Наплавка изношенных поверхностей
1.12.1. В целях продления срока эксплуатации деталей узлов и конструкций разрешается при капитальном и деповском ремонтах, а также при изготовлении запасных частей применять различные способы наплавки, а также газотермического напыления. 1.12.2.К способам наплавки относятся автоматическая и механизированная наплавка под флюсом, порошковой проволокой, в среде защитных газов, ручная штучным электродом, плазменная, вибродуговая, газопорошковая, индукционная, лентой и др. 1.12,3. Выбор способа восстановления или упрочнения должен определяться требованиями, предъявляемыми к качеству нанесенного металла, характером эксплуатационной нагрузки, производительностью и его стоимостью. Наплавка и напыление имеют два основных назначения - восстановление изношенных поверхностей до первоначальных геометрических размеров и нанесение материалов, придающих рабочему слою деталей повышенные свойства. 1.12.4. Конструкции деталей вагонов, имеющие большой износ (от 2 мм и более) и подвергающиеся в эксплуатации трениюкачения(например, гребни колес), абразивному изнашиванию, я также динамической (ударной) нагрузке (например, автосцепка), рекомендуется восстанавливать и упрочнять, как правило, дуговыми методами наплавки. Может использоваться и индукционная наплавка. 1.12.5. Детали и узлы, у которых основной причиной выхода из строя является износ сопрягаемых деталей (увеличение зазора) в подвижных соединениях (например, детали типа вала), не требуют при ремонте большой толщины и высокой прочности наносимого слоя покрытия. При этом рекомендуется вибродуговая наплавка. 1.12.6. Для автоматической и механизированной наплавки применяются наплавочные, сварочные и порошковые электродные проволоки, порошковая и холоднокатаная электродная лента, порошки, плавленые и керамические флюсы и др.
1.12.7. При выборе электродной проволоки необходимо учитывать химический состав наплавляемой детали и проволоки, условия работы, величину износа и требуемую износостойкость. В табл. 1.28 приведены марки наиболее употребляемых наплавочных проволок и твердость наплавленного металла. Для наплавки гребней колес и деталей машин, в том числе работающих в условиях сухого трения, рекомендуется проволока марки Св-08ХГ2СМФ, обеспечивающая высокую износостойкость при сравнительно невысокой твердости (НУ 275—350). Наплавленный металл имеет повышенные прочностные и высокие пластические свойства. Для получения мягкого неизносостойкого наплавленного металла при наплавке под флюсом можно применять сварочную проволоку марок Св-08, Св-О8А. Св-08ГА, Св-10Г2, а при наплавке в среде защитного газа СО2 или смеси газов СО2 + О2 - сварочную проволоку марок Св-08ГС, Св-12ГС. Св-08Г2С, Св-15ГСТЮЦА и др. 1.12.8. При наплавке деталей из углеродистых и низколегированных сталей следует применять плавленые флюсы марок АН-20 (всех индексов) АН-22, АН-60, АН-348А, Рекомендуемые режимы автоматической наплавки под флюсом плоских деталей приведены в табл. 1.29. Для механизированной износостойкой наплавки рекомендуется использовать порошковые проволоки, приведенные в табл. 1.30, а также проволоку ПП-СП-10 (см. табл. 1.20). Перед началом наплавочных работ проволоки следует прокалить в следующем режиме: нагрев до температуры 250—280°С со скоростью 50 - 100 °С/ч, выдержка 2 ч, охлаждение на воздухе. При соблюдении режима прокалки проволока приобретает "соломенный" цвет. 1.12.9. При ручной дуговой наплавке для получения твердого износостойкого, наплавленного металла рекомендуется применять электроды приведенные в табл. 1.31. Влияние режима; наплавки на геометрию шва показано в табл. 132. Для наплавки деталей вагонов, работающих в условиях сухого трения, рекомендуется использовать электроды АНП-13. Возможна наплавка без последующей механической обработки. Износостойкость наплавленных деталей по сравнению с ненаплавленными повышается в 3-5 раз, их твердость составляет НВ 260-320. Электроды АНП-13 перед наплавкой должны обязательно подвергаться прокалке при температуре 380-400 °С в течение 2 ч. Наплавка ведется на постоянном токе обратной полярности углом назад (15-20°) с плавными поперечными колебаниями амплитудой 25-30 мм.
