Международная компания, ее количественные и качественные признаки.
Международные компании – это различные фирмы, предприятия, корпорации, оперирующие на внешнем рынке, которые выступают в качестве объекта управления международных менеджеров Количественные критерии международного предприятия (Дюльфер): • Количество стран, в которых имеются филиалы компании (количество регионов) • Число заграничных филиалов • Доля зарубежных активов в общих активах компаний • Доля производства заграничных филиалов в общем объеме производства • Доля прибыли заграничных филиалов в общем объеме прибыли • Доля иностранных работников в общем объеме работников • Число иностранцев в высшем звене управления • Величина собственного капитала, размещенного за границей Качественные признаки международной компании • Ориентация предпринимательской политики предприятия (продуктовая, ценовая, сбытовая, коммуникационная политика) не на внутренний, а на внешний рынок • Направленность организационной структуры фирмы на заграничную деловую • активность в различных формах (экспорт товаров, продажа лицензий, лизинг, франчайзинг) • Специализация персонала и структурных подразделений на международном бизнесе Стимулы национальных компаний для перехода в статус международных: 1) увеличение товарооборота (и прибыли); 2) наращивание производственных мощностей и 3) использование эффекта масштаба; 4) разделение рисков с иностранными партнерами; 5) снижение издержек производства/сбыта за счет более дешевых сырья и рабочей силы в принимающей стране; 6) расширение рынков сбыта и возможностей приобретения новых эффективных технологий/компетенций (путем образования СП с местными партнерами);
7) использование возможностей кредитно-финансовой системы, каналов сбыта и инфраструктуры принимающей страны +индекс транснационализации(юнктад) Анализ индексов транснационализации компаний с учетом их национальной принадлежности позволяет сделать вывод о том, что ТНК из небольших по размерам развитых стран (например, Нидерланды, Швеция, Финляндия) осуществляют свою деятельность больше за рубежом, чем в стране базирования материнской компании, так как размеры и ограниченные возможности национальных рынков заставляют их искать новые рынки, в отличие от транснациональных корпораций крупных государств, например США, Япония, Германия, по которым индекс транснационализации даже ниже среднего. В этом случае индекс транснациональности достигает уровня ниже среднего По индексу транснациональности лидируют такие известные компании как: Nestle S. A. (95,2%), Nippon Oil Co (82,4%), British Petroleum (73,7%), Exxon Mobil Co (68%), Siemens AG (56,8%), лукойл(37,8), general electric and ford motors (47-48%) Болес точную характеристику транснационализации компаний, дополняя чисто экономические параметры пространственными, позволяют дать индексы интернационализации (ИИ) и распространения сети (ИРС). Индекс интернационализации отражает, насколько филиальная сеть компании является международной, т. е. какова доля ее зарубежных филиалов. Индекс географического охвата (GSI — Geographical Spread Index) рассчитывается как квадратный корень из произведения Индекса интерна ционализации (II) и числа стран, в которых расположены филиалы корпорации(германия(алианц и DB), италия, франция) Индекс распространения сети (NSI), также как и индекс транснационализации, дает агрегированную характеристику "степени международности" функционирования компаний. Рассчитывается он как процентное отношение числа зарубежных стран, в которых ТНК осуществляет свою деятельность (размещает производство, ведет хозяйственную деятельность и т.п.), к общему количеству стран, в которых корпорация потенциально могла бы вести деятельность.(Швейцария – 25,8%, Нидерланды, Великобритания – Венесуэла – 2,67%). Лидирует хим и фарм пром-сть. В компаниях Шелл, Унилевер, Нестле – выше 30%, менее 5 – митцубиси, волмарт.
Анализ индекса NSI по 100 крупнейшим компаниям позволяет подтвердить сформулированный ранее вывод: страны, небольшие по площади, более активно, чем крупные государства, осваивают зарубежные рынки. Гарвардские критерии отнесения к ТНК: o количество стран, в которых действует компания (в соответствии с различными подходами минимум составляет от 2 до 6 стран); o определенное минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании; o определенный размер, которого достигла компания; o минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%); o владение не менее, чем 25% «голосующих» акций в трех или более странах — тот минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы прямые зарубежные инвестиции; o многонациональный состав персонала компаний, состав ее высшего руководства. o Кол-во дочерних зарубежных структур - 3 ООН: оборот – более 100 млн долл./год, филиалы в 6 стр; доля собственности 10%, · включающая единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности; · оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр; · в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|