Учебник по устройству легкового автомобиля Стр. 52
Рычаг селектора переключения оборудован кнопкой фиксатора, не позволяющего случайно перевести рычаг из одного диапазона в другой. Без снятия с фиксатора рычаг селектора может перемещаться только из диапазона «N» в диапазон «D» или в зависимости от модели коробки из положения «D» в положение «2». При автоматической трансмиссии пуск двигателя стартером возможен только в положении «Р» или «N». Во избежание несанкционированного движения автомобиля заводите двигатель при нахождении селектора в положении «Р». Для начала движения необходимо нажать на педаль тормоза и перевести рычаг в нужный диапазон. После характерного легкого толчка, информирующего о готовности автоматической коробки к началу движения, и некоторого снижения оборотов двигателя можно отпускать педаль тормоза. При этом автомобиль начнет движение. Итак, подчеркнем, все переводы рычага управления коробкой передач перед началом движения должны производиться при нажатой педали тормоза. «R» - задний ход. Диапазон движения автомобиля задним ходом. «N» - нейтраль. Передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам нет. При этом ведущие колеса не заблокированы. Этот режим может использоваться для буксировки автомобиля. Однако будьте внимательны. Обычно завод-изготовитель оговаривает расстояние, на которое может буксироваться автомобиль с неработающим двигателем, либо указывает предельное время буксировки. Связано это с тем, что при неработающем двигателе не происходит охлаждения жидкости в системе автоматической коробки, что может привести к выходу ее из строя. «D» - движение. Диапазон движения автомобиля вперед с автоматическим переключением передач с первой до максимальной (и наоборот). «2» - двойка. Диапазон движения автомобиля вперед с автоматическим переключением только с I на II передачу (и наоборот).«1» - единица. Диапазон движения автомобиля вперед только на I передаче без каких-либо переключений. Итак, в автомобиле с автоматической коробкой передач есть только две педали: «газа» и тормоза. Ими управляет только правая нога. Левая нога в таком автомобиле всегда отдыхает. Правая рука также свободна от постоянного переключения передач: вы лишь переведете рукой рычаг селектора в необходимое положение.
Карданная передача При заднеприводнои компоновке крутящий момент от коробки передач к главной передаче передается посредством карданной передачи (рис. 4.21). Карданные шарниры, расположенные на карданном валу, дают возможность перемещаться главной передаче относительно коробки передач. При этом карданный вал может при необходимости автоматически изменять свою длину за счет использования в его конструкции шлицев. Такое конструктивное решение вызвано тем, что задний (ведущий) мост связан с кузовом элементами подвески, позволяющими ему менять свое положение относительно кузова. Поэтому использовать для передачи вращения обычный жесткий вал не представляется возможным. Ведущий мост заднеприводного автомобиля состоит из элементов, показанных на рис. 4.22. Главная передача У заднеприводных автомобилей главная передача конструктивно объединена с ведущим мостом. Конструкция главной передачи заднеприводного автомобиля представлена на рис. 4.23. Главная передача выполнена в виде конической пары: зубчатых шестерни и колеса. При этом у шестерни меньший размер и меньшее число зубьев. Она является ведущей, а зубчатое колесо - ведомым. Коническая передача позволила передать крутящий момент от двигателя к задним колесам под прямым углом,
ТРАНСМИССИЯстр.53 Рис. 4.21. Схема трансмиссии заднеприводного автомобиля: I - двигатель; II - сцепление; III - коробка передач; IV - карданная передача: 1 - эластичная муфта; 2 - шлицевое соединение; 3 - передний карданный вал; 4 - подвесной подшипник; 5 - передний карданный шарнир; 6 - задний карданный вал; 7 - задний карданный шарнир; V - задний мост с главной передачей и дифференциалом: 8 - полуоси; 9 - ведущее (заднее) колесо а сочетание размеров и числа зубьев шестерен - снизить обороты, увеличив крутящий момент.На автомобилях с передним приводом корпус главной передачи конструктивно объединен с корпусом коробки передач. В этом случае передача крутящего момента к колесам происходит через специальные валы. Автомобили с любой схемой привода оборудуют дифференциалом главной передачи, схема
УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Стр.54
ЧАСТЬ 5. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Стр.56 Назначение и общее устройство кузова автомобиля Большинство легковых автомобилей имеет так называемый несущий кузов. Это означает, что двигатель, агрегаты трансмиссии, подвеску ходовой части, а также механизмы управления и дополнительное оборудование устанавливают не на раме (как у грузовиков, автобусов и мотоциклов), а непосредственно на нем, т.е. именно кузов несет всю нагрузку. Кроме того, в кузове располагаются водитель и пассажиры, размещается груз. Как уже говорилось, кузов является «массой», поскольку заменяет собой все отрицательные провода в системе электрооборудования автомобиля. Кузов автомобиля состоит из каркаса и навесных узлов. Металлический каркас состоит из днища (пола с усилителями), штампованных панелей, передка, задка, крыши и крыльев. Все эти элементы сварены друг с другом и представляют единое целое. Затем на каркас навешиваются, прикручиваются, вставляются двери, капот, крышка багажника, стекла и многое другое (например, бамперы, зеркала, декоративные элементы, сиденья и т.д.). На некоторых легковых автомобилях крылья не привариваются, а прикручиваются, в этом случае их тоже относят к навесному оборудованию. В салоне размещены органы управления автомобилем, контрольно-измерительные приборы, позволяющие водителю следить за работой агрегатов и систем, а также осветительные плафоны. Удобство и безопасность поездки обеспечивают системы вентиляции, отопления, обогрева заднего стекла, ремни безопасности, подголовники, подлокотники, прикуриватель, часы, магнитола и т.п. В автомагазинах можно приобрести много полезного, но не переусердствуйте с дооборудованием салона. Во-первых, ваши приобретения не должны мешать водителю. Во-вторых, они не должны причинить травму при дорожно-транспортном происшествии.
