Проклятие «Неравного брака»
Еще одна картина со схожим действием – «Неравный брак» Василия Пукирева (1832–1890). Полотно, созданное в 1862 г., и по сей день как магнитом влечет к себе посетителей Третьяковки, хотя сюжет вроде бы обычен для той эпохи: заплаканная юная невеста в полутемной церкви обручается с уродливым стариком. Здесь же, в правом углу, стоит, скрестив руки на груди, шафер – молодой чернобородый мужчина с горящим взглядом. При этом все персонажи выполнены в реальный человеческий рост. Когда Пукирев писал «Неравный брак», ему было 30 лет и он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Известный критик Стасов назвал эту работу «трагической картиной русской школы». Хотя многие ее хвалили, почему-то ни одна художественная галерея не пожелала приобрести полотно. В конце концов автор за бесценок продал его своему приятелю, тоже художнику А. Борисовскому. Только в 1871 г. картину все-таки купил Павел Третьяков, заплатив 1500 руб. серебром. Сразу же пошли слухи, что поводом для написания «Неравного брака» послужила реальная история трагической любви живописца. Действительно, в молодости Пукирев влюбился в Прасковью Варенцову, приходившуюся родственницей его приятелю Сергею Варенцову, тоже художнику. В свою очередь, сам Сергей был влюблен в Софью Рыбникову, дочь богородского купца. Однако и той и другой паре не суждено было воссоединиться. Оба художника были в то время бедны, не имели веса в обществе и не могли считаться приличной партией. Поэтому обеих девушек выдали замуж за нелюбимых. Имя мужа Прасковьи не сохранилось, известно только, что он вовсе не был ни стар, ни дурен собой. А вот Софья вышла замуж за очень богатого купца первой гильдии Андрея Корзинкина, который и в самом деле был в преклонных годах.
Софья вскоре овдовела, супруг скончался, оставив ей свое огромное состояние. А вот семейная жизнь Прасковьи, возлюбленной Пукирева, сложилась неудачно: ее муж оказался домашним тираном. Но разводы в то время были не приняты. Вот Пукирев и решил перенести эту двойную историю несчастной любви на холст. Но при этом, как гласит легенда, все замаскировал. Так, вначале он задумал на месте несостоявшегося возлюбленного, наблюдающего за сценой обручения, написать Варенцова. Но тот был против, и тогда художник написал самого себя, только пририсовав усы и бороду. Хотя на самом деле он и так носил бороду и усы, и образ вышел вполне узнаваемым… Старика Пукирев писал с князя Павла Цицианова – известного мецената, милейшего человека, однако к тому времени уже дряхлого и имевшего отталкивающую внешность. Тот охотно согласился позировать Василию, причем совершенно бесплатно, и даже надевал по такому случаю свои ордена… Вышло так натурально, что впоследствии картине дали второе, народное название – «Кощей с невестой». Надо сказать, что полотно имело большой общественный резонанс. Дело в том, что неравные браки были в тогдашней России очень частым явлением. Как правило, девиц выдавали замуж за престарелых женихов, чтобы поправить материальное положение семьи. Нередко это приводило к тому, что невесты, не желая идти под венец со старцами, совершали самоубийство – топились, вешались, принимали яд… Это приняло такие масштабы, что о ситуации доложили самому императору. При этом к отчету была приложена копия работы Пукирева… Вскоре Священный Синод ввел запреты на браки, в которых жених был более чем на 20 лет старше невесты. Между тем на самого живописца его собственная картина повлияла самым трагическим образом. Ее видение преследовало его повсюду, и он стал писать уменьшенные копии «Неравного брака». На одной из них художник расписался черной краской прямо поверх изображения шафера – то есть самого себя.
Кончил Пукирев плохо. Он спился, жил в страшной бедности, не имея своего угла. 1 июня 1890 г. несчастный скончался. А вокруг его картины, висевшей в галерее Третьякова, распространились странные толки. Говорили, будто старикам, собирающимся жениться на молодых девушках, перед ней становится дурно: у кого-то начинались головные боли, у кого-то прихватывало сердце, а были и те, кто падал в обморок… Кстати, среди последних оказался и знаменитый историк Н. Костомаров, который после знакомства с полотном отказался от намерения жениться на девушке намного моложе себя. По крайней мере, так он рассказывал друзьям. И еще появилось поверье, что девушкам ни в коем случае нельзя смотреть на картину перед свадьбой. В одних случаях женихи вдруг передумывали вступать в брак, в других свадьбы расстраивались по самым разным причинам, в третьих семейная жизнь складывалась несчастливо… Особенно сильное впечатление произвела на суеверных московских невест история курсистки, которая, собираясь под венец, посетила галерею, полюбовалась «Неравным браком», а, едва выйдя на улицу, кинулась под колеса проезжавшей мимо конки. Или это всего лишь миф?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|