Таблица. 1.28.
Таблица 1.29.
Таблица 1.30.
Примечание: Ф - наплавка под флюсом; С - наплавка без дополнительной защиты (самозащитная)
Та6лица 1.31.
Таблица 1.32.
1.13. Газотермическое нанесение покрытий 1.13.1. Наиболее часто применяемыми способами нанесения газотермических покрытий являются газопламенное и плазменное напыление, газопорошковая наплавка и электродуговая металлизация. Газотермические способы восстановления и упрочнения вагонных деталей рекомендуется применять в тех случаях, когда требуется нанесение тонкого (до 2-3 мм) износо- и коррозионностойкого слоя металла, а при эксплуатации наплавляемых деталей отсутствуют значительные ударные и усталостные нагрузки. Целесообразно использование этих способов при ремонте деталей и узлов, работающих в условиях жидкостной смазки, граничного трения и в неподвижных соединениях (например, посадка колеса на ось). 1.13.2. При газотермическом нанесении покрытий источником энергии является газовое пламя, плазма или электрическая дуга. Материал в виде порошка или проволоки подается в источник нагрева, разогревается, распыляется и транспортируется к восстанавливаемой поверхности детали. 1.13.3. Восстанавливать изношенные детали допускается, если их износы не превышают предельные нормы, которые обусловлены правилами ремонта, настоящей Инструкцией и распоряжениями МПС. Износостойкость нанесенного слоя должна быть не ниже износостойкости основного металла и соответствовать требованиям технических условий и чертежа. 1.13.4. Процесс напыления состоит из: подготовки напыляемого материала; подготовки поверхности детали (см. п. 1.3); напыления; оплавления покрытия; механической обработки. Оплавление покрытия производят только при использовании порошков самофлюсующихся сплавов марок ПГ-10Н-...; ПГ-12Н-...; СИГН; ПГ-СР...* и т. п.
(* Многоточие означает многообразие марок). 1.13.5. При газопламенном напылении порошковые материалы наносят на деталь с помощью кислородно-ацетиленового пламени горелками марок ГН-2, ГН-3 и др., или пропано-кислородного пламени горелкой ГН-5П, имеющей специальный бункер для порошка. При плазменном напылении в качестве плазмообразующих газов применяются аргон, азот и их смеси, аргон с водородом, пропан-бутан, воздух. Напыление производится на стационарных плазменных установках типов УПУ-3д, 1.13.6. Марки, технические характеристики и области применения порошков при газопламенном и плазменном напылении приведены в табл.1.33. 1.13.7. Газопорошковая наплавка заключается в нанесении покрытия с одновременным его оплавлением небольшими участками по всей поверхности детали.
Таблица 1.33.
