Сигнализаторы, индикаторы и указатели
Ниже описаны сигнализаторы, индикаторы и стрелочные указатели, которые имеются на приборном щитке большинства автомобилей.Сигнализаторы и стрелочные указатели своевременно дают информацию даже о сравнительно небольших отклонениях в нормальной работе агрегатов и систем автомобиля, предотвращая тем самым серьезные отказы, которые могут потребовать дорогостоящего ремонта и замены деталей. Внимательное наблюдение за сигнализаторами и стрелочными приборами способствует безопасной эксплуатации автомобиля. Световые сигнализаторы включаются, когда какое-либо устройство или система автомобиля начинает функционировать ненормально. В отличие от этого индикаторы просто подтверждают, что какая-либо система или устройство автомобиля находится во включенном состоянии. Некоторые индикаторы и сигнализаторы загораются на короткое время при включении зажигания. Это специально предусмотрено для контроля исправности этих индикаторов и сигнализаторов. Стрелочные указатели позволяют контролировать работу систем и агрегатов автомобиля и сразу же заметить отклонения от нормы. На некоторых автомобилях сигнализаторы и стрелочные приборы заменяют друг друга. Сигнализатор неисправности тормозной системы Тормозная гидравлическая система автомобиля имеет два независимых контура. В случае отказа одного из контуров второй контур позволит водителю затормозить (но с меньшей эффективностью) и остановить автомобиль. Включение при работающем двигателе рассматриваемого сигнализатора информирует о какой-либо неисправности, возникшей в тормозной системе, Стр. 44 ЧАСТЬ 4. ТРАНСМИССИЯ Общее устройство трансмиссии
Трансмиссия представляет собой агрегаты и механизмы, связывающие коленчатый вал двигателя (тот самый, на котором закреплен маховик) с ведущими колесами автомобиля. Она передает вращение (крутящий момент) от двигателя на ведущие колеса. С ее помощью водитель может изменять величину крутящего момента, а для движения задним ходом - направление крутящего момента. Мы уже говорили, что в зависимости от того, какие колеса вращает трансмиссия, легковые автомобили подразделяют на заднеприводные, переднеприводные и полноприводные. Рассмотрим сначала элементы трансмиссии заднепри-водного автомобиля в той последовательности, как они расположены в автомобиле (именно в таком порядке и передается вращение от двигателя к ведущим колесам - рис. 4.1). Итак, прямо за двигателем размещено сцепление, затем коробка передач, карданная передача (карданный вал), задний мост, представляющий собой главную передачу с дифференциалом и полуосями, на которых и закреплены ведущие колеса. Обратите внимание, что на заднеприводной машине крутящий момент «пропутешествовал» практически через весь автомобиль. А вот в машине с приводом на передние колеса он «вертится» только под капотом, поскольку все агрегаты трансмиссии расположены именно там (рис. 4.2). Вновь, как и у заднеприводного автомобиля, эстафету вращения коленчатого вала и маховика ТРАНСМИССИЯстр.45 двигателя подхватывает сцепление и передает его коробке передач, затем в работу включается главная передача с дифференциалом, которые и распределяют крутящий момент между двух полуосей, снабженных шарнирами равных угловых скоростей (ШРУСами). Эти шарниры, как сообщалось ранее, позволяют передавать крутящий момент на передние ведущие колеса независимо от того, повернуты они или нет. Вот так добирается крутящий момент до колес на переднеприводном автомобиле.
