Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение качества образовательной деятельности




 

В данной главе мы будем рассматривать качество образовательных услуг. Для того что бы понять как определить качество образовательных организаций необходимо рассмотреть определение качества образования и стандарты образования. Начнем с определения, «качество, в системе образования, - многокомпонентное явление, включающее в себя, по мнению экспертов, не только качество учебного процесса и педагогической деятельности или научно-педагогических кадров и образовательных программ, но и качество (уровень) материально-технической базы и информационно-образовательной среды, качество учащихся, качество управления и исследований.» (С. Е. Шишов «Образовательные стандарты и качество образования»). Требования к этим качествам в той или иной степени прописаны в стандартах, поскольку являются обязательным условием достижения результата образования, соответствующего социальным нормам и требованиям, что позволяет рассчитывать на адекватное отношение человека к внешнему миру. Одним из важнейших документов, определяющих и регламентирующих деятельность образовательных учреждений, является закон РФ «Об образовании». В этом законе содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития всей системы образования в России. Стандартизация качества образования ориентирована на достижение, наряду с академическими, результатов в приобретении:

§ навыков устной и письменной коммуникации;

§ основ математики и естественных наук;

§ навыков работы с информационными технологиями;

§ развитого креативного мышления;

§ потребности в непрерывном образовании, постоянной работе, требующей личностных усилий;

§ умения работать в группах, способности к интегральному использованию знаний;

§ инициативности, в приобретении знаний и в их продуктивном применении;

§ культурной восприимчивости;

§ способности принимать самостоятельные решения и нести за них социальную и личностную ответственность.

На основе данных стандартов в следующей главе будет составлена анкета, проводимая среди учащихся. Анкета отразит уровень исполнения государственных стандартов качества образования. Таким образом, мы сможем определить уровень качества образования.

Для того что бы соответствовать стандартам необходимо уметь управлять качеством. Далее мы рассмотрим основные принципы модели TQM (Total Quality Management) в переводе с английского «Всеобщее управление качеством». «TQM - это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, приводящей к всеобщему качеству» (стр. 420 Лапидус В.А., Серов М.Е. «Введение в менеджмент качества»).

Основные 8 принципов модели TQM:

. Ориентация организации на заказчика.

. Ведущая роль руководства.

. Вовлечение сотрудников.

. Процессный подход.

. Системный подход к управлению.

. Постоянное улучшение

. Отношения с организациями-партнерами.

. Ответственность перед обществом.

Рассмотрим данные принципы на примере образовательной организации раскрыв сущность каждого принципа приведенного выше.

1. Ориентация на потребителя. Школа, являясь зависимой от потребителей, как и любая иная организация, должна выполнять его запросы и стремиться соответствовать их ожиданиям относительно предлагаемых услуг. Запросы и потребности потребителей услуг необходимо изучать и анализировать в режиме мониторинга, а полученная информация о них - распространяться ответственным субъектам внутри организации;

2. Ведущая роль руководства и последовательность целей. Руководство школы развивает ее организационную культуру: вырабатывает и определяет стратегию, устанавливает способы ее практического воплощения, обеспечивает согласованность всех мероприятий, контролирует достижение работниками поставленных целей. Ведущую роль руководства в организации работ следует рассматривать не как директивное транслирование задач, а как умение эффективно организовать деятельность школы, проинформировать о стратегии и политике организации каждого сотрудника и вовлечь его в активную работу;

3. Вовлечение сотрудников. Весь педагогический коллектив школы, каждый на своем месте, участвует в повышении качества. Для эффективной работы по повышению качества, каждый сотрудник должен иметь соответствующую квалификацию для выполнения обязанностей и разделять цели школы. При этом все процессы должны быть четко структурированы, а информация о них должна быть доступна сотрудникам и потребителям. Работники школы являются ресурсом, обеспечивающим постоянное улучшение качества ее работы. С целью вовлечения сотрудников в эту работу в школе создаются группы по самооценке и группы по улучшению;

4. Процессное управление. Вся деятельность школы рассматривается как совокупность регламентированных процессов, управляемых уполномоченными лицами, результаты которых периодически оцениваются на основе объявленных критериев. Результаты осуществления процессов рассматриваются как значимые, если они представляет ценность не только для школы или органов управления, но и для потребителей образовательных услуг. Управление процессами осуществляется на основе критериев эффективности (временные и материальные затраты на осуществление процесса, их сопоставление с полученным результатом и другие). Принимаемые управленческие решения, касающиеся организации и изменения процессов обусловлены данными мониторинга, производящегося школой, к числу объектов которого можно отнести - многообразие образовательных результатов учащихся, отзывы потребителей о работе школы, мнения и предложения сотрудников и другие.

5. Системный подход к управлению. При управлении системой взаимосвязанных процессов необходимо стремиться к объединению процессов; различные рабочие группы сотрудников школы должны тесно взаимодействовать друг с другом.

6. Постоянное совершенствование и инновации. Изменения школьной практики являются естественным состоянием организации при ее стремлении к достижению нового качества. Основной ресурс повышения качества работы школы - информация (оценки, отзывы, замечания и предложения), полученная от потребителей. Постоянное обучение сотрудников так же является фактором, обеспечивающим улучшение качества предоставляемых услуг; при этом в школе надо стимулировать инновации и нестандартное мышление.

7. Отношения с организациями-партнерами. Для повышения качества работы школе необходимо устанавливать взаимовыгодные отношения с партнерами, отбирая их в соответствии с имеющимися целями. При выстраивании партнерских отношений необходимо учитывать и цели организаций-партнеров для повышения эффективности совместной работы.

8. Ответственность перед обществом. Школа неукоснительно следует этическим принципам, определенным ею самой, и стремится выполнить все требования действующего законодательства.

Соблюдение данных принципов, позволит контролировать и управлять качеством образовательной детальности.

В заключении отметим, что на сегодняшний день существует множество различных видов услуг, где образовательные услуги занимают не малую часть. В данной главе мы изучили понятие услуги, сервиса и сервисной деятельности, рассмотрели особенности и классификации. Так же изучили понятие образовательной услуги, рассмотрели виды и особенности оказания образовательных услуг. Рассмотрели стандарты качества образовательных услуг и основные принципы управления качеством услуг.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...