Примечание: Наряду с указанными в таблице марками порошков АО "Полена—Тула Чермет" может производить и другие порошковые материалы по рецептуре потребителя, в частности порошки, выпускаемые Торезским заводом наплавочных твердых сплавов по При газопорошковой наплавке используются порошковые материалы, приведенные в табл. 1.33. Горелку подносят к поверхности детали на расстояние 5 - 7 мм от ядра пламени и нагревают до температуры от 900 до 950°С, контроль осуществляют приборами дистанционного контроля или по цветам каления (от ярко-красного до желто-красного). Затем отводят горелку на расстояние 30 - 40 мм и на 3 - 5 с включают подачу порошка. После этого оплавляют порошок. Таким же образом проводят напыление соседних участков. 1.13.8. Дуговая металлизация заключается в расплавлении проволочного напыляемого материала электрической дугой, горящей между двумя проволоками-электродами и его распылении сжатым воздухом давлением не ниже 0,5 МПа, одновременно переносящим частицы металла к поверхности детали. Дуговую металлизацию производят проволочными материалами диаметром 1,6 - 2,0 мм марок 65 и 65Г по ГОСТ 14959-79, 65ГА по 1.13.9. Для металлизации крупногабаритных деталей на токарном станке, используют стационарные электрометаллизаторы марки ЭМ-17, для металлизации мелких деталей - ручной электрометаллизатор марки ЭМ-14М. Питание электрической дуги металлизаторов осуществляют от сварочных источников постоянного тока, имеющих жесткую вольтамперную характеристику. 1.13.10. Участок для газотермического нанесения покрытий должен быть оборудован местной вентиляцией и подводом сжатого воздуха. В случае необходимости восстановления деталей типа вала, участок оснащается специализированным вращателем или токарным станком. 1.13.11. Механическая обработка покрытий, нанесенных порошковыми материалами, производится на токарных станках резцами марки Т15К6 или с пластинками из твердых сплавов ВК2Ю, ВК4 и ВК6. Шлифовку покрытий осуществляют карборундовым или алмазным инструментом при обильном охлаждении. В качестве карборундового инструмента используют круги марки КЗ. Металлизационные покрытия обрабатывают точением резцами с твердосплавными пластинками ВК-8 и резцами марки Т15К6, шлифование можно производить алундовыми или корундовыми кругами на мягкой основе. Режимы резания и шлифования должны исключать растрескивание нанесенного слоя, отслоение, царапины и другие дефекты. Покрытие должно иметь ровную поверхность без видимых дефектов. Бракованные детали после удаления покрытия подвергают повторному напылению. 1.13.12. Все работы по ремонту и изготовлению новых деталей и узлов вагонов с использованием напыления в депо и на ремонтных заводах МПС России должны выполняться с соблюдением требований настоящей Инструкции, чертежей и государственных стандартов. Технологические процессы и режимы восстановления деталей нанесением газотермических покрытий, на которые не имеется технологической документации, устанавливаются главным инженером завода или начальником депо и согласовываются с ЦВ МПС, ВНИИЖТ или с АО "Желдорреммаш" и АО "Вагонреммаш" в соответствии с Перечнем деталей подвижного состава, утвержденным Главным техническим управлением МПС 29.03.90 г. Восстановленная деталь должна удовлетворять требованиям безопасной работы и обеспечивать необходимый срок службы. Все ТУ по восстановлению деталей вагонов любым способом нанесения покрытий должны быть согласованы с ЦВ МПС. Многоэлектродная наплавка
1.14.1. Для нанесения слоя металла на поверхность деталей вагонов с целью их восстановления или упрочнения наряду с другими способами разрешается применять многоэлектродную наплавку. Наплавку производят под слоем флюса двумя и более электродами при общем подводе сварочного тока. С увеличением числа проволок ширина и производительность наплавки увеличиваются. Глубина проплавления меньше, чем при наплавке одной проволокой, что способствует снижению чувствительности металла, особенно с повышенным содержанием углерода к образованию трещин, в связи с уменьшением в расплавленном металле ванны доли основного металла. 1.14.2. Наплавку производят на установках, состоящих из узла крепления и перемещения (вращения) детали, наплавочной головки, оборудованной механизмом подачи электродных проволок, и источника питания. Используют постоянный или переменный ток, подаваемый от преобразователей, выпрямителей или трансформаторов. 1.14.3. В качестве материала применяют сварочные и наплавочные проволоки сплошного сечения диаметром 1 - 5 мм, а также порошковые проволоки (чаще всего марок ПП-Нп-14ст, ПП-Нп-18Х1Г1М). Используют флюсы АН-348А, ОСЦ-45, АНЦ-1, АН-60 и др. Проволоку выбирают в зависимости от назначения и требуемых механических свойств наплавленного металла. Минимальная твердость металла получается при использовании сварочной проволоки марки Св-08А и наплавочной марки Нп-30. 1.14.4. Устойчивость процесса и качество наплавки зависят от подготовки поверхности детали под наплавку, количества, химического состава и взаимного расположения электродных проволок, вылета и скорости подачи электродов, толщины наплавляемого слоя, состава флюса и др. Перед наплавкой поверхность детали должна быть зачищена, а поверхностные дефекты удалены. Примерные значения параметров наплавки приведены в табл. 1.34. Количество проволок и их расположение существенно влияют на ширину наплавки, ее форму, а также на глубину проплавления основного металла. Таблица 1.34.