Ходовая часть Ходовая часть легкового автомобиля включает в себя переднюю и заднюю подвески, а также колеса и шины. Подвеска представляет собой ряд устройств, связывающих между собой кузов и колеса автомобиля. Подвеска преобразует, смягчает и поглощает удары со стороны дороги, передающиеся на кузов. Различают два типа подвесок: независимые и зависимые (рис. 5.1 и 5.2). Независимая подвеска позволяет колесам, расположенным на одной оси, перемещаться в вертикальной плоскости независимо друг от друга. При зависимой подвеске колеса одной оси жестко связаны друг с другом. В таком случае при наезде на неровность дороги оба колеса наклоняются в поперечной плоскости на равные углы. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ Задача рессоры - смягчить удары, передающиеся на кузов со стороны дороги. Однако при этом кузов начинает раскачиваться. Для того чтобы предотвратить последующее раскачивание кузова, служат амортизаторы. Они гасят собственные колебания подвески при движении по неровностям. Важным элементом подвески является стабилизатор поперечной устойчивости. Он уменьшает крен автомобиля при движении в повороте. Под действием центробежной силы автомобиль в повороте наклоняется к наружному закруглению дороги (рис. 5.4), колеса одного борта еще сильнее прижимаются к дороге, а колеса противоположного борта пытаются оторваться от дороги. Вот тут вступает в работу стабилизатор, который закручивается и выправляет положение кузова автомобиля. Передние колеса автомобиля независимо от конструкции подвески устанавливают под определенными углами наклона относительно вертикальной и горизонтальной плоскости. Это позволяет уменьшить сопротивление движению, износ шин, а также снизить расход топлива.
НЕСУЩАЯ СИСТЕМА И ХОДОВАЯ ЧАСТЬстр.57
Кроме того, этим достигается автоматическое возвращение управляемых колес после поворота в положение прямолинейного движения, т.е. их стабилизация. Стабилизация колес достигается за счет наклона их шкворней в поперечной и продольной плоскостях. Внимательный автовладелец может разглядеть, что передние колеса установлены с некоторым наклоном (угол а на рис. 5.6) и точка контакта колеса с дорогой находится позади оси поворота колеса. Именно из-за этого колесо возвращается в положение прямолинейного движения. Чтобы это было проще понять, рассмотрим бытовой пример: колеса тележки в супермаркете (рис. 5.5). Здесь хорошо видно, что ось вилки крепления колеса и точка касания колеса с поверхностью не совпадают. В какую бы сторону вы не повезли тележку, вилка сразу же поворачивается в противоположную сторону и стремится сохранить это положение. Для достижения эффекта стабилизации вилки руля мотоциклов, мопедов и велосипедов также выполнены с наклоном. Не станем подробно рассматривать силы, действующие на колесо при движении. Отметим только, что поперечный наклон оси поворота (угол (3 на рис. 5.7) легковых автомобилей обеспечивается конструкцией направляющего устройства подвески и не регулируется (рис. 5.7). Продольный наклон оси поворота (рис. 5.6) регулируется шайбами.
УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Стр.58 скостью колеса (рис. 5.8). Этот угол невелик и обычно лежит в пределах 1-2°, но именно с его помощью обеспечивается вертикальное положение колеса при движении, несмотря на возможные деформации деталей передней подвески. Кроме того, угол развала управляемых колес облегчает их поворот и уменьшает нагрузку на подшипниковый узел колеса. Однако такая установка колес приводит к их боковому скольжению, вызывающему износ шин и увеличение расхода топлива. Для устранения бокового скольжения применяют схождение колес в горизонтальной плоскости (рис. 5.9). Поэтому угол схождения (угол |3 на рис. 5.9) зависит от угла развала колес. Схождение колес чаще всего регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|