Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смертоносная «Тройка». Видение стрелецкой казни




Смертоносная «Тройка»

На известном полотне Василия Перова (1833–1882) «Тройка», написанном в 1866 г., изображены трое детей – два мальчика и девочка, которые везут по зимней улице сани с бочкой, полной воды. У картины есть и другое название – «Ученики мастеровые везут воду».

Сюжет довольно грустный. Зимняя улица. Трое детей тащат сани, на них стоит бочка с водой. Вода замерзла до сосулек, и сами дети явно устали и замерзли… Ледяной ветер дует им в лицо. Сзади сани толкает мужчина, возможно, хозяин, на которого работают дети, а возможно, помощник хозяина. Справа бежит собака.

Перов часто обращался к теме обездоленного детства. Детей из бедных семей принято было отдавать учениками к различным мастерам – сапожникам, кузнецам, плотникам, булочникам. Жизнь их была крайне тяжелой: их били, заставляли работать день и ночь, скудно кормили, деньги платили далеко не всегда, могли заставить трудиться за еду, кров и одежду… Как правило, это были крестьянские ребятишки: их родители надеялись, что так у «лапотников» будет шанс выбиться в люди. Много было среди них и сирот, у которых не имелось никого, кто мог бы о них позаботиться.

Не зря художник использует для сцены серые и мрачные тона, чтобы передать атмосферу подавленности и безысходности. Вот что писал о картине известный русский критик В. В. Стасов: «Кто из нас не знает “Тройку” Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах…».

Перов довольно быстро нашел натурщиков для крайних мальчика и девочки. Но все никак не мог найти подходящую модель для мальчика в центре. Между тем вокруг этого персонажа должна была строиться вся композиция.

Случайно он повстречал в Москве крестьянку с 12-летним сыном, ехавшую на богомолье. Женщина была вдовой, нескольких своих детей она уже похоронила, остался один Вася. Перову показалось, что подросток идеально подходит для его задумки. Так 12-летний Василий стал натурщиком, несмотря на то, что родственники отговаривали его мать разрешать сыну позировать, видимо, что-то предчувствовали.

А несколько лет спустя та женщина приехала к Перову, чтобы выкупить картину. Оказалось, ее сын скончался от болезни.

Однако полотно уже приобрела Третьяковка. Безутешная мать отправилась туда, бросилась на колени перед картиной и принялась горячо молиться. Перов был так растроган, что специально написал для этой женщины портрет ее покойного сына.

Видение стрелецкой казни

Любому российскому школьнику известна созданная в 1881 г. картина Василия Сурикова (1848–1916) «Утро стрелецкой казни», связанная с одним из самых трагических событий нашей истории – подавлением Петром I стрелецкого бунта 1698 г. и казнью мятежных стрельцов. А вот о мистической предыстории ее рождения мало кто осведомлен.

Художник утверждал, что в числе его казацких предков с обеих сторон – Суриковых и Торгошиных – были бунтовщики, выступившие в конце XVII в. против сибирских воевод. Так что тема стрелецкого бунта изначально была ему близка. Когда в 1876 г. петербургская Академия Художеств направила его в Москву расписывать строящийся храм Христа Спасителя, он полюбил вечерние прогулки по Первопрестольной. Но это были не просто прогулки.

«Начало здесь, в Москве, со мною что-то страшное твориться, – писал Суриков позднее в своих воспоминаниях. – Куда ни пойду, а все к кремлевским стенам выйду. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Темнота начинала скрадывать все очертания, все принимало какой-то незнакомый вид, и со мною стали твориться странные вещи. То вдруг покажется, что это не кусты растут у стены, а стоят какие-то люди в старинном русском одеянии, или почудится, что вот-вот из-за башни выйдут женщины в парчовых душегрейках и с киками на головах. Да так ясно все, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут? »

Однажды Василий шел по Красной площади. Вечер, вокруг никого… Где-то в районе Лобного места он остановился, засмотрелся на угадывающийся в сумерках силуэт храма Василия Блаженного, и тут в мозгу отчетливо и полно, во всех деталях, вспыхнула картина. Ее просто показали художнику Высшие силы. А Сурикову оставалось только воплотить увиденное на холсте. Вернувшись домой, он сразу же взялся за наброски.

Однако работа над полотном шла нелегко. Василий жаловался друзьям, что по ночам ему снятся сцены казни. «И долго потом после дневной работы над картиной мне снились казненные стрельцы, – вспоминал он. – Они шли ко мне с зажженными свечами и кланялись, и во сне пахло кровью».

В мастерскую к Сурикову часто заходили другие художники и видели на мольберте незавершенную работу. С некоторыми из них происходили странные и жутковатые вещи. Например, художника и историка живописи Александра Бенуа ночами стал посещать «бесовский стрелец», державший в руках свечу. Бенуа уверял, что от этой свечи чуть не загорелась его квартира, причем отнюдь не во сне, а наяву! Виктор Васнецов, в свою очередь, начал слышать, как голосят жены и дочери стрельцов, провожая на казнь своих мужей и отцов.

Незадолго до завершения картины (на нее ушло около трех лет) Сурикова навестил Илья Репин. Глянув на полотно, попенял: «Что же это у вас ни одного казненного нет? Вы бы вот здесь хоть на виселице, на правом плане повесили бы». Художник послушался и дорисовал фигуру повешенного стрельца. А на следующее утро в мастерскую зашла старая няня, глянула на картину – и упала без чувств… Позднее в тот же день зашел Павел Третьяков и спросил Сурикова: «Что вы, всю картину испортить хотите? ». В итоге Суриков закрасил висельников.

Третьяков приобрел «Утро стрелецкой казни» за 8 тыс. руб. серебром. Как только картина заняла свое место в домашней галерее купца и мецената, также начало происходить неладное. Стоило старшей дочери Третьяковых Верочке взглянуть на лик царя Петра, лично руководившего казнью, как она захворала лихорадкой. И облик грозного царя потом мерещился ей в бреду…

Как-то раз галерею посетил великий князь Сергей Александрович. Глядя на полотна Сурикова (а там были еще «Меншиков в Берёзове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887)), он вдруг услышал то ли крики, то ли стоны, приглушенные, но явственные. Словно картины были настоящим, живым окном в прошлое… Недаром тот же Бенуа называл Сурикова «русским чародеем», «гениальным ясновидцем, обладающим даром исторического прозрения». А Третьяков считал, что этот русский живописец сумел отыскать «тропу между нынешним днем и трагически-великим прошлым».

1 марта 1881 г. «Утро» демонстрировалось на передвижной выставке в Санкт-Петербурге. Именно в этот день террористами был убит российский император Александр II. Пошла молва, что пришла пора Романовым расплачиваться за кровавую жестокость их предков. Совпадение действительно зловещее…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...