Сцепление Сцепление первым принимает крутящий момент от двигателя и передает его к коробке передач. Это в том случае, если сцепление включено. А если водитель его выключит, то вращение от двигателя к остальным агрегатам трансмиссии передаваться не будет и до ведущих колес не дойдет. Следовательно, устройство, именуемое сцеплением, представляет собой выключатель, по своему функциональному принципу чем-то напоминающий электровыключатель. Если в электровыключателе контакты замкнуты, то ток идет дальше и лампочка горит; если контакты разомкнуты (не прижаты друг к другу) - ток дальше не проходит и света нет. По этому же принципу работает и сцепление: оно дает возможность водителю при необходимости быстро прервать передачу крутящего момента (выключить сцепление), а затем плавно ее возобновить. Сцепление предназначено для передачи крутящего момента от двигателя, временного разъединения и плавного соединения двигателя с трансмиссией. Сцепление состоит из непосредственно самого механизма сцепления и его привода. Механизм сцепления (рис. 4.3) состоит из трех основных элементов: - ведущей части; - ведомой части; - рабочих элементов. На легковых автомобилях применяется сухое однодис-ковое сцепление. Принцип работы сухого однодискового сцепления показан на рис. 4.4 и 4.5. Крутящий момент передается от маховика двигателя на ведомый диск сцепления за счет сухого трения, возникающего при прижатии последнего к маховику. Ведомый диск установлен на валу на шлицах, по которым он может перемещаться. На противоположном конце вала жестко закреплена ведущая шестерня коробки передач. Когда сцепление включено (одноименная педаль отпущена), ведомый диск вращается с маховиком как единое целое и вращает ведущий вал коробки передач (см. рис. 4.4). При нажатии на педаль сцепления ведомый диск отделяется от маховика, перемещаясь по шлицам,
УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯстр.46
ТРАНСМИССИЯ стр.47 Итак, педаль сцепления - первый и ближайший к водителю элемент его привода. В настоящее время в отечественных легковых автомобилях используют два вида привода сцепления: гидравлический и механический. Гидропривод выключения сцепления состоит из следующих элементов (рис. 4.6):
- педали; - главного цилиндра; - трубопровода; - рабочего цилиндра; - вилки выключения сцепления; - подшипника выключения сцепления. При необходимости отсоединения двигателя от остальных агрегатов трансмиссии водитель нажимает левой ногой на педаль сцепления с определенным усилием. Это усилие от педали через шток и поршень перемещает жидкость в главном цилиндре, что, в свою очередь, перемещает поршень рабочего цилиндра, связанный со штоком. Далее шток рабочего цилиндра воздействует на вилку выключения сцепления и на нажимной подшипник, который через отжимные рычаги и выключает сцепление. Для включения сцепления водитель должен отпустить педаль. При этом под воздействием возвратных пружин все детали привода вернутся в первоначальное положение. Рассмотренный привод назван гидравлическим, так как в нем в качестве рабочего тела, связывающего педаль с механизмом сцепления, использована специальная тормозная жидкость.В этом случае усилие с педали сцепления передается на вилку выключения через металлический трос (рис. 4.7).
УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Стр.48 Несколько слов о главных неисправностях сцепления. Если сцепление не выключается полностью, то говорят, что сцепление «ведет». Действительно, в этом случае маховик не расстыковывается полностью с ведомым диском сцепления и продолжает его вести. К такой ситуации может привести увеличенный свободный ход педали сцепления, а в сцеплении, приводимом в действие гидроприводом, - наличие воздуха. Такие неисправности могут быть быстро устранены на станции технического обслуживания или самостоятельно при наличии определенных навыков. А вот остальные причины того, что сцепление не выключается полностью, обычно связанны с внутренними дефектами этого механизма (коробление ведомого диска, перекос нажимного подшипника, поломка пружин и т.п.), которые можно «вылечить» только в стационарных условиях. Если же сцепление полностью не включается, то говорят, что сцепление «пробуксовывает». Причиной может стать недостаточный свободный ход педали сцепления (что легко устраняется), а также поломка пружин, износ или замасливание фрикционных накладок. Последние неисправности целесообразно устранять силами квалифицированных специалистов.
