Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебник по устройству легкового автомобиля Стр. 52






 


 


Рычаг селектора переключения оборудован кнопкой фиксатора, не позволяющего случайно перевести рычаг из одного диапазона в другой. Без снятия с фиксатора рычаг селектора может перемещаться только из диапа­зона «N» в диапазон «D» или в зависимости от модели коробки из положения «D» в положение «2». При авто­матической трансмиссии пуск двигателя стартером воз­можен только в положении «Р» или «N». Во избежание несанкционированного движения авто­мобиля заводите двигатель при нахождении селектора в положении «Р».

Для начала движения необходимо нажать на педаль тормоза и перевести рычаг в нужный диапазон. После характерного легкого толчка, информирующего о готов­ности автоматической коробки к началу движения, и некоторого снижения оборотов двигателя можно от­пускать педаль тормоза. При этом автомобиль начнет движение.

Итак, подчеркнем, все переводы рычага управления ко­робкой передач перед началом движения должны про­изводиться при нажатой педали тормоза. «R» - задний ход. Диапазон движения автомобиля зад­ним ходом.

«N» - нейтраль. Передачи крутящего момента от двига­теля к ведущим колесам нет. При этом ведущие колеса не заблокированы. Этот режим может использоваться для буксировки автомобиля. Однако будьте вниматель­ны. Обычно завод-изготовитель оговаривает расстоя­ние, на которое может буксироваться автомобиль с не­работающим двигателем, либо указывает предельное время буксировки. Связано это с тем, что при неработа­ющем двигателе не происходит охлаждения жидкости в системе автоматической коробки, что может привести к выходу ее из строя.

«D» - движение. Диапазон движения автомобиля впе­ред с автоматическим переключением передач с пер­вой до максимальной (и наоборот). «2» - двойка. Диапазон движения автомобиля вперед с автоматическим переключением только с I на II пере­дачу (и наоборот).«1» - единица. Диапазон движения автомобиля вперед только на I передаче без каких-либо переключений. Итак, в автомобиле с автоматической коробкой пере­дач есть только две педали: «газа» и тормоза. Ими управляет только правая нога. Левая нога в таком ав­томобиле всегда отдыхает. Правая рука также сво­бодна от постоянного переключения передач: вы лишь переведете рукой рычаг селектора в необхо­димое положение.

Карданная передача

При заднеприводнои компоновке крутящий момент от коробки передач к главной передаче передается по­средством карданной передачи (рис. 4.21). Карданные шарниры, расположенные на карданном валу, дают возможность перемещаться главной передаче отно­сительно коробки передач. При этом карданный вал мо­жет при необходимости автоматически изменять свою длину за счет использования в его конструкции шлицев. Такое конструктивное решение вызвано тем, что задний (ведущий) мост связан с кузовом элементами подвески, позволяющими ему менять свое положение относительно кузова. Поэтому использовать для передачи вращения обычный жесткий вал не представляется возможным. Ведущий мост заднеприводного автомобиля состоит из элементов, показанных на рис. 4.22.

Главная передача

У заднеприводных автомобилей главная передача кон­структивно объединена с ведущим мостом. Конструкция главной передачи заднеприводного автомо­биля представлена на рис. 4.23. Главная передача выполнена в виде конической пары: зубчатых шестерни и колеса. При этом у шестерни меньший размер и меньшее число зубьев. Она является ведущей, а зубчатое колесо - ведомым. Коническая пе­редача позволила передать крутящий момент от двига­теля к задним колесам под прямым углом,

ТРАНСМИССИЯстр.53


Рис. 4.21. Схема трансмиссии заднеприводного автомобиля: I - двигатель; II - сцепление; III - коробка передач; IV - карданная передача: 1 - эластичная муфта; 2 - шлицевое соединение; 3 - передний карданный вал; 4 - подвес­ной подшипник; 5 - передний карданный шарнир; 6 - задний карданный вал; 7 - задний карданный шарнир; V - зад­ний мост с главной передачей и дифференциалом: 8 - полуоси; 9 - ведущее (заднее) колесо

а сочетание размеров и числа зубьев шестерен - снизить обороты, увеличив крутящий момент.На автомобилях с передним приводом корпус главной передачи конструктивно объединен с корпусом короб­ки передач. В этом случае передача крутящего момента к колесам происходит через специальные валы. Автомобили с любой схемой привода оборудуют диффе­ренциалом главной передачи, схема

УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Стр.54



 

 

ЧАСТЬ 5. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Стр.56


Назначение и общее устройство ку­зова автомобиля

Большинство легковых автомобилей имеет так называ­емый несущий кузов. Это означает, что двигатель, агре­гаты трансмиссии, подвеску ходовой части, а также ме­ханизмы управления и дополнительное оборудование устанавливают не на раме (как у грузовиков, автобусов и мотоциклов), а непосредственно на нем, т.е. именно кузов несет всю нагрузку. Кроме того, в кузове распо­лагаются водитель и пассажиры, размещается груз. Как уже говорилось, кузов является «массой», поскольку заменяет собой все отрицательные провода в системе электрооборудования автомобиля. Кузов автомобиля состоит из каркаса и навесных уз­лов. Металлический каркас состоит из днища (пола с усилителями), штампованных панелей, передка, задка, крыши и крыльев. Все эти элементы сварены друг с другом и представляют единое целое. Затем на каркас навешиваются, прикручиваются, вставля­ются двери, капот, крышка багажника, стекла и мно­гое другое (например, бамперы, зеркала, декоратив­ные элементы, сиденья и т.д.). На некоторых легко­вых автомобилях крылья не привариваются, а при­кручиваются, в этом случае их тоже относят к навес­ному оборудованию.