1.14.5. Количество электродных проволок выбирают в зависимости от ширины наплавляемого слоя и диаметра проволок. При одной и той же ширине число проволок увеличивают с уменьшением их диаметра и наоборот. Многоэлектродной наплавкой выполняют слои толщиной до 12 мм (в редких случаях до 30 мм) и шириной до 200 мм. 1.14.6. Среднее расстояние между проволоками должно быть равным трем-четырем диаметрам электродной проволоки. Расстояние между двумя-тремя крайними проволоками должно быть равно одному-двум диаметрам электродной проволоки при ширине наплавки более 50 мм. 1.14.7. Наплавку выполняют при вертикальном расположении электродов, а также "углом вперед" и "углом назад". Для получения наплавленного металла толщиной 4 - 8 мм рекомендуется располагать электроды вертикально к наплавляемой поверхности. Индукционная наплавка 1.15.1. Для восстановления и упрочнения поверхностей деталей вагонов разрешается применять индукционную наплавку (индукционно-металлургический способ), при которой для нагрева наплавляемых поверхностей и расплавления наплавочного материала используются токи средней и высокой частоты. Сущность индукционной наплавки заключается в нагреве наплавляемой поверхности с помощью индуктора, локализации энергии в поверхностном слое и расплавлении его вместе с порошковым наплавочным материалом, нанесенным на восстанавливаемую поверхность. 1.15.2. Для индукционной наплавки рекомендуется применять высокочастотные установки типов ВЧИ 60/0,44, ВЧИ 2 100/0,066, ВЧЗ 2 160/0,066 и др. с мощностью, потребляемой индуктором, не ниже 30 кВт, колебательной мощностью не ниже 60 кВт и частотой тока 0,066-0.44 МГц. В качестве наплавочного материала применяются порошки на основе железа марки 1.15.3. Технологический процесс индукционной наплавки состоит из следующих операций: 1) удаление поверхностных дефектов и загрязнений с зачисткой наплавляемой поверхности до металлического блеска; 2) нанесение на наплавляемую поверхность порошкового материала в смеси с флюсом на заданную толщину; 3) остановка детали в индуктор, включение генератора на рабочий режим и проведение наплавки; 4) при необходимости механическая обработка детали после охлаждения. 1.15.4. Перед наплавкой порошок смешивают с флюсом и сушат в печи при температуре 100 - 150 °С в течение 35 - 40 мин. Соотношение флюса и порошка в смеси устанавливают в зависимости от требований, предъявляемых к восстанавливаемой поверхности детали. Грануляция порошка должна находиться в пределах 150 - 250 мкм. 1.15.5. Индукционным способом допускается наносить слои металла толщиной до 5 мм при наплавке, до 3 мм - при упрочнении. Толщина слоя наплавленного металла составляет 1/3 от исходной высоты насыпаемого слоя порошковой смеси. 1.5.6. При естественном остывании детали шлаковая корка должна отделиться от наплавленного металла самопроизвольно. Наплавленная поверхность должна иметь серебристо-матовый цвет и быть без дефектов (трещин, непроваров, раковин, скоплений пор и др.). Неровности, и наплывы зачищают шлифовальным кругом. 1.5.7. При большом износе восстанавливаемую поверхность детали разрешается сначала наплавлять металлом, имеющим небольшую твердость, одним из дуговых способов с последующей механической обработкой поверхности и ее упрочнением индукционной наплавкой. Газовая сварка и наплавка 1.16.1. При ремонте деталей вагонов газовой сваркой и наплавкой применяют кислород по ГОСТ 5583-78 трех сортов с чистотой от 99,2 до 99,7 %, поставляемый в баллонах, окрашенных в голубой цвет, под давлением 15 - 16,5 МПа. В качестве горючего газа используют