царя-волхва, которым было знамение о рождении Христа. А вот какое описание дает этому творению мастера другой художник, Олег Покровский: «Перед моими глазами была картина, которую я так хотел видеть. Огромный холст занимал почти всю стену. Кроваво-красные тона цвета запекшийся крови и разложения. В темном и глубоком подземелье, вокруг стола-жертвенника, застыли деспоты – короли смерти. Короли, вершившие мрачный обряд тризны по самим себе. Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. Традиция владычества, тоже умирающая».
Но на этом история картины не закончилась. Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г. И его тело прикрыли оказавшимся рядом полотном «Пир королей». Только через девять дней, которые труп пролежал в нетопленой квартире, Союз художников выделил доски для гроба. Их, по странному совпадению, было тоже девять. Похоже, Павел Филонов предвидел не только войну, но и собственную смерть. Предсказание Пикассо В 1937 г. знаменитый французский художник испанского происхождения Пабло Пикассо (1881–1973) написал по заказу правительства охваченной гражданской войной Испании фреску «Герника», посвященную незадолго до этого состоявшейся бомбардировке одноименного города басков на севере страны. Добровольческое подразделение немецкого люфтваффе, легион «Кондор», сбросил на город с шеститысячным населением несколько тысяч бомб, уничтожив сотни людей! Картина предназначалась для Всемирной выставки в Париже. На полотне огромных размеров, выполненном в манере кубизма и черно-белых тонах, изображены: женщина с мертвым ребенком; солдат с отрубленной рукой, сжимающий обломок меча; агонизирующая лошадь, нос и верхние зубы которой напоминают человеческий череп и над которой горит прозрачная лампочка в форме глаза… Голова быка с широко открытыми глазами в левом верхнем углу, по мнению некоторых экспертов, символизирует франкизм; лошадь – смерть, лампочка над ее головой – пытки или проклятие. Еще на картине присутствуют: мечущаяся птица; человек в античной маске с зажженной лампой в руках; охваченная пламенем фигура, в ужасе поднявшая руки. Справа – темная стена, в которой открыта дверь… Кстати, хвост у быка превращается в пламя, вместо языков у живых существ на картине – кинжалы, из меча в отрубленной руке солдата растут цветочные лепестки, а его рана похожа на стигматы. Известно, что над этим довольно трудоемким произведением автор работал всего около месяца. Он тратил на работу над картиной по 10–12 ч в сутки. Началась Вторая мировая война. Нацисты оккупировали Францию. В 1940 г. в квартиру Пикассо явились офицеры гестапо. В комнате на столе они заметили открытки с репродукциями «Герники». «Это сделали вы? », – спросили незваные гости. «Нет, это сделали вы», – ответил художник. Сегодня считается, что «Герника» предсказала Вторую мировую войну и ужасы фашизма. Порой ее даже называют «самым важным произведением искусства двадцатого века». Кажется, бомбардировку города художник видел своими глазами, но это не так… Те, кому довелось увидеть картину, утверждают, что она вызывает ощущение тревоги и даже паники. А ведь Пикассо создал фреску задолго до того как нацизм стал угрозой для всего мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|