В салоне размещены органы управления автомобилем, контрольно-измерительные приборы, позволяющие во­дителю следить за работой агрегатов и систем, а также осветительные плафоны. Удобство и безопасность по­ездки обеспечивают системы вентиляции, отопления, обогрева заднего стекла, ремни безопасности, подго­ловники, подлокотники, прикуриватель, часы, магнито­ла и т.п. В автомагазинах можно приобрести много по­лезного, но не переусердствуйте с дооборудованием са­лона. Во-первых, ваши приобретения не должны ме­шать водителю. Во-вторых, они не должны причинить травму при дорожно-транспортном происшествии.

Ходовая часть

Ходовая часть легкового автомобиля включает в себя переднюю и заднюю подвески, а также колеса и шины. Подвеска представляет собой ряд устройств, связываю­щих между собой кузов и колеса автомобиля. Подвеска преобразует, смягчает и поглощает удары со стороны дороги, передающиеся на кузов. Различают два типа подвесок: независимые и зависи­мые (рис. 5.1 и 5.2).

Независимая подвеска позволяет колесам, располо­женным на одной оси, перемещаться в вертикальной плоскости независимо друг от друга. При зависимой подвеске колеса одной оси жестко свя­заны друг с другом. В таком случае при наезде на не­ровность дороги оба колеса наклоняются в поперечной плоскости на равные углы.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ

Задача рессоры - смягчить удары, передающиеся на ку­зов со стороны дороги. Однако при этом кузов начина­ет раскачиваться. Для того чтобы предотвратить после­дующее раскачивание кузова, служат амортизаторы. Они гасят собственные колебания подвески при движе­нии по неровностям.

Важным элементом подвески является стабилизатор по­перечной устойчивости. Он уменьшает крен автомобиля при движении в повороте. Под действием центробеж­ной силы автомобиль в повороте наклоняется к наруж­ному закруглению дороги (рис. 5.4), колеса одного бор­та еще сильнее прижимаются к дороге, а колеса проти­воположного борта пытаются оторваться от дороги. Вот тут вступает в работу стабилизатор, который закручива­ется и выправляет положение кузова автомобиля. Передние колеса автомобиля независимо от конструк­ции подвески устанавливают под определенными угла­ми наклона относительно вертикальной и горизонталь­ной плоскости. Это позволяет уменьшить сопротивление движению, износ шин, а также снизить расход топлива.

 

 

НЕСУЩАЯ СИСТЕМА И ХОДОВАЯ ЧАСТЬстр.57

 


 


Кроме того, этим достигается автоматическое возвраще­ние управляемых колес после поворота в положение прямолинейного движения, т.е. их стабилизация. Стабилизация колес достигается за счет наклона их шкворней в поперечной и продольной плоскостях. Внимательный автовладелец может разглядеть, что пе­редние колеса установлены с некоторым наклоном (угол а на рис. 5.6) и точка контакта колеса с дорогой находится позади оси поворота колеса. Именно из-за этого колесо возвращается в положение прямолиней­ного движения. Чтобы это было проще понять, рассмо­трим бытовой пример: колеса тележки в супермаркете (рис. 5.5). Здесь хорошо видно, что ось вилки крепле­ния колеса и точка касания колеса с поверхностью не совпадают. В какую бы сторону вы не повезли те­лежку, вилка сразу же поворачивается в противопо­ложную сторону и стремится сохранить это положение. Для достижения эффекта стабилизации вилки руля мо­тоциклов, мопедов и велосипедов также выполнены с наклоном. Не станем подробно рассматривать силы, действующие на колесо при движении. Отметим только, что поперечный наклон оси поворота (угол (3 на рис. 5.7) легковых автомобилей обеспечивается конструк­цией направляющего устройства подвески и не регули­руется (рис. 5.7).

Продольный наклон оси поворота (рис. 5.6) регулиру­ется шайбами.


 


УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Стр.58


скостью колеса (рис. 5.8). Этот угол невелик и обычно лежит в пределах 1-2°, но именно с его помощью обеспечивается вертикальное положение колеса при движении, несмотря на возможные деформации дета­лей передней подвески. Кроме того, угол развала уп­равляемых колес облегчает их поворот и уменьшает нагрузку на подшипниковый узел колеса. Однако такая установка колес приводит к их боковому скольжению, вызывающему износ шин и увеличение расхода топли­ва. Для устранения бокового скольжения применяют схождение колес в горизонтальной плоскости (рис. 5.9). Поэтому угол схождения (угол |3 на рис. 5.9) зависит от угла развала колес. Схождение колес чаще всего регулируется изменением длины поперечной ру­левой тяги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...