ацетилен, природные газы, пропан-бутановые смеси и др. Ацетилен вырабатывают в ацетиленовых генераторах из карбида кальция (ГОСТ 1460—81) или используют поставляемый в баллонах в растворенном состоянии (ГОСТ 5457—75). Природные газы на основе метана по ГОСТ 5542-87 к месту потребления доставляют по трубопроводам, реже в баллонах. Объемная доля бутана в пропан-бутановых смесях составляет 5 - 30 %, поэтому эти смеси называют техническим пропаном. Они тяжелее воздуха, при утечках могут скапливаться в углублениях и образовывать взрывоопасный концентрации. Хранение и транспортировка пропан-бутановых смесей производится в баллонах, окрашенных в красный цвет, вместимостью 40 и 55 л и в 50-тонных цистернах под давлением 1,6 МПа. 1.16.2. Для газовой сварки стали применяют присадочный материал в виде проволоки или литых прутков. Присадочные материалы для чугуна указаны в п. 1.19. 1.16.3. Для защиты расплавленного металла от окисления и удаления окислов применяют сварочные флюсы, которые вводят в сварочную ванну или пламя горелки в виде порошков, паст и газов. 1.16.4. Технические характеристики ацетиленовых генераторов приведены в табл. 1.35. 1.16.5. Для предупреждения обратных ударов в, трубопроводы, генераторы и баллоны следует применять предохранительные затворы: водяные мембранные и безмембранные, а также сухие (огнепреградители) марок ЗСП, ЗСУ-1, ЗВП-1 и ЗВМ-2. Запорным приспособлением баллонов является вентиль. 1.16.6. Для понижения давления газа и его поддержания постоянным служат редукторы, типы и основные параметры которых регламентированы ГОСТ 13861-89Е. 1.16.7. Подводящие шланги должны обладать достаточной прочностью и гибкостью (ГОСТ 9356-75). Внутренний диаметр для горелок малой мощности составляет 6 мм, для горелок нормальной и повышенной мощности - 9, 12 и 16мм. 1.6.8. Газовую сварку выполняют горелками типов Г1, Г2, ГЗ, Г4, оборудованными комплектом наконечников. Технические характеристики горелок (ГОСТ 1077-79Е) приведены в табл. 1.36. Они относятся к однопламенным универсальным горелкам, предназначенным для ручной ацетилено-кислородной сварки, пайки, подогрева и других видов газопламенной обработки металлов. Наконечники к инжекторным горелкам подбирают в зависимости от толщины свариваемого металла в соответствии с табл. 1.37, в которой приведены также расход и давление на входе в горелку ацетилена и кислорода. Типы горелок подразделяются на модели. Рекомендуется горелку модели ГС-4 применять для подогрева. Горелка модели Г2-04 по конструкции подобна горелке Г2-05, а также горелкам Г2-02, "Звездочка", "Малютка". Горелка ГЗ-03 аналогична горелке ТЗ-05 и ранее выпускавшимся горелкам "Звезда", "Москва", ГС-3, ГС-ЗА. Сведения по двум маркам инжекторных горелок малой и средней мощности, предназначенных для ацетиленокислородной сварки, приведены в табл. 1.38. 1.16.9. Сварку тонколистовой стали, наплавку, пайку и нагрев деталей допускается производить горелками, работающими на смеси кислорода с газами — заменителями ацетилена (природным газом, пропан-бутановыми смесями), типов ГЗУ-3-02, ГЗУ-4 или им аналогичных. Горелка ГЗУ-3-02 — универсальная, ГЗУ-4 предназначена для сварки чугуна, цветных металлов, а также наплавки, пайки, нагрева (табл. 1.39). 1.16.10. Металл малой толщины (до 2 мм) соединяют встык без разделки кромок и без применения присадочного металла, металл толщиной 2 - 5 мм допускается соединять встык без разделки кромок, но оставляя зазор. При сварке металла толщиной свыше 5мм целесообразно применять стыковое соединение с односторонней разделкой кромок. Таблица 1.35.