Коробка передач Коробка передач преобразует усилие, развиваемое двигателем, и передает его колесам в необходимом количестве и в нужном направлении (для определенных условий движения и для движения передним или задним ходом). В коробке передач реализован известный принцип механики: при понижении оборотов от входного (ведущего) вала к выходному (ведомому), в нашем случае связанных между собой зубчатым зацеплением, увеличивается крутящий момент (рис. 4.8). Максимально обороты понижаются на I передаче. При этом на выходе из коробки передач реализуется максимальный крутящий момент, способный выполнить
УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ. Стр.50 вращаться в другую сторону. Посмотрите внимательно на рис. 4.14 и 4.15. Чтобы заставить вторичный вал коробки передач вращаться в противоположную сторону, между ведущей шестерней промежуточного вала и ведомой шестерней вторичного вала помещают шестеренку передачи заднего хода. Обратите внимание на направление вращения валов без шестерни заднего хода и с ней. При наличии шестерни заднего хода вторичный вал коробки передач поменял направление вращения. На рис. 4.16 показана передача крутящего момента в коробке передач переднеприводного автомобиля. Устройство четырехступенчатой коробки передач заднеприводного легкового автомобиля показано на рис. 4.17. Обычно коробка передач состоит из следующих основных частей: - картера; - трех основных валов (первичного, вторичного и промежуточного); - дополнительного вала заднего хода; - зубчатых шестерен и колес; - синхронизаторов;
ТРАНСМИССИЯ стр.51
- механизма переключения передач. Шестерни коробки передач выполняются косозубыми, что снижает шум при их работе и повышает ресурс за счет увеличения пятна контакта в зацеплении. Коробки передач оборудованы синхронизаторами, позволяющими переключать передачи с минимальным усилием и не опасаться поломки зубьев шестерен. Как уже указывалось, для периодического разъединения и плавного соединения двигателя с коробкой передач и остальными элементами трансмиссии используется сцепление. На автомобилях с механической коробкой передач водитель включает и выключает сцепление, нажимая на педаль.
У автомобилей с так называемой автоматической коробкой переключения передач сцепление работает автоматически, а педаль отсутствует. Сцепление заменяет гидротрансформатор, а механическая часть коробки представляет собой планетарную передачу, в которой все элементы находятся в постоянном зацеплении. Режимом работы планетарной передачи управляет электроника. Схема гидротрансформатора показана на рис. 4.18. Коленчатый вал двигателя через маховик жестко связан с лопаточным колесом, называемым насосным. С ведомым валом соединено второе лопаточное колесо, называемое турбинным. Эти колеса могут вращаться, а между ними устанавливают еще одно лопаточное колесо, которое, неподвижно. Его называют реактором. Насос, турбина и реактор выполнены с радиальным расположением лопаток. Гидротрансформатор на 85-90% заполняется специальной жидкостью. Двигатель вращает насосное колесо, которое направляет поток жидкости на турбинное колесо. Лопатки неподвижного реактора помогают направить поток жидкости вновь к насосному колесу, повышая эффективность работы, а главное, повышая крутящий момент. Причем изменение момента на турбине от максимального значения до значения, равного моменту на насосе, происходит автоматически. При малом числе оборотов двигателя происходит значительное отставание вращения турбины от вращения колеса или так называемое проскальзывание. Это аналогично выключенному сцеплению. По мере увеличения числа оборотов двигателя проскальзывание уменьшается по аналогии с включением сцепления. На рис. 4.19 показана принципиальная схема автоматической коробки передач, состоящей из гидротрансформатора, планетарной передачи и системы регулирования переключения передач. Автоматической коробкой передач управляет процессор, объединенный с электронным блоком управления двигателем либо выделенный в автономный модуль управления. Водитель управляет автоматической коробкой передач с помощью рычага селектора (рис. 4.20). Чаще всего он расположен в том же месте, где и рычаг управления обычной коробкой передач. Рычаг селектора имеет несколько положений. Рассмотрим те из них, которые, как правило, есть в любом автомобиле с автоматической коробкой переключения передач. «Р» (паркинг) - парковка. Стояночное положение рычага переключения, фиксирующее ведущие колеса автомобиля в неподвижном состоянии, при этом в коробке передач включена «нейтраль». При нахождении рычага селектора в этом положении пускается двигатель, а приехав к месту назначения, перед тем как заглушить двигатель, рычаг селектора переводят именно в это положение. Современные автомобили с автоматическими коробками передач оборудуют множеством систем, помогающих водителям управлять такой коробкой. Например, на многих автомобилях вы не сможете вынуть ключ из замка зажигания, пока не переведете рычаг селектора в положение «Р».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|