Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сигнализаторы, индикаторы и указатели




Ниже описаны сигнализаторы, индикаторы и стрелочные указатели, которые имеются на приборном щитке боль­шинства автомобилей.Сигнализаторы и стрелочные указатели своевременно дают информацию даже о сравнительно небольших от­клонениях в нормальной работе агрегатов и систем авто­мобиля, предотвращая тем самым серьезные отказы, ко­торые могут потребовать дорогостоящего ремонта и за­мены деталей. Внимательное наблюдение за сигнализа­торами и стрелочными приборами способствует безопас­ной эксплуатации автомобиля. Световые сигнализаторы включаются, когда какое-либо устройство или система автомобиля начинает функционировать ненормально. В отличие от этого индикаторы просто подтверждают, что какая-либо система или устройство автомобиля на­ходится во включенном состоянии. Некоторые индика­торы и сигнализаторы загораются на короткое время при включении зажигания. Это специально предусмотрено для контроля исправности этих индикаторов и сигнали­заторов. Стрелочные указатели позволяют контролиро­вать работу систем и агрегатов автомобиля и сра­зу же заметить отклонения от нормы. На некоторых авто­мобилях сигнализаторы и стрелочные приборы заменя­ют друг друга.

Сигнализатор неисправности тормозной

системы Тормозная гидравлическая система автомо­биля имеет два независимых контура. В случае отказа одного из контуров второй контур позволит водителю затормозить (но с меньшей эффективностью) и остановить автомобиль. Включение при работающем двигателе рассматривае­мого сигнализатора информирует о какой-либо неис­правности, возникшей в тормозной системе,

Стр. 44


ЧАСТЬ 4. ТРАНСМИССИЯ


Общее устройство трансмиссии

Трансмиссия представляет собой агрегаты и механиз­мы, связывающие коленчатый вал двигателя (тот самый, на котором закреплен маховик) с ведущими колесами автомобиля. Она передает вращение (крутящий мо­мент) от двигателя на ведущие колеса. С ее помощью водитель может изменять величину крутящего момента, а для движения задним ходом - направление крутяще­го момента. Мы уже говорили, что в зависимости от то­го, какие колеса вращает трансмиссия, легковые авто­мобили подразделяют на заднеприводные, передне­приводные и полноприводные. Рассмотрим сначала элементы трансмиссии заднепри-водного автомобиля в той последовательности, как они расположены в автомобиле (именно в таком порядке и передается вращение от двигателя к ведущим коле­сам - рис. 4.1). Итак, прямо за двигателем размещено сцепление, затем коробка передач, карданная передача (карданный вал), задний мост, представляющий собой главную передачу с дифференциалом и полуосями, на которых и закреплены ведущие колеса. Обратите внимание, что на заднеприводной машине крутящий мо­мент «пропутешествовал» практически через весь авто­мобиль.

А вот в машине с приводом на передние колеса он «вертится» только под капотом, поскольку все аг­регаты трансмиссии расположены именно там (рис. 4.2). Вновь, как и у заднеприводного автомоби­ля, эстафету вращения коленчатого вала и маховика


ТРАНСМИССИЯстр.45


двигателя подхватывает сцепление и передает его ко­робке передач, затем в работу включается главная пе­редача с дифференциалом, которые и распределяют крутящий момент между двух полуосей, снабженных шарнирами равных угловых скоростей (ШРУСами). Эти шарниры, как сообщалось ранее, позволяют переда­вать крутящий момент на передние ведущие колеса независимо от того, повернуты они или нет. Вот так добирается крутящий момент до колес на переднепри­водном автомобиле.

Сцепление

Сцепление первым принимает крутящий момент от двига­теля и передает его к коробке передач. Это в том случае, если сцепление включено. А если водитель его выключит, то вращение от двигателя к остальным агрегатам транс­миссии передаваться не будет и до ведущих колес не дой­дет. Следовательно, устройство, именуемое сцеплением, представляет собой выключатель, по своему функцио­нальному принципу чем-то напоминающий электровы­ключатель. Если в электровыключателе контакты замкну­ты, то ток идет дальше и лампочка горит; если контакты разомкнуты (не прижаты друг к другу) - ток дальше не проходит и света нет. По этому же принципу работает и сцепление: оно дает возможность водителю при необ­ходимости быстро прервать передачу крутящего момента (выключить сцепление), а затем плавно ее возобновить.