Примечание: ВВ— вытеснение воды, ВК — вода на карбид. КВ — карбид в воду.
Таблица 1.36.
Таблица 1.37.
Таблица 1.38.
Примечания: 1. Приведены номинальные значения расхода и давления ацетилена и кислорода. 2. Температура окружающей среды, при которой работают горелки, от минус 40 до 45 оС.
Таблица 1.39.
При толщине стали до 3 мм более производительным является левый способ сварки (горелка перемещается справа налево), а при больших толщинах, в особенности при сварке со скосом кромок, — правый способ. 1.16.11. Режимы газовой сварки зависят от толщины свариваемого металла и характеризуются мощностью пламени, скоростью сварки, диаметром присадочного прутка, углом наклона мундштука горелки. Мощность пламени определяется расходом горючего газа. Расход ацетилена Vа» S×К, где S — толщина металла, мм; К — коэффициент, равный при сварке левым способом для стали и чугуна 75-130, алюминия — 1100-150, меди и ее сплавов — 150-225; при сварке правым способом этот коэффициент несколько больше. Скорость сварки должна обеспечивать стабильность процесса и надежное проплавление основного металла. Диаметр присадочного прутка выбирают для левого способа d== S/2 + 1; для правого Угол наклона мундштука горелки к поверхности детали 20° при сварке металла толщиной до 1 мм, 30° — толщиной 1-3 мм, 40° — 3-5 мм, 60° — 7-10 мм, 80° — 15 мм и более. При сварке алюминия, меди и их сплавов угол наклона следует увеличить. Допускаемое отклонение ±5°. 1.16.12. Для сварки низкоуглеродистых сталей (до 0,25 % С) применяют сварочные проволоки Св-08, Св-08А, Св-08ГА, Св-10Г2, Св-10ГА без флюса. Рекомендуется проковка шва в горячем состоянии. При сварке с заменителем ацетилена используют проволоки марок Св-12ГС, Св-08Г2С и др. Сварку выполняют левым и правым способами. Среднеуглеродистые стали сваривают проволокой марок Св-18ХГС, Св-О6Н3 или проволоками, указанными выше. Флюс не требуется. При толщине стали свыше 3 мм нужен подогрев до 250-350 °С. Аналогичные проволоки пригодны и для сварки высокоуглеродистых сталей. При содержании углерода 0,7 % и более требуется флюс (бура). Предпочтительнее левый способ сварки. Низколегированные конструкционные стали сваривают с применением проволок, близких по химическому составу к основному металлу. 1.16.13. Газовой наплавкой наплавляют чаще всего стальные и чугунные детали латунью. Применяют все марки латуней, в которых содержание свинца не превышает 0,1 %. Качество наплавки достигается при хорошем смачивании поверхности, которое обеспечивают бура, газообразный флюс БМ-1 и др. При применении порошкообразных флюсов используют пламя с избытком кислорода, газообразного флюса — нормальное пламя. Мощность пламени выбирают в зависимости от толщины наплавки: Толщина наплавки, мм................. 3—4 5—б 6—7 Мощность пламени по ацетилену, л/ч...…… 4—7 6—11 10,5—17,5 Разрешается также использовать литые износостойкие сплавы. Перед наплавкой поверхность детали зачищают до металлического блеска. Наплавку ведут левым способом горелками с наконечниками номеров 2, 3 или 4 в зависимости от толщины металла и размеров детали, непрерывно подогревая наплавляемую поверхность. Наплавку производят в нижнем положении с применением прокаленной буры и последующим обязательным медленным охлаждением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|