Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности образовательной деятельности




 

В данной курсовой работе особенности сервисной деятельности рассмотрены на примере среднеобразовательной школы. Школа как сервисная организация относится к образовательной деятельности. Для того что бы рассмотреть особенности образовательной деятельности следует рассмотреть более узкое понятие такое как образовательная услуга.

Существует множество определений образовательной услуги. А.М. Стрижов под образовательной услугой понимает «целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности» (А.М Стрижов «Стандарты и мониторинг в образовании» стр. 48). Р. Джапарова считает, что образовательная услуга это «деятельностная передача системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым». (Р. Джапарова «Маркетинг услуг профессионального образования» стр. 55). Следовательно, образовательная услуга представляет собой взаимодействие между производителем и потребителем, в процессе оказания и приобретения этого специфического блага.

В ряде работ образовательную услугу рассматривают как процесс передачи определенной информации для усвоения, с целью получения определенного результата. С этой точки зрения образовательную услугу рассматривают многие авторы. С.А. Зайчикова под образовательной услугой понимает «систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала» [3, с. 12].

Н.Н. Терещенко, определяя содержание образовательной услуги, отмечает, что это целый комплекс действий: воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков (Терещенко Н.Н. «Исследование рынка образовательных услуг высшей школы» стр. 21). Автор рассматривает образовательную услугу, как комплекс знаний, направленный на развитие индивида (гражданина). Данной точки зрения придерживается и В.Н. Зотов, который дает следующее определение: «образовательная услуга - это объем учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определенной программе». (Зотов В.Н. «Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции» стр. 13).

Некоторые авторы рассматривают образовательную услугу как деятельность образовательного учреждения направленную на развитие интеллектуальных способностей человека, формирование профессиональных качеств реализуемых в дальнейшем в процессе трудовой деятельности. Так, Т.А. Сон утверждает, что «… образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации …» (Сон Т.А. Формирование рынка образовательных услуг).

Более широко потребителей образовательных услуг определяет В.П. Щетинин. Под образовательной услугой он понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многочисленных потребностей человека, общества и государства» (Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. «Экономика образования» стр. 12-13).

Из множества определений следует сделать выводы. В первую очередь образовательная услуга - это деятельность, направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности. Во вторых образовательная деятельность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков. Следуя из вышеперечисленных выводов можно составить общее представление понятия образовательной услуги. Образовательная услуга - это комплекс знаний, умений и навыков, с помощью которого удовлетворяют образовательные потребности личности.

Рассмотрев понятие образовательной услуги, следует рассмотреть особенности образовательных услуг. Мы выделили отличительные черты образовательных услуг:

·   сезонность;

·   высокая стоимость. Образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал

личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них;

·   относительная длительность оказания (так, например, в нашей стране получение первого высшего профессионального образования по различным специальностям может занимать от 4 до 6 лет);

·   отсроченность выявления результативности;

·   зависимость результатов от условий будущей работы и жизни обучившегося;

·   необходимость дальнейшего сопровождения услуг;

·   зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся;

·   невозможность перепродажи;

·   необходимость лицензирования, п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)»;

·   конкурсный характер (этот признак в основном проявляется в большинстве государственных высших учебных заведений);

·   относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг

·   и другие.

Кроме того, проанализируем еще ряд специфических особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:

. Специфика образовательных услуг заключается в том, что, по мнению многих исследователей, они относятся к категории "общественных благ (товаров)". Общественными благами называются товары, работы и услуги, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. Предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство.

. Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их

непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах, например) на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.

. Еще один отличительный признак образовательных услуг - многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. Т.к. под образованием в Законе “Об образовании” понимается “...целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства …».

. А. Панкрухин главной особенностью оказания образовательных услуг называет сотворчество преподавателя и слушателя. В сфере образования, где преобразуется личность клиента, он, не являясь профессионалом, претендует на самую активную роль в процессе производства и оказания образовательных услуг. Важно также и то, что оказание услуг образования, предполагающее ярко выраженную открытость этой сферы для информационного, кадрового и другого обмена, задает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг (Панкрухин А.П. «Маркетинг образовательных услуг» стр. 56).