Сцепление предназначено для передачи крутящего момента от двигателя, временного разъединения и плавного соединения двигателя с трансмиссией. Сцепление состоит из непосредственно самого меха­низма сцепления и его привода. Механизм сцепления (рис. 4.3) состоит из трех основ­ных элементов:

- ведущей части;

- ведомой части;

- рабочих элементов.

На легковых автомобилях применяется сухое однодис-ковое сцепление.

Принцип работы сухого однодискового сцепления по­казан на рис. 4.4 и 4.5.

Крутящий момент передается от маховика двигателя на ведомый диск сцепления за счет сухого трения, воз­никающего при прижатии последнего к маховику. Ведо­мый диск установлен на валу на шлицах, по которым он может перемещаться. На противоположном конце вала жестко закреплена ведущая шестерня коробки пе­редач. Когда сцепление включено (одноименная пе­даль отпущена), ведомый диск вращается с маховиком как единое целое и вращает ведущий вал коробки пере­дач (см. рис. 4.4).

При нажатии на педаль сцепления ведомый диск отде­ляется от маховика, перемещаясь по шлицам,

 

УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯстр.46



 


ТРАНСМИССИЯ стр.47

Итак, педаль сцепления - первый и ближайший к води­телю элемент его привода. В настоящее время в отече­ственных легковых автомобилях используют два вида привода сцепления: гидравлический и механический. Гидропривод выключения сцепления состоит из следу­ющих элементов (рис. 4.6):

- педали;

- главного цилиндра;

- трубопровода;

- рабочего цилиндра;

- вилки выключения сцепления;

- подшипника выключения сцепления.

При необходимости отсоединения двигателя от осталь­ных агрегатов трансмиссии водитель нажимает левой но­гой на педаль сцепления с определенным усилием. Это усилие от педали через шток и поршень перемещает жидкость в главном цилиндре, что, в свою очередь, пере­мещает поршень рабочего цилиндра, связанный со што­ком. Далее шток рабочего цилиндра воздействует на вилку выключения сцепления и на нажимной подшип­ник, который через отжимные рычаги и выключает сцеп­ление. Для включения сцепления водитель должен отпу­стить педаль. При этом под воздействием возвратных пружин все детали привода вернутся в первоначальное положение.

Рассмотренный привод назван гидравлическим, так как в нем в качестве рабочего тела, связывающего педаль с механизмом сцепления, использована специальная тормозная жидкость.В этом случае усилие с педали сцепления передается на вилку выключения через ме­таллический трос (рис. 4.7).

 

УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Стр.48


Несколько слов о главных неисправностях сцепления. Если сцепление не выключается полностью, то говорят, что сцепление «ведет». Действительно, в этом случае маховик не расстыковывается полностью с ведомым диском сцепления и продолжает его вести. К такой си­туации может привести увеличенный свободный ход педали сцепления, а в сцеплении, приводимом в дейст­вие гидроприводом, - наличие воздуха. Такие неис­правности могут быть быстро устранены на станции технического обслуживания или самостоятельно при наличии определенных навыков. А вот остальные при­чины того, что сцепление не выключается полностью, обычно связанны с внутренними дефектами этого ме­ханизма (коробление ведомого диска, перекос нажим­ного подшипника, поломка пружин и т.п.), которые можно «вылечить» только в стационарных условиях. Если же сцепление полностью не включается, то гово­рят, что сцепление «пробуксовывает». Причиной может стать недостаточный свободный ход педали сцепления (что легко устраняется), а также поломка пружин, износ или замасливание фрикционных накладок. Последние неисправности целесообразно устранять силами квали­фицированных специалистов.

Коробка передач

Коробка передач преобразует усилие, развиваемое дви­гателем, и передает его колесам в необходимом количе­стве и в нужном направлении (для определенных ус­ловий движения и для движения передним или задним ходом). В коробке передач реализован известный принцип механики: при понижении оборотов от вход­ного (ведущего) вала к выходному (ведомому), в нашем случае связанных между собой зубчатым зацеплением, увеличивается крутящий момент (рис. 4.8). Максимально обороты понижаются на I передаче. При этом на выходе из коробки передач реализуется мак­симальный крутящий момент, способный выполнить

 

УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ. Стр.50


вращаться в другую сторону. Посмотрите внимательно на рис. 4.14 и 4.15. Чтобы заставить вторичный вал ко­робки передач вращаться в противоположную сторону, между ведущей шестерней промежуточного вала и ве­домой шестерней вторичного вала помещают шестерен­ку передачи заднего хода. Обратите внимание на на­правление вращения валов без шестерни заднего хода и с ней. При наличии шестерни заднего хода вторичный вал коробки передач поменял направление вращения. На рис. 4.16 показана передача крутящего момента в коробке передач переднеприводного автомобиля. Устройство четырехступенчатой коробки передач заднеприводного легкового автомобиля показано на рис. 4.17. Обычно ко­робка передач состоит из следующих основных частей:

- картера;

- трех основных валов (первичного, вторичного и про­межуточного);

- дополнительного вала заднего хода;

- зубчатых шестерен и колес;

- синхронизаторов;


 


 

ТРАНСМИССИЯ стр.51



 


 


- механизма переключения передач. Шестерни коробки передач выполняются косозубыми, что снижает шум при их работе и повышает ресурс за счет увеличения пятна контакта в зацеплении. Ко­робки передач оборудованы синхронизаторами, позво­ляющими переключать передачи с минимальным усили­ем и не опасаться поломки зубьев шестерен. Как уже указывалось, для периодического разъедине­ния и плавного соединения двигателя с коробкой пере­дач и остальными элементами трансмиссии использует­ся сцепление. На автомобилях с механической короб­кой передач водитель включает и выключает сцепле­ние, нажимая на педаль.

У автомобилей с так называемой автоматической ко­робкой переключения передач сцепление работает ав­томатически, а педаль отсутствует. Сцепление заменяет гидротрансформатор, а механическая часть коробки представляет собой планетарную передачу, в которой все элементы находятся в постоянном зацеплении. Ре­жимом работы планетарной передачи управляет элек­троника.

Схема гидротрансформатора показана на рис. 4.18. Коленчатый вал двигателя через маховик жестко свя­зан с лопаточным колесом, называемым насосным. С ведомым валом соединено второе лопаточное коле­со, называемое турбинным. Эти колеса могут вращать­ся, а между ними устанавливают еще одно лопаточное колесо, которое, неподвижно. Его называют реакто­ром. Насос, турбина и реактор выполнены с радиаль­ным расположением лопаток. Гидротрансформатор на 85-90% заполняется специальной жидкостью. Дви­гатель вращает насосное колесо, которое направляет поток жидкости на турбинное колесо. Лопатки непо­движного реактора помогают направить поток жидко­сти вновь к насосному колесу, повышая эффектив­ность работы, а главное, повышая крутящий момент. Причем изменение момента на турбине от максимального значения до значения, равного моменту на насо­се, происходит автоматически. При малом числе обо­ротов двигателя происходит значительное отставание вращения турбины от вращения колеса или так назы­ваемое проскальзывание. Это аналогично выключен­ному сцеплению. По мере увеличения числа оборотов двигателя проскальзывание уменьшается по аналогии с включением сцепления.

На рис. 4.19 показана принципиальная схема автомати­ческой коробки передач, состоящей из гидротрансфор­матора, планетарной передачи и системы регулирова­ния переключения передач.

Автоматической коробкой передач управляет процес­сор, объединенный с электронным блоком управления двигателем либо выделенный в автономный модуль уп­равления.

Водитель управляет автоматической коробкой передач с помощью рычага селектора (рис. 4.20). Чаще всего он расположен в том же месте, где и рычаг управления обычной коробкой передач. Рычаг селектора имеет не­сколько положений. Рассмотрим те из них, которые, как правило, есть в любом автомобиле с автоматической коробкой переключения передач. «Р» (паркинг) - парковка. Стояночное положение ры­чага переключения, фиксирующее ведущие колеса ав­томобиля в неподвижном состоянии, при этом в короб­ке передач включена «нейтраль». При нахождении рычага селектора в этом положении пускается двигатель, а приехав к месту назначения, перед тем как заглушить двигатель, рычаг селектора переводят именно в это положение. Современные ав­томобили с автоматическими коробками передач обо­рудуют множеством систем, помогающих водителям управлять такой коробкой. Например, на многих авто­мобилях вы не сможете вынуть ключ из замка зажига­ния, пока не переведете рычаг селектора в положе­ние «Р».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...