«Волхвы», несущие бесплодие. Разорительная «Венера». Скандальная «Олимпия»
«Волхвы», несущие бесплодие Голландский живописец Питер Брейгель-старший (ок. 1525–1569) пригласил в натурщицы для картины «Поклонение волхвов» (1564) свою двоюродную сестру. Именно с нее он писал Деву Марию.
Евангельский миф о волхвах художник интерпретировал в нетрадиционном ключе. Все персонажи на картине выглядят печальными, это отражает и синий цвет одеяния Марии. Еще на полотне присутствует человек в зеленом платке, что-то шепчущий Иосифу, который безразлично его слушает, закрыв глаза. На лицах людей вокруг, в том числе солдат, читаются скорее злорадство и ирония, чем радость от рождения младенца Христа. Понятно, что католическая общественность была не в восторге от этой работы. Но речь вовсе не о том… Кузина Брейгеля, послужившая натурщицей для образа Марии, никак не могла забеременеть от своего мужа. И, по преданию, ее бесплодие стало передаваться другим женщинам. Четырежды «Волхвы» попадали в частные коллекции, и каждый раз после этого в семьях коллекционеров по 10–12 лет не рождались дети. Здоровые до этого женщины переставали беременеть… В 1637 г. картину купил архитектор Якоб ван Кампен. Его не смутила дурная слава: в семье было уже трое детей. С тех пор проклятие вроде бы перестало действовать… Разорительная «Венера» «Венера с зеркалом» испанца Диего Веласкеса (1599–1660) славится тем, что… разоряет своих хозяев в пух и прах! Написана она была около 1647–1651 гг. во время поездки художника в Италию. Дело в том, что в его родной Испании инквизиция запрещала рисовать обнаженную женскую натуру. Считается, что именно поэтому Венера изображена полулежащей спиной к зрителю и смотрящейся в зеркало, которое держит перед ней Амур.
Первым владельцем полотна, как гласит легенда, стал купец из Мадрида. С появлением «Венеры» его бизнес постигли крупные неприятности: часть его судов с товарами потонула, а остальные были захвачены пиратами. Коммерсант понес такие убытки, что вынужден был распродать все свое имущество. Полотно Веласкеса приобрел другой испанский негоциант. Не успел он отдать деньги за картину, как в склад с его товарами в порту угодила молния. Начавшийся пожар уничтожил все дотла… «Венеру» вновь выставили на аукцион. На этот раз ее купил богатый ростовщик. Три дня спустя в его дом забрались грабители. Чтобы получить доступ к сундукам с золотом, они зарезали хозяина…
В Мадриде заговорили о дурной репутации картины. Наследники убитого ростовщика никак не могли сбыть шедевр с рук. В конце концов, они отдали его за бесценок в музей. После этого полотно долго путешествовало по музеям и частным коллекциям. В 1906 г. ее приобрел Фонд национальных коллекций для Лондонской национальной галереи. В 1914 г. в галерее среди туристов оказалась суфражистка Мэри Ричардсон, страдавшая психическим заболеванием. Она бросилась на холст с ножом и повредила его. Правда, картину удалось отреставрировать, она находится в музее и по сей день. Скандальная «Олимпия» Французский импрессионист Эдуард Мане (1832–1883) всегда имел репутацию скандального художника. Но когда публике в феврале 1865 г. на Парижском салоне во Дворце промышленности была представлена его картина «Спящая Венера» (1863), зрители просто впали в шок!
На полотне изображена обнаженная молодая женщина. В изысканных украшениях и изящных туфлях-панталетах она полулежит на кровати, опираясь на подушки. У кровати стоит темнокожая служанка, которая держит букет цветов, очевидно, присланный кем-то из поклонников девушки. В изножье кровати сидит черный котенок, у него точно такое же выражение глаз, как и у хозяйки…
Считается, что Мане скопировал композицию с «Венеры Урбинской» Тициана (1538). Моделью ему послужила натурщица Викторина Мёран, услугами которой он часто пользовался, но есть и версия, что художник использовал образ известной куртизанки Маргариты Белланже, состоявшей в любовной связи с самим Наполеоном Бонапартом. Венеру на полотне обозвали «бесстыдной куртизанкой после ночи любви». А еще ее окрестили «Олимпией», уж слишком описанная Мане сцена напоминала строчку из стихов модного тогда поэта Закари Астрюка «Лишь успеет Олимпия ото сна пробудиться». Но обвинение в распущенности – это были еще, как говорится, цветочки… Мане обвинили… в демонизме. Пошли слухи, что в юности художник побывал в Южной Америке (это, кстати, правда) и после этого стал практиковать вуду или еще какие-то местные культы. Отсюда и служанка-негритянка, и черный кот у ног Венеры (или Олимпии). Мане пояснял, что он проживал в Рио-де-Жанейро и ни в каких вудуистских обрядах не участвовал. А служанку сделал чернокожей, чтобы оттенить белизну кожи своей героини. Это не помогло. Посетительницы возле картины падали в обморок, а потом уверяли, что взгляд красавицы на полотне преследует их, выкачивая жизненную силу. И что Мане изобразил никакую не богиню, а ведьму… А еще выяснилось, что не все посетители видели на холсте черного кота – иногда он просто исчезал… На это художник оправдывался, что просто кот находится в темном углу и не все присматриваются… Тем не менее, нашлись те, кто верил – время от времени животное выпрыгивает из картины и уходит по своим делам, а затем снова возвращается. И несомненно, кот связан с самим дьяволом! Рассказывают, что однажды Мане сам явился взглянуть на свое полотно и… не обнаружил кота! Обескураженный, он несколько раз моргнул – и кот вновь появился на своем месте. Живописец решил – просто померещилось… После салона почти четверть века «Олимпия» (это стало уже официальным названием работы) нигде не выставлялась. В 1889 г. она впервые за много лет появилась на выставке по случаю 100-летия Великой Французской революции. К тому времени самого Мане уже не было в живых. В конце концов «Олимпия» была выкуплена друзьями художника у его вдовы за 20 000 франков и передана в дар государству. Однако власти не слишком охотно приняли такой подарок, и в результате полотно очутилось в запасниках Люксембургского дворца.
Когда картина в 1907 г. попала в Лувр, тамошние служители стали уверять, что время от времени дьявольский кот на ней начинает противно мяукать… Кстати, на репродукциях «Олимпии» этого кота вообще не видно. С 1947 г. на «Олимпию» можно посмотреть в Музее импрессионизма Орсе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|