Для того что бы до конца изучить сущность образовательной услуги необходимо изучить какие образовательные услуги бывают. Сегодня существует множество сервисных организаций оказывающие образовательные услуги, что бы рассмотреть все, необходимо их классифицировать их по свойствам.

В литературе не существует общепризнанной классификации образовательных услуг, мы попытались выделить основные виды образовательных услуг, воспользовавшись Законом Российской Федерации «Об образовании» и комментариями к нему. Вышеупомянутый Закон в качестве одного из компонентов системы образования называет образовательную программу, которая, по мнению некоторых исследователей, является комплексом образовательных услуг, которые в виде специфического товара предлагаются на рынке.

Все образовательные программы подразделяются на:

.   Общеобразовательные, программы направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. К общеобразовательным программам относят следующие виды программ:

§ дошкольного образования;

§ начального общего образования;

§ основного общего образования;

§ среднего (полного) общего образования.

.   Профессиональные, программы направленные на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. В эту группу образовательных программ входят:

§ программы начального профессионального образования - цель подготовка работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;

§ программы среднего профессионального образования, предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;

§ программы высшего профессионального образования, освоение которых необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах. Данные программы реализуются в высших учебных заведениях: университетах, академиях и институтах;

§ программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.

Каждая из этих программ, кроме основной, может иметь и дополнительную программу. Изучение всего объема предметов основной программы является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам и отражают особенности данного образовательного учреждения или региона. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является «более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества». (Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» под редакцией Шкатуллы В.И.)

Образовательные программы могут предоставляться образовательными учреждениями в следующих формах:

§ очной,

§ очно-заочной (вечерней),

§ заочной.

Допускается также сочетание различных форм получения образования. Стоит отметить, что получение ряда профессий и специальностей в вечерней и заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).

Помимо классификации, данной в Законе РФ «Об образовании», можно выделить следующие виды образовательных услуг.

По длительности предоставления:

§ долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.);

§ среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.);

§ краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).

По используемым методам обучения:

§ традиционные,

§ программы проблемного обучения,

§ программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.

По способу оплаты услуг:

§ платными;

§ условно бесплатными.

Важно отметить, что согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:

§ государственными,

§ муниципальными,

§ негосударственными: частными, учреждениями общественных религиозных организаций (объединений).

Как уже было сказано выше как общеобразовательные, так и профессиональные программы могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах дополнительного образования. В Комментариях к Закону РФ «Об образовании» находим определение дополнительной образовательной услуги - «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных образовательных программ государственных образовательных стандартов». Согласно Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и т.п.

Дополнительное образование осуществляется посредством ряда образовательных программ, выходящих за пределы основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации предусматривается в рамках каждого из четырех уровней профессионального образования. По существу, это «над базовое», а зачастую и последипломное образование.

Услуги дополнительного образования различной направленности могут предоставляться:

.   в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

.   в образовательных учреждениях дополнительного образования:

§ в учреждениях повышения квалификации,

§ в институтах усовершенствования специалистов,

§ в центрах повышения квалификации,

§ на курсах различной направленности,

§ в центрах профессиональной ориентации,

§ в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества,

§ в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;

.   посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Рассмотрев определения понятия образовательной услуги, особенности и характеристику можно перейти к рассмотрению понятия образовательная деятельность. Образовательная деятельность - целенаправленные последовательные действия, осуществляемые уполномоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессионального обучения, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг. (Проект Федерального закона "Об образовании" гл.1 ст.2). Из этого следует, что главная задача образовательной деятельности это предоставление образовательных услуг. Т.к. образовательная деятельность это процесс предоставления образовательных услуг, то образовательная деятельность имеет те же отличительные черты и особенности что и образовательная услуга.

В этом пункте были рассмотрены: понятие, особенности, классификация образовательной услуги и образовательной деятельности. Изучив и проанализировав материал можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день образовательные услуги востребованы на рынке услуг, потому что получение образование является важным для каждого человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...